Жизнь и подвиг святителя Тихона (Беллавина), патриарха Московского и всея Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:54, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы состоит в том, что образ святителя Патриарха Тихона все ярче сияет на небосклоне истории Русской Церкви ХХ века. Время проясняет масштаб его многотрудного подвига в годы невероятного разгула зла, обрушившегося на Россию. Вступая на Патриарший престол, от всего сердца умоляет он Господа: “… Даруй же сердце разумное, дабы мудро руководить народом по пути спасения. Согрей мое сердце любовью к чадам Церкви Божией и расшири его, да не тесно будет им вмещаться во мне. Ведь архипастырское служение есть по преимуществу служение любви”

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..
1 ЧАСТЬ:
1.1. Жизнь и подвиг патриарха Тихона ( Беллавина) в эпоху гонений на РПЦ ХХ века………………………………………………………………………………
1.1.1. Семья, образование, постриг, рукоположение Дореволюционная деятельность…………………………………
1.1.2. После падения монархии………………………….............
1.1.3. Уголовное преследование…………………………………
1.1.4. Церковная смута……………………………………………
1.1.5. Последние месяцы, кончина и погребение………………
1.1.6. Почитание и канонизация. ………………………………..

1.2 Описание гимнографического материала……………………………….
1.3 Обоснование используемых напевов…………………………………….

2 ЧАСТЬ:
Чинопоследование и особенности богослужения
2.1Всенощное бдение……………………………………………………………….
2.2На литургии……………………………………………………………………..

3 ЧАСТЬ:
Нотное приложение для четырехголосного женского хора
На «Господи воззвах» глас 6-й , подобен "Тридневен воскресл" напев Оптиной пустыни ………………………………………………………………………………………..
Стихиры на «Господи воззвах»
1-я стихира, глас и подобен тот же…………………………………………………………………………………….
2-я стихира………………………………………………………………………….
3-я стихира………………………………………………………………………….
4-я стихира.………………....................................................................................
Стихира, глас 8-й напев Зосимовой пустыни, изложение архим. Матфея……………………………………………………………………………….


Стихиры на стиховне

Стихира на стиховне, глас 2, подобен "Егда от древа", напев Оптиной пустыни………………………………………………………………………………
«И ныне» на стиховне, глас 4, подобен "Званный свыше" напев Оптиной пустыни………………………………………………………………………………
Тропарь святителя, глас 1, обиход……………………………………………….
Тропарь святителя, глас 1, напев Киево-Печерской Лавры……………………….……………………………........................................
Величание святителя, обиход……………………………………………………...
Прокимен на утрени, глас 4, валаамский распев, в изл. архим. Матфея………
Стихира по 50-м псалме, глас 6 Киевского распева ……………………………

Канон глас 8, напев напев Троице-Сергиевой лавры

Песнь 1-я…………………………………………………………………………….
Песнь 3-я…………………………………………………………………………….
Песнь 4-я…………………………………………………………………………….
Песнь 5-я…………………………………………………………………………….
Песнь 6-я…………………………………………………………………………….
Кондак, глас 2, подобен “ Егда от древа”, напев Оптиной пустыни……………………………………………………......................................
Кондак, глас 2, напев Зосимовой пустыни, в изл. архим. Матфея……………..
Песнь 7-я…………………………………………………………………………….
Песнь 8-я…………………………………………………………………………….
Песнь 9-я…………………………………………………………………………….

Катавасия канона святаго, глас 6, Киевского распева

Песнь 1-я…………………………………………………………………………….
Песнь 3-я…………………………………………………………………………….
Песнь 4-я…………………………………………………………………………….
Песнь 5-я…………………………………………………………………………….
Песнь 6-я…………………………………………………………………………….
Песнь 7-я…………………………………………………………………………….
Песнь 8-я…………………………………………………………………………….
Песнь 9-я……………………………………………………………………………..

Стихиры на хвалитех

«Всякое дыхание», глас 4, подобен "Званный свыше" напев Оптиной пустыни ……………………………………………………………
1-я стихира …………………………………………..……………………………..
2-я стихира…………………………………………..………………………………
3-я стихира………………………………………………………………………….
«И ныне», глас 8-й, напев Зосимовой пустыни, изложение архим. Матфея……………………………………………………………………………….
Прокимен на Литургии, глас 7, знаменный распев, в гарм. архим. Матфея………………………….………………………………………………........
Причастен святителя, обиход………………………………………………………

Библиографический список литературы……

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 582.79 Кб (Скачать файл)

Ставропольская  Православная Духовная Семинария

Отделение Церковных  Искусств

Кафедра Церковного Пения

 

 

Жизнь и подвиг святителя Тихона (Беллавина), патриарха Московского и всея Руси

 

Дипломная работа

 

Дипломную работу выполнила:

Студентка III курса

Никитенкова Оксана

Руководитель:

Преподаватель ОЦИ СтПДС

Рыбина Н.И.

 

 

 

 

 

 

 

Ставрополь

2011

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..

1 ЧАСТЬ:

1.1. Жизнь и подвиг патриарха Тихона ( Беллавина) в эпоху гонений на РПЦ ХХ века………………………………………………………………………………

1.1.1. Семья, образование, постриг, рукоположение            Дореволюционная деятельность…………………………………

1.1.2. После падения монархии………………………….............

1.1.3. Уголовное преследование…………………………………

1.1.4. Церковная смута……………………………………………

     1.1.5. Последние месяцы, кончина и погребение………………

     1.1.6. Почитание и канонизация. ………………………………..

 

       1.2 Описание  гимнографического материала……………………………….

       1.3 Обоснование  используемых напевов…………………………………….

 

2 ЧАСТЬ:

Чинопоследование и особенности богослужения

2.1Всенощное бдение……………………………………………………………….

2.2На литургии……………………………………………………………………..

 

3 ЧАСТЬ:

Нотное приложение для четырехголосного женского хора

На «Господи воззвах»  глас 6-й , подобен "Тридневен воскресл" напев Оптиной пустыни ………………………………………………………………………………………..

                                 Стихиры на «Господи воззвах»

1-я стихира, глас и подобен тот же…………………………………………………………………………………….

2-я стихира………………………………………………………………………….

3-я стихира………………………………………………………………………….

4-я стихира.………………....................................................................................

Стихира, глас 8-й напев Зосимовой пустыни, изложение архим. Матфея……………………………………………………………………………….

 

 

                              Стихиры на стиховне

 

Стихира на стиховне, глас 2, подобен "Егда от древа", напев Оптиной пустыни………………………………………………………………………………

«И ныне» на стиховне, глас 4, подобен "Званный свыше" напев Оптиной пустыни………………………………………………………………………………

Тропарь святителя, глас 1, обиход……………………………………………….

 Тропарь святителя, глас 1, напев Киево-Печерской Лавры……………………….……………………………........................................

Величание святителя, обиход……………………………………………………...

Прокимен на утрени, глас 4, валаамский распев, в изл. архим. Матфея………

 Стихира по 50-м псалме, глас 6 Киевского распева ……………………………

 

                    Канон глас 8, напев напев Троице-Сергиевой лавры

 

 Песнь 1-я…………………………………………………………………………….

 Песнь 3-я…………………………………………………………………………….

 Песнь 4-я…………………………………………………………………………….

 Песнь 5-я…………………………………………………………………………….

 Песнь 6-я…………………………………………………………………………….

 Кондак, глас 2, подобен “ Егда от древа”, напев Оптиной      пустыни……………………………………………………......................................

 Кондак, глас 2, напев Зосимовой пустыни, в изл. архим. Матфея……………..

 Песнь 7-я…………………………………………………………………………….

 Песнь 8-я…………………………………………………………………………….

 Песнь 9-я…………………………………………………………………………….

 

                  Катавасия канона святаго, глас 6, Киевского распева

 

 Песнь 1-я…………………………………………………………………………….

 Песнь 3-я…………………………………………………………………………….

 Песнь 4-я…………………………………………………………………………….

 Песнь 5-я…………………………………………………………………………….

 Песнь 6-я…………………………………………………………………………….

 Песнь 7-я…………………………………………………………………………….

 Песнь 8-я…………………………………………………………………………….

 Песнь 9-я……………………………………………………………………………..

 

Стихиры на хвалитех

 

 «Всякое дыхание», глас 4, подобен "Званный свыше" напев Оптиной пустыни ……………………………………………………………

1-я стихира …………………………………………..……………………………..

2-я стихира…………………………………………..………………………………

3-я стихира………………………………………………………………………….

 «И ныне», глас 8-й, напев Зосимовой пустыни, изложение архим. Матфея……………………………………………………………………………….

 Прокимен на Литургии, глас 7, знаменный распев, в гарм. архим. Матфея………………………….………………………………………………........

 Причастен святителя, обиход………………………………………………………

 

 Библиографический  список литературы……………………..……………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Время все ставит на свои места, оно воздает славу одним  и низвергает проклятия на других, оно отсеивает преходящее и оставляет главное, главное, когда речь идет о людях, о том, что они оставляют после себя. Все это не единожды повторенные истины, и все же, одним людям судьбой уготован подвиг и громкая слава после его совершения, для других восхождение состоит в том, чтобы не согрешить  против совести, когда обстоятельства требуют от тебя иного.

В ряду святых Русской Православной Церкви, доказавших свою верность Христу в годы страшных гонений  ХХ века, выделяется Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон, богослов святоотеческого направления, великолепный, знаменитый, пламенный проповедник начала 20-х годов, умевший говорить просто и эмоционально.

Патриарх Тихон не совершил чего- то внешне броского, но и вместе с тем каждое его слово и  поступок в последние семь с половиной  лет его жизни стоит неизмеримо больше, чем сотни иных громогласных заявлений.  От Патриарха требовалось бесконечно много: оставаться самим собой, когда политическая власть в стране решила уничтожить Церковь. Могучая, светлая личность Святейшего Патриарха необычайно привлекала и до сих пор привлекает к себе непрестанной радостью о Боге, чистотой и величием души. Вся жизнь святителя – торжествующее, мужественное стояние за идеалы Церкви.

Актуальность темы состоит в том, что образ святителя Патриарха Тихона все ярче сияет на небосклоне истории Русской Церкви ХХ века. Время проясняет масштаб его многотрудного подвига в годы невероятного разгула зла, обрушившегося на Россию. Вступая на Патриарший престол, от всего сердца умоляет он Господа: “… Даруй же сердце разумное, дабы мудро руководить народом по пути спасения. Согрей мое сердце любовью к чадам Церкви Божией и расшири его, да не тесно будет им вмещаться во мне. Ведь архипастырское служение есть по преимуществу служение любви”.

Святейший Патриарх был всегда мирным, простым, доступным, радостным, излучающим свет и благодать. Те, кто  сподобился общаться с ним, свидетельствовали  об ощущении его святости. Да и на чем мог он основать свою сердечную  тишину и мир в окружавшем его  аду, как не на совершенной преданности  воле Божией? Теперь, когда рухнуло коммунистическое государство, а Церковь, утвержденная кровью мучеников, встает из руин и пепла, когда стали доступны старые архивы, можно удивляться, сколь велик и труден был семилетний подвиг Патриарха Тихона, и в то же время с какой светлой и чистой душой, с каким смирением и любовью нес он свой патриарший крест.

Перемены, которые произошли  в нашем обществе в конце 80-х  — начале 90-х годов минувшего  столетия, значительно изменили положение  Церкви, ознаменовали собой начало нового этапа в её истории, поставили  задачи перед церковным народом  и его предстоятелями: преодолеть последствия господства принудительного атеизма, помочь миллионам соотечественников утолить духовный голод и жажду познания Истины, восстановить нормальное течение церковной жизни, нарушенное системой государственного контроля и запретами партийных функционеров, поднять на новый уровень систему духовного образования, заложить основы миссионерства и социального служения.

Очень важно, чтобы Церковь, в наше не менее трудное время, полное терроризма и огромного количества сект, совершая свою спасительную миссию, смогла дать ответ на нравственные проблемы, стоящие перед  современным  обществом, чтобы она в сотрудничестве с государственной властью в новых обстоятельствах исторического бытия России в наступившем XXI столетии смогла способствовать оздоровлению духовно-нравственной атмосферы в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

       Цель: Ознакомить и сделать достоянием жизнь, деятельность и подвиг выдающегося иерарха Русской Православной Церкви эпохи гонений ХХ века посредством музыкального материала.

  Задачи:

  1. Рассмотреть и изучить по всем имеющимся источникам информации житие           святейшего Патриарха.
  2. Исследовать труды, проповеди, поучения Патриарха Тихона. Выявить значение для Русской Православной Церкви восстановления патриаршества на Руси.
  3. Ознакомиться и описать гимнографический материал.
  4. Обосновать выбранные напевы.
  5. Рассмотреть и изучить уставные особенности богослужения Святителю                  Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси.
  6. Составить репертуар песнопений службы Святителю Тихону, расписать данные песнопения хоровыми партитурами для однородного женского состава.

В связи с поставленными  целью и задачами проводился анализ церковно-исторической и богослужебной  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Житие

 

ЧАСТЬ 1. Жизнь и подвиг патриарха Тихона (Беллавина) в эпоху гонений на РПЦ ХХ века

1.1. 1. Семья, образование, постриг, рукоположение. Дореволюционная деятельность

         Будущий Патриарх родился в приходе Воскресенской церкви погоста Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в семье потомственного священника Иоанна Тимофеевича Беллавина1; впоследствии родитель был переведён в приход Спасо-Преображенской церкви города Торопца, в Псковской епархии. Фамилия Беллавинъ была довольно распространена на Псковщине среди лиц духовного звания.                                                                                                            

У Василия Беллавина было 3 родных брата, которые умерли, не дожив до старости. Родительница, Анна Гавриловна, скончалась 29 апреля 1904 года (последний раз епископ Тихон гостил у неё в Торопце на Рождество 1903 года, проездом из Петербурга назад в США, в свою епархию), после чего у него не осталось близких родственников. По словам современников, “с детства Тихон был очень добродушным, кротким и богобоязненным без лукавства и святошества”; среди своих товарищей по Псковской Семинарии имел шутливое прозвище “Архиерей”.

В 1888 году окончил СПб Духовную Академию, где среди товарищей имел прозвище “Патриарх”. Его однокурсник, впоследствии протопресвитер Константин Изразцов, миссионер в Южной Америке2, вспоминал о нём: “Во всё время академического курса он был светским и ничем особенным не проявлял своих монашеских наклонностей. Его монашество после окончания Академии для многих его товарищей явилось полной неожиданностью.”3

11 июня 1888 года Василий был определён преподавателем догматического богословия в Псковской Духовной семинарии4.

В декабре 1891 года пострижен  в монашество с именем Тихон; 22 декабря рукоположён во иеромонаха.

В марте 1892 года назначен инспектором Холмской духовной семинарии; в июле — ректором Казанской, а затем Холмской духовной семинарии; состоял председателем Епархиального Училищного Совета, председателем православного братства и цензором изданий.

19 октября 1897 года хиротонисан во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии. Хиротония была совершена в Троицком соборе Александро-Невской Лавры митрополитом Петербургским и Ладожским Палладием (Раевым).

Деятельность  в Северной Америке

14 сентября 1898 года Владыка Тихон назначен епископом Алеутским и Аляскинским — вместо отбывшего в Россию епископа Николая (Зиорова); с 1900 года — Алеутский и Северо-Американский.

12 декабря 1903 года, по просьбе Тихона, Святейший Синод принял решение о создании Аляскинского викариатства в Североамериканской епархии; викарием было определено быть епископу Иннокентию (Пустынскому). Синод также дал согласие на возведение архимандрита Рафаила (Хававини) в епископа Бруклинского, 2-го викария, хиротония которого состоялась 12 марта 1904 года в храме святителя Николая в Бруклине (основан в 1895 году).

По предложению епископа Тихона, в 1905 году Синод перенёс епископскую кафедру из Сан-Франциско в Нью-Йорк, где его попечением и стараниями отца Александра Хотовицкого в 1902 году был выстроен кафедральный Свято-Николаевский собор56 в Манхэттене.

5 мая 1905 году Тихон возведён в сан архиепископа.

В 1905 году в Миннеаполисе была открыта первая в Америке православная семинария, в 1913 году переведённая в Тенафли (штат Нью-Джерси) и закрытая в 1923 году за отсутствием средств7. (В 1938 году была возобновлена епископом Макарием (Ильинским) как Свято-Владимирская в городе Нью-Йорк и в 1961 году переехала в Крествуд, штат Нью-Йорк.)

В епископство Тихона имели  место случаи перехода ряда американцев  из инославия в лоно Российской Церкви. Так, бывший священник Епископальной церкви США Ингрэм Ирвин (Ingram N. W. Irvine) был рукоположен архиепископом Тихоном в Нью-Йорке 5 ноября 1905 года.

Информация о работе Жизнь и подвиг святителя Тихона (Беллавина), патриарха Московского и всея Руси