Мифы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 11:28, реферат

Описание работы

Миф (др.-греч. «слово») в литературе — создание воображения коллективной общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых, очеловеченных существ, которые преломляются (претворяются) в сознании как вполне реальные.

Файлы: 1 файл

Лит.docx

— 220.68 Кб (Скачать файл)

Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Романтиков интересовали все страсти, и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть – любовь во всех ее проявлениях, низкая – жадность, честолюбие, зависть. Низменной материальной практике романтики противопоставляли  жизнь духа, в особенности религию, искусство, философию. Интерес к  сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма.

Можно говорить о романтике как об особом типе личности – человеке сильных страстей и высоких устремлений, несовместимым  с обыденным миром. Подобному  характеру сопутствуют исключительные обстоятельства. Привлекательными для  романтиков становятся фантастика, народные музыка, поэзия, сказания – все, что  в течение полутора столетий рассматривалось  как жанры мелкие, не стоящие внимания. Для романтизма свойственно утверждение  свободы, суверенности личности, повышенное внимание к единичному, неповторимому  в человеке, культ индивидуального. Уверенность в самоценности человека оборачивается протестом против рока истории. Часто героем романтического произведения становится художник, способный творчески воспринимать действительность. Классицистическое «подражание природе» противопоставлено творческой энергии художника, преображающего реальность. Создается свой, особый мир, более прекрасный и реальный, нежели эмпирически воспринимаемая действительность. Именно творчество является смыслом сущего, оно представляет собой высшую ценность мироздания. Романтики страстно защищали творческую свободу художника, его фантазию, полагая, что гений художника не подчиняется правилам, но творит их.

Романтики обращались к различным историческим эпохам, их привлекало их своеобразие, влекли экзотические и таинственные страны и обстоятельства. Интерес к истории  стал одним из непреходящих завоеваний художественной системы романтизма. Он выразился в создании жанра  исторического романа (Ф.Купер, А.Виньи, В.Гюго), основоположником которого считается В.Скотт, и вообще романа, который приобрел ведущее положение в рассматриваемую эпоху. Романтики подробно и точно воспроизводят исторические детали, фон, колорит той или иной эпохи, но романтические характеры даются вне истории, они, как правило, выше обстоятельств и не зависят от них. В то же время романтики воспринимали роман как средство постижения истории, а от истории шли к проникновению в тайны психологии, а соответственно – и современности. Интерес к истории отразился также в трудах историков французской романтической школы (О.Тьерри, Ф.Гизо, Ф.О.Менье).

Именно в  эпоху Романтизма происходит открытие культуры Средневековья, а восхищение античностью, свойственное прошлой  эпохе, также не ослабевает и в  конце 18 – нач. 19 вв. Разнообразие национальных, исторических, индивидуальных особенностей имело и философский смысл: богатство  единого мирового целого состоит  из совокупности этих отдельных черт, а изучение истории каждого народа в отдельности дает возможность  проследить, по выражению Берка, не прерывающуюся жизнь посредством следующих одно за другим новых поколений.

Эпоха Романтизма ознаменовалась расцветом литературы, одним из отличительных свойств  которой было увлечение общественными  и политическими проблемами. Пытаясь  постичь роль человека в происходящих исторических событиях, писатели-романтики  тяготели к точности, конкретности, достоверности. В то же время действие их произведений часто разворачивается  в необычной для европейца  обстановке – например, на Востоке  и в Америке, или, для русских  – на Кавказе или в Крыму. Так, романтические поэты – по преимуществу лирики и поэты природы, и потому в их творчестве (впрочем, так же, как и у многих прозаиков) значительное место занимает пейзаж – прежде всего, море, горы, небо, бурная стихия, с которой героя связывают  сложные взаимоотношения. Природа  может быть сродни страстной натуре романтического героя, но может и  противостоять ему, оказываться  враждебной силой, с которой он вынужден бороться.

Необыкновенные  и яркие картины природы, жизнь, быт и нравы далеких стран  и народов – также вдохновляли  романтиков. Они искали черты, составляющие первооснову национального духа. Национальная самобытность проявляется  прежде всего в устном народном творчестве. Отсюда интерес к фольклору, переработка  фольклорных произведений, создание собственных произведений на основе народного творчества.

Развитие жанров исторического романа, фантастической повести, лиро-эпической поэмы, баллады  – заслуга романтиков. Их новаторство  проявилось и в лирике, в частности, в использовании многозначности слова, развитии ассоциативности, метафоричности, открытиями в области стихосложения, метра, ритма.

Для романтизма характерен синтез родов и жанров, их взаимопроникновение. Романтическая  художественная система основывалась на синтезе искусства, философии, религии. Например, у такого мыслителя, как  Гердер, поискам путей революционного обновления культуры служат и лингвистические  исследования, и философские доктрины, и путевые заметки. Многое из достижений романтизма унаследовал реализм 19 в. – склонность к фантастике, гротеск, смешение высокого и низкого, трагического и комического, открытие «субъективного человека».

В эпоху романтизма расцветает не только литература, но и  многие науки: социология, история, политология, химия, биология, эволюционное учение, философия (Гегель, Д.Юм, И.Кант, Фихте, натурфилософия, суть которой сводится к тому, что природа – одно из одеяний Бога, «живое одеяние Божества»).

Романтизм –  культурное явление Европы и Америки. В разных странах его судьба имела  свои особенности.

Германию можно  считать страной классического  романтизма. Здесь события Великой  французской революции были осознаны скорее в области идей. Общественные проблемы рассматривались в рамках философии, этики, эстетики. Воззрения  немецких романтиков становятся всеевропейскими, оказывают влияние на общественную мысль, искусство других стран. История немецкого романтизма распадается на несколько периодов.

У истоков немецкого  романтизма стоят писатели и теоретики  иенской школы (В.Г.Ваккенродер, Новалис, братья Ф. и А.Шлегели, В.Тик). В лекциях А.Шлегеля и в трудах Ф.Шеллинга концепция романтического искусства приобрела свои очертания. Как пишет одна из исследовательниц иенской школы Р.Хух, иенские романтики «выдвигали в качестве идеала объединение различных полюсов, как бы последние ни назывались – разумом и фантазией, духом и инстинктом». Иенцам же принадлежат и первые произведения романтического направления: комедия Тика Кот в сапогах (1797), лирический цикл Гимны к ночи (1800) и роман Генрих фон Офтердинген (1802) Новалиса. К этому же поколению принадлежит поэт-романтик Ф.Гёльдерлин, не входивший в иенскую школу.

Гейдельбергская школа – второе поколение немецких романтиков. Здесь заметнее проявился интерес к религии, старине, фольклору. Этим интересом объясняется появление сборника народных песен Волшебный рог мальчика (1806–08), составленного Л.Арнимом и Брентано, а также Детских и семейных сказок (1812–1814) братьев Я. и В.Гримм. В рамках гейдельбергской школы оформилось первое научное направление в изучении фольклора – мифологическая школа, в основе которой лежали мифологические идеи Шеллинга и братьев Шлегелей.

Для позднего немецкого романтизма характерны мотивы безысходности, трагизма, неприятие  современного общества, ощущение несовпадения мечты и реальности (Клейст, Гофман). К этому поколению относятся  А.Шамиссо, Г.Мюллер и Г.Гейне, назвавший себя «последним романтиком».

Английский  романтизм сосредоточен на проблемах  развития общества и человечества в  целом. Английским романтикам присуще  ощущение катастрофичности исторического  процесса. Поэты «озерной школы» (У.Вордсворт, С.Т.Колридж, Р.Саути) идеализируют старину, воспевают патриархальные отношения, природу, простые, естественные чувства. Творчество поэтов «озерной школы» проникнуто христианским смирением, им свойственно обращение к подсознательному в человеке.

Романтические поэмы на средневековые сюжеты и  исторические романы В.Скотта отличает интерес к родной старине, к устной народной поэзии.

Основная тема творчества Дж. Китса, члена группы «лондонских романтиков», куда помимо него входили Ч.Лэм, У.Хэзлитт, Ли Хант, – красота мира и человеческой природы.

Крупнейшие  поэты английского романтизма –  Байрон и Шелли, поэты «бури», увлеченные идеями борьбы. Их стихия – политический пафос, сочувствие к угнетенным и  обездоленным, защита свободы личности. Байрон до конца жизни остался  верен своим поэтическим идеалам, смерть застала его в самой  гуще «романтических» событий войны  за независимость Греции. Образы героев-мятежников, индивидуалистов с чувством трагической  обреченности, надолго сохраняли  влияние на всю европейскую литературу, а следование байроновскому идеалу получило название «байронизма».

Во Франции  романтизм утвердился довольно поздно, к началу 1820-х. Здесь были сильны традиции классицизма, и новому направлению  пришлось преодолевать сильное противодействие. Хотя романтизм и принято сопоставлять с развитием антипросветительского движения, тем не менее он сам связан и с наследием Просвещения, и с предшествующими ему художественными направлениями. Так лирический интимно-психологический роман и повесть Атала (1801) и Рене (1802) Шатобриана, Дельфина (1802) и Коринна, или Италия (1807) Ж.Сталь, Оберман (1804) Э.П.Сенанкура, Адольф (1815) Б.Констана – оказали большое влияние на формирование французского романтизма. Жанр романа получает дальнейшее развитие: психологический (Мюссе), исторический (Виньи, раннее творчество Бальзака, П.Мериме), социальный (Гюго, Жорж Санд, Э.Сю). Романтическая критика представлена трактатами Сталь, теоретическими выступлениями Гюго, этюдами и статьями Сент-Бёва, родоначальника биографического метода. Здесь же, во Франции, блестящего расцвета достигает поэзия (Ламартин, Гюго, Виньи, Мюссе, Ш.О.Сент-Бёв, М.Деборд-Вальмор). Появляется романтическая драма (А.Дюма-отец, Гюго, Виньи, Мюссе).

Романтизм получил  распространение и в других европейских  странах. А развитие романтизма в  США связано с утверждением национальной независимости. Для американского  романтизма характерна большая близость традициям просветительства, особенно у ранних романтиков (У.Ирвинг, Купер, У.К.Брайант), оптимистические иллюзии в ожидании будущего Америки. Большая усложненность и многозначность характерны для зрелого американского романтизма: Э.По, Хоторн, Г.У.Лонгфелло, Г.Мелвилл и др. В особое течение тут выделяется трансцендентализм – Р.У.Эмерсон, Г.Торо, Хоторн, которые воспевали культ природы и простой жизни, отвергали урбанизацию и индустриализацию.

Реализм

Реализм XIX в. вырастал, осваивая наиболее плодотворные идейно-эстетические традиции всех предшествовавших, а  также сопутствовавших и даже противоборствовавших ему художественных направлений, прежде всего нового классицизма  и романтизма, вместе с тем преодолевая  их ограниченность.

Реализм в отличие  от романтизма стремился к отражению  объективного реального мира. В противоположность  же классицизму он не исходил из заранее установленных представлений  об этом мире. Основой реалистического  искусства стали непосредственные, живые и непредвзятые восприятия и правдивое отражение реальной действительности. Они обычно были неотделимы от стремлений проследить и раскрыть заключенные в этой действительности глубинные силы, скрытые  от простейшего поверхностного наблюдения, но управляющие событиями и связью явлений.

Великие художники-реалисты XIX в. с беспощадной правдивостью изображали язвы и пороки буржуазного  общественного строя и буржуазной морали.

Вершинами реализма в литературе были произведения Стендаля, Бальзака, Мериме, Флобера, Диккенса, Теккерея, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Л. Толстого. Реализм  нашел яркое выражение и в  области изобразительных искусств, особенно в живописи и графике, создав основу для высокого расцвета бытового жанра (Федотов, Перов, Милле, Курбе, Манэ, Дега), пейзажной живописи (Констебль, Коро, А. Иванов), портрета (Жерико, Крамской, Репин), политической карикатуры (Домье) .

В XIX в. впервые  в истории человечества устанавливается  всемирная система хозяйствования и в сферу общественного производства включаются самые различные пласты действительности. Соответственно расширяется  и предмет искусства: в него втягиваются, приобретая эстетическую ценность и  общественные процессы (социологический  анализ), и тончайшие нюансы человеческой психологии (психологический анализ), и природа (пейзаж), и мир вещей (натюрморт). Претерпел глубокие изменения  и главный предмет искусства  – человек, общественные связи которого приобретают всеобщий, поистине всемирный  характер. Все эти изменения вызвали  к жизни новый тип художественной концепции мира, воплотившийся в  реализме, который сформировался  как направление в 30-40-е гг. XIX в. В реалистическом освещении явления  действительности предстают во всей их сложности, многогранности и богатстве  эстетических свойств. Принципом обобщения  становится типизация. Правдивость  деталей и показ типических характеров, действующих в типических обстоятельствах, – главный принцип реализма.

Информация о работе Мифы