Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:51, курсовая работа
Первое направление имеет целью модернизацию педагогических технологий, ориентированных на формирование у школьников знаний, умений и навыков. Сохраняется сложившаяся в советской школе методологическая основа деятельности, а усилия направлены лишь на корректировку в соответствии с требованиями времени. Второе направление характеризуется введением личностноориентированных образовательных технологий. Этот, безусловно, прогрессивный, подход связан с введением в школьную практику зарубежных образовательных технологий, использование которых не всегда проходит безболезненно, поскольку заимствованные модели подменяют традиционные, исторически сложившихся в России формы обучения и воспитания
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Нравственный и художественный
потенциал духовной музыки…………………………………..8
§1. Морально-нравственные ценности православной педагогики……...8
§2. Исторические сведения о развитии музыкального образования
в лоне Русской православной церкви……………………………………14
Глава 2. Русская духовная музыка в
православной гимназии………………………………………...26
§1. Пути введения духовной музыки в школьный урок………………..26
§2. Образовательная программа православной гимназии
г. Майкопа…………………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………
Учебный план, программа и методика обучения на уроках духовного пения ориентированны на развитие музыкальных способностей и кругозора, на изучение обихода (гласовые и неизменные песнопения), выявление и подготовку наиболее одарённых детей на музыкальные факультеты средних и высших богословских и светских музыкальных учебных заведений.
Теперь более подробно остановимся на преподавании церковного пения в православной гимназии. Обучение детей осуществляется на основе церковной музыки, которая является величайшим художественным наследием русского народа. С детьми проводятся беседы о большой значимости духовной музыки. Дети узнают о том, что в области духовной музыки много уникальных произведений, истинных шедевров, созданных как известными композиторами: Д. Бортнянским, М. Березовским, П. Чайковским, С. Рахманиновым, А. Гречаниновым, П. Чесноковым, А. Кастальским, так и безымянными авторами. Их сочинения – это образцы высокого искусства, в них выражены глубокие философские мысли – жизни и смерти, о страдании и терпении, познании радости, о жизни земной и вечной. Среди этих произведений такие, которые под силу исполнить только профессиональным коллективом (поэтому они и исполняются чаще всего не во время службы, а в концертах). Но есть и другие – обиходные, вполне доступные небольшим церковным хорам и даже прихожанам.
Хоровое пение на службе в церкви является неотъемлемой частью богослужения, причём пение исключительно а сарреllа.
Главным принципом построения уроков церковного пения в гимназии является церковный календарь. Каждое новое песнопение разучивается или повторяется в соответствии с предстоящим праздником, поэтому тематический план занятий для каждого класса одинаков. Так песнопения разучиваются и исполняются в связи с конкретной необходимостью и добавляют к уже сложившейся основе новые оттенки. Поэтому, ребята с первого по пятый класс учат одинаковые песнопения, но начиная с третьего класса они поют их двухголосно.
Основой построения уроков по церковному календарю являются двунадесятые праздники: непереходящие ( Рождество Пресвятой Богородицы 8/21 сентября, Воздвижение Креста Господня 12/27 сентября, Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября/ 4 декабря, Рождество Христово 25 декабря/ 7 января, Богоявление (Крещение Господне) 6/19 января, Сретенье Господне 2/15 февраля, Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта/7 апреля, Преображение Господне 6/19 августа, Успение Пресвятой Богородицы 12/28 августа) и переходящие ( Пасха, Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), Пятидесятница (День Святой Троицы) на 50-й день после Пасхи).
Это основные праздники
установленные Православной
Обучение детей церковному пению строится на системе «восьмигласия» (это 8 голосов называемые в совокупности «восьмигласием»). Дети учат мелодии каждого голоса, распевая на них молитвы. В первом и втором классах они поют их в унисон, а начиная с третьего класса ведётся работа над двухголосием.
На уроках церковного пения дети также разучивают основные молитв: «Отче наш», «Верую», «Царю небесный», «Богородице дево». Все молитвы имеют традиционные легко запоминающиеся мелодии.
Итак, дети на уроках церковного пения учат общепринятые в богослужебной практике (обиходные) напевы тропарей, кондаков, и величаний двунадесятых праздников и, кроме того, некоторые песнопения из наиболее часто используемых в храме. Работа ведётся a cappella. Тесты песнопений исполняются не на русском, а на церковно-славянском языке.
Содержание уроков предусматривает 2 направления:
Тропари и кондаки поются на сочинённые ещё в XIII- Х1Увв. монахом из Сирии Иоанном Дамаскиным (из Дамаска) мелодии, так называемые гласы:
8 гласов Бог — Господь, поются на литургии (утренняя служба)
8 гласов на Господи, воззвах — вечернее богослужение
8 гласов ирмосных.
Пение
осложняется разными
текстами, которые должны
быть
В перспективе дети будут сами петь всю Литургию, поэтому из класса в класс всё более расширяется знание всех песнопений утренней службы а в дальнейшем - вечерней. На занятиях хора дети поют и светские песни, овладевая общепринятыми правилами хорового пения.
Целью обучения является получение базового начального музыкального образования, знакомство с историей христианства, приобретение навыков хорового пения, воспитание детей в духе Православной веры. Дети занимаются по 5-ти и 7-ми летнему обучению. Каждый год объём занятий хора составляет 108 часов: 2 раза в неделю по 1,5 часа.
Вокально-хоровая работа включает в себя несколько компонентов:
Начало воспитания гармонического слуха на основе пения простых канонов и двухголосных упражнений. Обучение пению без сопровождения и с сопровождением, умение слушать себя и товарищей, воспитание развитие мелодического и гармонического слуха учащихся в* процессе работы над упражнениями и музыкальными произведениями на основе требований чистого интонирования, правильного. воспроизведения ритмического рисунка, выполнения динамических оттенком.
Важную роль в выполнении вокально-хоровой работы играет пение учебно-тренировочного материала, включающего образный рассказ о распевании, упражнении, о его роли в развитии певческих навыков. Практические занятия - показ упражнений и впевание их. Введение новых упражнений в зависимости от учебных задач.
Распевание ставит своей задачей подготовить хористов к интенсивной работе и привести их певческий аппарат в состояние «боевой готовности», они способствуют выработке единой манеры звуковедения, доводя до автоматизма многие ценные навыки и умения. Другая группа упражнений связана с конкретными задачами, обусловленными разучиваемым репертуаром. Обычно они основаны на музыкальном материале какого-либо произведения и подчеркивают определённую трудность. Эти упражнения приведут к росту исполнительского мастерства коллектива в целом.
Ансамбль и строй в младшем хоре - прежде всего совместное, согласованное во всех отношениях
исполнение произведений. Для достижения
его одинаково важны интонационная слаженность,
единообразие манеры звукообразования,
ритмическая и темповая слитность, динамическая,
одноплановость партий. Каждый ребенок
должен привыкнуть к определённому
месту и хорошо чувствовать локоть своего
постоянного соседа. Это обеспечит наилучшие
условия для достижения ансамбля прежде
всего в динамическом отношении.
Особую роль хормейстеры отводят одноголосному пению так называемого малого знаменного распева16. Вот что говорил почти полвека назад об одноголосном знаменном распеве Л. Парийский: «Знаменный распев не только во всем соответствует предписаниям церковного Устава, но во многом объясняет, дополняет и развивает его... Знаменный распев никогда не стремится преобладать над текстом, напротив, он стремится быть фоном, средством к усилению мысли текста... Вообще знаменные мелодии по простоте, серьезности, строгости, правдивости чувства, отсутствию пустого сентиментализма, по соответствию с церковным Уставом отвечают всем требованиям, предъявляемым церковному пению»17. Воспитание активного унисона очень важная часть хорового дела. Но при этом у детей развивается только мелодический слух, а полноценное музыкальное развитие обязательно предполагает серьёзную работу над совершенствованием гармонического слуха. Эта трудная задача, но чем раньше начать её осуществление, тем плодотворнее весь процесс хоровых знаний. В начале нужно активизировать различные стороны музыкального слуха, особое внимание направляя на внутренний и вокальный его компоненты.18
Одноголосный знаменный распев, которым к началу XVI века был распет весь круг богослужебных песнопений, является высшим проявлением церковного певческого творчества. Из вышесказанного следует, что мы должны со всем уважением отнестись и к самой манере пения в унисон. Основная смысловая нагрузка слова «унисон» – единство, согласие. Слово «единство» очень близко верующим: Евангелие, апостольские послания пронизаны призывом к единству веры, единству духа, единению с Богом. Св. апостол Павел говорит такие слова: “Дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога” (Римл. 15, 6).
Б. Кутузов в статье «Об истинно церковном пении» вопрошает: «Не является ли это прямым указанием на то, что церковное пение должно быть одноголосным, мелодическим? Не способствует ли большему духовному объединению поющих на клиросе верующих пение в унисон? Именно здесь во всей полноте достигается: “Единым сердцем и едиными усты славим Тя...” Известно также, что для знаменного распева характерно нерасторжимое внутреннее единство мелодии и текста, более того, напев помогает раскрыть смысл слова»19.
Интересно, что пение одноголосия начинается в «донотном» периоде освоения малого знаменного роспева. Чаще всего тексты распеты по принципу слог-нота и педагог пользуется релятивной системой, где цифра под слогом обозначает ступень, точка рядом с нотой – удлинение наполовину, распевание гласной – горизонтальной линией под цифрами:
Архиерейское «Достойно
есть», основанное на поступенном движении
демонстрирует действие данной безнотной
системы, в результате обучения по которой
дети могут спеть «входное»
Начиная в первом классе знакомство с церковной музыкой, дети познают основы церковного пения, и достижению унисона здесь придается огромное значение и с интонационной и с богословской точки зрения. Они, в беседах с учителями, находят ответы на интересующие их вопросы: «Что такое церковное пение?», «Что оно рождает в нас?», «Для чего нужно церковное пение?», «Почему это пение называется церковным?».
Изучая знаменный роспев, дети знакомятся с графическим начертанием знаков без подробного изучения их расшифровки. Однако для изучения осьмогласия иногда применяются так называемые двузнаменники, где пятилинейная нотация сочетается со старинной графикой, что имеет, по мнению преподавателей эстетическое и назидательное значение, подчеркивая преемственность традиций:
Начало изучения двухголосия
методически сходно с аналогичным
процессом в обычной
Как правило, изучение трехголосия начинается с введения единичных трехголосных «вкраплений» в двухголосный текст. На примере многократно повторяющихся возгласов – ектении – дети легко осваивают новую фактуру. По мнению регента Свято-Троицкого Собора г. Майкопа Елены Щур, такой тип трехголосия доступен и левому – непрофессилнальному – хору:
Цель первого этапа обучения многоголосию в хоровом классе – достичь уровня сложности трехголосных кантов, которые учащиеся распевают на основе народных духовных стихов. Как правило, это короткие строфы с большим количеством куплетов, как, например, в назидательном канте «Взирай с прилежанием»: