Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 21:26, курсовая работа
Организация рекреационной деятельности носит комплексный характер, так как в любой рекреационной системе во взаимодействие вступают: группа отдыхающих, природные комплексы, техническая инфраструктура, сфера обслуживания, производственная сфера, трудовые ресурсы, системы расселения. Междисциплинарные исследования рекреационных проблем в современных условиях превращения интеграции научных знаний из тенденции в закономерность ускорили процесс выявления специфического объекта научного познания и формирования на его основе предметной сущности новой географической дисциплины — рекреационной географии.
1.1. Объект, предмет и методы курса. Основные задачи рекреационной географии на современном этапе
1.2. Место рекреационной географии в системе географических наук
1. РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА
1.1. Объект, предмет и
методы курса. Основные задачи
рекреационной географии на
1.2. Место рекреационной
географии в системе
1.1. Объект,
предмет и методы курса.
Организация рекреационной деятельности носит комплексный характер, так как в любой рекреационной системе во взаимодействие вступают: группа отдыхающих, природные комплексы, техническая инфраструктура, сфера обслуживания, производственная сфера, трудовые ресурсы, системы расселения. Междисциплинарные исследования рекреационных проблем в современных условиях превращения интеграции научных знаний из тенденции в закономерность ускорили процесс выявления специфического объекта научного познания и формирования на его основе предметной сущности новой географической дисциплины — рекреационной географии.
В числе первых за разработку
рекреационных проблем в
Первым крупным шагом на пути становления рекреационной географии явилось выдвинутое B.C. Преображенским представление о рекреационной системе как объективном и социальном по своей функциональной сущности образовании. Соответственно, предметом изучения рекреационной географии является изучение территориальных рекреационных систем (TPC)
В рекреационной географии рассматривается деятельность человека, которая носит социологический характер наряду с этим рекреационная география определяется как пограничная наука, «располагающаяся» на стыке географии, экономики и культурологии. В отечественной практике принято выделять три основных подхода к определению проблемного поля ее исследований:
средовой подход (изучаются физико-географические направления)
• деятельностный подход (изучаются характер и деятельность людей)
• субъективный подход (изучается восприятие людей и его особенности)
В последние годы все чаще встречаются подходы, в которых отрицается преобладающая роль ТРС как основного объекта исследования науки. При определении объекта и предмета рекреационной географии Д.В. Николаенко, к примеру, полагает, что изначально следует исходить из следующих тезисов:
• географическое познание не универсально — оно тесно связано со своим социокультурным образованием. Следовательно, в рамках каждого социокультурного образования складывается свое, уникальное понимание того, что есть объект и предмет рекреационной географии
• каждое социокультурное образование имеет собственную логику эволюции и рефлексии о своей эволюции. Следовательно, рекреационная география как область научного познания может иметь место далеко не во всех типах образований. Это не показатель развитости или недоразвитости того или иного социокультурного образования, но только показатель его потребности в такой области познания как рекреационная география
Эти два тезиса очень
важны для понимания
На определенном уровне и этапе эволюции в социокультурном образовании может возникнуть потребность в такой области познания как рекреационная география. Формулируются ее объект, определяющий основную область исследований, и вытекающий из него весьма изменчивый предмет исследования. Все это происходит не абстрактно, а в рамках эволюции того или иного социокультурного образования.
Таким образом,)объектом исследования рекреационной географии, по мнению ученого, являются объекты и субъекты рекреации в различных социо-культурных образованиях.
Под объектами рекреации понимаются материальные предметы, системы,
процессы и явления, а также идеальные стандарты, являющиеся условиями
реализации разнообразной рекреационной деятельности человека. Это своего рода фон для непосредственной рекреационной деятельности, который активизируется в зависимости от многих факторов, но никогда не играет роли сам по себе.
Под субъектами рекреации понимаются люди, ведущие рекреационную деятельность на основании стандартов своего социокультурного образования —| системы, среды, внешней буферной зоны или региона смешанного освоения. Стандарты социокультурного характера обусловлены внутренней логикой эволюции социокультурной системы (СКС) и диктуют использование строго определенных объектов рекреации. Так происходит выбор района для освоения в рекреационных целях, определение доминирующего типа рекреации и того, что, собственно, является рекреационными ресурсами на текущем этапе. Под рекреационной деятельностью понимается разнообразная деятельность людей, ориентированная на восстановление собственных сил в соответствии со стандартами своего социокультурного образования. Сюда включаются суточный, недельный, квартальный, годовой и жизненный циклы рекреации. Не все они являются предметом исследования географической науки, но все они — проявления рекреационной деятельности.
Объект исследования
рекреационной географии
Географическая наука занимается изучением пространства. Она не единственная наука, которая изучает пространство, но единственная, изучающая его комплексно, и единственная, для которой пространство является основным объектом исследования. Существует большое количество разных географий — промышленности, населения, сферы обслуживания и так далее. Рекреационная география — только одна из областей географического познания.
Пространство социокультурных систем изменчиво. В рамках каждого этапа делается очередной шаг к его формированию. В соответствии с этим меняется и предмет исследования географической науки: Рекреационная география также проходит соответствующую эволюцию. Ее предмет меняется в зависимости от изменения самого объекта (т.е. рекреации) и его состояния в различных СКС.
С самого начала своего возникновения рекреационная география при небольшом и хорошо скоординированном научном сообществе специалистов имела очень четкий объект исследования_— территориальные рекреационные системы. На ТРС было сконцентрировано основное внимание специалистов. Все книги и статьи недавнего прошлого с поразительным единодушием называют ТРС предметом исследования рекреационной географии.
Важнейшей отличительной особенностью советской рекреационной географии является то, что она имела жесткую практическую ориентацию и была, вероятно, наиболее конструктивной из всех географических дисциплин. Разработки по рекреационной географии реально использовались на практике, что было делом не вполне тривиальным.
Почти до конца 1980 годов рекреационная география действительно могла определяться как общественно – географическая занимающаяся изучением территориальных рекреационных систем. В конце 1990 годов давать такое определение было уже немыслимо. В период «смутного времени» после исчезновения СССР ТРС серьезно деградировали и для восстановления нуждаются в колоссальных инвестициях. В современных условиях ни одно государство, образовавшееся на месте распавшегося СССР, пойти на такие инвестиции не может.
С конца 1990 годов и на перспективу предметом исследования рекреационной географии является изучение пространственных закономерностей и особенностей поведения людей в процессе рекреационной деятельности (преимущественно квартального и годового циклов) и размещения рекреационных объектов. В определении предмета исследования рекреационной географии очень важно отказаться от узкой ориентации на ТРС. Она была приемлема в советский период.
Рекреационная география должна ориентироваться на более широкий предмет. Она изучает реальность, связанную с рекреацией в рамках различных СКС. Конструктивный аспект, практические приложения играют в ней только ограниченную роль как частное приложение общего знания. Рекреационная география — фундаментальная географическая дисциплина. Она не занимается только узким аспектом летнего отдыха у теплого моря: это одно из важных, но очень частных проявлений рекреационной деятельности и ее исследования в географической науке. Очень велик познавательный аспект рекреационной географии. Такую точку зрения на объект, предмет и содержание рекреационной географии пропагандируют Д.В. и ТВ. Николаенко.
Отметим, что, совместно
с другими науками, рекреационная
география разрабатывает предложения по оптимальному функционированию
систем, проектированию систем с заданными
свойствами; определяет рекреационные
потребности; прогнозирует последствия
создания и функционирования систем; разрабатывает территориально-
Следовательно,
рекреационная география
Задачи развития теории науки можно свести к двум направлениям:
1) выявление закономерностей
территориальной организации
2) дальнейшая разработка
рекреационной районологии:
1.2. Место рекреационной
географии в системе
(по Д.В. Николаенко)
При анализе места
рекреационной географии в
Не стоит стремиться
к предельно точному
Новая социокультурная программа российской СКС поставила вопрос о необходимости интенсивного развития новых дисциплин и радикального преобразования существующих. Примером дисциплины с радикально меняющимся предметом исследования может служить рекреационная география. В рамках коммунистической программы она была связана в основном с исследованием ТРС и конструктивным направлением. В рамках новой программы актуальность такого рода исследований резко снизилась, и произошла существенная замена содержания рекреационной географии.
Итак, для понимания места рекреационной географии в системе географических наук важно учитывать, что эта система носит динамичный характер и по мере изменений потребностей СКС в ней могут происходить существенные перемены самого различного характера.