Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:51, курсовая работа
Первое направление имеет целью модернизацию педагогических технологий, ориентированных на формирование у школьников знаний, умений и навыков. Сохраняется сложившаяся в советской школе методологическая основа деятельности, а усилия направлены лишь на корректировку в соответствии с требованиями времени. Второе направление характеризуется введением личностноориентированных образовательных технологий. Этот, безусловно, прогрессивный, подход связан с введением в школьную практику зарубежных образовательных технологий, использование которых не всегда проходит безболезненно, поскольку заимствованные модели подменяют традиционные, исторически сложившихся в России формы обучения и воспитания
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Нравственный и художественный
потенциал духовной музыки…………………………………..8
§1. Морально-нравственные ценности православной педагогики……...8
§2. Исторические сведения о развитии музыкального образования
в лоне Русской православной церкви……………………………………14
Глава 2. Русская духовная музыка в
православной гимназии………………………………………...26
§1. Пути введения духовной музыки в школьный урок………………..26
§2. Образовательная программа православной гимназии
г. Майкопа…………………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………
Наиболее органичен нашему времени тип православного среднего учебного заведения, называемый православной классической гимназией. Одна из проблем возрождения православной средней школы заключается в том, что у педагогов нет опыта воспитания в духе православия, и православие в этих школах скорее «изображается», чем становится основой жизни. О.В.Смирнова описала две наиболее распространённые схемы «изображения» православия в школе.
Первая схема – «гуманная гимназия». В противовес «жёсткой, грубой казарме», «авторитарной советской школе» создаётся учебное заведение, где «не ущемлялась бы личность ребёнка», свободно развивались способности, не было бы скованности, окриков, постоянных запретов, страха. Эта традиция в отечественной педагогике развивалась Л. Толстым, а в последние десятилетия – В. Сухомлинским, Ш. Амонашвили, С.Соловейчиком и другими представителями «демократической педагогики». С этой программы начиналась реформа школы 80-х годов. Как бы ни был привлекателен этот подход к реформе школы, он вообще не признаёт и не учитывает то, что человеческая природа глубоко повреждена первородным грехом. С точки зрения Л. Толстого, «человек родился совершенным» и, если следовать его «естественным стремлениям», не искажённым цивилизацией, он будет добр, справедлив, трудолюбив, честен, благороден и так далее. Православному воспитателю ясно, что это серьёзное заблуждение. Стоит предоставить свободу «естественным стремлениям» детей – и в наших гимназиях пышно расцветут многие пороки. Из этого, однако, не следует, что школа должна быть казармой. Школа В. Сухомлинского действительно была замечательным явлением, в том числе и в духовном плане: ему удалось создать оазис доброты и совестливости. Доброта здесь воспитывалась добротой, честность – честностью, но при этом не было свободы тому, что мы называем грехом. В. Сухомлинский более всего был занят воспитанием совести. Нужно рассматривать свободу этой школы в контексте иной общеобразовательной и культурной ситуации. Свобода в те годы была синонимом некоторой внутренней углублённости, душевности и человеческой подлинности. Всё это противостояло несвободе казённой школы и всей официозной неправде жизни, навязывавшейся в форме внешнего единомыслия и единообразия. Сегодня современные представления о «свободной жизни» включают в себя другие атрибуты (деньги, сила, жёсткость, распущенность, вседозволенность, обесценивание чести и человеческой жизни и так далее). Всё это агрессивно и продумано вторгается в мир детей с тем, чтоб освободить их от моральных и культурных запретов. Во многих православно ориентированных школах «ласковая педагогика» приводит сегодня к печальным результатам. Мы либо капитулируем и отказываемся от борьбы с новой «свободой», либо от безбрежной свободы бросаемся в другую крайность – чрезмерный аскетизм.
Вторую схему, по которой делались попытки выстроить православную школу, можно условно назвать «монастырской». «Монастырская» не потому, что при монастыре, а потому, что подражает монастырю, но подражает только внешне. Безусловно, строгое православие гораздо плодотворнее либеральной душевности. В настоящее время строгость и аскетизм уже не вызывают нежелательных ассоциаций. Однако и здесь подстерегают ошибки. Стараясь избежать излишней свободы в общении с учениками, вообще душевности, мы отгораживаемся от детей и теряем их.
Познавая мир, человек с духовной точки зрения должен дать ответ на два самых важных вопроса. Первый вопрос касается происхождения мира, в котором мы живём, второй – происхождения человека. От ответов на эти вопросы зависит, с какой точки зрения мы увидим человеческое сообщество, а значит социальную сферу и мир природы.
Содержание современного образования включает изучение социальной сферы и мира природы. При этом, видимым образом обходя духовную сферу, в содержание включены якобы научная теория о происхождении человека из животного мира посредством эволюции и различные материалистические теории происхождения мира. Таким образом, из содержания образования тайно изгнана традиционная для России православная точка зрения на происхождения мира и человека и заменена материалистической и атеистической. Именно это содержание называют светским и ревностно отстаивают некоторые современные специалисты и руководители системы образования, представители власти.
Следует сказать ещё об одной ложной посылке. Атеистическая точка зрения и связанное с ней светское образование оправдываются многоконфессиональностью России. Нам пытаются представить, что таким образом снимается напряжённость в учебных заведениях, где вместе обучаются православные, мусульмане и иудеи. На самом деле совершенно очевидно, что атеистическая точка зрения равно оскорбляет религиозные чувства представителей всех основных конфессий, так как христиане, мусульмане и иудеи одинаково почитают Ветхий Завет, а значит, взгляды на происхождение мира и человека у них в основном совпадают и резко отличаются от атеистических. Оскорбление же религиозных чувств верующих в современном законодательстве является уголовно наказуемым деянием.
Добросовестный исследователь окружающего мира понимает, что наука никогда не сможет дать точный ответ на вопрос о происхождении мира и человека. Метод экстраполяции локальных эволюционных процессов не может быть распространен на тысячи лет. Мы некогда не сможем доступными нам средствами получить информацию о начале творения мира и человека. Учитывая это, Творец мира Сам поведал человечеству в Божественном Откровении об этой тайне. Таким образом, Библия восполнила пробелы в знаниях о происхождении мира и человека. Христианство вывело человечество из плена языческого мрака, тем самым предоставив возможность объективного изучения окружающего мира. Изучая законы природы, учёные всегда понимали, что исследуют замысел Божий, заложенный в природе, и всегда восхищались красотой и гармонией мира, восхищались премудростью Творца.
Православные представления о мире и человеке Россия приняла от Византии – самого культурного и образованного государства своего времени. Эти воззрения стали традиционными для русского народа и русской системы образования. О них, по сути дела, и не говорили в учебных заведениях, так как каждый житель России с молоком матери впитывал эти воззрения, и, читая Божественное Откровение, посещая церковные богослужения, слушая толкования и поучения святых отцов, укреплялся в Истине. Участие в церковной жизни и Таинствах благодатно укрепляло человека в правдивости Слова Божия и давало каждому верующему неоспоримые доказательства правоты православного миросозерцания.
Современная ситуация требует осознания традиционных основ бытия народа, общества и государства, религиозных основ нашего быта культуры. Семья, после многих десятков лет атеизма, не в состоянии справиться с задачей сохранения и передачи этих основ. Поэтому традиционные воззрения необходимо изучать в рамках существующей системы образования, и они должны быть включены в содержание образования. Также в обязательном порядке необходимо включать религиозные христианские представления о творении мира и человека, о первородном грехе и повреждённости человеческой природы, о Божественных и демонических силах, об иерархическом устроении мира. Ученики должны иметь представление о вечной жизни и смерти, о грехе и покаянии, о совести и стыде, о необходимости выполнять заповеди Божии и сохранять и чистоту и целомудрие, о смирении и послушании как высших человеческих добродетелях.
Духовная сфера жизни человека является основой содержания светского образования. Слово «светский» в своём корне имеет слово «свет». Светское образование должно освещать, а значит, и просвещать человека, позволяя ему не только иметь знания, опыт, эрудицию, но и духовно осмысливать суть изучаемых явлений. Светское образование призвано возвысить человека до Божественной высоты, в отличии атеистического, низводящего человека до животной самодостаточности.
§2. Исторические сведения о развитии музыкального образования в лоне Русской православной церкви
Русская хоровая школа ведет свое начало с конца X века, когда на Руси появились первые профессиональные хоровые коллективы, призванные совершать пением богослужение. Эта функция сохраняется на протяжении всего периода существования школы вплоть до наших дней. И, несмотря на множество ответвлений от основного магистрального пути, связанных с различными инославными воздействиями и заимствованиями, можно констатировать факт ее непрерывного развития.
Важнейшей особенностью русской школы хорового исполнительства является единство, определенное тем, что с момента своего возникновения вплоть до настоящего времени русская православная церковь была единой, имеющей единый богослужебный язык, чин и признанное обязательным для всех российских епархий единое богослужебное пение. Несомненно, в различных областях страны можно обнаружить местные обычаи, некоторые изменения происходили в исторической перспективе, однако единство церкви во все времена и на всей территории России оставалось незыблемым.
Богослужебное пение православной церкви имеет свои особые эстетические законы, в том числе и исполнительские особенности, отличающие его от светского хорового пения и западноевропейского церковного. Оно обладает своей историей, отличной от светской или народной музыки, своими путями развития даже в то время, когда богослужебное певческое искусство казалось бы тесно переплелось со светским (XIX век).
Богослужебное пение русской православной церкви – явление не застывшее, а динамично развивающееся. На его историческом пути были периоды расцвета и упадка, на смену которым приходил новый расцвет, что, несомненно, свидетельствует о жизнеспособности данного явления. В рамках твердо установившейся традиции исподволь накапливались изменения, однако они происходили чрезвычайно медленно, и только ретроспективный исторический взгляд способен определить и оценить суть нововведений.
К моменту крещения Руси как в Восточной части православной церкви (в Византийской империи), так и в Западной (Римская церковная культура) давно сложилась и существовала выработанная система богослужебного пения. Русские, принявшие богослужебный порядок по византийскому образцу, получили готовую литургическую схему с соответствующими преданиями богослужебной практики. Вместе с тем современные исследователи, в том числе И. Гарднер, допускают возможность еще до крещения музыкально-культурных и христианско-культурных контактов со славянами (болгарами) и Римской церковью, а значит – расширения сферы влияния на формирующуюся русскую школу. Таким образом, очевидно, что истоки русской хоровой культуры множественны. Они опираются на богатейшую культуру восточной и западной частей православной церкви.
С течением времени, принятая от византийцев система, была развита русскими певчими в собственный тип пения. Исторические сведения о начальных формах русского хорового исполнительства весьма скудны, поэтому исследователи, характеризуя этап становления профессиональной хоровой культуры, оперируют, главным образом, гипотезами. Ученые располагают некоторым фактологическим материалом, только начиная со второй половины XI века. В данный период возникают монастыри, появляются сведения об организации богослужебного пения, становятся известными богослужебные певческие книги. С этого времени можно проследить вплоть до наших дней документально оформленную историю русской хоровой школы.
О формировании в христианской Руси первых школ И. Гарднер пишет: «Еще Владимир начал дело воспитания и образования своего народа в новом направлении. Как летописи сообщают, Владимир распорядился собирать детей (не без противодействия родителей) из лучших семейств, для обучения в организованных им школах. Что в этих школах преподавалось – ускользает от наших сведений по причине отсутствия данных» (там же, 229). Если принять во внимание тот факт, что в этот период еще было велико византийское и болгарское влияние, то становится очевидной организация обучения по образцу указанных национальных школ, где детей учили чтению и пению.
Русское церковное пение развивалось на протяжении более чем полутысячелетнего периода в рамках единого стиля, который был исключительно вокальным и в основе своей одноголосным. Элементы многоголосия возникли уже на сравнительно позднем историческом этапе. Главенствующую и определяющую роль играло мелодическое начало. Церковная музыка, по данным сопровождала все виды православного богослужения: литургию (обедню), вечерню (великую и малую) и утреню, полуночницу, чины крещения, венчания, погребения и требы – молебны, панихиды.
В Древней Руси XI-XIII вв. пению обучали в монастырях и церковных школах, которые были тогда проводниками музыкальной культуры, музыкальных знаний. В этих школах детей обучали с 6-7 лет. В летописях есть любопытные упоминания, что еще великий князь Владимир привез из Корсуня в Киев священнослужителей и певцов-учителей, или «регентов», славян по происхождению. При его жене, княгине Анне, существовал греческий хор, так как она была дочерью византийского императора. Привезенные из Греции священнослужители организовали первые певческие школы. Позже, в XI-XII веках, при Ярославе Мудром и Мстиславе, прибыли в Россию из Греции новые певцы, от которых русская церковь переняла «восемь гласов», приведенных Иоанном Дамаскиным в строгую систему. Вместе с напевами перешла к нам из Греции и безлинейная нотопись. Постепенно стало развиваться музыкальное образование. В XI веке были уже духовные сочинения, переписанные русскими певцами. Д. Разумовский (1867) указывает на существование частных школ, где пение было одним из основных предметов, причем дети обучались там и индивидуально.
В XI в. княгиней Анной Всеволодовной были созданы школы и для девочек в Киеве при Андреевском монастыре. Позже, в XIII веке, существовало в Суздале женское училище, которое организовала дочь черниговского князя Михаила Всеволодовича Ефросинья.
В 1274 году собор – высший церковный орган – принял решение поручить церковное пение «специально обученным людям» и увеличить число певческих школ. В литературе указывается на высокий музыкальный уровень обучения в этих школах. В то время при малом еще количестве церковных школ и учащихся в них и благодаря достаточному количеству «специально обученных людей» обучение пению могло осуществляться по определенной системе.