Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:06, лекция
Предпринимательская деятельность по своему содержанию есть вид экономической деятельности по созданию материальных и нематериальных благ, и на нее распространяются все требования, предъявляемые к экономике.
1. Понятие предпринимательской деятельности.
2. Сущность и содержание предпринимательского права.
3. Принципы и методы правового регулирования предпринимательской деятельности.
Тема 1
ПОНЯТИЕ ПРедпринимательского (ХОЗЯЙСТВЕННОГО) права
Вопросы к теме:
1. Понятие предпринимательской деятельности.
2. Сущность и содержание предпринимательского права.
3. Принципы и методы
правового регулирования
1. Понятие предпринимательской деятельности
Предпринимательская деятельность по своему содержанию есть вид экономической деятельности по созданию материальных и нематериальных благ, и на нее распространяются все требования, предъявляемые к экономике.
Предпринимательская деятельность
имеет легальное (законодательное)
определение, содержащееся в ст. 2 ГК
РФ: «…предпринимательской является
самостоятельная, осуществляемая на свой
риск деятельность, направленная на систематическое
получение прибыли от пользования
имуществом, продажи товаров, выполнения
работ или оказания услуг лицами,
зарегистрированными в этом качестве
в установленном законом
Необходимость обращения
к легальному определению
- определение
- несоблюдение требований,
предъявляемых именно к
- правовые последствия,
конструируемые в иных
Проиллюстрируем сказанное
отдельными примерами. Согласно действующему
законодательству осуществление
Далее, осуществление
С точки зрения межотраслевого значения, можно зафиксировать точно также следующее положение: введение мер административно-правовой, уголовно-правовой ответственности, например по ст. 171 УК РФ, должно базироваться на основе признания определенных действий предпринимательской деятельностью.
Остановимся на признаках, позволяющих
выделить и описать такую категорию,
как предпринимательская
Ее первый признак — это то, что предпринимательство должно быть деятельностью. Но прежде чем перейти к анализу данного понятия, следует отметить, что хотя в правоведении широко употребляется этот термин, практически отсутствует сколько-нибудь состоятельное его определение. Даже в тех случаях, когда речь идет о регулировании конкретных видов деятельности, например банковской, инвестиционной, биржевой, законодательство ограничивается только общим ее описанием, не давая ее понятия. Поэтому необходимо использовать философское и экономическое понятия деятельности в качестве базовых, с тем чтобы в дальнейшем сформулировать правовое понятие предпринимательской деятельности.
Под деятельностью понимается целесообразное изменение в интересах людей окружающего мира2[2]. Философы традиционно трактуют деятельность как совокупность элементов, к которым относятся: субъект, наделенный активностью и направляющий ее на объекты или на других субъектов; объект, на который направлена активность субъекта; и сама активность, выражающаяся в том или ином способе овладения объектом или в установлении коммуникативного воздействия между субъектами3[3].
Следовательно, в соответствии
с приведенными и рядом других
выводов предпринимательскую
- системность осуществления, понимаемую как наличие свойства, объединяющего все совершаемые действия в единое целое; ее иногда пытаются описать через количественные параметры, что вряд ли можно считать правильным, поскольку невозможно сколько-нибудь серьезно обосновать утверждение о том, что две операции или сделки — это еще не система, а три — образуют требуемое состояние; поэтому системность операций нужно толковать как их единство, неразрывность, охваченность единой целью;
- постоянство, длительность осуществления операций, предполагающие, что те или иные операции осуществляются в течение длительного или даже конкретно неопределенного времени; для хозяйственного оборота практика выработала общий обычный срок — финансово-экономический год;
- целенаправленность всех действий, вместе взятых; общей целью предпринимательской деятельности является извлечение прибыли путем профессионального производства материальных и нематериальных благ, реализуемых неопределенному кругу лиц, что предполагает единство частных и публичных интересов.
В качестве второго признака
предпринимательской
О профессионализме предпринимательской деятельности писал B.C.Мартемьянов: «В новых условиях правового регулирования элементом, определяющим принадлежность правоотношений к хозяйственным, является профессиональная деятельность по производству товаров (работ, услуг) для рынка. Именно в силу того, что любой субъект на базе принадлежащего ему имущества вступает в производственную деятельность, регулирование отношений в ходе ее ведения охватывается хозяйственным правом»6[6].
Применительно к предпринимательской
деятельности в соответствии с приведенными
положениями можно утверждать, что
профессионализм
— ведении этой деятельности людьми, имеющими определенную квалификацию или информацию, необходимую для принятия и реализации решений; при этом в значительном количестве случаев наличие профессиональной подготовки рассматривается как необходимое условие для осуществления предпринимательской деятельности, например, медицинской, банковской, аудиторской; в других случаях нет необходимости в определенном профессиональном уровне предпринимателя, но он должен владеть информацией, позволяющей ему принять то или иное решение, причем от его информированности зависит и достижение тех целей, ради которых он осуществляет деятельность. В качестве подтверждения профессионализма действующее законодательство в одних случаях признает ранее полученное образование (например, юридическое, экономическое, медицинское), а в других требует сдачи предпринимателем соответствующих экзаменов (например, для аудиторов, операторов на рынке ценных бумаг);
— осуществлении
— соответствии результатов деятельности определенным, требованиям, которые носят нормативный характер, например требованиям сертификации и стандартизации товаров, работ и услуг, требованиям выполнения правил, касающихся финансовых результатов предпринимательской деятельности (уплата налога, осуществление иных установленных отчислений);
— подконтрольности деятельности государственным органам, уполномоченным выполнять общественно необходимые функции в интересах потребителей, лиц, занятых в процессе производства, самих предпринимателей, общества в целом;
— наличии государственных гарант
Третьим признаком предпринимательства является самостоятельность осуществления деятельности. Как справедливо подчеркивается в литературе, «этот признак указывает на волевой источник предпринимательской деятельности. Граждане и юридические лица самостоятельно, т.е. своей властью и в своем интересе осуществляют предпринимательскую деятельность».7[7] Правда, из этого положения делается вывод, с которым вряд ли можно согласиться, о том, что «деятельность учреждений не может быть отнесена к предпринимательской»8[8]. Дело в том, что предпринимательство некоммерческих юридических лиц как дополнительная деятельность осуществляется хотя и на основе и в пределах норм и правил, установленных законом или собственником, но решение об ее осуществлении принимается самим учреждением или фондом самостоятельно. Это решение охватывает как временное, так и иные параметры деятельности. Собственник в данном случае не принуждает к осуществлению деятельности, а только создает предпосылки для нее.
Четвертый признак – цель предпринимательской деятельности, определяемая законом как систематическое извлечение прибыли. Но этот прнзшж-пе является единственной целью предпринимательской деятельности. Несомненно, любой субъект, начиная указанную деятельность, надеется получить от вложений труда и капитала тот или иной доход, позволяющий ему сформировать прибыль. Но утверждать, что получение прибыли — это единственная цель предпринимательской деятельности, было бы неправильно по нескольким соображениям. Прежде всего такое утверждение игнорирует экономические и психологические критерии признания деятельности предпринимательской. «Основной чертой предпринимателя, — пишет Н.Ю.Круглова, — является новый тип мотивации — потребность достигать (добиваться) успеха»; и далее: «Для предпринимательского поведения характерно стремление повысить потенциал прибыльности, что достигается непрерывной цепью нововведений как технологического, так и организационного характера... предприниматель — это тот, кто нацелен на получение прибыли сверх среднего уровня путем наиболее полного удовлетворения потребностей на основе реализации собственных знаний, умений, прогнозов, тот, кто стремится совершить прорыв в той или иной сфере экономической деятельности — в создании новой продукции и технологии, в производстве или маркетинге и соответственно получить дополнительный доход за свой риск и предвидение»9[9].
Сказанное позволяет утверждать,
что у предпринимательской
Получение прибыли как цель предпринимательства предполагает уяснение двух аспектов. Первый — это определение данного понятия, имеющего экономическую природу. Поэтому правовое определение прибыли можно дать только исходя из понятия, разработанного экономистами. В экономической теории принято выделять нормальную прибыль как элемент издержек или минимальную плату, необходимую для того, чтобы удержать предпринимателя в рамках данного вида предпринимательской деятельности, и экономическую, или чистую, прибыль, представляющую собой выручку за вычетом всех издержек (внешних и внутренних, включая нормальную прибыль предпринимателя). Но и эта чистая прибыль не идет на личное потребление, а расходуется на такие цели, как подготовка кадров, социальная помощь, защита окружающей среды и проч.10[10]
В действующем законодательстве понятие прибыли используется при определении объекта налогообложения. Согласно Закону РФ от 27 декабря 1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций»11[11] (с последующими изменениями и дополнениями) таким объектом является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными законом. Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).