Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:51, курсовая работа
Первое направление имеет целью модернизацию педагогических технологий, ориентированных на формирование у школьников знаний, умений и навыков. Сохраняется сложившаяся в советской школе методологическая основа деятельности, а усилия направлены лишь на корректировку в соответствии с требованиями времени. Второе направление характеризуется введением личностноориентированных образовательных технологий. Этот, безусловно, прогрессивный, подход связан с введением в школьную практику зарубежных образовательных технологий, использование которых не всегда проходит безболезненно, поскольку заимствованные модели подменяют традиционные, исторически сложившихся в России формы обучения и воспитания
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Нравственный и художественный
потенциал духовной музыки…………………………………..8
§1. Морально-нравственные ценности православной педагогики……...8
§2. Исторические сведения о развитии музыкального образования
в лоне Русской православной церкви……………………………………14
Глава 2. Русская духовная музыка в
православной гимназии………………………………………...26
§1. Пути введения духовной музыки в школьный урок………………..26
§2. Образовательная программа православной гимназии
г. Майкопа…………………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………
Важно отличить особенности вокального
воспитания учащихся, характерные для
определенного исторического
В начале XVII века заметно развивается национальная культура и просвещение. Из литературы мы узнаем о выдающемся просветителе Симеоне Полоцком, который создал свою систему обучения. Он уделял большое внимание эстетическому воспитанию и «элементам светского обучения». Замечательный музыкант и педагог Н. Дилецкий ввел нотную систему обучения, которая, по свидетельству специалистов, приближается к современной. Он впервые на русском языке изложил правила певческого обучения детей. Он требует понимания содержания песни и выразительного исполнения; рекомендует учителям исходить не из силы голоса, а находить меру его («меру гласа»), заинтересовывать детей, обращаясь к их сознанию. Эти правила дают нам представление о том, что выдающиеся педагоги того времени начинали постепенно понимать певческий процесс и формулировать основные методические и практические рекомендации. Причем все прогрессивное, сложившееся в традицию, имевшее отношение к пению, тесно было связано с речью.
В середине XVII века (1647) хор выступает уже и вне церкви, что содействовало распространению пения в обществе того времени. В общественной жизни России заметно усиливаются просветительные тенденции, открываются светские общеобразовательные учебные заведения, где также организуются хоры. В общеобразовательных учебных заведениях дети хорошо овладевали многоголосием, пели на 4-8 голосов. В начале XVIII века развитие музыкальной культуры продолжалось, хорам требовалось все больше детских голосов, заметно усилилось стремление улучшить их качество. В это время было создано много певческих школ. Важно отметить, что постепенно в процессе развития хорового пения складывались и основы вокального воспитания детей, с детских лет певцы приобретали прочные навыки правильного, свободного звучания – этого требовал стиль церковного пения5. С древнейших времен применялась вокализация, вводились импровизационные украшения, что развивало гибкость голоса.
Во второй половине XVIII века огромное влияние на музыкальную культуру оказывала народная песня. Она была основой музыкальной культуры. Росло количество провинциальных хоров. Много детей пело в частных хорах, набиравшихся из крепостных. Возникновение школьно-методической литературы в России, появление в ней определенных методических принципов В. А. Богадуров относит к началу XIX века. Такая литература появилась в том время, когда вокальное искусство в России достигло довольно высокого уровня. Попытка создать самостоятельную русскую школу относится уже к XIX веку, В. А. Богадуров отмечает, что в том вопросе Россия отстала от Западной Европы на полстолетия. Во второй половине XVIII столетия появились методические работы, переведенные с французского и итальянского языков. Среди рекомендаций, содержавшихся в них, важно указание на необходимость развивать у детей слуховой контроль. В. Манфредини в «Правилах гармонических и мелодических для обучения всей музыке» перечисляет и раскрывает ценные методические требования:
1. Рот при пении «растворять…
умеренно, естественно…от этого
зависит ясность голоса и
2. Петь в удобной тесситуре,
«никогда не должно
3. Надо петь напевно и додерживат
4. Ясно произносить слова,
5. Петь сознательно и
6. Рекомендует петь без
Еще в начале XIX века были открыты светские учебные заведения, где готовили учителей пения. Открылись регентские классы в Петербургской придворной капелле и Синодальном училище. Эмоциональность, нежность, осмысленность – вот выбранный стиль исполнения. «…Не тупое заучивание, хотя бы с листа, а постоянное осмысление памяти и контроля за этим…» – писал М. И. Глинка в «Упражнениях для усовершенствования голоса».
В «Упражнениях» Глинка «всегда ставить указание: медленно и даже весьма медленно, имея в виду увеличение длительности исполняемых упражнений с целью постепенного развития продолжительности дыхания…». Глинка предварительно укреплял середину, средние звуки диапазона, а затем уже верхние и нижние, поэтому и метод его был назван концентрическим.
Вокальные указания М.И. Глинки и созданная позже «Полная школа пения» А. В. Варламова – все это целая эпоха в русской вокальной педагогике. Здесь выражены все принципы, на которых основано пение, учтены особенности детского голоса. Детские голоса воспитывались звонкие, серебристые, нежные. Глинка считал это звучание непременным условием развития голоса. Голосообразование свободное, естественное, при средней силе звука, ровное от первой до последней ноты. Варламов, как и Глинка, придавал особое значение слуху, артикуляции, напевности, не допускал форсировки звука, стоял за пение в удобной тесситуре. В методиках того времени появляются указания на зависимость чистоты интонации от эмоционального состояния поющего, рекомендации «поддерживать веселое расположение духа учеников…» (В. Серова, 1867), не перебирать дыхания, упражняться, начиная с головного регистра, звуком легким, добиваться неизменно его ровности (выдающийся духовный композитор Г. Ломакин, педагог И. Казанский). В конце XIX – начале XX веков в литературе начинают критиковать методы хорового обучения в школе и репертуар певцов. Возмущение общественности вызывало эксплуататорское отношение к детским голосам. Проявляются протесты против совместного пения детей и взрослых в церковных хорах, отчего дети сильно уставали.
Таким образом, основную особенность русского музыкального образования до XVIII века составляло то, что оно строилась на традициях церковно-певческого искусства. Это породило его особенности. Согласно установившимся ко времени принятия христианства на Руси византийским традициям, к богослужебному пению в Православной церкви допускались только профессиональные певчие. Однако на Руси выполнение этого правила было практически невозможным. Среди русского населения ещё не было певцов, готовых к профессиональному пению в церкви.
На начальном этапе освоения русскими певчими византийских богослужебных традиций произошло подразделение музыкального образования на профессиональное и общее, а первыми учителями церковного пения были болгары и греки. При этом в профессиональном образовании выделяются два основных профиля: канонические певцы и доместики, которые впоследствии были заменены более привычными для русского слуха словами «уставщик» (канонический певец) и «головщик» (доместик). Обязанностью уставщика являлась организация всей службы. Он следил за тем, что именно и в какой последовательности поётся. Головщик же или руководитель хора следовал указаниям уставщика и претворял их в реальной практической деятельности, управляя непосредственно самим певческим процессом.
Е. Николаева отмечает, что особое значение в деле подготовки профессиональных певчих в Древней Руси имели специальные певческие школы, учреждаемые при церквах и монастырях. Начинающие певцы поступали здесь в обучение к опытным певчим, под руководством которых они осваивали основы профессионального певческого мастерства. Одна из первых таких школ была организована в Киеве при Десятинной церкви, а одной из лучших считалась певческая школа учреждённая Андреем Боголюбским в XII веке во Владимире6.
Своеобразной формой певческой школы были и сами церковные хоры, которые как свидетельствует исследование С.Зверевой, лежали принципы иерархии и подобия7.
Принцип иерархии проявлялся в особой организации церковного хора по станицам. Так называлась группа певчих, состоявшая из 5-6 человек, которой присваивался определённый разряд. Самое высокое положение в иерархии церковного хора занимали певцы первой станицы, несколько ниже – певцы второй станицы и т. д. Путь от низших станиц к высшим исчислялся для певчего десятилетиями. Общий певческий стаж, предшествующий зачислению певца в высшую станицу составлял от 19 до 20 лет. Следовательно, можно предположить, что все эти годы и являлись для певчих в какой то мере разными стадиями ученичества.
Продолжительное время центром распространения церковного пения был Киев. Вслед за ним высокого расцвета певческое искусство достигло во Владимире. В период феодальной раздробленности крупнейшим центром церковно-певческого искусства был Великий Новгород. XIV – XVI века для Руси характеризуются ликвидацией феодальной раздробленности и объединением русских земель вокруг Московского княжества. Оно становится центром притяжения лучших творческих сил страны.
В 1551 году Стоглавый собор вменил в обязанности священникам и дьяконам создавать у себя на дому школы для обучения детей грамоте и церковному псалтырному пению. С этого времени обучение богослужебному пению было официально приравнено к обучению чтению и письму, и приобрело более массовый и организационный характер.
«Следующим значительным шагом в деле реорганизации системы музыкального образования на Руси, - свидетельствует Е. Николаева, - явилось создание на юго-западе страны в XVI – начале XVII столетий Львовской, Луцкой, Киевской и других братских школ». Обязательным в братских школах являлось изучение и освоение учащимися традиций богослужебного пения.
В 1632 году на базе слившихся Киевской братской школы и школы Киево-Печёрской лавры было организовано первое украинское высшее учебное заведение – Киево-Могилянская коллегия (с 1701 года – академия), где наряду с другими предметами изучалась музыка. В XVIII веке под воздействием реформ Петра I содержание и организация музыкального образования в России претерпели существенные перемены: музыкальная культура стала постепенно освобождаться от церковной опеки, расширилось светское музицирование, появились военные оркестры и хоры в общественных местах, стали организовываться музыкальные представления, концертная деятельность. В этих условиях, всё большее значение приобретает музыкальное обучение в светских школах.
В связи с этим существенно возросла
потребность в музыкальных прак
Решительно обновил исполнитель
Деятельность С. Смоленского коснулась и работы в синодальном хореё Основным местом службы хора, в течении долгих лет его существования, являлся Большой Успенский собор в Кремле. Лишь благодаря методически продуманной работе с хором С. Смоленского и В. Орлова к концу XIX века Синодальный хор был выдвинут в число лучших хоров России. Выступления хора стали неотъемлемой частью музыкальной жизни Москвы. С замечательным искусством хора познакомились и за границей.
В 1870 – 1880-х годах, как отмечает Е. Николаева9, Синодальный хор был преобразован в Синодальное училище, а через пять лет в специальное училище церковного пения, где стали готовить умелых исполнителей, учителей православного церковного пения и регентов хора. В расписание занятий, помимо уроков сольфеджио, элементарной теории музыки, гармонии, контрапункта, в качестве обязательного предмета была включена история церковного пения в России.
В учебном плане училища