Мифы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 11:28, реферат

Описание работы

Миф (др.-греч. «слово») в литературе — создание воображения коллективной общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых, очеловеченных существ, которые преломляются (претворяются) в сознании как вполне реальные.

Файлы: 1 файл

Лит.docx

— 220.68 Кб (Скачать файл)

К середине столетия реализм становится господствующим направлением в европейской культуре. Реализм возник во Франции и Англии в условиях утвердившихся капиталистических  отношений.

Литература Франции

Образцом реалистической поэзии Франции в XIX веке был поэт Пьер Жан де Беранже (1780-1857) Он выступил еще в период наполеоновской монархии и в 1813 г. в песне «Король Ивето» осуждал военные авантюры Наполеона и его налоговую политику. В период Реставрации он стал настоящим поэтом-борцом. Его задорные песни в этот период высмеивают богачей и преуспевающих мещан. Политическая песня Беранже насыщена демократизмом, отмечена печатью живого национального юмора. Блестящим представителем критического реализма был Стендаль (собст. Анри Бейль, 1783-1842). Преклонение писателя вызывали люди с активным, сильным характером. Таких героев он увидел среди деятелей Возрождения («Итальянские хроники»), у Шекспира, среди современников.

Один из замечательнейших романов Стендаля – «Красное и  черное» (1830). Герой романа – Жюльен Сорель, страстный поклонник наполеоновской эпохи, человек с возвышенной  и чувствительной душой, стремящийся  победить косную общественную среду. Однако это ему не удается, так как господствующие классы не приняли его – плебея по происхождению. В романе «Пармская обитель» писатель осуждает реакционную эпоху, предопределившую трагизм умных, талантливых, глубоко чувствующих людей.

Вершина, высшая точка развития западноевропейского  реализма – творчество Оноре де Бальзака (1799 -1850). По замыслу Бальзака его главное произведение – эпопея «Человеческая комедия» должна была состоять из 143 книг, отражающих все  стороны жизни французского общества. Этому титаническому труду Бальзак  отдал все свои силы, он создал 90 романов и новелл.

В этой эпопее романы связаны общим замыслом и  многими персонажами. В нее вошли  такие романы, как «Неведомый шедевр», «Шагреневая кожа», «Евгения Гранде», «Отец Горио», «Цезарь Бирото», «Утраченные иллюзии», «Кузина Бетта» и многие другие. Эпопея – грандиозная по широте охвата реалистическая картина, отражающая нравы и противоречия общественной жизни Франции. Бальзак наделяет своих героев умом, талантом, сильным характером. Его произведения глубоко драматичны, в них изображена власть «денежного принципа», разлагающего старые патриархальные связи и семейные узы, разжигающего пламя эгоистических страстей.

Мастером новеллы  был Проспер Мериме (1803-1870), выдающийся писатель-реалист. Его новеллы лаконичны, строги, изящны. В них действуют сильные и яркие характеры, цельные натуры, способные к сильным чувствам – «Кармен» (послужила основой для одноименной оперы Бизе), «Коломба», «Фальком». Даже в тех новеллах, где писатель изображает романтических героев и романтические ситуации, действие переведено не в романтическую плоскость, а дана реалистическая мотивировка. Писал Мериме и пьесы. Одно из выдающихся произведений писателя – пьеса-хроника «Жакерия», отображающая крестьянское движение XIV в. Им был написан единственный большой роман «Хроника времен Карла IX», повествующий о борьбе католиков и протестантов и событиях Варфоломеевской ночи.

Крупнейшим  представителем нового этапа реализма был Гюстав Флобер (1821-1880). Противоречивым было отношение писателя к социальным слоям населения: буржуазию он всю  жизнь ненавидел, к народным массам относился презрительно, политическую деятельность считал бессмысленной. Поэтому  Флобер призывает художника «уйти  в башню из слоновой кости», служить  красоте. Несмотря на несостоятельность  такой позиции, Флобер дал замечательное  критическое изображение буржуазной пошлости, не оставшись в стороне  от общественной борьбы. Одно из выдающихся произведений Флобера – роман  «Мадам Бовари». В центре романа – образ женщины из буржуазной среды. Воспитанная романтической литературой, она погибает в столкновении с мещанской действительностью. В романе «Воспитание чувств» изображены нравы провинции и Парижа, моральное ничтожество буржуа. В этом романе разработана тема молодого человека, вялого, инертного, не способного к активной деятельности. На исторические сюжеты написаны романы «Саламбо», «Легенда о святом Юлиане Милостивце» и «Иродиада», в которых с научной объективностью восстановлена обстановка отдаленных эпох. Писатель достиг скрупулезной точности воспроизведения реалистических деталей, глубины психологического анализа, раскрываемого путем внутреннего монолога.

Антибуржуазная направленность, острота социального анализа характерны и для Ги де Мопассана (1850-1893). Лучшие его произведения – романы «Жизнь», «Милый друг», «Монт-Ориоль», «Пьер и Жан». Мопассан – мастер новеллы и рассказа. Писатель стремился противопоставить правду естественных чувств человека духовному убожеству, корыстолюбию буржуа-собственника, его лживой морали.

Литература Англии

Шотландского  писателя Вальтера Скотта (1771-1832) сближал  с романтиками интерес к Средневековью. В начале своего творческого пути он занимался сбором шотландского фольклора, писал романтические поэмы. Всемирную  известность принесла ему реалистическая проза.

Вальтер Скотт  – создатель жанра исторического  романа, сочетающего романтические  и реалистические тенденции. Гибель шотландского родового клана отображена писателем в романах «Веверлей», «Роб Рой». Романы «Айвенго», «Квентин Дорвард» рисуют картину средневековой Англии и Франции. Романы «Пуритане», «Легенда о Монрозе» освещают классовую борьбу, развернувшуюся в Англии в XVII-XVIII вв. Творчеству В. Скотта свойственна особая композиция романов, предопределяемая выдвижением на первый план описания жизни, быта и нравов самого народа, а не королей, полководцев, вельмож. В то же время, изображая частную жизнь, писатель воспроизводит картину исторических событий.

Один из великих  художников мировой литературы –  Чарльз Диккенс (1812– 1870), он основоположник и лидер критического реализма английской литературы, выдающийся сатирик и  юморист. В раннем его произведении «Записки Пикквикского клуба» изображена еще патриархальная Англия. Подсмеиваясь над прекраснодушием, доверчивостью, наивностью своего героя, Диккенс сочувствует ему, оттеняя его бескорыстие, честность, веру в добро. Уже в следующем романе «Приключения Оливера Твиста» изображен капиталистический город с его трущобами и жизнью бедняков. Писатель, веря в торжество справедливости, своего героя заставляет преодолеть все препятствия и добиться личного счастья.

Однако произведения Диккенса полны глубокого драматизма. Писатель дал целую галерею носителей  общественного зла, которыми выступают  представители буржуазного класса. Это ростовщик Ральф Никкльби, жестокий учитель Оквирс, лицемер Пексниф, человеконенавистник Скрудж, капиталист Баундерби. Величайшее достижение Диккенса – образ мистера Домби (роман «Домби и сын») – человека, у которого все чувства умерли, а его самодовольство, тупость, эгоизм, черствость порождены принадлежностью к миру собственников. Такие качества Диккенса, как неистребимый оптимизм, яркий и очень национальный юмор, трезвый, реалистический взгляд на жизнь, — все это делает его величайшим после Шекспира народным писателем Англии.

Современник Диккенса – Уильям Теккерей (1811-1863) в лучшем романе «Ярмарка тщеславия» ярко и  образно разоблачает пороки буржуазного  общества. В этом обществе каждый играет предназначенную ему роль. Теккерей не видит положительных героев, у  него только две категории действующих  лиц – обманщики или обманутые. Но писатель стремится к психологической  правде, избегает гротеска и преувеличения, свойственных Диккенсу. Теккерей с  презрением относится к буржуазно-дворянской верхушке общества, но и равнодушен к жизни низов. Он пессимист, скептик.

В конце XIX в. реалистическое направление английской литературы было представлено творчеством главным  образом трех писателей, завоевавших  мировую известность: Джона Голсуорси (1867-1933), Джорджа Бернарда Шоу (1856-1950), Герберта Джорджа Уэллса (1866-1946).

Так, Д. Голсуорcи в трилогии «Сага о Форсайтах» и «Современная комедия» дал эпическую картину нравов буржуазной Англии конца XIX-начала XX вв. раскрыв губительную роль собственничества как в общественной, так и частной жизни. Им написаны драмы. Занимался он публицистикой, где отстаивал принципы реализма. Но в трилогии «Конец главы» проявились консервативные тенденции.

Д. Б. Шоу –  один из учредителей и первых членов социалистического «Фабианского общества», создатель драм-дискуссий, в центре которых – столкновение враждебных идеологий, бескомпромиссное решение  социально-этических проблем («Дома  вдовца», «Профессия госпожи Уоррен», «Тележка с яблоками»). Для творческого  метода Шоу характерен парадокс как  средство ниспровержения догматизма и  предвзятости («Андрокл и лев», «Пигмалион»), традиционности представлений (исторические пьесы «Цезарь и Клеопатра», «Святая Иоанна»).

Его пьесы сочетают комедию с политическими, философскими и полемическими аспектами и  имеют цель воздействовать на общественное сознание зрителя и его эмоции. Бернард Шоу – лауреат Нобелевской  премии 1925 г.

Шоу написал  более 50 пьес и стал притчей во языцех как остроумный человек. Его произведения насыщены афоризмами, пронизаны мудрыми  мыслями. Вот одна из них: «В жизни  существуют две трагедии. Одна –  когда вы не можете добиться того, что  желаете всем сердцем. Вторая – когда  вы добьетесь этого.»

Г. Д. Уэллс  – классик научно-фантастической литературы. В романах «Машина  времени», «Человек-нивидимка», «Война миров» писатель опирался на новейшие научные концепции. Проблемы, возникающие перед людьми в связи с научно-техническим прогрессом, писатель связывает с социальными и нравственными прогнозами развития общества: «История человечества все более и более становится состязанием между образованием и катастрофой» .

Литература скандинавских стран

В последней  трети XIX в. мировое звучание приобретает  литература скандинавских стран. Это  прежде всего произведения норвежских писателей Генрика Ибсена (1828- 1906), Бьернстьерна Мартиниуса Бьернсона (1832-1910), Кнута Гамсуна (1859-1952). В своих остросатирических драмах «Кукольный дом» («Нора»), «Привидения», «Враг народа» Г. Ибсен призывал к эмансипации человеческой личности от лицемерной буржуазной морали. Его произведения – одно из высших достижений реалистической западноевропейской драматургии.

Основоположник  норвежской драматургии и критического реализма – Б. М. Бьернсон (лауреат  Нобелевской премии 1903 г.).. Свои социально-критические  взгляды он отразил в драмах «Банкротство», «Свыше наших сил», в стихах.

Перу К. Гамсуна  принадлежат психологические романы «Голод», «Мистерии», «Виктория», в  которых изображен бунт личности против обывательской среды. Труд земледельца  воспет им в пьесе «Соки земли», за которую Гамсун получил Нобелевскую  премию в 1920 г. Ненависть Гамсуна  к капиталистическому строю привела  к увлечению нацистскими идеями. В пьесе «У врат царства» отражены антидемократические тенденции. За сотрудничество с фашистами в  годы Второй мировой войны он был  осужден.

Модернизм

Литература XX века по своему стилистическому и  идейному разнообразию несопоставима  с литературой XIX века, где можно  было выделить только три-четыре ведущих  направления. Вместе с тем современная  литература дала ничуть не больше великих  талантов, чем литература прошлого столетия. Европейская художественная литература XX века сохраняет верность классическим традициям. На рубеже двух веков заметна плеяда писателей, творчество которых еще не выражало устремления и новаторские поиски XX века: английский романист Джон Голсуорси (1867—1933), создавший социально-бытовые  романы (трилогия «Сага о Форсайтах»), немецкие писатели Томас Манн (1875—1955), написавший философские романы «Волшебная гора» (1924) и «Доктор Фаустус» (1947), раскрывающие нравственные, духовные и интеллектуальные искания европейского интеллигента, и Генрих Белль (1917—1985), сочетавший в своих романах и повестях социальную критику с элементами гротеска и глубоким психологическим анализом, французские Анатоль Франс (1844—1924), давший сатирическое обозрение Франции конца XIX века, Ромен Роллан (1866—1944), отобразивший в романе-эпопее «Жан Кристоф» духовные искания и метания гениального музыканта, и др.

В то же время  случилось так, что именно между XIX и XX веками, по крайней мере в Европе и Америке, обозначился определенный перелом в мироощущении людей  и их отношении к действительности. Бурно развивались наука и  техника, материальное производство, общественная жизнь, происходило ослабление религиозного сознания, менялись и другие стороны  человеческого бытия, что, как в  зеркале, конкретно и зримо отражалось в искусстве. Словно предвещая новый  этап его развития, уже к концу  прошлого века, в качестве реакции  на критический реализм и натурализм предшествующей эпохи, творческая интеллигенция  Европы переболела недолгой, но острой болезнью так называемого декадентства (от фр. decadence — упадок). Впервые появившись во Франции, декадентские настроения безнадежности, неприятия жизни, крайнего индивидуализма затронули значительную часть художников многих направлений и видов искусств, но прежде всего — поэтов. В разных странах подобное состояние духа проявлялось в разное время. В России, например, оно с особой выразительностью дало о себе знать на рубеже двух веков, в канун первой мировой войны и февральской революции 1917 года. К тому времени европейское искусство в целом уже стало приобретать новые, не свойственные ему ранее черты, которые одним из первых попытался осмыслить и проанализировать Н.А. Бердяев. Он, в частности, писал: «Много кризисов искусство пережило за свою историю… Но то, что происходит с искусством в нашу эпоху, не может быть названо одним из кризисов в ряду других. Мы присутствуем при кризисе искусства вообще, при глубочайших потрясениях в тысячелетних его основах. Окончательно померк старый идеал классически прекрасного искусства, и чувствуется, что нет возврата к его образам».

В настоящее  время в мировом искусствоведении считается общепризнанным, что, во-первых, «новое» искусство связано прежде всего с XX в., а во-вторых, все его  проявления можно объединить широким  термином — модернизм.

Модернизм (от фр. moderne — новый, новейший, современный) — совокупность эстетических школ и течений конца XIX — начала XX в., характеризующихся разрывом с традициями реализма и других предшествующих художественных направлений. К этому понятию близок авангардизм (от фр. avant-garde — передовой отряд), объединяющий наиболее радикальные разновидности модернизма, хотя оба понятия часто воспринимаются как синонимы. В марксистской эстетике модернизм в противовес пресловутому «социалистическому реализму» обычно трактовался как показатель «кризиса» западной, «буржуазной» культуры, а все его проявления объявлялись результатом ее «разложения». Однако подобная, свойственная всем марксистским построениям классовая точка зрения не выдерживает никакой критики. Ведь модернистские и авангардистские тенденции — отличительная черта всего современного искусства независимо от социальных слоев, стран и народов. К тому же нельзя отрицать, что многие чисто технические новшества, предложенные разными течениями модернизма в литературе и искусстве, не только не ослабили их воздействия на массы людей, но и в значительной мере усилили его. Ведь сейчас повседневный спрос на художественную классику значительно уступает спросу на модернизированную массовую культуру.

Информация о работе Мифы