Образовательная программа православной гимназии № 20 г. Майкопа и изучение русской духовной музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Первое направление имеет целью модернизацию педагогических технологий, ориентированных на формирование у школьников знаний, умений и навыков. Сохраняется сложившаяся в советской школе методологическая основа деятельности, а усилия направлены лишь на корректировку в соответствии с требованиями времени. Второе направление характеризуется введением личностноориентированных образовательных технологий. Этот, безусловно, прогрессивный, подход связан с введением в школьную практику зарубежных образовательных технологий, использование которых не всегда проходит безболезненно, поскольку заимствованные модели подменяют традиционные, исторически сложившихся в России формы обучения и воспитания

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Нравственный и художественный
потенциал духовной музыки…………………………………..8
§1. Морально-нравственные ценности православной педагогики……...8
§2. Исторические сведения о развитии музыкального образования
в лоне Русской православной церкви……………………………………14
Глава 2. Русская духовная музыка в
православной гимназии………………………………………...26
§1. Пути введения духовной музыки в школьный урок………………..26
§2. Образовательная программа православной гимназии
г. Майкопа…………………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

Спиридонова Образовательная программа православной гимназии (2).doc

— 595.50 Кб (Скачать файл)

Учебный план, программа и методика обучения на уроках духовного пения ориентированны на развитие музыкальных способностей и кругозора, на изучение обихода (гласовые и  неизменные песнопения), выявление и подготовку наиболее одарённых детей на музыкальные факультеты средних и высших богословских и светских музыкальных учебных заведений.

Теперь более подробно остановимся на преподавании церковного пения в православной гимназии. Обучение детей осуществляется на основе церковной музыки, которая является величайшим художественным наследием русского народа. С детьми проводятся беседы о большой значимости духовной музыки. Дети узнают о том, что в области духовной музыки много уникальных произведений, истинных шедевров, созданных как известными композиторами: Д. Бортнянским, М. Березовским, П. Чайковским, С. Рахманиновым, А. Гречаниновым, П. Чесноковым, А. Кастальским, так и безымянными авторами. Их сочинения – это образцы высокого искусства, в них выражены глубокие философские мысли – жизни и смерти, о страдании и терпении, познании радости, о жизни земной и вечной. Среди этих произведений такие, которые под силу исполнить только профессиональным коллективом (поэтому они и исполняются чаще всего не во время службы, а в концертах). Но есть и другие – обиходные, вполне доступные небольшим церковным хорам и даже прихожанам.

Хоровое пение на службе в церкви является неотъемлемой частью богослужения, причём пение исключительно а сарреllа.

Главным принципом построения уроков церковного пения в гимназии является церковный календарь. Каждое новое песнопение разучивается или  повторяется в соответствии с  предстоящим праздником, поэтому  тематический план занятий для каждого  класса одинаков. Так песнопения разучиваются и исполняются в связи с конкретной необходимостью и добавляют к уже сложившейся основе новые оттенки. Поэтому, ребята с первого по пятый класс учат одинаковые песнопения, но начиная с третьего класса они поют их двухголосно.

Основой построения уроков по церковному календарю являются двунадесятые праздники: непереходящие ( Рождество Пресвятой Богородицы 8/21 сентября, Воздвижение Креста Господня 12/27 сентября, Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября/ 4 декабря, Рождество Христово 25 декабря/ 7 января, Богоявление (Крещение Господне) 6/19 января, Сретенье Господне 2/15 февраля, Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта/7 апреля, Преображение Господне 6/19 августа, Успение Пресвятой Богородицы 12/28 августа) и переходящие ( Пасха, Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), Пятидесятница (День Святой Троицы) на 50-й день после Пасхи).

  Это основные праздники  установленные Православной Церковью  в память о великих событиях  евангельской и церковной истории.  Их возникновение восходит в глубокой древности, когда христианский календарь был позаимствован Русью из Византии. Тогда в его основе лежала строгая система религиозных праздников, которые всегда занимали особое место в жизни людей. Праздники как бы освобождали религиозного человека от гнёта обыденности, от «серых будней», давали ему возможность соприкосновения с иным, прекрасным и необъятным миром духовных чувств и мыслей.

Обучение детей церковному пению строится на системе «восьмигласия» (это 8 голосов называемые в совокупности «восьмигласием»). Дети учат мелодии каждого голоса, распевая на них молитвы. В первом и втором классах они поют их в унисон, а начиная с третьего класса ведётся работа над двухголосием.

На уроках церковного пения дети также разучивают основные молитв: «Отче наш», «Верую», «Царю небесный», «Богородице дево». Все молитвы имеют традиционные легко запоминающиеся мелодии.

Итак, дети на уроках церковного пения учат общепринятые в богослужебной  практике (обиходные) напевы тропарей, кондаков, и величаний двунадесятых праздников и, кроме того, некоторые песнопения из наиболее часто используемых в храме. Работа ведётся a cappella. Тесты песнопений исполняются не на русском, а на церковно-славянском  языке.

Содержание уроков предусматривает 2 направления:

  1. Материал составляющий, так называемый костяк церковной службы, обиходного пения – то, что исполняется постоянно от службы к службе. Музыкальный материал разучивается и доводится до той степени совершенства, которая возможна в данных условиях: в зависимости от вокальных возможностей детей, собранных в данном классе; от того, как регент хора выстроит репертуар, т.е. будет ли это «лоскутное одеяло» собранное из разных источников, или музыка выстроится в русле какой-либо концепции, подхода, предлагаемого настоятелем храма или диктуемого вкусом самого регента.
  2. Музыка, которая меняется в зависимости от дня недели, праздника какого-либо святого, наличие или отсутствие поста и т.д. Поскольку данный раздел допускает возможности выбора, то она должна быть доступной и не сложной, а объём её не может быть слишком большим, так как обременять детское восприятие обилием музыкального духовного репертуара – излишне, ведь особенностью именно детского исполнения является незаученность и свежесть.

Тропари и  кондаки поются на сочинённые ещё в XIII- Х1Увв. монахом из Сирии Иоанном Дамаскиным (из Дамаска) мелодии, так называемые гласы:

8 гласов Бог  — Господь, поются на литургии (утренняя служба)

8 гласов на  Господи, воззвах — вечернее богослужение

             8 гласов ирмосных.

Пение    осложняется   разными   текстами,    которые   должны    быть                                                             правильно разделены на строки с расставлен нем акцентов, цезур остановок, с отчётливым произношением слов при умеренном звучании силы голоса. Уже со второго года обучения самые способные дети из общего хора по воскресеньям принимают участие в Литургии, т.е. поют на клиросе в церкви отдельные не сложные духовные молитвы - песни, в помощь основному, взрослому составу хора.

В перспективе  дети будут сами петь всю Литургию, поэтому из класса в класс всё более расширяется знание всех песнопений утренней службы а в дальнейшем - вечерней. На    занятиях    хора    дети    поют    и    светские    песни,    овладевая общепринятыми правилами хорового пения.

Целью обучения является получение базового начального музыкального образования, знакомство с историей христианства, приобретение навыков хорового пения, воспитание детей в духе Православной веры. Дети занимаются по 5-ти и 7-ми летнему обучению. Каждый год объём занятий хора составляет 108 часов: 2 раза в неделю по 1,5 часа.

Вокально-хоровая  работа включает в себя несколько компонентов:

    • воспитание умения следить за дирижёрским показом одновременного  вступления и окончания пения.
    • начало формирования вокально-хоровых навыков, музыкального слуха, памяти, внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку, обучение постоянному соблюдению певческой установки на занятиях; спокойному вдоху, правильному звукообразованию, сохранению состояния вдоха перед началом пения, экономному выдоху.
    • пение естественным, звонким небольшим по силе звуком; правильному формированию гласных, чёткому короткому произношению согласных.
    • развитие певческого диапазона, начиная со звучащей зоны (ми1 – си1 ). Выравнивание хорового звучания от звуков (соль1 – ля1 ↑↓), выработка чистого унисона.

Начало воспитания гармонического слуха на основе пения простых канонов и двухголосных упражнений. Обучение пению без сопровождения и с сопровождением, умение слушать себя и товарищей, воспитание развитие мелодического и гармонического слуха учащихся в* процессе работы над упражнениями и музыкальными произведениями на основе требований чистого интонирования, правильного. воспроизведения ритмического рисунка, выполнения динамических оттенком.

Важную роль в выполнении вокально-хоровой работы играет пение учебно-тренировочного материала, включающего образный рассказ о распевании, упражнении, о его роли в развитии певческих навыков. Практические занятия - показ упражнений и впевание их. Введение новых упражнений в зависимости от учебных задач.

Распевание  ставит своей задачей подготовить  хористов к интенсивной работе и  привести их певческий аппарат в  состояние «боевой готовности», они способствуют выработке единой манеры звуковедения, доводя до автоматизма многие ценные навыки и умения. Другая группа упражнений связана с конкретными задачами, обусловленными разучиваемым репертуаром. Обычно они основаны на музыкальном материале какого-либо произведения и подчеркивают определённую трудность. Эти упражнения приведут к росту исполнительского мастерства коллектива в целом.

Ансамбль и строй в младшем хоре - прежде всего совместное, согласованное во всех отношениях исполнение произведений. Для достижения его одинаково важны интонационная слаженность, единообразие манеры звукообразования, ритмическая и темповая слитность, динамическая, одноплановость партий. Каждый ребенок должен привыкнуть к определённому месту и хорошо чувствовать локоть своего постоянного соседа. Это обеспечит наилучшие условия для достижения ансамбля прежде 
всего в динамическом отношении. 

Особую роль хормейстеры  отводят одноголосному пению  так называемого малого знаменного распева16. Вот что говорил почти полвека назад об одноголосном знаменном распеве Л. Парийский: «Знаменный распев не только во всем соответствует предписаниям церковного Устава, но во многом объясняет, дополняет и развивает его... Знаменный распев никогда не стремится преобладать над текстом, напротив, он стремится быть фоном, средством к усилению мысли текста... Вообще знаменные мелодии по простоте, серьезности, строгости, правдивости чувства, отсутствию пустого сентиментализма, по соответствию с церковным Уставом отвечают всем требованиям, предъявляемым церковному пению»17. Воспитание активного унисона очень важная часть хорового дела. Но при этом у детей развивается только мелодический слух, а полноценное музыкальное развитие обязательно предполагает серьёзную работу над совершенствованием гармонического слуха. Эта трудная задача, но чем раньше начать её осуществление, тем плодотворнее весь процесс хоровых знаний. В начале нужно активизировать различные стороны музыкального слуха, особое внимание направляя на внутренний и вокальный его компоненты.18

Одноголосный знаменный  распев, которым к началу XVI века был распет весь круг богослужебных песнопений, является высшим проявлением церковного певческого творчества. Из вышесказанного следует, что мы должны со всем уважением отнестись и к самой манере пения в унисон. Основная смысловая нагрузка слова  «унисон» – единство,  согласие.  Слово «единство» очень близко верующим: Евангелие,  апостольские послания пронизаны призывом к единству веры, единству духа, единению с Богом. Св. апостол Павел говорит такие слова: “Дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога” (Римл. 15, 6).

Б. Кутузов в статье «Об истинно церковном пении» вопрошает:  «Не является ли это прямым указанием на то, что церковное пение должно быть одноголосным, мелодическим? Не способствует ли большему духовному объединению поющих на клиросе верующих пение в унисон? Именно здесь во всей полноте достигается: “Единым сердцем и едиными усты славим Тя...” Известно также, что для знаменного распева характерно нерасторжимое внутреннее единство мелодии и текста, более того, напев помогает раскрыть смысл слова»19.

Интересно, что пение одноголосия начинается в «донотном» периоде освоения малого знаменного роспева. Чаще всего тексты распеты по принципу слог-нота и педагог пользуется релятивной системой, где цифра под слогом обозначает ступень, точка рядом с нотой – удлинение наполовину, распевание гласной – горизонтальной линией под цифрами:

 

 

Архиерейское «Достойно  есть», основанное на поступенном движении демонстрирует действие данной безнотной  системы, в результате обучения по которой  дети могут спеть «входное» архиепископу уже черз два месяца после начала освоения богослужебного пения:

 

 

Начиная в первом классе знакомство с церковной музыкой, дети познают основы церковного пения, и достижению унисона здесь придается  огромное значение и с интонационной  и с богословской точки зрения. Они, в беседах с учителями, находят ответы на интересующие их вопросы: «Что такое церковное пение?», «Что оно рождает в нас?», «Для чего нужно церковное пение?», «Почему это пение называется церковным?».

Изучая знаменный роспев, дети знакомятся с графическим начертанием знаков без подробного изучения их расшифровки. Однако для изучения осьмогласия иногда применяются так называемые двузнаменники, где пятилинейная нотация сочетается со старинной графикой, что имеет, по мнению преподавателей эстетическое и назидательное значение, подчеркивая преемственность традиций:

 

Начало изучения двухголосия  методически сходно с аналогичным  процессом в обычной музыкальной  школе. Преобладает параллельное движение терциями, все внимание учащихся концентрируется на слитности движения, так как отсутствует традиционная метрическая пульсация. Особое затруднение испытывают дети, уже обучающиеся музыке и привыкшие к обязательному выставлению метра:

 

 

Как правило, изучение трехголосия  начинается с введения единичных  трехголосных «вкраплений» в двухголосный текст. На примере многократно повторяющихся возгласов  – ектении – дети легко осваивают новую фактуру. По мнению регента Свято-Троицкого Собора г. Майкопа Елены Щур, такой тип трехголосия доступен и левому – непрофессилнальному – хору:

 

 

Цель первого  этапа обучения многоголосию в хоровом  классе – достичь уровня сложности  трехголосных кантов, которые учащиеся распевают на основе народных духовных стихов. Как правило, это короткие строфы с большим количеством куплетов, как, например, в назидательном канте «Взирай с прилежанием»:

Информация о работе Образовательная программа православной гимназии № 20 г. Майкопа и изучение русской духовной музыки