Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:15, научная работа
Установившихся терминов для обозначения племени у бурят нет, каждое племя и род имеет свои термины. Так, у эхиритов и булагатов под словом якан - «кость» подразумевается племя; хонгодоровцы под словом ряжан понимают «род», под словом яhан - «племя и род»; у хоринцев слово эсэгэ - «отец» означает «племя». Например, хорьдой эсэгэ - «отец хорьдойский»; роды же, вышедшие из Халхи и Джунгарии, вовсе не имеют слова для обозначения племени, так как со времени переселения на Селенгу, Ангару и Лену они не имели -племенных объединений, жили маленькими родами.
ПЛЕМЕНА И РОДЫ БУРЯТ
БУЛАГАТ И ЭХИРИТ
БУХА НОЕН
МОЛОНТОЙ
РАЗДЕЛ 1. БУЛАГАТСКИЕ РОДЫ
ОБЩЕПЛЕМЕННЫЕ ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ
Сначала амбары строились маленькие, видимо, потребностей засыпать в них хлеб не было. Есть амбары, стены которых равны полутора и двум саженям. До последнего времени сохранился амбар Тубя Хайдарова, который достался по наследству на пятом поколении Григорию Бураеву. Отцом его - Давшей Бураевым - он был перестроен, обведен кругом карнизом, покрыт тесом. Углы у амбара были круглыми. В нем Бураевы хранили отцовские онгоны и мелкие вещи, относящиеся к шаманскому культу.
Пошли в век сына Тубя, Ажея, амбары длиной в четыре сажени, с одной дверью, одноэтажные, покрытые драньем. После этого в век сына Ажея, Буры, стали строить амбары длинные - в три и четыре двери - под одной крышей. Видимо, запасы зерна увеличились, и стали необходимы более просторные амбары.
В 1884-1885 годах появились двухэтажные амбары в две двери, а потом стали строить амбары двухэтажные в четыре двери, длиною в пять и шесть саженей. Это было явное подражание лабазникам Пирожковым и Трубачеевым, которые построили мукомольно-крупчаточные паровые и водяные мельницы, а возле них - огромные амбары и склады для скупки зерна.
Двухэтажных амбаров было всего 65, из них в четыре двери было 12, в шесть дверей - два, прочие - в две двери.
Юрты были восьмистенные и
Обычно в середине стояла юрта отца, а вокруг нее располагались юрты сыновей. Они имели общий телятник, где паслись телята и лошади, удержанные для домашней надобности. Скотные дворы устраивались немного в отдалении от жилья.
Записано со слов Антропа Бураева, Алексея Бартанова и Петра Балдаева III готольского рода из улуса Хохорский в мае 1919 года.
Разделение Хохорского
улуса на Верхне-Хохорский и Нижне-
В 1887 году Хохорский yлус выбирал себе улусного старшину. Народный суглан выставил двух кандидатов - Буру Ажеева и Николу Барнакова. Образовались две партии, которые боролись за первенство. Люди собирались на суглан, но ни к чему не приходили. Тогда Боханская инородная управа разделила Хохорский улус на два - Верхне-Хохорский и Нижне-Хохорский улусы. Число душ было законным для выбора двух старшин. С этого времени существуют два улуса - Верхне-Хохорский и Нижне-Хохорский улусы.
Записано со слов 60-летнего А. Вартанова III готольского рода из улуса Хохорский Боханского аймака Иркутской области в 1929 году.
Улус Нижне-Хохорский
Дархи, Борхоо, Тумаан, Хоодор, Хоолоб, Константин, Степанида и Варвара (5 лет).
Хара-Тиргэнский улус образовали четыре сына Буртая Ялбаева. Имена этих сыновей: Дахаан, Бархиг, Бальхай и Азарга.
Записано со слов 55-летнего Константина Хорхонова из улуса Хохорский в 1947 году.
Улус Хара-Тиргэнский
Буха поен |
||
Булгат |
||
Булган хара |
||
Тугалак |
||
Алагуй |
||
Готол |
||
Тутхэн |
||
Таху |
||
Ярбай |
||
Буургай |
||
Азарга |
||
Башхуу |
||
Никифор |
Петруха | |
Митэрхэн Михей Петров Надежда |
Бахруун Марина Лукиан Михаил |
|
Поля |
Василий |
Записано со слов 58-летнего Виктора Андреева Ш готольского рода из улуса Хара-Тиргэн Боханского аймака в 1947 году.
Хара-Тиргенский улус образовали четыре сына Бургая Ялбаева. Имена этих сыновей; Дахаан, Бархиг, Бальхай и Азарга. Дахаан был внебрачным, мать родила его девушкой и привела с собой к мужу. Потомки его считаются чужеродцами (хари), принятыми извне (оруули). В родовых и улусных делах они принимают участие, но располагаются на последнем месте слева (зуун заха). Если бы Дахаан был старшим родным сыном Бургая Ялбаева, то его потомки должны были, ino обычаю бурят, находиться .первыми справа (баруун заха). На улусном тайлгане Хара-Тиргэна первыми с правой стороны становятся люди Бархиг урака, за ним потомки Бальхая, дальше потомки Азарги, а за ним уже потомки Дахаана, как чужеродцы.
Записано со слов 67-летнего Лазаря Барлукова III готольского рода из улуса Хара-Тиргэнский Боханского аймака Иркутской области в 1936 году.
У Бургая было четыре родных сына, а один внебрачный Их звали: Бархираг, Бальхай, Азарга и Тологой, внебрачный Дахан. Потомки их основали в Хара-Тиргэне пять ураков: Бар-хирак урак, Бальхай урак, Азарга урак, Тологой урак и Дахан урак. По праздникам они составляют круг или компанию, посещают каждый дом, совершают брызганье (хаялга) и гуляют. Если кто-нибудь женит сына и устроит свадьбу, то непременно весь урак участвует в торжестве и принимает гостей. Ни под каким предлогом нельзя было отказаться от участия в свадьбе.
Записано со слов 40-летнего Василия Шаханова III готольского рода из улуса Хара-Тиргэп Боханского аймака Иркутской области в 1937 году.
Улус Хондолойский
Готол, Тутхэн, Тухай (Таху), Ярбай, Тотшо, Шоно, Хайта, Болод, Ботшо, Родион, брат его Василий, его дочь Тоня, ее дети - Саша, Мотя и Дора.
Население Хондолойского улуса, как и Хэрэтэна, состоит из семи родов, перебравшихся сюда с разных мест. Они могли родниться кто и с кем хочет. Антон Осодоев жил на берегу реки Иды, ледалеко от пади Мудай. Он со своими родственниками составлял один род. Петруха Сахирманов тоже составлял отдельный род. Игнатий Абханов с братьями Багаевыми тоже составлял отдельный род. Болотовы - Родион и Василий - были готолова рода..
Можно предположить, что переселенцы из Забайкалья и других мест, переправившись через Ангару, попадали в Тарасу, получившую свое название потому, что люди, добравшись до нее, расходились кто куда, отсюда и получилось название Тараса. Из Тарасы они попадали в Хэрэтэн и Хондолой, часть их здесь оседала, а часть - попади Айн направлялась в Осу. Падь Айн, по сравнению с другими падями, не имела леса, а потому была названа так.
Записано со слов Василия Николаевича Болотова из улуса Хондолой. в 1910 году.
Улус Хондолойский
Улус Хондолойский тоже стоит на том месте, куда обычно люди попадали после перевала водораздела между речкой Тарасой и Идой. Люди попадали туда, отдыхали от долгого пути, потом оставались навсегда. Таким образом в Хондолое тоже образовалось «долоон хари». Тут живут представители готолова, шошолокского, наратского, дархатского, хурхудского, хулдутского и хэрдэгского родов. Некоторые роды совершенно вымерли: например, хрдэгский род. Дархатского рода была всего одна семья, но она уехала. Уйгурского рода тоже была одна семья, она тоже куда-то уехала. Теперь проживают готолова рода четыре семьи, хурдутского рода - семь семей.
Записано со слов Василия Николаевича Болотова из улуса Хондолой Боханского аймака Иркутской области в декабре 1936 года.
Хахаевский улус
В Нижне-Тарасинском улусе
Записано со слов 87-летнего Бугды Батуханова II готольского рода из улуса Нижняя Тараса Боханского аймака Иркутской области в 1947 году.
Верхне-Буретьский улус
Верхне-Буретьский род произошел от потомков Абаши, рожденного дочерью Готола - Голохан. Ее полонил Тогто мэргэн и женился на ней. Он погиб в борьбе с цэгэнутами. Голохан вернулась к родителям и родила сына Абаши. У Абаши было два сына. Имена их - Агта и Алдарта. Агта имел трех сыновей: Хадаана, Хажаана и Арюхана. От них произошли буряты Верхне-Буретьского улуса II готолова рода бывшей Боханской инородной управы. От Абаши сейчас идет одиннадцатое поколение.
Записано со слов 53-летнего Цибика Семеновича Павлова из улуса Нижне-Буретьский Боханского аймака Иркутской области в 1936 году.
Улус Бохан
Готол имел дочь, ее звали Голохан. Она была красавицей. Многие ее сватали, но она ни за кого не выходила замуж. Слух о ее красоте дошел, наконец, до реки Лены. Тогто мэргэн, сын Судаг Сагана Зонхиева, приехал специально к ней свататься, но Голохан отказала ему. Братьев ее тогда не было дома, они были на охоте в долине реки Уды. Тогто мэргэн понадеялся на свои силы, силой увез ее на свою родину и женился на ней.
Приехали братья Голохан, узнали про налет Тогто мэргэна и поехали за сестрой на Лену. Когда они приехали на Лену, то Тогто мэргэиа не было дома, он уехал воевать с цэгэнутами. Сыновья Готола забрали свою сестру и поехали домой, на реку Иду.
Голохан была беременна от Тогто мэргэна и родила двух близнецов, которых в память о том, что они были привезены с чужбины, старшего назвали Аргасаном (ашаанда ерэсэн Арга-сан - «в качестве клади привезенный Аргасан»), младшего назвали Абаши (абаашалганда ерэсэн Абаша - «при возвращении рожденный Абаша»).
Аргасан имел одного сына, звали его
Нюлтагаем. Он имел тоже одного сына, звали
его Шархи. Шархи имел двух сыновей,
старшего звали Мондохоем, младшего
- Саганом. От них произошли буряты Боханского
улуса III готолова рода бывшей Боханской
инородной управы. От Аргасана теперь
идет двенадцатое поколение.
Записано со слов 79-летнего Луки Яртанова из улуса Бохан (урак Саган) Боханского аймака Иркутской области в 1936 году.
Боханский улус тогтоева рода
Боханский и Верхне-Буретьский улусы являются пришлыми. Они относятся к племени эхирит, к тогтоеву роду. Тогто был сьшом Судаг Сагана. Он был хорошим стрелком и славился как лучший охотник среди своего племени. Пользуясь своей силой и меткой стрельбой, он нападал на. соседей и грабил их. Один раз он напал на стойбище Готола. Сыновей Готола не было дома, они были, по преданию, на зэгэтэ аба в местности Абалак (ныне Усть-Удинского района). Дома была одна дочь его Голохан. Она была красавицей. Тогто мэргэн влюбился в Голохан. Он забрал имущество, полонил ее и женился на ней. Он увез ее в свое кочевье, за реку Лену. Когда приехали домой сыновья Готола, то на месте ничего не нашли. Узнав, что сестра полонена Тогто мэргэном, они поехали за ним за Лену. Когда юни приехали туда, то Тогто мэргэна не было дома, он поехал к цэгэнутам. Братья взяли свое имущество, скот, сестру и поехали домой. Голохан была беременна от Тогто мэргэна. В пути она родила близнецов. Одного назвали Аргасаном (ашаанда ерэсэн Аргасан), другого - Абаши (абаадалганда ерэсэн Абаша). Когда они подросли, то готольцы дали им землю на краю сзоих владений. Готольцы, родственники матери, относились к ним как к чужакам (хари). Они жили на том месте, где находится Верхне-Буретьский улус II готолова рода. А потом, когда Халбай Бахеев стал тайшей, потомки Аргасана переехали в долину реки Иды и поселились под священной Боханской горой (Б-- хууни хушуун).
Потомки Тогто мэргэна, будучи малочисленны, не сумели составить самостоятельного рода тогтоева, а были причислены к III тотолову роду. А Верхне-Буретьский улус причислен ко II готолову роду.
Во II готоловом роду живут выходцы из олзонова рода. Пришел сюда некто Хахай, батрачил и женился на одной вдове. Потомки его живут совместно с Нижне-Тарасинским улусом, потомками сына Сойрона - Монхоя.
В I готоловом роду, в Кутульском улусе, живут пришлые люди из Кудинской долины. Один человек, по имени Хуриган, пришел из-за неурожая в долину реки Иды. Здесь буряты занимались хлебопашеством. Пашни были новые, давали очень хороший урожай, поэтому здесь люди жили сытно и не знали голода. Хуриган нанялся в батраки к тайше Протасу Чичеричу.
Живя здесь, он сошелся с одной вдовой из Корминского улуса и у него родился сын, которого назвали Холоонам (холойн хууни хубуун Холоон - «дальнего человека сын»). Тогда общество отвело ему место, и он поселился под Кутульской горой, где была Идинская степная дума. Здесь никто не жил, так как буряты считали грехом жить около присутственного места. Ему отводили землю за улусом Корминским, вниз но течению реки, то есть в сторону Идинского острога. Хуриган побоялся поселиться там, так как казаки ходили по улусам, нападали на бурят и грабили их. До этого летники I готолова рода были около острога, и они были вынуждены перекочевать оттуда ввиду частых грабежей и нападок со стороны разного люда, жившего в сстроге под видом торговых, охочих и промышленных людей.