Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 16:22, шпаргалка
В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине "Музыке"
Предварительное ознакомление помогает педагогу понять содержание песни, выразительно ее исполнить, продумать последовательность разучивания с детьми.
Определяются также
навыки, которым надо обучать
ребят, продумываются необходимые
упражнения по
Выбирая песни, педагог
предусматривает возможность
Можно разучить и дополнительный репертуар при подготовке к праздникам. Для этой цели выбираются песни определенной тематики.
Песенный репертуар, включенный в программу, отвечает задачам всестороннего музыкального воспитания и развития дошкольника, доступен для усвоения и дальнейшего самостоятельного применения в детском саду и семье.
53.Этапы разучивания песни с детьми дошкольного возраста, методы и приемы
Чтобы успешно решить задачи, необходимо обучить детей навыкам и умениям, которые включают в себя певческую установку, вокальные навыки. На первых занятиях я рассказала детям, что такое певческая установка: во время пения нужно сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слегка опершись на спинку стула, руки положить на колени; во время пения стоя руки свободно расположены вдоль туловища.
Для развития вокальных и певческих навыков я использовала певческие упражнения в определенной системе.
Каждое упражнение имеет кукую – то узкую основную задачу: развитие дыхания, дикции, диапазона и т.д., но решается она на фоне всего комплекса навыков.
В детском саду обучают простейшим певческим навыкам:
– правильному
– правильному дыханию;
– хорошей дикции;
– чистоте интонаций;
– ансамблю – стройному согласованному пению.
Остановлюсь на каждом из этих навыков поподробнее:
В начале учебного года я использовала упражнения на развитие дикции и артикуляции. Хорошая дикция способствует чистоте интонирования, красоте звучания голоса. При недостаточной ясности и четкости произношения слов пение становится вялым, бесцветным, в нем отсутствует напевность, выразительность звука. Но чрезмерное подчеркивание текста вызывает излишнее напряжение и крикливость. Я стараюсь научить детей певческой дикции, объясняю им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова.
Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении.
Поэтому мы сначала определяем содержание песни, расшифровываем непонятные слова, находим кульминацию.
В своей работе я использую приемы:
– Выразительное чтение
текста песни в процессе
– Коллективное
– Коллективное произношение
текста шепотом, на высоком звучании.
Этот прием полезен при
– Для отчетливого
произношения слов важно
– Для отчетливого произношения согласных звуков в конце слов я акцентировала внимание детей (в разучиваемой песне) на правильном замыкании звуков по руке (дирижерский жест – снятие).
Далее я беру упражнения для развития певческого дыхания. От правильного вдоха (спокойного, но активного) зависит качество звука, выпевание фраз, чистота интонации. Вдох рекомендуют делать детям одновременно через нос и рот. Вдох должен быть спокойным и медленным, чтобы дыхания хватило до конца фразы. Для развития правильного дыхания я использую двухтактовыепопевки, песенки в среднем темпе в двухдольном размере, затем постепенно фразы удлиняю. Также использую упражнения с паузами для взятия правильного дыхания.
В выборе упражнений на правильное звукообразование (естественное пение, ненапряженное, напевно, легкое) я учитываю важность развития у детей “мягкой атаки” звука. Учу детей петь спокойно, без толчков. Хотя дошкольникам свойственно отрывистое звукообразование, поэтому я учу детей “тянуть звуки”, “протягивать концы музыкальных фраз”. В репертуар ввожу песни, написанные в умеренном и среднем темпах. Для развития певческого диапазона я использую те же упражнения, но транспонирую их в другую тональность.
Чистота интонации – самый сложный певческий навык, он связан с развитием слуха (ладового чувства и музыкально – слуховых представлений), ощущением тяготения мелодии к устойчивым звукам, представлением мелодического звуковысотного рисунка.
Нечистая интонация в пении имеет ряд причин:
– различные заболевания голосового аппарата;
– застенчивость ребенка;
– отсутствие устойчивого внимания;
– нарушения артикуляционного аппарата;
– неумение извлечь звук;
– небольшой диапазон голоса ребенка.
Чистота интонации так же зависит от музыкального кружения ребенка. Для достижения чистоты интонации у детей я использую некоторые приемы:
Выбираю песни, удобные для данной группы детей, с короткими фразами, между которыми можно брать дыхание;
Использую пение a cappella как прием для развития чистоты интонации; систематически повторяю с детьми ранее разученные песни;
Использую собственное исполнение, как пример для правильного интонирования;
Предлагаю детям исполнять песню не только всей группой, но и подгруппами, и по одному, так же “цепочкой”, это приучает детей слушать не только себя, но и друг друга;
Вырабатываю у детей умение слушать себя и анализировать качество своего исполнения;
Фальшиво поющих детей я размещаю так, чтобы они ближе сидели ко мне и между поющими детьми, следили за моим исполнением, артикуляцией. Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, стараюсь показать, как надо растянуть звук “потоньше”, какое положение придать губам и т.д.
Чувство ансамбля так же требует слухового внимания, умения слушать друг друга. Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся.
Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начал и окончании пения фраз. Следует стремиться не только к одновременности пения, но и его выразительности, мягкие окончания фраз, динамические оттенки, смысловые акценты, качество звуковедения соответствующего характеру музыки. Поэтому я стараюсь чаще использовать яркое исполнение песни и образное слово на всех этапах разучивания песни. Все певческие навыки (дикция, дыхание и т.д.) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно с выделением какого – либо одного навыка.
54.Музыкально-ритмические
движения как вид детской
Музыкально-ритмические движения. Ритмика – один из видов музыкальной
деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в
движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические
упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства
более глубокого ее восприятия и понимания.
Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя
Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в
качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор
Эмиль Жак-Далькроз. Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития
музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.
Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического
воспитания – в ее гуманном характере. Э.Жак-Далькроз был убежден, что
обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое
«чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал
умение выражать себя в движениях.
Б.М.Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными
реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т.д.). Поэтому
движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание
детьми характера мелодии, качество звуковедения (плавного, четкого,
отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики,
взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти
свойства музыки можно моделировать с помощью движения рук, танцевальных и
образных движений.
Занимаясь ритмикой, важно, чтобы центром занятия была музыка.
Б.М.Теплов пишет: «как только они (занятия ритмикой) превращаются в занятия
по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на
положение аккомпанемента к движениям, весь смысл, во всяком случае весь
музыкальный смысл, этих занятий исчезает» (24, стр.200). Для того, чтобы
сами дети на занятии не сосредотачивались только на исполнении движений,
занятия должны быть тщательно подготовлены педагогом, разучены элементы
танцевальных движений. Важно, что бы обучение носило развивающий характер,
а не сводилось к «натаскиванию».
56.Принципы отбора
Подбору репертуара по ритмике всегда придавалось важное значение. Именно от того, на каком практическом материале обучаются дети, во многом зависит, будут ли выполнены цель и задачи, поставленные перед ритмикой.
В истории отечественного музыкально-ритмического воспитания в детском саду наблюдается несколько тенденций отбора музыкальных произведений для игр, танцев, плясок, хороводов и упражнений. В 20 — 40-е гг., когда далькрозовская школа ритмики проявлялась в большей степени, чаще всего звучали отрывки из произведений западноевропейских композиторов, главным образом танцевальная музыка (К.М. Вебер, И. Штраус, Ф. Зуппе, Ж. Оффенбах и других), а также аранжировки и импровизации самих педагогов. В 50 — 60-е гг., когда постепенно складывалась современная система музыкального воспитания в детском саду (под руководством Н.А. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, А.В. Кенеман и других), возникает новая тенденция — к созданию произведений для музыкально-ритмических движений специально привлекаются композиторы. Эта направленность особенно усилилась в последние два десятилетия. Композиторы учитывают возможности детей и навыки, которые необходимо развить. В созданном ими репертуаре находят единство музыка и движение.
Основными принципами отбора репертуара по ритмике являются следующие:
— художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;
— моторный характер музыкального сочинения, побуждающий к движениям («дансантность»);
— разнообразие тематики,
жанров, характера музыкальных
— соответствие движений характеру, образам музыки;
— разнообразие движений (танцевальные, сюжетно-образные, физические упряжнения).
Педагогу в каждой группе следует подбирать репертуар в зависимости от конкретных условий. Это уровень общего, музыкального и физического развития детей, материально-техническая база детского сада, уровень квалификации музыкального руководителя и воспитателей, наполняемость группы и т.д.
До сих пор в детских садах еще бытует сезонно-праздничный принцип отбора репертуара. Безусловно, нелепо зимнюю песенку разучивать к лету или новогоднюю хороводную — к майскому празднику. Но, кроме этого правила, педагог должен помнить о развитии каждого ребенка, а поэтому с большим вниманием подбирать практический материал, учитывая к тому же и последовательность усложнения музыкально-образного содержания музыки, ее выразительные средства. Так как каждое музыкальное сочинение включает сочетание всех средств, следует систематизировать репертуар на основе того доминирующего средства, на которое композитор возложил особо яркую выразительную роль. Например, усложнение по динамике дети легче воспринимают и воспроизводят в движениях в следующей последовательности: 1 и юзапные изменения форте — пиано, усиление и ослабление звучности, внезапные акценты.
Необходимо также учитывать усложнение двигательных заданий, последовательность которых устанавливается в соответствии с доминирующим видом движений. Например, задание, совершенствующее навык подпрыгиваний-поскоков, рекомендуется выстраивать от простых подпрыгиваний на двух ногах на месте к переходу на прямой и боковой галоп и, наконец, к поскокам с ноги на ногу.
55.Виды музыкально-
Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в играх, хороводах, плясках, танцах, упражнениях, драматизациях, доступных и интересных детям.
^ Музыкальная игра
Игра — наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Игра имеет определенный сюжет, правила, музыкально-учебные задания и, облеченная в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.