Мифы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 11:28, реферат

Описание работы

Миф (др.-греч. «слово») в литературе — создание воображения коллективной общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых, очеловеченных существ, которые преломляются (претворяются) в сознании как вполне реальные.

Файлы: 1 файл

Лит.docx

— 220.68 Кб (Скачать файл)

Культ чувства  обусловил высокую степень субъективизма. Для этого направления характерно обращение к жанрам, с наибольшей полнотой позволяющих показать жизнь  человеческого сердца, – элегия, роман в письмах, дневник путешествия, мемуары и пр., где рассказ ведется  от первого лица. Сентименталисты  отвергали принцип «объективного» дискурса, предполагающий отстранение  автора от предмета изображения: авторская  рефлексия по поводу описываемого становится у них важнейшим элементом  повествования. Структура сочинения  во многом определяется волей писателя: он не столь строго следует установленным  литературным канонам, сковывающим  воображение, достаточно произвольно  строит композицию, щедр на лирические отступления.

Родившись на британских берегах в 1710-х, сентиментализм стал во вт. пол. 18 в. общеевропейским  явлением. Наиболее ярко проявился  в английской, французской, немецкой и русской литературах.

Сентиментализм в Англии

Раньше всего  сентиментализм заявил о себе в лирике. Поэт пер. пол. 18 в. Джеймс Томсон отказался  от традиционных для рационалистической поэзии урбанистических мотивов  и сделал объектом изображения английскую природу. Тем не менее он не отходит  полностью от классицистической  традиции: использует жанр элегии, узаконенный  теоретиком классицизма Никола Буало в его Поэтическом искусстве (1674), правда, заменяет рифмованные двустишия белым стихом, свойственным шекспировской эпохе.

Развитие лирики идет по пути усиления пессимистических мотивов, уже звучащих у Д.Томсона. Тема призрачности и тщеты земного существования торжествует у Эдварда Юнга, основателя «кладбищенской поэзии». Поэзия последователей Э.Юнга – шотландского пастора Роберта Блэра (1699–1746), автора мрачно-дидактической поэмы Могила (1743), и Томаса Грея, создателя Элегии, написанной на сельском кладбище (1749), – пронизана идеей равенства всех перед смертью.

С наибольшей полнотой сентиментализм выразил себя в жанре романа. Зачинателем его  стал Сэмюэл Ричардсон, который, порвав с авантюрно-плутовской и приключенческой традицией, обратился к изображению мира человеческих чувств, что потребовало создания новой формы – романа в письмах. В 1750-х сентиментализм стал главным направлением английской просветительской литературы. Творчество Лоуренса Стерна, которого многие исследователи считают «отцом сентиментализма», знаменует окончательный отход от классицизма. (Сатирический роман Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена (1760–1767) и роман Сентиментальное путешествие по Франции и Италии мистера Йорика (1768), от которого пошло название художественного течения).

Критический английский сентиментализм достигает своего пика в творчестве Оливера Голдсмита.

В 1770-х наступает  закат английского сентиментализма. Прекращает существование жанр сентиментального романа. В поэзии сентименталистская школа уступает место предромантической (Д.Макферсон, Т.Чаттертон).

Сентиментализм во Франции

Во французской  литературе сентиментализм выразил  себя в классической форме. Пьер Карле  де Шамблен де Мариво стоит у истоков сентиментальной прозы. (Жизнь Марианны, 1728–1741; Крестьянин, вышедший в люди, 1735–1736).

Антуан-Франсуа  Прево д»Экзиль, или аббат Прево открыл для романа новую область чувств – непреодолимую страсть, ведущую героя к жизненной катастрофе.

Кульминационным моментом сентиментального романа стало  творчество Жан-Жака Руссо (1712–1778).

Концепция природы  и «естественного» человека определила содержание его художественных произведений (например, эпистолярный роман Жюли, или Новая Элоиза, 1761).

Ж.-Ж.Руссо сделал природу самостоятельным (самоценным) объектом изображения. Его Исповедь (1766–1770) считается одной из наиболее откровенных автобиографий в мировой литературе, где он доводит до абсолюта субъективистскую установку сентиментализма (художественное произведение как способ выражения авторского «я»).

Анри Бернарден де Сен-Пьер (1737–1814), как и его учитель Ж.-Ж.Руссо, считал главной задачей художника утверждать истину – счастье состоит в том, чтобы жить в согласии с природой и добродетельно. Свою концепцию природы он излагает в трактате Этюды о природе (1784–1787). Эта тема получает художественное воплощение в романе Поль и Виржини (1787). Изображая далекие моря и тропические страны, Б.де Сен-Пьер вводит новую категорию – «экзотическое», которая будет востребована романтиками, в первую очередь Франсуа-Рене де Шатобрианом.

Жак-Себастьян  Мерсье (1740–1814), следуя руссоистской традиции, делает центральным конфликтом романа Дикарь (1767) столкновение идеальной (первобытной) формы существования («золотого века») с разлагающей ее цивилизацией. В утопическом романе 2440 год, сон каких мало (1770), беря за основу Общественный договор Ж.-Ж.Руссо, он конструирует образ эгалитарной сельской общины, в которой люди живут в согласии с природой. Свой критический взгляд на «плоды цивилизации» С.Мерсье излагает и в публицистической форме – в очерке Картина Парижа (1781).

Творчество  Никола Ретифа де Ла-Бретонн (1734–1806), писателя-самоучки, автора двухсот томов сочинений, отмечено влиянием Ж.-Ж.Руссо. В романе Развращенный крестьянин, или Опасности города (1775) рассказывается история превращения, под воздействием городской среды, нравственно чистого юноши в преступника. Роман-утопия Южное открытие (1781) трактует ту же тему, что и 2440 год С.Мерсье. В Новом Эмиле, или Практическом воспитании (1776) Ретиф де Ла-Бретонн развивает педагогические идеи Ж.-Ж.Руссо, применяя их к женскому образованию, и полемизирует с ним. Исповедь Ж.-Ж.Руссо становится поводом для создания его автобиографического сочинения Господин Никола, или Разоблаченное человеческое сердце (1794–1797), где он превращает повествование в некий «физиологический очерк».

В 1790-е, в эпоху  Великой Французской революции  сентиментализм утрачивает свои позиции, уступая место революционному классицизму.

Сентиментализм в Германии

В Германии сентиментализм родился как национально-культурная реакция на французский классицизм, в его становлении определенную роль сыграло творчество английских и французских сентименталистов. Существенная заслуга в формировании нового взгляда на литературу принадлежит  Г.Э.Лессингу.

Истоки немецкого  сентиментализма лежат в полемике начала 1740-х цюрихских профессоров И.Я.Бодмера (1698–1783) и И.Я.Брейтингера (1701–1776) с видным апологетом классицизма в Германии И.К.Готшедом (1700–1766); «швейцарцы» защищали право поэта на поэтическую фантазию. Первым крупным выразителем нового направления стал Фридрих Готлиб Клопшток, который нашел точки соприкосновения между сентиментализмом и германской средневековой традицией.

Расцвет сентиментализма  в Германии приходится на 1770–1780-е  и связан с движением «Бури  и натиска», названного по одноименной  драме Sturm und Drang Ф.М.Клингера (1752–1831). Его участники ставили своей задачей создание самобытной национальной немецкой литературы; от Ж.-Ж. Руссо они усвоили критическое отношение к цивилизации и культ естественного. Теоретик «Бури и натиска» философ Иоганн Готфрид Гердер критиковал «хвастливое и бесплодное образование» эпохи Просвещения, обрушивался на механическое использование классицистических правил, доказывая, что истинная поэзия – это язык чувств, первых сильных впечатлений, фантазии и страсти, такой язык универсален. «Бурные гении» обличали тиранию, протестовали против иерархичности современного общества и его морали (Гробница королей К.Ф.Шубарта, К свободе Ф.Л.Штольберга и др.); их главным героем была свободолюбивая сильная личность – Прометей или Фауст – движимая страстями и не знающая никаких преград.

В молодые годы к направлению «Бури и натиска» принадлежал Иоганн Вольфганг Гете. Его роман Страдания молодого Вертера (1774) стал знаковым произведением  немецкого сентиментализма, определив  окончание «провинциальной стадии»  немецкой литературы и ее вхождение  в общеевропейскую.

Духом «Бури  и натиска» отмечены драмы Иоганна  Фридриха Шиллера.

Романтизм

Романтизм (фр. romantisme, от средневекового фр. romant – роман) – направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже 18–19 вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть 19 в.

Французское слово  romantisme восходит к испанскому romance (в средние века так называли испанские романсы, а затем и рыцарский роман), английскому romantic, превратившемуся в 18 в. в romantique и означавшему тогда «странное», «фантастическое», «живописное». В начале 19 в. романтизм становится обозначением нового направления, противоположного классицизму.

Входя в антитезу «классицизм» – «романтизм», направление  предполагало противопоставление классицистического требования правил романтической свободе  от правил. Такое понимание романтизма сохраняется и по сей день, но, как пишет литературовед Ю.Манн, романтизм «не просто отрицание „правил», но следование «правилам» более сложным и прихотливым».

Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества. Решающей предпосылкой развития романтизма стали события  Великой французской революции. Появление романтизма связано с  антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности.

Просветительство  проповедовало новое общество как  самое «естественное» и «разумное». Лучшие умы Европы обосновывали и  предвещали это общество будущего, но действительность оказалась неподвластной  «разуму», будущее – непредсказуемым, иррациональным, а современное общественное устройство стало угрожать природе  человека и его личностной свободе. Неприятие этого общества, протест  против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме и предромантизме. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Противостоял романтизм эпохе Просвещения и в словесном плане: язык романтических произведений, стремясь быть естественным, «простым», доступным для всех читателей, представлял собой нечто противоположное классике с ее благородной, «возвышенной» тематикой, характерной, например, для классической трагедии.

У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению  к обществу приобретает космические  масштабы, становится «болезнью века». Героям многих романтических произведений (Ф.Р.Шатобриана, А.Мюссе, Дж.Байрона, А.Виньи, А.Ламартина, Г.Гейне и др.) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре» (в предромантическом «готическом романе» – А.Радклиф, Ч.Мэтьюрин, в «драме рока», или «трагедии рока», – З.Вернер, Г.Клейст, Ф.Грильпарцер), а также в произведениях Байрона, К.Брентано, Э.Т.А.Гофмана, Э.По и Н.Хоторна.

ГОТИЧЕСКИЙ  РОМАН, прозаический жанр, имевший большой  успех в последней трети 18 в. Готический роман отличают следующие черты:

1. Сюжет строится  вокруг тайны — например, чьего-то  исчезновения, неизвестного происхождения,  нераскрытого преступления, лишения  наследства. Обычно используется  не одна подобная тема, а комбинация  из нескольких тем. Раскрытие  тайны откладывается до самого  финала. К центральной тайне обычно  добавляются второстепенные и  побочные, тоже раскрываемые в  финале.

2. Повествование  окутано атмосферой страха и  ужаса и разворачивается в  виде непрерывной серии угроз  покою, безопасности и чести  героя и героини.

3. Мрачная и  зловещая сцена действия поддерживает  общую атмосферу таинственности  и страха. Большинство готических  романов имеют местом действия  древний, заброшенный, полуразрушенный  замок или монастырь, с темными  коридорами, запретными помещениями,  запахом тлена и шныряющими  слугами-соглядатаями. Обстановка включает  в себя завывание ветра, бурные  потоки, дремучие леса, безлюдные  пустоши, разверстые могилы —  словом, все, что способно усилить  страх героини, а значит, и читателя.

4. В ранних  готических романах центральный  персонаж — девушка. Она красива,  мила, добродетельна, скромна и  в финале вознаграждается супружеским  счастьем, положением в обществе  и богатством. Но, наряду с общими  для всех романтических героинь  чертами, она обладает и тем,  что в 18 в. называли «чувствительностью».  Она любит гулять в одиночестве  по лесным полянам и мечтать  при луне у окна своей спальни;  легко плачет, а в решительную  минуту падает в обморок.

5. Сама природа  сюжета требует присутствия злодея. По мере развития готического  жанра злодей вытеснял героиню  (всегда бывшую не столько личностью,  сколько набором женских добродетелей) из центра читательского внимания. В поздних образцах жанра он  обретает полноту власти и  обычно является двигателем сюжета.

Все эти черты  были известны прозе и драматургии  и прежде, но именно в готическом романе они вошли в настолько  отчетливое и эффективное сочетание, что произведение, у которого нет  хотя бы одной из этих черт, уже нельзя отнести к чистому готическому  жанру.

В то же время  романтизм зиждется на идеях, бросающих  вызов «страшному миру», – прежде всего идеях свободы. Разочарование  романтизма – это разочарование  в действительности, но прогресс и  цивилизация – лишь одна ее сторона. Неприятие этой стороны, отсутствие веры в возможности цивилизации  предоставляют другой путь, путь к  идеалу, к вечному, к абсолюту. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А.Де Виньи). Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В.А.Жуковский). У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. (Дж.Байрон, П.Б.Шелли, Ш.Петефи, А.Мицкевич, ранний А.С.Пушкин). Общим же было то, что все они видели в человеке единую сущность, задача которой вовсе не сводится лишь к решению обыденных задач. Напротив, не отрицая повседневности, романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству.

Информация о работе Мифы