Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 16:22, шпаргалка
В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине "Музыке"
В старших группах в процессе слушания педагог стремится:
приучать со вниманием слушать музыку, все эмоции выражать после слушания;
воспитывать интерес
к вокальной и
прививать интерес
к слушанию народной, классической
и современной музыки в
приучать запоминать произведения по вступлению и заключению, по мелодии, отдельным фразам и частям;
развивать умение различать характер музыки, средства музыкальной выразительности, различать двух и трёхчастную форму, песенный, танцевальный и маршевый жанры;
развивать умение сравнивать произведения по сходству и контрасту.
В основе развития музыкального восприятия по-прежнему лежит выразительное исполнение произведений педагогом, умелое использование слова, игрушек, иллюстраций, картинок, предметов прикладного искусства.
В процессе анализа
музыкальных произведений
Самые яркие, любимые
музыкальные произведения
48.Этапы организации
В содержании программы по восприятию музыки можно выделить три этапа:
Ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений.
Развитие музыкальных
способностей и навыков
Развитие способности
различать характер песен, инструментальных
пьес, средств их выразительности;
формирование музыкального
На каждом из этих этапов применяются определённые методические приёмы.
На первом этапе
музыкальный руководитель
По высказываниям детей,
по мимике, по выражению лица
ребёнка в процессе слушания
мы можем судить об их
На втором этапе
перед педагогом стоит задача
активизации процесса
На третьем этапе
слушания музыкальных
49.Требования к репертуару по слушанию музыки для детей дошкольного возраста
Какую музыку может и хочет слушать дошкольник? Какая музыка оказывает на него развивающее влияние? Всякая ли музыка понятна ребенку? Вот примерный круг вопросов, на которые мы попытаемся ответить.
Традиционно принято считать, что ребенку-дошкольнику лучше давать слушать программную музыку. Она понятнее по содержанию, т.е. доступнее детям. Как вы считаете, это действительно так или это очередной стереотип музыкального воспитания?
По каким принципам отбирали бы музыку для слушания вы?
Подчеркнем, что именно музыкальное восприятие является тем «каналом», который позволяет ребенку обогащать индивидуальный музыкальный опыт. От того, какая музыка окружает ребенка, зависит становление у него музыкального вкуса, интереса к музыкальной деятельности.
Как же отбирается репертуар для слушания?
Многомерность — ведущий
принцип искусства вообще и
музыки особенно. Непостижимое количество
вариантов интерпретации
Как вы думаете, отражается ли этот принцип в отборе музыкального репертуара для детей?
Основными требованиями при отборе музыкальных произведений для слушания детьми являются требования художественности и доступности.
Художественность предполагает отбор разнообразных музыкальных произведений — образцов музыкальной классики и современности. Гармония музыкального образа и средств его выразительности, яркость, высокая эмоциональность музыки — именно в этих критериях может быть охарактеризовано данное требование.
Доступность традиционно трактуется следующим образом:· содержание музыкального произведения должно быть представлено яркими, понятными образами, что предполагает использование преимущественно программной музыки;
· музыкальное произведение должно иметь контрастную форму;
· музыкальные образы должны соответствовать эмоциональному и жизненному опыту ребенка;
· подбор музыкальных произведений должен соответствовать возможностям детского восприятия.
С точки зрения концепции ребенка как субъекта детской музыкальной деятельности требования к отбору репертуара для слушания могут быть конкретизированы рядом принципов.
Принцип учета детских музыкальных интересов, детской субкультуры, предполагающий, что каждый ребенок, вне зависимости от возраста, уже обладает индивидуальным музыкальным опытом, имеет пусть неявное, но начальное избирательное отношение к музыке. Реализация этого принципа предусматривает дифференцированный подход — разным детям предлагается разная музыка.
Избирательное отношение ребенка к музыке может проявляться по-разному — от предпочтения какого-либо конкретного инструмента до музыки определенного композитора...
Как вы думаете, если ребенок увлечен музыкой «сегодняшнего дня», т.е. поп-музыкой, то какие действия следует предпринимать педагогу?
Знакомясь с портретом современного ребенка-слушателя, вы, видимо, обратили внимание на то, что дети любят взрослые ретро-песни. Это песни, ставшие классикой, но, к сожалению, ребенку практически негде их услышать, хотя они могли бы составить прекрасный репертуар для слушания, а также для последующего исполнительства и творчества.
Принцип учета деятельностной природы ребенка, который предполагает, что музыкальный репертуар, предлагаемый детям, позволит им выразить доступными средствами результаты собственного восприятия — в рисунке, слове, игре. Кроме того, музыка может допускать интерактивное включение ребенка — его непосредственные эмоциональные и двигательные реакции уже по ходу прослушивания. Данный принцип учитывает моторно-ритмическую природу самой музыки и природную активность ребенка.Принцип учета эмоционального опыта ребенка выражается в подборе музыкальных произведений, соответствующих эмоциональному состоянию и переживанию ребенка. В том случае, если педагог и родители знают, чем живет ребенок, что его волнует и радует, музыка может стать источником обогащения его эмоционального и жизненного опыта. Ребенок получает возможность «прожить» в музыке те события, которые вызвали в нем сильные эмоциональные переживания.
Кажется, что самый простой способ реализации данного принципа на практике — подбор произведений, в названии которых уже заложено соответствие детскому эмоциональному опыту. Например: «Новая кукла» из «Детского альбома» П. Чайковского, «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы» Р. Шумана и др.
Однако более глубокое понимание данного принципа позволит вам подобрать произведение, передающее нюансы детских переживаний.
Принцип учета индивидуальных особенностей восприятия музыки ребенком. Реализация данного принципа возможна при условии хорошего знания педагогом особенностей отношения ребенка к процессу слушания музыки. Есть дети, для которых в музыке главное — зрительный ряд, есть дети-музыковеды, которых интересует и биография композитора, история создания произведения. Есть дети, которые воспринимают музыку только эмоционально, и выражение в слове результатов прослушивания для них неприемлемо. Поэтому и музыкальный репертуар, и технология организации восприятия музыки должны осуществляться с учетом данных особенностей.
Принцип разнообразия задач, решаемых в процессе восприятия музыки. Данный принцип определяется, с одной стороны, целостностью развития ребенка в дошкольный период, а с другой — многомерной природой музыки. Поскольку процесс восприятия музыки организуется для решения разных задач, то и палитра музыкальных произведений, которые может слушать дошкольник, становится практически безгранична.Какие же задачи можно решать, подбирая специальный музыкальный репертуар для слушания?
Эти задачи связаны:
· с процессом социализации ребенка, обогащением его эмоционального опыта;
· с развитием психических процессов — мышления, воображения, креативных способностей дошкольника;
· с развитием художественного восприятия музыки, со становлением умений ребенка осуществлять анализ музыкальных произведений; приобретением знаний о музыке, расширением музыкального кругозора.
Музыкальный репертуар для обогащения эмоционального опыта ребенка. Напомним, что в дошкольном возрасте процесс развития ребенка может быть охарактеризован как процесс активного вхождения в социум, культуру, и на этой основе — как процесс самоидентификации собственного «Я», своих возможностей и способностей. Иными словами, ведущей линией развития дошкольника становятся процессы социализации и культурации. Ребенок приобщается к «общественной технике чувств» (Л. С. Выготский), познает мир человеческих отношений и способов выражения эмоций.
Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Ведь, как мы уже говорили выше, музыка — это и есть собственно эмоция. Какие же эмоции может испытывать ребенок, слушающий музыку?
Проблема сравнительного анализа жизненных и музыкальных эмоций — одна из интереснейших в музыкальной психологии. Вы можете почитать работы:
Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. — М., 1994. Смирнов М. А. Эмоциональный мир музыки. — М., 1990. Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. — М., 1964.
Для характеристики эмоций ребенка-слушателя воспользуемся классификацией типов эмоций, предложенной В. Н. Холоповой, которая выделяет: эмоции как чувство жизни; эмоции как фактор саморегуляции личности; эмоции восхищения мастерством искусства; изображаемые в музыке эмоции; природные эмоции музыки.
50.Роль пения в музыкальном развитии ребенка, его задачи
Теоретические исследования проблемы развития музыкальных способностей детей в процессе певческой деятельности.
Традиционно в отечественной системе музыкального воспитания певческая деятельность занимает ведущее место. Это объясняют М. С. Осеннева, Л.А. Безбородова и другие следующими причинами:
- Песенным началом российской
музыкальной культуры: все народные
праздники, обряды, все церковные
богослужения сопровождались
- Общедоступностью, так как певческий голос сравним с музыкальным инструментом, которым обладает от природы каждый человек с рождения.
- Адекватностью пения
психолого-возрастным