Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:54, дипломная работа
Актуальность темы состоит в том, что образ святителя Патриарха Тихона все ярче сияет на небосклоне истории Русской Церкви ХХ века. Время проясняет масштаб его многотрудного подвига в годы невероятного разгула зла, обрушившегося на Россию. Вступая на Патриарший престол, от всего сердца умоляет он Господа: “… Даруй же сердце разумное, дабы мудро руководить народом по пути спасения. Согрей мое сердце любовью к чадам Церкви Божией и расшири его, да не тесно будет им вмещаться во мне. Ведь архипастырское служение есть по преимуществу служение любви”
Введение……………………………………………………………………………..
1 ЧАСТЬ:
1.1. Жизнь и подвиг патриарха Тихона ( Беллавина) в эпоху гонений на РПЦ ХХ века………………………………………………………………………………
1.1.1. Семья, образование, постриг, рукоположение Дореволюционная деятельность…………………………………
1.1.2. После падения монархии………………………….............
1.1.3. Уголовное преследование…………………………………
1.1.4. Церковная смута……………………………………………
1.1.5. Последние месяцы, кончина и погребение………………
1.1.6. Почитание и канонизация. ………………………………..
1.2 Описание гимнографического материала……………………………….
1.3 Обоснование используемых напевов…………………………………….
2 ЧАСТЬ:
Чинопоследование и особенности богослужения
2.1Всенощное бдение……………………………………………………………….
2.2На литургии……………………………………………………………………..
3 ЧАСТЬ:
Нотное приложение для четырехголосного женского хора
На «Господи воззвах» глас 6-й , подобен "Тридневен воскресл" напев Оптиной пустыни ………………………………………………………………………………………..
Стихиры на «Господи воззвах»
1-я стихира, глас и подобен тот же…………………………………………………………………………………….
2-я стихира………………………………………………………………………….
3-я стихира………………………………………………………………………….
4-я стихира.………………....................................................................................
Стихира, глас 8-й напев Зосимовой пустыни, изложение архим. Матфея……………………………………………………………………………….
Стихиры на стиховне
Стихира на стиховне, глас 2, подобен "Егда от древа", напев Оптиной пустыни………………………………………………………………………………
«И ныне» на стиховне, глас 4, подобен "Званный свыше" напев Оптиной пустыни………………………………………………………………………………
Тропарь святителя, глас 1, обиход……………………………………………….
Тропарь святителя, глас 1, напев Киево-Печерской Лавры……………………….……………………………........................................
Величание святителя, обиход……………………………………………………...
Прокимен на утрени, глас 4, валаамский распев, в изл. архим. Матфея………
Стихира по 50-м псалме, глас 6 Киевского распева ……………………………
Канон глас 8, напев напев Троице-Сергиевой лавры
Песнь 1-я…………………………………………………………………………….
Песнь 3-я…………………………………………………………………………….
Песнь 4-я…………………………………………………………………………….
Песнь 5-я…………………………………………………………………………….
Песнь 6-я…………………………………………………………………………….
Кондак, глас 2, подобен “ Егда от древа”, напев Оптиной пустыни……………………………………………………......................................
Кондак, глас 2, напев Зосимовой пустыни, в изл. архим. Матфея……………..
Песнь 7-я…………………………………………………………………………….
Песнь 8-я…………………………………………………………………………….
Песнь 9-я…………………………………………………………………………….
Катавасия канона святаго, глас 6, Киевского распева
Песнь 1-я…………………………………………………………………………….
Песнь 3-я…………………………………………………………………………….
Песнь 4-я…………………………………………………………………………….
Песнь 5-я…………………………………………………………………………….
Песнь 6-я…………………………………………………………………………….
Песнь 7-я…………………………………………………………………………….
Песнь 8-я…………………………………………………………………………….
Песнь 9-я……………………………………………………………………………..
Стихиры на хвалитех
«Всякое дыхание», глас 4, подобен "Званный свыше" напев Оптиной пустыни ……………………………………………………………
1-я стихира …………………………………………..……………………………..
2-я стихира…………………………………………..………………………………
3-я стихира………………………………………………………………………….
«И ныне», глас 8-й, напев Зосимовой пустыни, изложение архим. Матфея……………………………………………………………………………….
Прокимен на Литургии, глас 7, знаменный распев, в гарм. архим. Матфея………………………….………………………………………………........
Причастен святителя, обиход………………………………………………………
Библиографический список литературы……
Его заявление от 16 июня 1923 года в Верховный Суд РСФСР с ходатайством об изменении принятой в отношении него меры пресечения выражало раскаяние в “поступках против государственного строя”; в газете “Известия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов Рабочих, Крестьянских, Казачьих и Красноарм. Депутатов и Моск. Совета Рабоч. и Красноарм. Депутатов” за 1 июля было опубликовано “Факсимиле заявления гражданина Белавина (бывшего патриарха Тихона) в Верховный Суд РСФСР” (текст заявления публиковался ранее, 27 июня):
“Обращаясь с настоящим заявлением в Верховный Суд РСФСР я считаю необходимым по долгу своей пастырской совести заявить следующее:
Будучи воспитан в монархическом обществе и находясь до самого ареста под влиянием антисоветских лиц, я действительно был настроен к Советской власти враждебно, причем враждебность из пассивного состояния временами переходила к активным действиям. Как то: обращение по поводу Брестского мира в 1918, анафематствование в том же году Власти и, наконец, воззвание против декрета об изъятии церковных ценностей в 1922. Все мои антисоветские действия за немногими неточностями изложены в обвинительном Заключении Верховного Суда. Признавая правильность решения Суда о привлечении меня к ответственности по указанным в обвинительном заключении статьям уголовного кодекса за антисоветскую деятельность, я раскаиваюсь в этих проступках против государственного строя и прошу Верховный Суд изменить мне меру пресечения, то есть освободить меня из-под стражи.
При этом я заявляю Верховному Суду, что я отныне Советской власти не враг. Я окончательно и решительно отмежевываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархическо-белогвардейской контреволюции.”36
Тот же номер газеты, рядом с факисмиле заявления Тихона, публиковал на той же странице освещение комментариев в иностранной прессе “об освобождении Тихона” и карикатуру на “эмигрантских литераторов” (центральная фигура изображала Керенского), оторвавшихся от чтения эмигрантских газет с сообщениями о гонениях на Патриарха и злобно глядящих на свинью с надписью “Заявление бывшего патриарха Тихона”— с возгласами: “Подложил свинью!»”Там же печатался материал под заголовком “Религиозные гонения в Польше” — о притеснениях православных в восточных регионах страны (Ровно, Луцк и другие).
25 июня того же года было принято постановление о его освобождении и 26 июня ему была предоставлена свобода в организации деятельности “Патриаршей” Церкви. Большинство исследователей склонны видеть основную причину отмены готовившегося судебного процесса в уступке правительства в ответ на ноту Керзона (известна как ультиматум Керзона), вручённую НКИД 8 мая 1923 года, от имени правительства Великобритании37. Нота содержала угрозу полного разрыва сношений с СССР и требовала, среди прочего, прекращения репрессий против Церкви и духовенства (пункты 21 и 22 меморандума правительства Его величества38).
Редакционная статья в партийной газете “Правда” от 27 июня 1923 года завершалась так: “<…> Пусть же пролетарии и крестьяне всего мира, до которых докатилась провокационная кампания политических архиепископов39 и благочестивых империалистов, — пусть же они узнают, каким плевком наградил их бывший патриарх, которого они хотели использовать, чтобы вонзить свои гнилые зубы в живое тело трудовой советской страны.”40
4 июля 1923 года “Известия” публиковали материал “Обращение” патриарха Тихона к “архипастырям, пастырям и пасомым православной церкви российской” от 28 июня 1923 года, в котором Патриарх Тихон ставил под вопрос легитимность Собора 1923 года (обновленческого) и пояснял: “Из постановлений его можно одобрить и благословить введение нового стиля календарного и в практику церковную. Что касается моего отношения к Советской власти в настоящее время, то я уже определил его в своем заявлении на имя Верховного Суда, который я прошу изменить меру пресечения, то есть освободить из-под стражи. В том преступлении, в котором я признаю себя виновным, по существу виновно то общество, которое Меня, как Главу Православной Церкви, постоянно подбивало на активные выступления тем или иным путем против Советской власти. Отныне Я определенно заявляю всем тем, что их усердие будет совершенно напрасным и бесплодным, ибо Я решительно осуждаю всякое посягательство на Советскую власть, откуда бы оно ни исходило. Пусть все заграничные и внутренние монархисты и белогвардейцы поймут, что я Советской власти не враг. Я понял всю ту неправду и клевету, которой подвергается Советская власть со стороны её соотечественных и иностранных врагов и которую они устно и письменно распространяют по всему свету. Не минули в этом обойти и меня; в газетах41 “Новое Время” от 5 мая за № 606 появилось сообщение, что будто бы ко мне при допросах чекистами была применена пытка электричеством. Я заявляю, что это сплошная ложь и очередная клевета на Советскую власть.”42
Тем не менее, он оставался под следствием и легализации (то есть регистрации в органах власти) Патриархии как органа управления не произошло; решение о прекращении следствия и закрытии дела было принято Политбюро ЦК РКП(б) 13 марта 1924 года, а затем и Президиумом ЦИК СССР 21 марта 1924 года43.
В начале 1925 года, под руководством начальника 6 отделения СО ГПУ Евгения Тучкова, началась разработка “шпионской организации церковников”, которую, по замыслу следствия, возглавлял Патриарх Тихон; 21 марта 1925 года последний был допрошен на Лубянке. Из постановления Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 19 июня 1925 года о прекращении и сдаче в архив дела ввиду смерти подследственного явствует, что существовало “дело № 32530 по обвинению гр. Белавина Василия Ивановича по 59 и 73 ст. ст. УК”44; состав преступления по 59-й статье УК РСФСР от 1 июня 1922 года включал в себя “сношение с иностранными государствами или их отдельными представителями с целью склонения их к вооруженному вмешательству в дела Республики, объявлению ей войны или организации военной экспедиции”, что предусматривало высшую меру наказания с конфискацией имущества.
К началу 1921 года в заседаниях Синода могло участвовать лишь весьма ограниченное количество епархиальных архиереев: многие были в эмиграции, другие не могли прибыть в Москву ввиду внешних обстоятельств. Другой высший орган церковного управления — ВЦС — распался за убылью своих членов. Вследствие такого развития ситуации, высшая церковная власть практически осуществлялась единолично Патриархом; на территориях же, занятых белыми, с ноября 1918 года создавались временные церковные управления45.
В ноябре 1921 года в Сремских Карловцах (Сербия) оформилось фактически независимое русское церковное образование, впоследствии именуемое как Русская Православная Церковь заграницей.
12 мая 1922 года протоиерей Александр Введенский, вместе со священниками Калиновскимй, Красницким, Белковым и псаломщиком Стадником, прибыли в Троицкое подворье на Самотёке, где тогда находился под домашним арестом Патриарх Тихон. Обвинив Патриарха в необдуманной политике, приведшей к конфронтации Церкви с государством и к анархии в церковном управлении, группа потребовала, чтобы он временно отказался от своих полномочий46. По некотором размышлении, Тихон подписал резолюцию о временной передачи церковной власти с 16 мая митрополиту Ярославскому Агафангелу. 14 мая того же года в «Известиях» было напечатано подписанное епископом Антонином (Грановским) и рядом священников воззвание Верующим сынам православной церкви России, говорившее о необходимости проведения нового поместного собора для преодоления церковной разрухи, вина за которую всецело возлагалась на Патриарха Тихона: “Верхи священноначалия держали сторону врагов народа. <…> Руководимая высшими иерархами гражданская война церкви против государства должна быть прекращена.”47 Воззвание Антонина и иже с ним было также опубликовано в партийной газете «Правда», где его сопровождала статья от редакции “Церковная демократия против церковного феодализма”, заканчивавшаяся словами: “<…> нужно приветствовать шаг церковной демократии, срывающей все личины с жадных святейших персон”48.
15 мая депутация обновленцев принята Председателем ВЦИК М. Калининым и на следующий день было объявлено об учреждении нового Высшего Церковного Управления (ВЦУ). Последнее полностью состояло из сторонников обновленчества; первым его руководителем стал епископ Антонин Грановский, возведённый в сан митрополита. На следующий день власти, чтобы облегчить обновленцам задачу овладения властью, перевезли Патриарха Тихона в Донской монастырь в Москве, где он находился в строгой изоляции. К концу 1922 года обновленцы смогли занять две трети из 30 тысяч действовавших в то время храмов. Так начался так называемый обновленческий раскол, который до определённого времени поддерживался органами государственной власти РСФСР и СССР. Церковная структура (“староцерковники”), возглавляемая Патриархом Тихоном, оказалась вне закона.
“Второй Поместный Всероссийский Собор” (первый обновленческий), открывшийся 29 апреля 1923 года в Москве, в храме Христа Спасителя, высказался в поддержку советской власти и 3 мая вынес решение о лишении сана “бывшего патриарха Тихона”, а также лишении его монашества: “<…> Священный Собор Православной Церкви 1923 года осуждает контр-революционную борьбу и её методы — методы человеконенавистничества. В особенности Собор 1923 года скорбит об анафематствовании Советской власти и всех, её признающих. Собор объявляет анафематствование не имеющим никакой силы. Собор 1923 года осуждает всех тех, кто шёл этим путем и других вёл за собой. И прежде всего это касается ответственного руководителя всей церковной жизнию — Патриарха Тихона, так как патриарх Тихон вместо подлинного служения Христу служил контр-революции и этим, как лицо, которое должно правильно вести всю церковную жизнь, ввёл в заблуждение широкие церковные массы, то Собор считает Тихона отступником от подлинных заветов Христа и предателем Церкви. На основании церковных канонов сим объявляет его лишённым сана и монашества и возвращённым в первобытное мирское положение. Отныне патриарх Тихон — мирянин Василий Беллавин.”49 50 4 мая того же года, согласно сообщению “Известий”51, постановление Собора было вручено лично Тихону.
По своём освобождении 26 июня 1923 года, 1 июля Тихон издал специальное послание, а 15 июля того же года сделал с амвона собора Донского монастыря публичное заявление о своём возвращении к церковному управлению всею Российскою Церковью и признании ничтожными всех действий обновленческого ВЦУ и ВЦС52.
Бывший тогда председателем
Московского епархиального
Освобождение из-под стражи и в особенности то обстоятельство, что Тихон начал совершать богослужения, на которые стекались большие массы народа, вызвали обеспекоенность в среде обновленческого руководства. Под опубликованным 6 июля 1923 года материалом “Новое воззвание Тихона” (содержал извлечение из послания мирянам, якобы выпущенного “бывшим патриархом Тихоном”, в котором вновь выражалась его “провинность перед народом и Советской властью” и осуждались действия “проживающих в России и за границей злоумных противников” её55), была помещена подборка мнений обновленческих деятелей56, которые выражали мысль, что теперь Тихон должен признать также и законность постановления “II-го поместного всероссийского собора” (то есть своё низложение), а новый председатель ВЦС митрополит Одесский Евдоким (Мещерский) комментировал: “В бытность мою в Москве на всероссийском церковном соборе в кулуарах высказывалось предположение о том, что Тихон после того, когда карты его оказались раскрытыми, в значительной мере обезврежен. Однако мы не полагали, что Верховный суд проявит такое гуманное отношение к ярому врагу Советской власти. Для „Живой церкви“ освобождённый Тихон также не страшен, так как контрреволюционная часть духовенства после отречения Тихона от контрреволюционных идей также поспешит от него отмежеваться. Для остатков „тихоновщины“ освобождение Тихона, в смысле усиления реакционной части церкви, значения иметь не может. <…>”57 Бывший же ранее председателем ВЦС митрополит Антонин (Грановский) в своём “разъяснении тихоновского обращения”58 характеризовал поведение Тихона после освобождения как “бесцерковную, гордую, чванную, самолюбовательную, раздорническую, спесивую манифестацию”.
Основываясь лишь на устном обещании свободы действий, не имея канцелярии, Патриарх пытался организовать общецерковное управление: был созван временный Священный Синод из трёх архиереев: архиепископа Тверского Серафима (Александрова), архиепископа Уральского Тихона (Оболенского) и викарного епископа Илариона (Троицкого); восстановлена деятельность прежнего состава Московского епархиального Совета под председательством профессора протоиерея Василия Виноградова, принимавшего также участие и в некоторых заседаниях Синода.
Проходившее в Москве 10 — 18 июня 1924 года в “Великое Предсоборное совещание” обновленцев, которое избрало своим почётным председателем Вселенского Патриарха Григория VII (тогда склонялся на сторону обновленцев под давлением кемалистов и был представлен в Москве архимандритом Василием Димопуло), на основании признания обновленческого Синода Восточными Патриархами вынесло заключение: "Отныне бывший Патриарх Тихон — глава секты”59.
Информация о работе Жизнь и подвиг святителя Тихона (Беллавина), патриарха Московского и всея Руси