Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Религия и мифология".
"Антикультовое движение"Рост
НРД вызвал озабоченность о общества.
Группы населения об отрицательном отношении
к появлению НРД. Возникает образование,
получившее в США и з-европ гос название
"антикульт движения".Активными участниками
"антикультового движения" стали
организации, специально создаваемые
для противодействия распространению
НРД. Одним из центров, ведущих борьбу
противНРД, была "Сеть информирования
о культах".заним сбором и распространением
сведений негативного содержания в основном
о деятельности саентологов и "Церкви
объединения". Атаки на НРД стали вестись
и из Интернета. При поддержке психиатров
и прессы бывшие члены НРД распространяли
конфиденциальную информацию о внутренней
жизни в движениях, в которых они состояли.С
самого начала наиболее непримиримую
позицию по отношению к новым религиозным
движениям заняли в США протестантские
течения. Характерно, что многие из этих
течений католицизмом и православием,
а также светскими кругами причисляются
к разряду сект, а порой и культов. Именно
теологи фундаменталистских напр в протестантизме
были первыми авторами специальных публикаций,
обративших внимание на феномены НРД.
Ими же были пущены в оборот такие термины
как "культы", "деструктивные культы",
а позднее -"тоталитарные секты".
Причисляя религиозные новообразования
к "культам", протестантские фундаменталисты
отрицают религиозный характер этих новообразований.
Их вероучительные доктрины оцениваются
как псевдорелигиозные конструкции, неукорененные
в глубокие традиции. Отвергаются как
недостоверные откровения, полученные
свыше основателями НРД, и лежащие в основе
созданных ими вероучений.С самого начала
к "антикультовому движению" примкнули
родственники последователей НРД. Родители,
в основном принадлежащие к среднему классу,
создают местные и национальные объединения,
ставящие задачу противостоять "деструктивным
культам" - в первую очередь тем, в которых
под жестким духовным и организационным
контролем оказались тысячи молодых американцев.
В 1971 г. в Далласе была проведена первая
массовая акция, участники которой обвиняли
культы в разрушении семей, принуждении
своих последователей бросать учебу и
работу. Укреплению позиций антикультового
движения способствовали трагические
события в Гайане (ноябрь 1978 г.), повлекшие
гибель сотен последователей движения
"Народный храм". присоединились
некоторые социальные психологи.Родители
обвиняли религиозные группы в том, что
они вовлекают молодежь в свои ряды с помощью
гипноза, "промывания мозгов", изоляции
от мира. приемы вовлечения в группы "программирования"-навяз
системы взглядов и поведения, вы г.ных
группе. Наиболее эффективным средством
освобождения от сформированных представлений
и жизненных идеалов некоторые родители
считают "депрограммирвание". Проф
депрограммисты, главным образом психиатры
и психологи, берутся избавить последователя
культа от ложной веры и возвратить к вере
истинной. Ср продолж проц депрограммирования
составляет не менее двух недель, однако
бывает и так, что этот процесс занимает
несколько месяцев.
Саентология. "дианетика" Хаббардом и означает "посредством разума". Дианетика рекламируется как учение о разуме, технология избавления от комплексов и вредных привычек, Но по существу - это придуманный Хаббардом гибрид техник гипноза, методов Фрейда и псевдонаучной терминологии, изобретенной Хаббардом. использовал результаты исследований Фрейда, идеи "Общей семантики" Корбзибского, а также идеи Отто Ранка, Нандора Фодора и Дж. Седжера, но использовал их в той мере, в какой мог использовать человек неком в медицине психиатрии. Издат Дианетики удалось продать 150 000 экземпляров книги, прежде чем он был вынужден изъять ее из продажи. Ассоциация американских психологов выступила с предупреждением, из которого следовало, что для большей достоверности своей книги Хаббард сам придумал случаи выздоровления и статист данные. В результате Хаббард в 1952г. вновь остался без гроша и без прав на пропаганду дианетики в США. появл новое "открытие" Хаббарда - сайентология. Это была уже не просто техника гипноза с элементами психотренинга. Кроме них, сайентология вобрала в себя магические идеи "колдейства" Кроули и оккультизма, которые по-прежнему обильно сдобрены терминологией Хаббарда и откровенно фантастическими историями. Сайентология ("учение о знании") - это прикладная религиозная философия, обучающая мудрости и практике управления духом. Дианетика явл техникой в сайентологии. Так трактуют эти понятия сайентологи. Правда, иногда, запутавшись, члены организации заявляют, что между дианетикой и сайентологией никакой связи нет. Не обходят вниманием сайентологи и христианство. Приведем некоторые высказывания: "Легенда о Христе бытовала уже миллион лет назад"; "Мы разделяем цели Христа в достижении человеком мудрости, доброго здоровья и бессмертия". В представлении Хаббарда Христос был всего лишь "носителем информации".
Итак, сайентология учит, что
все мы - "духовные существа", что
кроме тела и ума существует своеобразный,
основной элемент личности - "тетан",
представляющий человеческий дух или
жизненную энергию, и который
обладает сверхъестественными
Небезынтересно отметить, что в сайентологии негативными переживаниями и событиями для человека признаются в основном такие, при которых он испытал отрицательные эмоции от общения с другими людьми или же из-за жизненных неприятностей, но не ситуации, в которых сам этот человек стал виновником переживаний и несчастий других людей.
Основные подходы к
изучению проблемыОчевидно, что проблема
НРД имеет много аспектов,
Популярный (релятивистский) подход.Данный подход, как правило, ориентирован на неспециалистов. Простому обывателю трудно разобраться во множестве проявлений религиозной жизни, с которыми он сталкивается, особенно в отсутствие сколько-нибудь серьёзных теоретических знаний. Популярный подход к пониманию проблемы сознательно используют многие группы антисектантской направленности, исходящие из предположения, что обыватель едва ли станет разбираться в тонкостях богословия, психологии или социологических тенденций. Поэтому значительная часть публикаций, предлагаемых подобными группами, апеллирует к естественному человеческому инстинкту самосохранения, стремясь вызвать у читателя защитную эмоциональную реакцию. Психологический подход.В центре внимания психологов, изучающих культы, находится проблема психологического влияния, которое подобные организации оказывают на человека. Две главные опасности, которые психологи видят в культах, — этосоциальный, физический и психический вред. Психологический подход к проблеме НРД сознательно не учитывает убеждения религиозных групп и обращает внимание лишь на методы убеждения, используемые в них:Принципиальное отличие социологического подхода заключается в том, что социологов интересует не взаимодействие групп с отдельными людьми и не их религиозные убеждения, а участние религиозных общин и деноминаций в динамике общественного развития:Термины, определения, критерии и варианты классификации, предлагаемые отдельными специалистами, исповедующими социологический подход к проблеме, определяются как их собственными предпосылками, так и многочисленными переменными факторами. В результате единого окончательного представления о проблеме с точки зрения социологии не существует.
Эстетика сектантов.Упрощение
культа в ряде христианских сект не означает
отказа от обрядности. Напротив, в этих
сектах делается все возможное, чтобы
усилить психологическое воздействие
обрядов и богослужений. Этой цели служит
и чтение проповедей, и пение, и музыка,
и сам порядок богослужения. Широко используя
разнообразные средства эстетического
воздействия на верующих, вожаки сект
превратили богослужение в своего рода
театрализованные представления.
Эстетическое чувство верующего во время
богослужения получает особую направленность,
оно выступает как один из путей, с помощью
которых человек приобщается к религиозным
представлениям и образам. Эстетические
чувства, эстетические восприятия поддерживают
и укрепляют религиозную веру, вовлекают
людей в сферу идейного воздействия проповедников.
Это понимала и верхушка сект, которая
в большинстве своем сознательно использовала
это могущественное средство влияния
на души.
Музыка и пение, чтение стихотворений
и рассказов используются отнюдь не для
облагораживания человека, не для воспитания
общечеловеческих эстетических чувств,
а во вред ему, для культивирования религиозных
чувств и, прежде всего, рабской покорности
и страха. Культовые действия, практикуемые
в большинстве сект во время богослужений,
являются одним из средств создания общих
настроений, общих чувств, внушения общих
идей. Коллективное пение заключительных
гимнов закрепляет результаты собрания.
В таких гимнах обычно говорится о радости
взаимного общения верующих, о том, что
такие встречи дают «ободрение. в господних
словах», «чтобы с силою новой идти». С
помощью подобных культовых действий
в секте создаются широкие возможности
для влияния на верующих. Здесь вступает
в действие коллективная психология, коллективное
внушение.
Наряду с этим используется коллективная
молитва-исповедь, которая явл своего
рода апофеозом молитвенного собрания.
С ее помощью руководители общин достигают
высшего обострения переживаний верующих,
огромного воздействия на их психику.
Современное сектантство.Секта
– это замкнутая организация религиозного
учения. Секту отличают следующие признаки:
миссионерская деят,спа избр, оперирование
специальной терминологией, деление на
«своих» и «чужих». В современной научной
литературе новые секты по-другому называют
СНР. Сами представители сект именуют
свои организации «церковь».Как религиозная
практика сектантство существовало всегда.
о выступ в кач оппозиц общепринятой религии
или официальной церкви. Обособляясь,
секты отстаивали какую-либо идею, боролись
за неё. Современные секты, напоминая внешне
традиционное сектантство, имеют существенные
отличия. Как правило, они ведут активную
коммерческую деятельность. В последнее
время эта деятельность все более и более
выходит на первый план. Коммерческая
деятельность сект существует в разных
аспектах: от элементарного попрошайничества
(последователи Муна) до контроля над крупными
промышленными предприятиями (секта сайентологов).
По данным журнала «Деньги» №43, 2001 г. только
в Нижнем Новгороде под контролем секты
сайентологии находятся: предприятие
«Энергосырьевые ресурсы», ФПК «Соло»,
ОАО «Металлоптторг», гостиница «Центральная»,
Центральный универмаг и проч. Хаббардистские
технологии внедряют даже на режимных
предприятиях, таких как завод «Пермские
моторы» или оптико-механический завод
в Екатеринбурге.
Родиной многих нетрадиционных религий
являются Соединенные Штаты Америки. Среди
них «Дети бога», «Свидетели Иеговы», «Церковь
сайентологии» и т.д. (Некоторые из этих
нетрадиционных религий возникли на культурно-исторической
и морально-религиозной основе традиционного
христианства.) Можно предположить, что
так произошло потому, что в Соединенных
Штатах Америки традиционные культы не
имеют достаточно крепких исторических
корней как в Европе или в странах Востока.
Многонациональный состав населения США
привез и продолжает привозить на североамериканский
континент разнообразные вероисповедания,
сочетание которых с традиционными религиями
порождает новые культы.
Другой родиной возникновения религий,
появившихся в последние несколько десятилетий,
являются именно Восточные страны. К этим
религиям относятся: школа «Трансцендентальной
медитации», «Общество сознания Кришны»,
«Аум синрикё» и некоторые другие. Особенность
данных культов заключается в том, что
они возникают на основе традиционных
восточных религий – буддизма, индуизма
(или их разновидностей). Интересен тот
факт, что нетрадиционные восточные религии
успешно приживаются как на европейской,
так и на американской земле. Это можно
объяснить, в том числе и тем, что европейцев
всегда влекла многовековая философская
и религиозная традиция Востока. По мнению
европейцев, на Востоке знали что-то, что
неизвестно было им. Эта «тайна» притягивает
европейцев, тем более что традиционные
религии часто не могут удовлетворить
потребности в вере современного человека.
Создатели же новых восточных сект умело
используют разочарования людей в «старых»
религиях и эксплуатируют тягу к неизвестному,
нетрадиционному.
Классификация.Неохрист теч. протестантизмом, 1истор движ за обн учения и практ католиц, инициированное М.Лютером (1483), 2 христианские учения, имеющие такие признаки, как: свободное толкование священного текста; либерал церковной иерархии; упразднение ряда таинств.С 19 —20 в. в России получили широкое распространение такие ветви протестантизма, как евангельские христиане, баптисты, адвентисты, пятидесятники и многие другие. Предп свободу в интерпр Слова. Неоориенталист объединения. Неорентализм заключается в попытке адаптации восточных традиций к западным культурным реалиям. Особенно ярко эти процессы проявляются в неоиндуизме. Среди таких неоиндуистских движений оказываются часто несхожие между собой“Миссия Рамакришны”,“МОСК ”. Синкрет и универ движения. В 20 веке увеличивается число эклектических конфессий, религий, в которых соединены разные элементы вероисповедальных практик. Среди них –Белое Братство, Церковь унификации, Бахаи, Международная саентологическая церковь и т.д. Оккультно-мистические учения и школы Нью Эйдж. Духовное движение, возникшее в 70-е гг. 20 в. в Европе. Учение Нью Эйдж – это синтез йоги, оккультизма, теософии, пантеизма и различных религиозных верований. Большое внимание придается личностным переживаниям человека. Основная цель Нью Эйдж – достижение духовной зрелости посредством становления осознания божественной природы и овладения спирит техниками.Послед Нью Эйдж верят, что переход от астрологического века Рыб, в котором мы живем, к веку Водолея приведет к изменению мира и человека. Мировая культура века Рыб имеет антропоцентричный, аналитый, рациональный, патриархальный и европоцентричный характер. Век Водолея будет строиться на космоцентричном, синтетичном, мистичном, феминистичном и полицентричном мировоззрении.На смену таким религиям, как буддизм, индуизм, ислам, иудаизм, христианство и др., которые несут человечеству только часть Истины, придет синтетичная духовность – основная характеристика качественно новой эры, эры Водолея. В настоящее время в мире существует более 5 тыс. религиозных групп Нью Эйдж, которые представляют учения различной направленности
Неоязычество распадается
на множество небольших групп, многие
из которых принципиально
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Религия и мифология"