Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:51, курсовая работа
Первое направление имеет целью модернизацию педагогических технологий, ориентированных на формирование у школьников знаний, умений и навыков. Сохраняется сложившаяся в советской школе методологическая основа деятельности, а усилия направлены лишь на корректировку в соответствии с требованиями времени. Второе направление характеризуется введением личностноориентированных образовательных технологий. Этот, безусловно, прогрессивный, подход связан с введением в школьную практику зарубежных образовательных технологий, использование которых не всегда проходит безболезненно, поскольку заимствованные модели подменяют традиционные, исторически сложившихся в России формы обучения и воспитания
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Нравственный и художественный
потенциал духовной музыки…………………………………..8
§1. Морально-нравственные ценности православной педагогики……...8
§2. Исторические сведения о развитии музыкального образования
в лоне Русской православной церкви……………………………………14
Глава 2. Русская духовная музыка в
православной гимназии………………………………………...26
§1. Пути введения духовной музыки в школьный урок………………..26
§2. Образовательная программа православной гимназии
г. Майкопа…………………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………
Развитие института светского образования в России тесно связано с православными образовательными традициями, которые уходят своими корнями в историю. В годы Советской власти система религиозного образования была фактически разрушена, а преобладающей идеей воспитания и образования был атеизм, причем атеизм как форма идеологии, а не форма культуры. Утрата традиций религиозного образования сказывается на сегодняшней ситуации в этой сфере. Вслед за изменением вероисповедной политики государства и принятием в 1997 г. Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединений» активизируется образовательная деятельность религиозных объединений. Русская православная церковь (Московский Патриархат), самая многочисленная по количеству последователей в большинстве регионов России, наиболее активно ищет пути возрождения утраченных позиций, в том числе и через взаимодействие с государственными учебными заведениями, решая вопрос включения в учебный процесс религиозных дисциплин. В то же время и светские учебные заведения оказались вовлечены в процесс переоценки ценностей в отношении религии. В настоящее время существует несколько путей получения знаний о религии: первый - в стенах конфессиональных учебных заведений; второй, который вызывает наибольшее количество споров среди ученых, юристов, учителей, - преподавание религиозных предметов, таких как «Основы православной культуры», в светской школе; третий – религиоведческое образование.
Изучение религии в светской школе требует решения целого комплекса вопросов: правовых, этических, культурологических, воспитательных и т.д. Несовершенство законодательной базы приводит к определенному разрушению границ между светским и религиозным образованием, создает мировоззренческие проблемы, которые нуждаются в изучении с учетом дальнейшей активизации религиозных институтов образования. Российская Федерация – государство многоконфессиональное, и чтобы избежать возможных религиозных конфликтов, воспитание и образование в школе должно быть направлено на формирование религиозной толерантности. В этой связи актуальным является научное осмысление процессов восстановления институтов религиозного (православного) образования и их места в современном российском обществе; анализ законодательной и правовой базы, регулирующих деятельность образовательных учреждений; определение условий диалога между институтами светского и религиозного образования в современном российском обществе; обобщение регионального опыта по взаимодействию указанных институтов, изучение общественного мнения о перспективах развития религиоведческого и религиозного образования.
Институциональный и структурно-функциональный анализ образования показывает, что на современном этапе в России складываются определенные направления изучения религии в формах религиоведческого (светского) и религиозного, в том числе православного, образования в государственных и негосударственных учебных заведениях. Существуют различные виды и формы освоения знаний о религии, направленные как на решение учебно-воспитательных задач светской школы: повышение общекультурного уровня подрастающего поколения, улучшение его нравственного облика, - так и на решение специфических задач негосударственных религиозных учебных заведений различного уровня (от детских садов до вузов), которые заключаются в привлечении новых последователей в религиозную организацию и подготовке квалифицированных кадров для внутрицерковной деятельности.
Принципы государственной политики Российской Федерации в области образования определены ее светским характером. Однако несовершенство законодательной базы способствует неоднозначному пониманию отдельных статей Федеральных законов «Об образовании» и «О свободе совести и о религиозных объединениях», создает условия для нарушения религиозными организациями положения Конституции РФ о светской системе государственного образования в стране. Заметная поддержка Русской православной церкви со стороны органов управления привели к принятию на себя РПЦ не свойственных ей функций. Следствием этого может стать клерикализация отдельных сфер общественной жизни, в том числе государственного образования.
Религиозное образование должно осуществляться в негосударственных учебных заведениях, а также исключительно в порядке и местах, предусмотренных законодательством. Преподавание религиозного предмета «Основы православной культуры» (ОПК) в государственной школе в качестве обязательного нарушает принцип светскости образования, так как сегодня преподают ОПК либо преподаватели школ, прошедшие переподготовку на православно ориентированных курсах, либо священнослужители.
Для решения проблем полного и многогранного информирования населения России о мировых религиях, имеющих богатое историческое наследие и культурные традиции, религиоведческое образование является наиболее оптимальным, не ущемляющим права граждан на свободу совести, направленным на повышение общего культурного уровня населения и формирование религиозной толерантности в обществе.
Эмпирические исследования,
проведенные в различных
Целью взаимодействия институтов государственного и религиозного образования в Российской Федерации является объединение усилий для решения сложных общественных и социально-педагогических задач (укрепление нравственных основ образования и воспитания, формирование гражданственности и патриотизма, предотвращение девиантного поведения детей и молодежи). В тоже время требуется четкое разделение функций государства и РПЦ в деле религиозного просвещения населения в соответствии с Конституцией России.
В настоящее время происходит мощный подъём русской православной культуры. Во всех епархиях Русской православной церкви, ведётся значительная духовно-просветительская работа. Создаются городские центры православного просвещения, православные гимназии и лицеи, всё больше детей и взрослых занимаются при храмах и монастырях. Значительное число светских школ вводят в программу обучения предмет «основы православной культуры». Расширяется выпуск православной литературы.
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
Литература