Родословные предания и легенды бурят

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:15, научная работа

Описание работы

Установившихся терминов для обозначения племени у бурят нет, каждое племя и род имеет свои термины. Так, у эхиритов и булагатов под словом якан - «кость» подразумевается племя; хонгодоровцы под словом ряжан понимают «род», под словом яhан - «племя и род»; у хоринцев слово эсэгэ - «отец» означает «племя». Например, хорьдой эсэгэ - «отец хорьдойский»; роды же, вышедшие из Халхи и Джунгарии, вовсе не имеют слова для обозначения племени, так как со времени переселения на Селенгу, Ангару и Лену они не имели -племенных объединений, жили маленькими родами.

Содержание работы

ПЛЕМЕНА И РОДЫ БУРЯТ
БУЛАГАТ И ЭХИРИТ
БУХА НОЕН
МОЛОНТОЙ
РАЗДЕЛ 1. БУЛАГАТСКИЕ РОДЫ
ОБЩЕПЛЕМЕННЫЕ ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ

Файлы: 1 файл

Baldaev-Predanija-buryat.doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

Бужиги, его дети - Борой, Барлааба, Мантаахи, Балдан и Бултаахи. Борой, его дети - Ефим и Боhомол. Барлааба - Василий, его дети - сын Онгойhон и дочь Таньюр. Мантаахи, его дочери - Лиза и Гэл Хара. Балдан - Александр и Григорий. Бултаахи,  сын   его   Петр.

Записано со слов 65-летнего Онгойхоyа Варламова Бужигеева Но улуса Ижелха в 1946 году.

Хохорский  улус

 

Хохорский улус    произошел  от Хохора и его жены Бэлеэн.  hoxop - прозвище, настоящее имя было  Дархи.    Он    кривой? один глаз потерял на зэгэтэ аба в местности Абалак, ныне Усть-Удинского района, где устраивались в последнее время облавные охоты племени булагат. Хохор был третьим сыном Ярбая. Ярбай был третьим сыном Таху. Жена его Бэлеэн была дочерью Барая Бумал Саганова, который жил на реке Ангаре, ниже города Балаганска. Сестра ее Дулан была замужем    за   Онхотоем Обогоноевым, предком части улейских бурят.    Хохор был свояком   Онхотоя    (база).

По преданию, Хохор поселился  на горе,    в пади    Байса.  В \ первое время он жил в балагане из сосновых   досок (урса, бухээк). Этот эпизод из жизни Хохора и Бэлеэн прекрасно отразился  в хурае   (бескровное жертвоприношение),  который ежегодно устраивало население Хохорского улуса    своему предку Хохору и его жене Бэлеэн в мае месяце, прося обильный урожай и счастливую жизнь. Прежде чем привести жертвоприношение, старики накануне строили из досок балаган, садили вокруг него березки. Балаган означал житье Xoxopa и его жены   Бзлеэн, а Деревья - березовый -лес, который был расположен около балагана. В балаган садили старика и старуху из потомков младшего сына Хохора и Бэлеэн  и приносили с места жертвоприношения водку, саламат, тарак, айрак, пенки и молоко, угощали старика и старуху, просили у них счастья и благословения. Некоторые шутники-старики приносили лозы и (показывали им, грозя в случае отказа кушать подносимое наказать их лозами. Публика собиралась и смотрела импровизированное зрелище.    Откушав поднесенное угощение, старик и старуха говорили благопожелание (Ур--р). После этого местные \шаманы призывали пРедков Хохора и Бэлеэн, в экстазе предсказывали будущее населению, говорили о скорой смерти кого-нибудь. Публика с затаенным дыханием слушала слова шамана. Он  обычно намекал на того, кто был неизлечимо болен в улусе: на чахоточного, страдающего неизлечимой болезнью. После этого шамана садили по древнему обычаю на войлок, носили вокруг табора, качали на войлоках. После чего устраивались танцы и пляски, а дети и подростки играли во всевозможные игры. Старики и пожилые люди расходились по домам, молодежь и подростки всю ночь проводили на месте жертвоприношения. Только перед рассветом   все   расходились   по   домам.

Выделенные небесные Девять сыновей (Юhэн хубууд) верхом на лошади должны были объезжать все юрты улуса, совершить возлияния божествам улуса. Каждая юрта готовила молочную водку и держала наготове. Как только раздавался топот лошадей, хозяин и хозяйка выходили на двор и водкой встречали подателей счастья. Хозяин и хозяйка обязаны были поднести каждому сыну неба водку в особой посуде - красной чашке. Девять сыновей кричали: «hэ-э-у-ай, hэ-э-у-ай», подражая небесным сыновьям, брали чашку, сидя на конях совершали возлияния, говорили благопожелания и уезжали.

Родословная Хохорского улуса: Готол, Тутхэл, Таху, Ярбай, hooxop. У Хохора (hooxop) было восемь сыновей: Хайдар, Дарби, Дахатай, Дандагай, Борхоо, Буйдан, Буухаяа и Алексей. От них произошел Хохорский улус. Они образовали восемь уруков улуса (потомки каждого из них назывались уруками). Например, Дарби урук, Хайдар урук, Борхоо урук и т.д. Алексей, как младший сын, остался на пепелище своего отца Хохора, а другие сыновья расселились вокруг. До последнего времени потомки каждого из них жили отдельно, образовывали свой круг, занимали отдельные участки земли, но имели общий телятник, утуги. После столыпинского «землеустройства» этот порядок был нарушен, люди стали селиться где  им угодно и удобно.

Старшим сыном Хохора был Хайдар. Он имел пятерых сыновей: Аадака, Саландая, Бугайхана, Малахая и Тубя. Тубя имел трех сыновей: Муухая, Архинчи и Ажи. Муухай имел одного сына - Айшхана, Архинчи - четырех сыновей - Буултаахи, Бартаана, Балдая, Бадашхи и двух дочерей - Агруун и Адуун. Ажи имел четырех сыновей - Бойроона, Бугдаашку, Бууру, Боргола,  двух   дочерей - Шантаан   и   Шагай.

Малахай имел двух сыновей - Халтан и Бубайшку, Халтан имел четырех сыновей - Бараанака, Бутуудая, Балдуунака и Барлака.

Бугайхан имел семерых сыновей  - Булата, Бушуухая, Эмэгшэна, Бураака, Хорёона, Хулдууду и Хольшора.

Саландай имел трех сыновей  - Шаргай, Шаанги и Шардаана и пятерых дочерей - Шаруухан (-в Ирхидее, мать Буралхаеdых), Шаруу ( в Ирхидее, в Батаевском улусе, жена Бидаанхи), Шаргал (в Ирхидее, мать Доржия), Шагайя (в Бильчире, мать Хамасовых), Шаахан (в Дундае, мать Бадайя).

Аадак имел сына Бахи, у Бахи был  сын Аабай, последний имел   трех   сыновей - Бажи,   Баяра   и   Баяна.

Дарби имел сына Митрия и дочь Галхан (в Ирхидее, Пратосовский улус, мать Ильи Халбаева). Митрий имел,   двух сыновей - Забаана и Маатая. Забаан имел семерых сыновей: Алханцая, Атаана, Атуута, Архинчи, Айшхана, Ширима и Шеэдэгэра.

Маатай имел семерых сыновей: Мадая, Матхаала, Манш-хана,   Магшана,   Гаанхи,   Хулгара   и   Хундаана.

Дарби от второй жены - Хэтэбши - имел сыновей: Хабтаа-ри,   Булад - Антоона   и   Буршаана.

Хабтаари имел трех сыновей  - Хамая, Тумэри и Хальби. Они были хорошими кузнецами, имели по кузнице, которые стояли рядом. Ежегодно они устраивали жертвоприношения своим предкам-'кузнецам (дархан утха). Собирался народ с приношениями: один приносил водку, другой - мясо, третий - саламат и   тарак.

Антон имел трех сыновей: Ангаатху, Асалхана и Алсая. Хамай имел трех сыновей: Баашаана, Андрея и Амельку. У Тумэра  был один сын - Хуриган, который был тоже кузнецом.

Хальби был бездетным. Кузница его стояла до недавнего времени полуразрушенной. Никто не смел войти в нее и взять кузнечные принадлежности. Коновязь еще в 1910 году стояла в его   утуге.

Сын Хохора - Борхоо имел сыновей: Бушхаана, Бааная. Осоя,   Хаахая   и   Хамтая.

Сын Хохора - Буйдан имел трех сыновей: Дабаа, Зармаа-га   и   Тэгши.

Дабаа имел одного сына, Мархана, сын  Мархана - Матвей имел двух сыновей: Саабу и Ботши. Потомки Дабаа по мужской   линии   вымерли.

У Тэгши было два сына - Хаши и Зармаак. Хаши имел трех сыновей: Бултааха, Баатая и Булхаана. У Зармака нет потомков.

Посторонних людей, которые не происходили  от Хохора, никого не было, кроме шаманов  фамилии Мисхиных. Шаман Мисхэ  Багаев жил между улусами Хара-Тиргэном и Хохорским, в местности Базайнхээр. Для исполнения треб нужен был шаман. Хохорцы пригласили шамана Ажея Мисхина, отвели ему место под усадьбу на берегу реки Иды. Шаман Ажей, видимо, был богат. По тому времени он имел хорошую постройку: дом шестистенный, наподобие великорусских изб, посередине сделаны были сени с одним окном, по правую сторону - горница (гооранца), по левую-черная изба, по-сибирски-зимовье. Длина дома была в 7,5 сажени. Амбар имел три двери. Длина его 8 саженей. Крыт он был драньевой крышей. Была у него вось-мистенная бурятская юрта. Кругом глухие саран из дранья. Окон в доме было семь, и у всех у них были железные болты, каких тогда в   Хохорском   улусе   никто   не   имел.

Шаман Мисхэ Базаев имел одного сына Ажея, который был полным посвященным  шаманом, имел все регалии   шаманского достоинства; хэсэ, тойбор, майхабши, оргой, конные трости и прочее. Сыновья его - Архинчи и Хараама - тоже были большими шаманами. Архинчи имел сына Иваяку, а Хараама умер молодым, бездетным. Иванка шаманом не был, но все оказывали ему почести, какими пользовались его «редки шаманы. Он умер в 1887 году, летом. Все они были похоронены в местности Улаан Нарахан, в священной роще своей фамилии. Со  смертью Иванки Архинчеева   род   их прекратился.

Усадьба со всеми постройками стояла нетронутой до 1908 года. Когда переселенцы нагрянули на бурятские земли из России, родственники Иванки Архинчеева по женской линии - Михаил и Банай Архинчеевы - продали все постройки. Переселенцы увезли их на другой участок и прекрасно живут до сего времени. Буряты считали грехом трогать вещи, которые находились в домах и юртах в момент смерти Иванки. Так, например, в окно были видны шубы, самовары, чашки, ложки, ведра.

В 1896 году в Хохорске была открыта  миссионерская школа грамоты. Учителями  были малограмотные поселенцы, которые обучали детей церковно-славянскому языку, молитвам и закону божию. Учеников было 30 и больше. В 1903 году было открыто начальное училище. В 1905 году был первый выпуск. Кончили курс обучения Балдаев А. П., Баранников А. М., Бураев Г. С, Хорхонов   К.   X.

Записано со слов Антропа Бураева, Алексея Вартанова, Петра Балдаевз из улуса Хохорский в мае 1919 года.

 

Улус   Ижелхинский

 

Население Ижелхинского улуса относится  к племени бу-ла-гат,   к   III   готолову   роду.

Родословная: Готол, Тутхэн, Таху, Боршо, Хагна, Антоохи, его дети - Ухана и Дабагаан, сыновья Дабагаана - Баальхи и Бардам.

Баальхи имел двух сыновей - Мархасха и Пибаана.

Бардам имел четырех сыновей: Эхинэя, Шоно, Бажиги и Уубэя. Эхинэй имел сына Азаргу и дочь Ногоолой. Шоно имел одного сына - Шообона, у Шообона был сын Шулуун, у последнего сын Шобхоо. У Бажиги было два сына - Бултаахи и Багай.

Убэй имел трех сыновей: Онгойшку, Онхоота и Осодоя. Онгойшка имел шестерых сыновей: Антропа, Ялбая, Олю, Яртаана, Антона   и   Онхоя.

Онхоот имел двух сыновей - Ольбоя и Холхоя. Школа была открыта в 1906 году, в ней обучалось около 20 человек детей.

Хохорский и Ижелхинский улусы  составляли одно земельное обшество.  В   1941  году  мягкая  пахотная  земля  была  измерена поделена между  гражданами мужского пола.    Пашни разнились по качеству: чернозем, песчанка и каменистая. Досталось на   душу   по   6,35   хозяйственной   десятины.

Отдельные хозяева владели большой  площадью пашен: одно хозяйство имело 61,8 десятины пашен при наличии  девяти мужских душ, одно хозяйство - 51,2 десятины при наличии пяти мужских душ, одно хозяйство - 49,7 десятины при наличии чв\х мужских душ. Три средних хозяина владели по 45 десятин. Средние хозяева имели до 40 десятин. Самые бедные хозяева владели 15 десятинами. Они на одной лошади обрабатывали свою долю. В двух улусах было 225 дворов, из них кулацких было 30, середняцких-170, бедняцких-15, батрацких-10. В кулацких хозяйствах работали все трудоспособные члены семьи; таких кулацких хозяйств, в которых никто из членов семьи не работал, не было. Из 170 середняцких хозяйств 70 было крепко зажиточными, 100 хозяйств середняцких имели посев по 25 десятин. В последних работали сами хозяева, к наемному труду они не прибегали. В 70 крепко зажиточных хозяйствах применялся наемный труд временно, как писали, сезонно. 15 бедняцких хозяйств имели пашни от 15 до 18 десятин, а под парами - 7-8 или 9-10 десятин посева. Утуги были распределены неравномерно. Некоторые богатые хозяйства имели по 5-6 десятин хороших утугов, где накашивали сена на целый год, обходились без прикупа на стороне, некоторые же хозяйства не имели вовсе хороших унавоженных утугов, они находились на полевых покосах. Такие хозяйства тоже имели по 5-6 десятин хорошего утуга, они продавали покосы желающим одноулусникам,   крестьянам,   юоседних   волостей.

Лес находился в общем владении общества, кто желал, тот рубил и строил дома, амбары и юрты. Дрова были неограничены, топили, кто сколько хотел. Весной, в апреле месяце, наступало время заготовки дров. Все домохозяева ездили в лес и заготовляли дрова - до пяти--десяти сажений. У исправного хозяина всегда во дворе были заготовленные дрова, никогда не иссякал запас их.

Дома в Хохорском улусе были самые разнообразные по своей архитектуре. В типах домов отразилась вся русская архитектура, начиная с XVII века. С конца XVII века появились дома великорусского типа; горница, сени и черная хата (по-сибирски- «зимовье»). Наряду с ними, были маленькие до;мики всего с одним окном, в таких домах печь глинобитная занимала северо-восточный угол, затем шли нары - вплоть до дверей. Пот, нарами в холодное время содержались ягнята, козлята и телята. Хозяева жили вместе со скотом - мелким и молодым. Крыша была из обыкновенного сибирского дранья, .положенного в два ската. Наверху крыши устанавливалась огромная балка, обтесанная гладко, дранье одним - верхним - концом входило в пазу балки, а другим - нижним - концом входило в пазу дергал, специально устроенных по обеим сторонам крыши из лиственничного  дерева,   которые  держались  на  трех   или  четырех крючьях, с подпорками снизу. В таких домиках .сеней не было. Потом  стали   строить дома с тремя окнами на улицу, крытые тесов и с красивым карнизом. Сени строились специально из леса, с обеих сторон которого при распиловке были сняты горбыли.  Получалось  впечатление,  что  сени  построены из    толстых досок. В таких домах окон было четыре-пять. Наличники делались простые, со ставнями, без всяких украшений. В 1880-х годах появились дома уже на городской манер.    Эти дома строились, прежде всего, в лапу, а не с круглыми углами. Они имели обычно четыре или три окна на улицу, число окон достигало   семи-восьми. Крылись они под карнизом тесом в четыре скота (епанча). Печь ставилась всередине, а от нее были сделаны отделения   (таhалга). В некоторых домах было    два    отделения: для. гостей и для хозяев, в некоторых имелось по три и четыре отделения: кухня, гостиная, спальня и общая - у двери (уудэн таhалга).

А в 1899 году появились дома, в подражание местным дворянам Пирожковым, в пять и шесть саженей в длину. Такие дома обычно имели пять и шесть окон на улицу, парадный и черный ходы. Окна красились белой краской, внутри делались филенчатые заборки, число которых достигало четырех-пяти. Братья Бураевы выстроили собственными руками двухэтажный долг, который имел на улицу восемь окон, на правой стене - шесть окон, на левой стене - четыре окна и балкон. Этот дом принадлежал старшему брату - Федору. На заимке они тоже выстроили двухэтажный дом и амбар. Бураевы сами были плотниками, кузнецами и столярами. Всего в Хохорском и Ижел-хинском улусах было пятистеновых домов длиной по четыре-шесть   саженей .

Информация о работе Родословные предания и легенды бурят