Образовательная программа православной гимназии № 20 г. Майкопа и изучение русской духовной музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Первое направление имеет целью модернизацию педагогических технологий, ориентированных на формирование у школьников знаний, умений и навыков. Сохраняется сложившаяся в советской школе методологическая основа деятельности, а усилия направлены лишь на корректировку в соответствии с требованиями времени. Второе направление характеризуется введением личностноориентированных образовательных технологий. Этот, безусловно, прогрессивный, подход связан с введением в школьную практику зарубежных образовательных технологий, использование которых не всегда проходит безболезненно, поскольку заимствованные модели подменяют традиционные, исторически сложившихся в России формы обучения и воспитания

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Нравственный и художественный
потенциал духовной музыки…………………………………..8
§1. Морально-нравственные ценности православной педагогики……...8
§2. Исторические сведения о развитии музыкального образования
в лоне Русской православной церкви……………………………………14
Глава 2. Русская духовная музыка в
православной гимназии………………………………………...26
§1. Пути введения духовной музыки в школьный урок………………..26
§2. Образовательная программа православной гимназии
г. Майкопа…………………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

Спиридонова Образовательная программа православной гимназии (2).doc

— 595.50 Кб (Скачать файл)


АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

ИНСТИТУТ ИСКУССТВ

 

кафедра теории, истории  музыки

и методики музыкального образования

 

 

 

 

 

СПИРИДОНОВА АНАСТАСИЯ  ПЕТРОВНА

студентка 5 курса очного отделения

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ № 20 г. МАЙКОПА и ИЗУЧЕНИЕ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ

 

квалификационная работа

 

 

 

 

                                                                   Научный руководитель:

кандидат искусствоведения,

                                                              доцент Хватова С.И.

 

 

 

 

Майкоп 

2007

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Нравственный и художественный

потенциал духовной музыки…………………………………..8

§1. Морально-нравственные ценности православной педагогики……...8

§2. Исторические сведения о развитии музыкального образования

в лоне Русской православной церкви……………………………………14

Глава 2. Русская духовная музыка в

православной гимназии………………………………………...26

§1. Пути введения духовной музыки в школьный урок………………..26

§2. Образовательная программа православной гимназии

г. Майкопа…………………………………………………………………32

Заключение……………………………………………………………………….47

Список литературы………………………………………………………………52

Приложение 1. Федеральные законы о

возможности религиозного образования в школе…………56

Приложение 2. УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ православной

гимназии  №20………………………………………………………………..60

Приложение  № 3 ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ПРЕДМЕТУ «ДУХОВНОЕ  ПЕНИЕ»………………………………………………………………………….63

ПРИЛОЖЕНИЕ  № 4 РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ……………………………..65

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Преподавание музыки в школе долгое время проходило без учёта происходящего в богослужебном пении русской православной церкви. Поэтому создавалось ощущение, что на протяжении XVIII-XX в. развивалась исключительно светская музыка. Последние исследования в области педагогики указывают на актуальность религиозного образования. В частности, протоирей Евгений Шестун считает, что современная отечественная педагогика развивается в трёх основных направлениях.

Первое направление  имеет целью модернизацию педагогических технологий, ориентированных на формирование у школьников знаний, умений и навыков. Сохраняется сложившаяся в советской школе методологическая основа деятельности, а усилия направлены лишь на корректировку в соответствии с требованиями времени. Второе направление характеризуется введением личностноориентированных образовательных технологий. Этот, безусловно, прогрессивный, подход связан с введением в школьную практику зарубежных образовательных технологий, использование которых не всегда проходит безболезненно, поскольку заимствованные модели подменяют традиционные, исторически сложившихся в России формы обучения и воспитания. Третье направление обращено к духовно-нравственным традициям дореволюционного отечественного образования и воспитания.

Как показывает педагогическая практика, третье направление наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта, с духовным обогащением общества. Между тем наследие традиционной русской педагогики ни в годы секуляризованного по содержанию российского образования (конец XIX – начало XX вв.), ни в годы воинствующего атеизма (советская школа) не получило теоретического осмысления, поскольку фундаментом традиционной российской школы и традиционной российской педагогики было православие. Отметим, что православный подход к решению проблем образования и воспитания предполагает, прежде всего, духовное осмысление жизненных явлений и следование религиозным духовно-нравственным представлениям о человеке.

Между тем, на государственном уровне уже поднимается вопрос о введении в школьную программу духовной музыки1. Религиозное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях возможно не только в рамках факультатива, но также и в рамках  дополнительной образовательной программы, включающей в себя  религиоведческие, религиофилософские и религиопознавательные дисциплины. Основные требования к преподаванию этих дисциплин изложены в Информационном письме Министерства образования Российской Федерации "О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации" N 47/ 20-11п от 19.03.93., а также в Письме Министерства образования органам управления образованием N 230/35-15 от 15.05.97. Согласно приведенным документам к разряду религиоведческих курсов относятся курсы «История религий», «Мировые религии», «Религиоведение» и другие курсы, опубликованные в научно-методических журналах и вестниках Министерства образования Российской Федерации. Выбор и утверждение учебных программ и учебных планов по данным курсам осуществляется государственным или муниципальным образовательным учреждением. В письмах Министерства образования указано, что преподаватель религиоведческого курса должен пройти специальную профессиональную подготовку, что подтверждается выдачей ему сертификата государственного образца2. В настоящее время к числу документов государственного образца, подтверждающих наличие необходимого образовательного ценза для преподавания религиоведения, относится диплом о педагогическом образовании, выдаваемый выпускникам Свято - Тихоновского Богословского Института. Права и обязанности педагога, в том числе вопрос о заработной плате, регулируются трудовым соглашением (договором, контрактом) заключенным между государственным (муниципальным) образовательным учреждением и педагогом. Согласно выше приведенным документам преподавание религиоведческих, религиофилософских и религиопознавательных дисциплин не сопровождается совершением религиозных обрядов и носит информативный характер.

До сих пор музыкально-педагогический процесс обнаруживает два противоречия, составляющие актуальность изучения данной проблемы в наше время:

1. Исключительная важность  изучения произведений духовной  музыки наряду с отсутствием  специальных методов работы над  ними.

2. Отставание общефилософской  концепции учебного процесса от современных теорий мировоззренческого характера, связанных с вопросами восприятия музыкальных произведений вообще и духовной музыки в частности.3

Попытку преодолеть эти  противоречия в преподавании музыки неоднократно предпринимала И. Кошмина. Целью преподавания церковной духовной музыки в общеобразовательной школе, как считает автор, является воспитание духовности, уважения к ценностям отечественной и мировой культуры через приобщение к христианскому культовому искусству. Воспитательная ценность христианского вероучения заключается в глубокой нравственности религиозных заповедей, в обращенности к человеческой душе, в возвышенной красоте обрядов и ритуалов [11, с.3].

Ряд российских педагогов уже обратили внимание на эту проблему. Так Р. Лозовская в учебном пособии «Развитие духовности личности в системе музыкального образования» отмечает, что в процессе возрождения духовного потенциала общества возрастает роль школы и педагогической науки. Современные концепции воспитания, в том числе музыкального образования и воспитания, ставят перед образовательными учреждениями глобальную цель, связанную с формированием и развитием духовной культуры школьника. Такая цель может быть реализована только при наличии достаточно высокого уровня развития духовной культуры самого учителя. Поэтому одним из важнейших факторов подготовки учителя музыки является воспитание его духовности.

Автор полагает, что в  практической подготовке специалистов школьного музыкального образования  в большей степени преобладает  формальный подход к изучению музыкального искусства, а, следовательно, у будущих учителей зачастую складывается отношение к музыке как к объекту изучения. В связи с этим студенты не всегда проникают в глубину содержания музыкальных произведений, что может ослабить влияние этих произведений на внутренний мир обучаемых. Кроме того, многие студенты не знают и не понимают механизм влияния музыки на развитие духовности человека, в таком случае их будущая профессиональная деятельность может приобрести чисто формальный характер. Урок музыки отличается от всех остальных, прежде всего тем, что учебно-познавательный процесс направлен не на изучение окружающего мира, а на познание своего внутреннего мира и на его обогащение за счёт приобщения школьников к духовным ценностям музыкального искусства. К сожалению, большинство вузовских дисциплин нацелено, прежде всего, на приобретение студентами знаний о музыке и музыкально-иполнительских умений, а проблема развития духовности, как самих студентов, так и школьников остаётся без внимания. В этом заключается необходимость введения данного спецкурса, который, также ещё и закрепляет знания студентов по методологии музыкально-педагогического образования, поскольку он основан на методологическом анализе проблемы развития духовности личности в системе музыкального образования.

Вышеизложенные мнения также свидетельствуют об актуальности данной проблемы с одной стороны  и о безотлагательном её решении  с другой, т.к. духовный вакуум в современном  образовании заполняется не всегда апробированными веками средствами.4

Объектом изучения выступает образовательная программа в православной гимназии города Майкопа.

Предмет исследования – изучение духовной музыки в православной гимназии № 20 г. Майкопа.

На основе объекта  и предмета исследования выдвинута следующая цель нашей работы: рассмотреть на примере православной гимназии города Майкопа особенности изучения русской духовной музыки в:

  • рамках дисциплины «музыка»;
  • рамках специальных дисциплин богословно-религиозного блока;
  • в рамках дополнительного образования в стенах православной гимназии.

В соответствии с целью  перед нами были поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть морально-нравственные ценности православной педагогики;
  2. проследить историю становления православного образования в России;
  3. рассмотреть пути включения духовной музыки в школьный урок;
  4. проанализировать программы, учебные планы, православной гимназии города Майкопа;

Поставленная цель и  задачи обусловили методы исследования: историко-теоретический, заключающийся в изучении и анализе литературы по данной проблеме; эмпирический – наблюдение за процессом реализации образовательных программ в православной гимназии г. Майкопа № 20, включением духовной музыки в ДШИ№6 (Народной культуры), ДШИ№3; социологический, заключающийся в беседах, взятии интервью, изучении документальных данных, предоставленных администрацией школ и гимназии; системно-структурный.

Материалы работы апробированы на 45-й студенческой конференции (2005г.) – доклад «История развития православного  образования в России», 46-й студенческой конференции (2006г.) – доклад «Пути включения духовной музыки в школьный урок», 47-й студенческой конференции (2007г.) – доклад «Образовательная программа Православной гимназии № 20 г. Майкопа, а так же публикация в журнале АВ ОVО № 8 (2007 г.), с. 313 статьи «Морально-нравственные ценности православной педагогики».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Нравственный и художественный потенциал духовной музыки

 

 

§1. Морально-нравственные ценности православной педагогики.

 

В последние годы всё  чаще и чаще многими учёными, педагогами поднимается вопрос о возрождении русской религиозно-духовной культуры в её культурологическом значении. Возвращение к некогда забытой культуре выдвигает главную проблему: как вводить её в общеобразовательную школу?

Возможность нравственного воспитания человека через приобщение к духовной культуре отмечена академиком Н.Моисеевым. Давая оценку нравственного и экологического состояния человечества в наше время, учёный ставит вопрос о формировании нового мышления, переориентация большинства ценностных шкал человека, изменении отношений людей друг к другу, предлагает обратиться к религиозным учениям, внимательно к ним присмотреться и, может быть, кое-что перевести на язык современности.

Те же нравственные и  духовные проблемы волновали и священников, богословов. Так, А. Мень писал: «Решать насущные проблемы, не вглядываясь в то, как их решал мир на протяжении веков, - значит отказаться от великого права наследия».

Мы обращаемся к духовному  искусству ещё и потому, что  оно согрето любовью к людям, направлено к душе человека и одновременно соединяет его с Большим Миром – Вселенной, а для верующих людей – с Богом. В этом заключается великая объединяющая сила религиозной культуры. Человек мыслится в ней как часть огромного мироздания, как часть великой гармонии, которую нельзя разрушать. Духовное искусство призывает человека к красоте мыслей, чувств, поступков, к внутренней дисциплине и гармонии с самим собой, окружающим миром. Человек должен творить добро, хотя у него всегда есть право выбора в своих поступках, руководствоваться он должен высшими нравственными критериями: любовью, вниманием, состраданием, прощением, чтобы не выступала на первое место забота только о личном благе.

Православное образование  в современной России, получив  право на существование, практически реализуется в воскресных школах всех типов, возникающих при приходах, в дошкольных детских учреждениях, православных гимназиях и лицеях, духовных семинариях, православных высших учебных заведениях и духовных академиях. Когда мы говорим о церковных школах, то речь идёт не о том, что они обязательно должны находиться в управлении церковных общин или чтобы ими заведовал священник. Дело даже не в количестве часов, отведённых на изучение Закона Божьего. Смысл церковной школы в том, что она внутренне должна быть пронизана духом веры. Проблема церковной школы лежит более всего в её духовной атмосфере, в подлинности, искренности и целостности её внутренней религиозной установки.

Информация о работе Образовательная программа православной гимназии № 20 г. Майкопа и изучение русской духовной музыки