Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 18:10, курсовая работа
Проповедь должна быть носителем неповрежденной, не смешанной с человеческими взглядами и мнениями Божьей истины. Апостол Павел, наставляя в служении своего лучшего ученика, Тимофея, говорил, что правильное отношение к истине Божьего Слова является одним из наиболее важных условий успешного служения. "Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины".
Поэтому, для того чтобы проповедь была эффективной, проповедник должен тщательно готовиться к ней, внимательно исследуя текст Священного Писания для того, чтобы быть способным представить истины, находящиеся в нем, ясно, доступно и практично. В наибольшей степени этой цели позволяет достигать тип проповедования, известный как экзегетическая проповедь.
Введение.
1.Подготовка текста.
А. Изучение контекста
Б. Развитие главной мысли текста.
В. Изучение грамматической структуры текста.
Г. Определение главной идеи текста.
Д. Составление экзегетического плана текста.
2. Приготовление презентации.
А. Найти гомилетический тезис проповеди.
Б. Определить ясную аргументацию каждого пункта.
В. Подготовка вступления и заключения проповеди.
Г. Приготовление конспекта.
Заключение .
Список используемых ресурсов.
Религиозная организация
Образовательная организация высшего образования
Московский теологический институт христиан веры евангельской
Реферат
По предмету:
Экзегетическая проповедь.
На тему:
«Основные методы построения экзегетической проповеди ».
Москва, 2015
План.
Введение.
Заключение .
Список используемых ресурсов.
Введение.
Служение проповедника является одним из наивысших призваний, которые только возможны на земле. Проповедь – это не просто информирование людей о чем-то, это не развлечение и не дискуссия на актуальные темы. Проповедь – это "послание от имени Христова", имеющее своей задачей донести до людей могущественное слово от Бога, от которого реально и практически зависит жизнь каждого из них.
Быть глашатаем Божьего слова – огромная привилегия, и, вместе с тем, великая ответственность. Становясь за кафедру и открывая Библию, проповедник занимает место, с которого должна звучать авторитетная божественная истина. Обличая служителей, потерявших понимание этого важного факта, пророк Малахия говорил: "Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа".1
В этом смысл проповеди. Она должна быть носителем неповрежденной, не смешанной с человеческими взглядами и мнениями Божьей истины. Апостол Павел, наставляя в служении своего лучшего ученика, Тимофея, говорил, что правильное отношение к истине Божьего Слова является одним из наиболее важных условий успешного служения. "Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины".2
Поэтому, для того чтобы проповедь была эффективной, проповедник должен тщательно готовиться к ней, внимательно исследуя текст Священного Писания для того, чтобы быть способным представить истины, находящиеся в нем, ясно, доступно и практично. В наибольшей степени этой цели позволяет достигать тип проповедования, известный как экзегетическая проповедь.
1.Подготовка текста.
Изучение библейского текста, который объясняется в проповеди, представляет собой основную часть процесса подготовки к проповеди. Точность в трактовке – это верность Писанию и верность Богу на практике. Апостол Павел сам дорожил этим и призывал других учиться у него: "Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим".3
Тщательное исследование текста является единственным средством, которое позволяет нам знать смысл написанного в Библии. Бог передал Свое Слово людям при помощи библейского текста, написанного на обычных человеческих языках. Смысл, или сущность, Божьего Слова заключается в значении текста. Поэтому понимание точного и объективного значения, вложенного Духом Святым и библейским автором, является единственным средством, обеспечивающим доступ к тому, что говорит Бог. Поэтому служение проповеди невозможно без тщательного и глубокого исследования текста Писания.
Все начинается с изучения контекста. Каждый библейский стих является частью абзаца, главы и книги, в которых их автор развивает какую-то мысль, желая сообщить своим читателям определенные истины. Книги, в свою очередь, связаны между собой в определенные группы – Синоптические Евангелия, послания апостола Павла, Пятикнижие и т.д. От того, где находится изучаемый нами отрывок, в огромной степени зависит его смысл. Изучение контекста также тесно связано с пониманием исторического фона и обстоятельств написания книги.
Научиться хорошо видеть контекст – одна из важнейших задач.
Контекст определяет очень многое. При всей важности хорошего понимания лексического значения слов их истинное значение невозможно определить без учета контекста. Дело в том, что слова могут менять свое значение в зависимости от того, где они употребляются.
Для того чтобы иметь хорошее представление о контексте, не существует лучшего метода, чем внимательное чтение. Читать нужно много раз, в разных переводах и на тех языках, которыми мы владеем и нам доступны. Начинать чтение необходимо с общего обзора всей книги, фокусирующегося на ознакомлении с ее ключевыми темами и взаимосвязью между ними. По мере приближения к изучаемому отрывку чтение должно быть более и более скрупулезным. Это связано с тем, что ближайший контекст всегда играет большую роль в определении смысла отрывка, чем более отдаленный.
Каждое литературное произведение – от обычного объявления до серьезных документов или книг – имеет определенную идею или мысль, которую стремится передать автор. Именно эта идея, или мысль, является тем, чего ищет читатель, пробегая глазами по печатной странице. Он пытается понять, о чем идет речь.
Библия в этом смысле также является литературным произведением. Каждая ее книга имеет определенную мысль, которая представляется и излагается автором на протяжении всего повествования. Понять эту мысль и проследить ее развитие является одной из наиболее важных задач истолкования текста Писания.
Еще одним важным фактором в изучении развития главной мысли отрывка является составление плана книги или главы. Эта часть исследования текста помогает увидеть общую структуру книги и изучаемого отрывка. Подобный план поможет нам проследить не только то, как развивается мысль автора в книге, но и в какой ее части находится текст, на который мы планирует проповедовать.
Итак, изучение контекста и развития основной мысли книги позволяет нам увидеть "большую картину" Божьего откровения. Этот процесс требует глубокой концентрации и серьезного аналитического подхода.
После того как определены границы изучаемого отрывка, его место и роль в общем развитии мысли автора, мы готовы к более детальному изучению текста. Этот этап лучше всего начинать с исследования грамматических особенностей и структуры отрывка.
Грамматическая структура – это своеобразный скелет текста. Каждый текст состоит из различного рода предложений и фраз, которые, в свою очередь, состоят из различных частей речи. Части речи также имеют свои особенные характеристики, выраженные в их специфических формах. Каждая из этих частей текста в зависимости от своей формы несет определенную смысловую нагрузку, являясь в руках автора своеобразным инструментом, при помощи которого он последовательно и точно раскрывает свою мысль. Поэтому хорошее понимание грамматической структуры текста является одним из важнейших элементов истолкования.
Прежде всего, мы должны определить основные части речи изучаемого текста, а также особенности их форм и функции в данном отрывке. Что является подлежащим, сказуемым, определением, обстоятельством, дополнением и т.д.; в каких формах (время, вид, наклонение, спряжение) стоят глаголы; какого падежа, рода и числа существительные и прилагательные; какая форма деепричастий, причастий и наречий – ответы на данные вопросы помогут нам увидеть отдельные элементы общей конструкции текста. От правильного понимания этих элементов непосредственно зависит смысл, вложенный в отрывок его автором.
Мы уже говорили о развитии мысли автора в изучаемой книге, здесь же речь идет о главной идее конкретного отрывка, который будет объясняться в проповеди. Главная идея текста – это основное, что мы ищем в процессе исследования. Двигаясь в этом процессе шаг за шагом, мы достигает именно этого. Нам нужно знать, что говорит здесь Бог, какую идею этот текст передавал, когда он был написан Богом.
Завершается процесс подготовки текста к проповеди составлением плана отрывка. План отрывка – это структурное выражение развития его главной идеи или основной мысли. План отрывка ни в коем случае не должен накладываться на текст, а должен исходить из него.
План отрывка должен в максимальной степени отражать основные элементы его главной идеи, демонстрируя их объяснение или аргументацию.
Экзегетический план текста позволяет нам увидеть общую картину того, о чем говорит текст. Дойдя до этой точки в подготовке проповеди (при условии, что план составлен правильно и эффективно), мы может быть уверен в том, что основная работа уже выполнена.
Каждая проповедь имеет свою презентационную форму. Поняв смысл изучаемого библейского текста, определив структуру развития его основной мысли, хорошо проследив и усвоив ее аргументацию, мы знаем, что сказать. Но теперь нам нужно поработать над тем, как сказать, как выразить найденную нами истину в наиболее доступной и понятной его слушателям форме.
Это далеко не легкая задача. Она требует отличного понимания текста, хорошего знания слушающих вас людей, большого опыта ясного и доходчивого изложения мыслей.
Говоря коротко, наша задача заключается в том, чтобы объяснить людям, что в данном тексте говорит Бог и как это касается их. Процесс подготовки к презентации проповеди включает в себя несколько ступеней.
Подготовка презентации начинается с ясного формулирования гомилетического тезиса проповеди. Выходя за кафедру, мы должны ясно знать, что мы хотим сказать людям и почему им это нужно. Хорошее понимание основной идеи библейского текста, его структуры и аргументации позволяет нам подойти к важным вопросам: каким образом понимание данной истины практически влияет на мою собственную жизнь и на жизнь моих слушателей? Что должно изменить знание этой истины в сознании и жизни людей?
Короткая версия ответа на этот вопрос и является гомилетическим тезисом проповеди. Другими словами, гомилетический тезис проповеди представляет собой экзегетический тезис отрывка в свете его практической значимости для данной группы людей.
Наличие ясно сформулированного гомилетического тезиса очень важно. Он играет роль стержня, вокруг которого строятся различные элементы проповеди. Вся проповедь представляет собой последовательное раскрытие, объяснение и подтверждение истинности утверждения, содержащегося в гомилетическом тезисе. Если мы не можем в одном-двух предложениях сформулировать сущность того, что хотим сказать, мы не готовы выходить за кафедру.
Каждая проповедь состоит из определенных утверждений, полученных в результате исследования текста Писания и провозглашаемых с целью убеждения слушателей и изменения их жизни. Именно в этом заключается сущность и смысл проповеди. Для того чтобы эта цель была достигнута, мы должны, во-первых, доступно объяснить суть каждого утверждения, и, во-вторых, доказать его истинность. Слушатели должны увидеть, что представляемые им утверждения действительно исходят из авторитетного источника, которому можно доверять и с которым нужно считаться.
Первое, что нужно отметить: объяснение – это не пересказ того, что уже было сказано. Прежде всего, необходимо определить, какие моменты нашей проповеди не нуждаются в истолковании – нет смысла объяснять очевидное. Объяснять нужно слова, значение которых может содержать в себе дополнительные оттенки, обогащающие общий смысл текста. Можно и нужно детальнее рассказать об обычаях и культурных особенностях народа и времени, в котором происходили события, представляемые в тексте. Иногда стоит отметить особенности грамматических конструкций, встречающихся в отрывке. Вместе с тем, важно помнить, что говорить нужно только о том, что действительно помогает вам лучше объяснить значение текста. Решающим фактором, помогающим определить, нужно ли говорить о чем-то или нет, является вопрос: насколько та или иная информация поможет слушателям лучше понять значение текста?
Аргументация – это подтверждение, или демонстрация, истинности каждого принципа. Всякое утверждение, звучащее в проповеди, должно иметь доказательства того, что оно действительно истинно. Нам необходимо показать слушателям, на основании каких фактов и пользуясь, каким методом рассуждения мы пришли к тому или иному выводу.
Хорошая аргументация является важнейшей составляющей убедительности проповеди. Каждая проповедь обязана быть убедительной – в этом ее главное назначение. Результатом проповеди всегда должны быть измененные жизни.
Информация о работе Основные методы построения экзегетической проповеди