Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 16:22, шпаргалка
В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине "Музыке"
Певческая деятельность в ДОУ представлена следующими видами:
Пение для развития музыкального восприятия:
- слушание песен, не предназначенных для пения;
- слушание песен, предназначенных
для последующего их
- пение мелодий и упражнений
для развития представлений о
высоте, тембре, длительности, силе
звуков (развитие сенсорных
Исполнение песен:
- пение с сопровождением и без него;
- пение с собственным
сопровождением на детских
- пение для сопровождения движений (хороводы).
Пение в музыкально-образовательной деятельности:
- пение упражнений для
приобретения певческих
- педагогический анализ песен (наиболее яркие выразительные средства, структура, характер).
Песенное творчество:
- импровизация;
- сочинение мелодий к заданным текстам;
- сочинение хороводов.
Различные виды певческой деятельности тесно связаны друг с другом, оказывают взаимное влияние: исполнение и слушание песен, и песенное творчество. Разнообразны также формы их организации: занятия (коллективные и индивидуальные), самостоятельная деятельность, праздники и развлечения.
Основная цель певческой деятельности – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке. Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно с ними связаны. Они заключаются в следующем:
Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма).
Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и навыки).
Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.
Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности детей.
Таким образом, певческая деятельность – это яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.
В процессе пения активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка.
51.Характеристика вокальных
и хоровых навыков
Особенности вокального развития дошкольников.
Музыкальное воспитание имеет большое значение в эстетическом и нравственном
становлении ребёнка. В процессе восприятия музыки у детей развивается
познавательный интерес, расширяется кругозор, совершенствуется мышление,
обогащается эмоциональная сфера. Музыкальное воспитание способствует:
* развитию эмоций
* развитию речи
* развитию движений
* обогащению самостоятельной игры и деятельности детей
Основные задачи музыкального воспитания детей раннего возраста:
* дать детям радость и побуждать их к активности
* дать яркие художественные музыкальные впечатления
* привить интерес к
музыке, развивать музыкальную
музыкальную активность ребёнка
Методика музыкального воспитания строится с учетом возрастных особенностей
детей и уровня их развития. Чем меньше возраст, тем меньше группа, короче
время урока и чаще смена видов деятельности для переключения внимания.
Малыши до 3х лет занимаются вместе с мамами, которые принимают активное участие.
Всех дошкольников можно условно разделить на возрастные группы:
1. группа раннего дошкольного возраста (с рождения до 3х лет)
2. группа младшего дошкольного возраста (3-4 лет)
3. группа среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
4. группа старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Первый год жизни. Предпосылками для певческой деятельности можно считать
первоначальные ответные голосвые проявления ребёнка, связанные с восприятием
пения взрослого. Гуление характеризуется продолжительностью звука, которая
является признаком певческой интонации. Период лепета отличается
преобладанием речевой интонации, в них можно уловить непроизвольно
возникающий ритм. К концу первого года ребёнок может подпевать отдельные звуки,
подражая взрослому. Репертуар для работы с детьми первого года несложен.
Он включает народные мелодии, спокойные и подвижные.
Второй год жизни. Певческие интонации возникают в новом качестве.
У детей появляется подпевание, воспроизведение мелодии. Подстраивание к
звукам голоса взрослого лежит в основе чистоты интонирования в пении,
однако эти проявления носят случайный характер. 2х летние дети уже начинают
подпевать подговаривая концы фраз. Репертуар становится разнообразнее
и включает песни разной тематики для слушания.
Четвёртый год жизни. Дети на уроке могут уже находиться без мамы.
Строят отношения со сверстниками. Можно начинать формирование вокально-
хоровых навыков. Наиболее удобный звуковой диапазон (ре1-ля1). Пение
становится достаточно протяжным, точным, ритмичным. Разучивая песни, дети
должны петь естественным звуком, без напряжения и крика. Полезно развивать
чувство метроритма, сопровождая пение движениями, выделяя сильную долю.
Дети должны учиться слышать то, что поют, не перекрикивать друг друга,
не отставать и не опережать друг друга, передавать характер песни.
Песни должны быть в умеренном движении, фразы удобные по дыханию. Надо
следить, чтобы ребёнок правильно брал дыхание перед фразами.
Пятый год жизни. Голос, слух и мышление продолжают развиваться. Необходимо
помнить, что певческий голос ещё хрупок и нуждается в охране и требует негромкого
звукоизвлечения. Наиболее удобный диапазон - ре1-си1. Программа обучения
предусматривает воспитание заинтересованности, эмоционального отношения
к песням. Дети должны точно и выразительно интонировать, передавать
содержание и настроение песни, петь протяжно, брать дыхание между музыкальными
фразами, не прерывая их, ясно и правильно произносить слова, вместе
начинать и заканчивать фразы. Песенные мелодии должны быть доступны по
диапазону, мелодике и ритму. Образно-эмоциональный строй песни расширяется,
включая песни игрового, веселого характера и протяжные.
Шестой год жизни. Голосовые связки ребёнка значительно укрепляются,
налаживается вокально-слуховая координация. Голос приобретает высокое,
звонкое звучание, появляется тембр, укрепляется диапазон в пределах первой октавы,
у некоторых звучат и более высокие ноты. Нужно добиваться освоения навыков -
чистое и выразительное интонирование. В коллективном пении нужно добиваться
интонационной стройности общего хорового звучания, чувство ансамбля по
динамике, темпу и ритму, а также по произношению. В репертуар включаются
песни со скачками на большие интервалы.
Седьмой год жизни. Смыкание связок краевое, поэтому звучание фальцетное.
Пение в умеренной динамике, звучание естественное, лёгкое.
Диапазон расширяется, но злоупотреблять крайними нотами не стоит.
Лучше всего голос звучит от до1 до ре2 (большинство детских песен написано
в этом диапазоне.) развивается ладотональный слух и музыкальная память.
В голосе звонкость и напевность, но сохраняется открытое звучание.
Обучать ребёнка пению лучше всего, используя для этого свой собственный
голос. Голосовой аппарат ребёнка требует очень осторожного и бережного
отношения. Основной принцип обучения - от простого к сложному.
Подбор песни:
* содержание песни долнжо
отражать круг интересов
должен быть разнообразным по характеру, стилю, навыкам
* текст интересный и запоминающийся. Новые слова для ребёнка нужно
объяснить
* объём звуков не должен
превышать возможности
* протяженность музыкальных фраз должна соответствовать возможностям
дыхания у детей
* усложнение мелодического и ритмического рисунка должно идти постепенно,
с ростом певческихнавыыков ребёнка
Разучивание песни.
* песню нужно
обсудить услышанное - характер, интонацию, ритм
* мелодию разучивать без текста на слог, с малышами с текстом
* подвижные и медленные песни учить в умеренном темпе
* сложные фрагменты поучить отдельно.
* следить за певческой утсановкой
* перед пением голос разогреть. Распевки
* атмосфера заинтересованности
52.Характеристика песенного
репертуара для детей
Идейная направленность, высокие художественные достоинства и доступность для восприятия и исполнения — основные требования к детскому репертуару. Песня должна служить важным средством музыкального воспитания и обучения в детском саду. При выборе песни необходимо учитывать, как она помогает решению воспитательных задач, расширению представлений, углублению чувств, что она вносит нового в усвоение певческих навыков и какова степень трудности ее исполнения, отвечает ли она интересам и потребностям детей.
Большое значение имеют
особенности музыкального
употребляются как проходящие и должны звучать редко. В песне «Встречай май» В. Герчик нота ре второй октаны звучит всего один раз:
[Весело]
Значит, песня написана
в удобной для детского
Если мелодия первых
тактов располагается на предельно
высоких звуках детского
то можно говорить о неудобной для пения тесситуре.
Сложность исполнения
мелодии зависит также от
[Не очень скоро]
В этом мелодическом движении только два неустойчивых звука (IV и II ступени в предпоследнем такте).
Помимо мелодии, качество исполнения песни зависит от размера музыкальных фраз, ритмического рисунка, темпа и динамики оттенков.
Обычно в песнях
для детей преобладают
Репертуар для каждой
возрастной группы подбирается
в определенной
Перед тем как разучивать с детьми песню, музыкальный руководитель должен внимательно проанализировать ее примерно по следующей схеме:
1. Воспитательная ценность:
основная идея и характер
2. Литературный текст: общая
оценка художественных качеств,
особенности текста — наличие
обращений, диалогов, наиболее значительные
в выразительном отношении
3. Мелодия: характер мелодии, интонационная выразительность, интервалы, лад, размер, ритм, тесситура и диапазон.
4. Фортепианное сопровождение:
художественные достоинства, выразительность,
доступность для детского
5. Структура (форма) песни: одночастная, двучастная (запев, припев), куплетная.
Проанализируем по этой схеме, например, русскую народную попевку «Петушок» в обработке М. Красева.
Русская народная попевка
спокойного, колыбельного характера.
Слова народные, простые, с образными
эпитетами («золотой гребешок», «шелкова
бородушка»). Есть обращение «Петушок-