Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:38, курс лекций
Стремление человека к познанию вселенной, общества, самого себя, отдельных процессов и явлений неиссякаемо и вечно. Процесс познания продолжается. Осваивая основные принципы, понятия, области, факты, человек входит в мир, находит в нем для себя ориентиры, чтобы пользоваться ими в своей практической жизни, в собственных духовных исканиях. Есть знания, которые необходимы специалисту для успешной деятельности в своей области. Но есть и такие понятия, идеи, теории, освоение которых необходимо для становления каждого человека как личности, для формирования его духовной культуры. К отраслям, содержащим такого рода знания, относится религиоведение.
Вероучение и культ буддизма
Основные положения вероучения изложены в каноническом сборнике Типитака (санскрт. «Трипитака» — три корзины). По буддийским представлениям, Будда не является творцом и правителем мира. Он лишь просветляет человека, открывает ему путь истинного познания. Буддийский пантеон насчитывает тысячи будд, бодхи-сатв (существ, достигших спасения, но продолжающих принимать участие в спасении людей), богов местных религий и т.д. Все боги делятся на добрых и злых.
С точки зрения буддизма, все в мире является следствием бесконечного движения дхарм, которые представляются в виде духовных нематериальных частиц. Различные комбинации движущихся дхарм создают предметы, животных, человека. Распад данной комбинации дхарм ведет к смерти. Однако дхармы не исчезают, а объединяются в новые комплексы, в результате чего происходит перерождение. От положительных или отрицательных деяний человека зависит лучшее или худшее перерождение. Форма нового перерождения зависит от кармы, или закона, согласно которому все поступки человека имеют последствия его будущей жизни после смерти. Если человек несчастлив, значит, в прежних перерождениях он вел несправедливый образ жизни. Бесконечный процесс передним называется «колесом жизни», или сансарой. Конечной целью добродетельной жизни, согласно буддизму, является слияние с Буддой, т.е. погружение в нирвану сверхбытие). Один из главных догматов буддизма — догмат о страдании. Он сформулирован в четырех «великих истинах», открывшихся Гаутаме. Первая истина: жизнь есть страдание. Вторая истина: существуют причины страдания. Таковыми являются удовольствия, желание счастья. Третья истина предлагает пути избавления от страданий. Для этого необходимо подавить все желания. Четвертая истина рекомендует соблюдение основных условий для избавления от страданий: правильная вера, правильное поведение и т.д.
Важным учением в буддизме является догмат о нирване. В буддийской литературе нирвана рассматривается как состояние вечного покоя, бесконечного блаженства. Нирваны могут достигнуть только те, кто строго выполняет религиозные и нравственные предписания.
В буддизме нет сложной обрядности, как в брахманизме. Культ упрощен, нет жертвоприношений. Культ отправляется мирянами и монахами.
Направления в буддизме
Наиболее древней формой буддизма считается тхера-вада (европейское название хинаяна) — «узкая колесница», «узкий путь спасения». Основной принцип хинаяны уход от мирской жизни в монашескую общину (сангха). Другим направлением индийского буддизма стал тантризм, или ваджраяна. Это общее название различных школ и направлений. В основе лежит поклонение некоему половому энергетическому началу, мужскому или женскому Религиозные обряды основаны на йогической практике.
За пределами Индии
широкое распространение
Разновидностью махаяны является ЛАМАИЗМ, Возникший в Тибете, он распространился и на территорию России. Существует в Калмыкии, Туве, Бурятии. Центр находится около Улан-Удэ в Иволгинском дацане. Специфика ламаизма в том, что он соединил культ буддизма с местными культами. Характерная черта ламаизма — культ хубилганов (живых богов) и широкое распространение института лам (монашество). Очень красочный ритуал.
За рубежом буддизм также широко распространен, например, в виде дзэн-буддизма.
ЛЕКЦИЯ 9 Христианство
Возникновение христианства и его сущность.
Приступая к изучению данной темы, студент должен уяснить, что все современные религии можно условно разделить на три группы; мировые, национальные и племенные. К мировым религиям относятся буддизм, христианство и ислам. Их возникновение связано с крупными историческими переворотами в общественной жизни, в мировой истории. Так, например, христианство явилось идеологическим выражением краха античных порядков, краха рабовладельческого способа производства. Мировые peлигии отличались пропагандистским характером. Они уравняли всех людей перед Богом, отказались от прежней национальной замкнутости, от специфических национальных обрядов, заменив прежнюю, сложную и дорогую обрядность относительно простой и доступной. Эти религии несли в себе целый ряд космополитических идей. Они отбросили национальные перегородки, заменив национальные деления религиозным, нивелировали социальные и классовые различия
Самая крупная мировая религия, насчитывающая до 1 млрд. 400 млн. последователей, — христианство, зародилась на территории восточной части Римской империи в I первом веке нашей эры.
Христианская церковь учит, что христианство имеет божественное происхождение. Оно было провозглашено сыном Божьим Иисусом Христом от имени Бога-Отца в целях спасения человечества от греха. Возложив грехи людей на себя, Христос принял мученическую смерть во имя их искупления. Христос проповедовал христианские нормы поведения, в целом христианский образ жизни. В христианстве за столетия его существования сложилось вероучение, культи организация (церкви) с профессиональными служителями культа.
Выяснив позицию церкви по проблемам возникновения религии, студент должен иметь понятие по рассматриваемой теме с позиций науки. Наука установила, что появление христианства было обусловлено рядом социальных и идеологических причин. Настроения подавленности, отчаяния и безисходности, вызванные условиями жизни Римских народов и классов, способствовали распространению мессианских идей, получивших широкую популярность в среде «страждущих и обремененных». Существовавший в то время в Риме политеизм не мог увлечь бесправное и обездоленное разноплеменное население империи. Политеизм был идеологией рабовладельческого строя и не вызывал симпатии и поддержки масс. Именно поэтому новая религия, провозглашавшая равенство всех людей, пропагандировавшая возможность всеобщего спасения простым и доступным способом, получила быстрое распространение и довольно скоро проникла во все слои римского общества. Идейной основой христианства явились разного рода религиозные и философские доктрины. В их числе следует назвать иудаизм и митраизм. Из них христианство заимствовало представления о мессии, о страдающем, умирающем и воскрешающем Боге, таинства и обряды. Наиболее важной философской основой являются иудейский платонизм и римский стоицизм. Первый стал источником христианского вероучения, а второй — основой христианской нравственности. Христианство как идеология протеста против социальной несправедливости выдвинуло в качестве основы для изменений условий жизни людей иллюзорные средства, удовлетворившие духовные потребности различных слоев римского общества.
Если первоначальное христианство состояло из низших слоев общества, то во втором и в третьем веках в ряды христиан влились представители имущих классов. Настроения пессимизма и обреченности в условиях кризиса экономической и политической жизни Рима вполне соответствовали и некоторой части римской элиты. Вместе с вступлением знати в христианские общины меняется их социальный состав. Это привело к эволюции христианской идеологии, к отказу от бунтарских настроений.
К тому же с появлением имущества в общинах стали избирать из числа наиболее зажиточных христиан служителей — епископов, дьяконов. Так появилась церковная иерархия — высшее и низшее духовенство. Возросший клир отошел от демократических принципов первоначального христианства и укрепил союз с императорской властью. В 313 году римский император Константин своим указом сделал христианств года оно стало государственной религией. Через год, в 325; году, под его председательством был проведен первый Вселенский Собор христианских церквей в г. Никее, получивший название первого Вселенского Никейского собора, на котором был принят символ веры и канонизирована Библия. Начиная со 2-го столетия христианство устанавливает и утверждает свое вероучение и культ. С этой целью собирались Вселенские соборы. Таких Вселенских соборов, признаваемых православием и католицизмом, было, семь.
Христианство как любая религия основано на вере: рационалистическому осмысливанию мир не подлежит. Как бы человек ни пытался познать мир, это недоступно его разуму. Познание окружающей природы, ее связей и отношений возможно лишь через чудеса и божественное озарение. Истины искать не нужно, они сформулированы в священных писаниях.
Вероучение и культ христианства.
Как уже сказано выше, вероучение и культ христианства складывались в течение длительного времени, вобрав в себя вероучения из различных религиозных и философских систем. В этом плане оно не оригинально, лишь по-своему интерпретирует догмы ранее существовавших религий. В течение сотен лет на различных соборах утверждалось его вероучение. Основные догматы христианства — следующая троичность бога: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Такая троичность сформулировалась под влиянием других религий, В частности, древнеегипетской, где поклонялись богам: Осирису, Исиде, Гору, и индийской, почитающей Брахму, Вишну, Шиву.
Вера в непорочное зачатие, вера в пришествие Христа, душу, загробное воздаяние, ад, рай, воскрешение из мертвых, крещение и т.д.
Из культа христианства можно назвать крещение, венчание, миропомазание, елеосвящение, священство, исповедь, причащение, молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям и т.д. Важное место в христианстве занимают праздники. Христианство заимствовало из других религий не только элементы вероучений, но и многие обряды и праздники. За тысячелетия своего существования оно сформировало и утвердило множество празднеств. По важности событий, которым посвящены праздники, они подразделяются на великие, двунадесятые, малые. Здесь мы только перечислим их, ибо детальное знание можно отнести на самостоятельное их изучение. Это Рождество Христа, Сретенье, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Пасха, Вознесение Христа, Троица. Богородичные праздники, праздники различных святых и т.д. Церковь всегда уделяла внимание праздникам, ибо с их помощью формировалось и укреплялось религиозное мировоззрение. В целом праздники выполняют большую социальную функцию, они удовлетворяют определенные потребности людей. Изучая этот вопрос, студент должен обратить внимание на то, что большинство культов, празднеств имеют большую земную основу, мистический характер им придала церковь. Например, крещение связано с почитанием иоды. Исповедь — снимает психическое напряжение людей и т.д. Многие участники церковных служб руководствуются побуждениями нерелигиозного характера, а именно потребностью в общении с другими людьми, нуждающимися в сочувствии, сопереживании, в эмоциональной и психологической разрядке и пр. Это один из способов утешения, успокоения, отвлечения от конфликтных ситуаций. Не случайно в празднествах довольно много элементов торжественности, мистики, снимающих психический стресс, физическую усталость. То есть празднества — явлении объективного порядка и играют положительную роль. Кроме того, религиозные праздники продолжают существовать, в качестве традиций, уклада жизни. В древности они были связаны с определенными природными и социальными явлениями: приходом весны, началом и концом сельхозработ, рождением человека и т.д.
ЛЕКЦИЯ 11 Ислам
Экономические и
идейные предпосылки
Термин «ислам» в переводе
с арабского означает «покорность»,
а принявший эту религию
Идейные истоки ислама? Во-первых,
многие религиозные представления
ислам заимствовал из более ранних
монотеистических религий — иудаизма
в его монофизитской и
Благодаря миссионерской деятельности адептов ислама со временем он распространился в Казахстане, Кыргызстане, Татарстане, Башкортастане, на Северном Кавказе уже после арабского нашествия.