История возникновения и развития христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 22:06, реферат

Описание работы

В своей работе я хочу углубиться в веру, понять ее структуру и историю. Надеюсь, написав ее, я смогу повлиять на свою душу и может потом рассказать другим людям о том, что я узнала. В нашей жизни происходят иногда очень страшные и опасные моменты, когда жизнь человека может "висеть на волоске!" и тогда почему-то люди начинают просить Бога уберечь от внезапной смерти или болезни. Очень странно, ведь до этого момента люди даже и не задумываются о том, что когда-то придеться расплачиваться и отвечать за свои страшные грехи и безверие перед богом. Поэтому надо задуматься над тем, как прожить жизнь, чтобы потом было не страшно умереть и встретиться с Богом.

Содержание работы

1. Введение
2. История возникновения христианства
3. Основы вероучения христианства
4. Католицизм
5. Протестантизм
6. Основные течения в протестантизме
7. Православие
8. Заключение
9. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 110.57 Кб (Скачать файл)

 

Ø Догматы  о Боге в трех лицах, о Сыне Божьем;

 

Ø положение, отвергающее сверхдолжные дела, чистилища и индульгенции, предписания проводить богослужение на родном языке;

 

Ø отменено обязательное безбрачие духовенства; не признается ни в чем главенство Папы Римского;

 

Ø положение  об исхождении Святого Духа "и от Сына";

 

Ø разъяснение  учения о первородном грехе, об оправдании верой, о погрешимости решений Вселенских Соборов;

 

Ø о признании  восточной церкви впавшей в заблуждение, непризнании святости икон, мощей, обряда призывания святых;

 

Ø изложение  протестантского отношения к  таинствам;

 

Ø разъяснение  новых взглядов на иерархию, число  таинств, причащение;

 

Ø указание о признании главенства короля в  государственной и духовной жизни.

 

 

Православие

 

Русская православная церковь 

 

Православная (Ортодоксальная) церковь - одно из направлений  христианства, оформившееся в XI веке в  результате разделения церквей.

 

Православие возникло на территории Византийской империи. Изначально оно не имело  церковного центра, так как церковная  власть Византии была в руках четырех  патриархов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского. По мере распада Византийской империи каждый из правящих патриархов возглавил самостоятельную (автокефальную) православную церковь. Впоследствии автокефальные и автономные церкви возникли и в других странах, в основном на Ближнем Востоке и в Восточной Европе. Вероисповедальную основу православия составляют Священное писание и Священное предание.

 

Основные  принципы православия изложены в 12 пунктах символа веры, принятого  на первых двух вселенских соборах  в Никее и Константинополе. Важнейшими постулатами православного вероучения являются догматы триединства бога, боговоплощения, искупления, воскресения и вознесения Иисуса Христа. Считается, что догматы не подлежат изменению и уточнению не только по содержанию, но и по форме.

 

Для православия  характерен сложный, детально разработанный  культ. Богослужение продолжительнее, чем в других христианских конфессиях, и включает в себя большое количество ритуалов.

 

Главное богослужение в православии - литургия. Главный  праздник - Пасха. Богослужение ведется  на национальных языках; в некоторых  конфессиях используются и мертвые языки, к примеру, в Русской православной церкви - церковнославянский. Духовенство в православии делится на белое (женатые приходские священники) и черное (монашествующие, дающие обет безбрачия). Имеются мужские и женские монастыри. Епископом может стать только монах.

 

В настоящее  время в православии имеется 15 автокефальных церквей: Албанская,

 

Александрийская,

 

Американская,

 

Антиохийская,

 

Болгарская,

 

Грузинская,

 

Иерусалимская,

 

Кипрская,

 

Константинопольская,

 

Польская,

 

Румынская,

 

Русская,

 

Сербская,

 

Чехословацкая,

 

Элладская,

 

4 автономных церкви: Критская, Синайско-Финляндская, Японская.

 

Русская Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. По преданию, святой апостол  Андрей Первозванный с проповедью Евангелия  остановился на Киевских горах и  благословил будущий город Киев. Распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей  христианской державой - Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью  святых равноапостольных братьев Кирилла  и Мефодия, апостолов и просветителей славян. В IX веке Кирилл создал славянскую азбуку (кириллицу) и вместе с братом перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться богослужение: Евангелие, Псалтырь и избранные службы. На основе переводов Кирилла и Мефодия сложился первый письменно-литературный язык славян — так называемый старославянский. В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа - крещение князя Владимира.

 

В конце лета 988 г. святой князь Владимир Святославович  собрал всех киевлян на берегу Днепра, в водах которого их крестили византийские священники. Это событие и вошло  в историю как "крещение Руси", став началом длительного процесса утверждения христианства на русских  землях. В 988 г. при святом князе Владимире I была основана Русская Православная Церковь, как Русская митрополия Константинопольского Патриархата с центром в Киеве. Возглавлявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Илларион, образованнейший человек своего времени, замечательный церковный писатель.

 

С Х века строятся величественные храмы. С ХI века на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 году преподобный Антоний Печорский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом - не говоря об их чисто духовной роли - в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения обо всех знаменательных событиях в истории русского народа. В монастырях процветали иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений. Широкая благотворительная деятельность монашеских обителей способствовала воспитанию в народе духа милосердия и сострадательности.

 

В ХII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей междоусобицам князей. Татаро-монгольское нашествие - величайшее бедствие, обрушившееся на Русь в ХIII веке, - не сломило Русской Церкви. Она сохранилась и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси - залога будущей победы над поработителями. Сохранению национального самосознания и культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. В ХIII веке было положено начало Почаевской Лавре. Эта обитель многое сделали для утверждения Православия в западнорусских землях. Император Византии Михаил VIII Палеолог еще в XIII веке пытался заключить союз с Римом, подчинив ему Византийскую Церковь в обмен на политическую и военную поддержку против турок. В 1274 г. в Лионе представители императора подписали документ о союзе с Римом — Лионскую унию. Против императора выступили его подданные и Церковью. Михаил был отлучен от Церкви и лишен церковного погребения. В католичество обратилось лишь небольшое число "латинофонов" — приверженцев западной культуры. После татаро-монгольского нашествия кафедра митрополии в 1299 г. перемещена во Владимир, а в 1325 г. - в Москву.

 

Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в ХIV веке. C ХIV до половины ХV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 года). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант иконописца преподобного Андрея Рублева. Объединение Литвы с католическим Королевством Польским, провозглашенное в 1385 г., привело к тому, что началось правовое, экономическое и политическое давление на православие в Западной Руси. Перед этим давлением не сумела устоять значительная часть православных епископов.

 

В 1439 г. во Флоренции  под давлением императора и Рима греческие иерархи снова подписали  документ о своем подчинении Римскому престолу. Флорентийская уния была той соломинкой, за которую пыталась ухватиться империя, когда ее захлестнуло  турецкое нашествие. Исторически этот акт и принес Византии не больше пользы, чем соломинка утопающему. Империя пала. Очень скоро Константинополь  расторг унию. Но она дала Риму юридические  аргументы в споре с православными  церквями, помогла создать сеть школ для обучения "католиков восточного обряда", подготовить кадры проповедников  и миссионеров, создать проповедническую литературу, предназначенную для  распространения в православной среде. Флорентийская уния, принятая Византией в 1439 г., стала тяжелым  ударом по каноническому сознанию русских. Церковные каноны предписывали послушание Вселенскому патриарху в Константинополе. Религиозная совесть не позволяла  признать патриарха-отступника. Уния предоставила Русской церкви веские основания  для обретения самостоятельности. Митрополит всея Руси грек Исидор, горячий  сторонник унии, был арестован  и позже бежал из Москвы.

 

Русские пошли  на крайне болезненное для них  решение: в 1448 г. не Константинопольским  патриархом, как прежде, а собором  русских епископов был поставлен  митрополит Московский и всея Руси. Им стал архиепископ Рязанский Иона, избранный на митрополию еще в 1441 г., но не утвержденный тогда Константинополем. Началась эпоха автокефалии —  полной самостоятельности Русской  церкви. В области политической идеологии  эта эпоха отмечена утверждением самобытной версии византийской теократической идеи (т. е. идеи вселенского самодержавия). Во второй половине XV века была образована Западно- русская (Киевская, Литовская) митрополия.В 1458 году Западно-русская митрополия отделяется от Московской митрополии. В ее состав входят помимо Киевской митрополии 9 православных епархий на территории Литвы (Полоцкая, Смоленская, Черниговская, Туровская, Луцкая, Владимирская) и Польши (Галицкая, Перемышльская, Холмская).

 

Великий князь  Иван III (1462-1505 гг.) женился на Софье (Зое) Палеолог, племяннице убитого турками  последнего византийского императора Константина XI.

 

Иван III первым на Руси принял титул самодержца и  сделал русским гербом византийского  двуглавого орла. В годы правления  Ивана III к его титулу иногда прибавляли формулу "Божиею милостью царь и великий князь". При его сыне Василии III, идея "третьего Рима" обрела законченную форму в пророчестве старца псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофея: " .два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать". Иван IV Васильевич, вошедший в историю как Иван Грозный, в 1547 г. по образу византийских императоров венчался на царство. Примечательно, что эта церемония была совершена по совету митрополита Макария, возложившего царский венец на голову юного Ивана IV. В январе 1589 г. при царе Федоре Иоановиче (сыне Ивана Грозного) прибывший в Москву патриарх Константинопольский Иеремия поставил митрополита Иова первым патриархом Московским и всея Руси. В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. Восточные патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место. После падения Византии (1553 г.) и до сих пор Русская православная церковь претендует на звание "третьего Рима". Яркий след оставили в истории Церкви князь Константин Острожский, создавший в Остроге православный просветительный центр, и его соратник князь Андрей Курбский, бежавший в Литву при Иване Грозном. Он убеждал местное русское дворянство всемерно отстаивать православие. ХVII век начинался для России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты. В это время смут Русская Церковь, как и прежде, с честью выполнила свой патриотический долг перед народом.

 

Горячий патриот  Патриарх Ермоген (1606-1612) был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского. В летопись истории Русского государства и Русской Церкви навсегда вписана героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры от шведов и поляков в 1608-1610 годах. В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, по личной инициативе Патриарха Никона и царя Алексея Михайловича Русская Церковь занялась исправлением богослужебных книг и обрядов по греческим образцам и установлением единообразия церковной службы. В результате с 1667 г. произошло отделение Русской православной церкви от старообрядчества и сильное ослабление ее. Реформа фактически затронула элементы обрядности: двоеперстное крестное знамение заменено на троеперстное, вместо "Исус" стали писать "Иисус", наряду с восьмиконечным крестом стали признавать четырехконечный. Реформа вызвала протест части духовенства во главе с протопопом Аввакумом. Протест нашел поддержку среди крестьян, боярства, стрельцов. Противники реформы были преданы анафеме на соборе 1666-1667 и подверглись жестоким репрессиям. Спасаясь от преследований, сторонники старообрядчества бежали в глухие места Севера, Поволжья и Сибири. В 1675-1695 годах было зафиксировано 37 самосожжений, во время которых погибло не менее 20 тысяч человек. Протопоп Аввакум был сожжен в срубе вместе с единомышленниками. Многие защитники старой веры приняли участие в крестьянской войне С. Разина, Соловецком восстании, восстаниях К. Булавина и Е. Пугачева. В XVII веке главным центром православного образования всей Руси стала Киево-Могилянская академия. В ее название вошло фамильное прозвище создавшего академию митрополита Киевского Петра Могилы. В православных изданиях Киева, Львова, Вильнюса заметно сильное влияние католического богословского языка. Дело в том, что с разрушением Византийской империи приходила в упадок и система образования на православном Востоке. А вот на католическом Западе она беспрепятственно развивалась, и многие ее достижения были заимствованы киевской богословской школой. Ее "рабочим" языком стала латынь, которая опиралась прежде всего, на латинские источники. Опыт киевской школы и ее богословы сыграли важнейшую роль в возрождении православного просвещения в Московской Руси в XVII веке, когда были залечены раны Смутного времени. В 1687 году Константинопольский патриарх Дионисий и восточные патриархи присылают грамоту, утверждающую переход Киевской митрополии в московскую юрисдикцию. Происходит Воссоединение Киевской митрополии с Московской патриархией. Начало XVIII века ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I. Реформы коснулись и Русской Церкви: после кончины в 1700 году Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в 1721 году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правитильствующего Синода, который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет (1721-1917 годы). Обязанности Предстоятеля временно исполнял митрополит Рязанский Стефан Яворский. Царь Петр сознательно не спешил с поставлением патриарха, выжидая, пока его отсутствие не станет привычным. Святейший синод не просто заменил патриаршее правление. Этот орган уже непосредственно подчинялся государю.

Информация о работе История возникновения и развития христианства