РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Организация рекреационной деятельности носит комплексный характер, так как в любой рекреационной системе во взаимодействие вступают: группа отдыхающих, природные комплексы, техническая инфраструктура, сфера обслуживания, производственная сфера, трудовые ресурсы, системы расселения. Междисциплинарные исследования рекреационных проблем в современных условиях превращения интеграции научных знаний из тенденции в закономерность ускорили процесс выявления специфического объекта научного познания и формирования на его основе предметной сущности новой географической дисциплины — рекреационной географии.

Содержание работы

1.1. Объект, предмет и методы курса. Основные задачи рекреационной географии на современном этапе
1.2. Место рекреационной географии в системе географических наук

Файлы: 1 файл

рекреационная география. ( окончательный вариант)doc.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

1. РЕКРЕАЦИОННАЯ  ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА

 

1.1.  Объект, предмет и  методы курса. Основные задачи  рекреационной географии на современном  этапе

1.2. Место рекреационной  географии в системе географических  наук

 

 

1.1.  Объект, предмет и методы курса. Основные  задачи рекреационной географии на современном этапе

Организация рекреационной деятельности носит комплексный характер, так как в любой рекреационной системе во взаимодействие вступают: группа отдыхающих, природные комплексы, техническая инфраструктура, сфера обслуживания, производственная сфера, трудовые ресурсы, системы расселения. Междисциплинарные исследования рекреационных проблем в современных условиях превращения интеграции научных знаний из тенденции в закономерность ускорили процесс выявления специфического объекта научного познания и формирования на его основе предметной сущности новой географической дисциплины — рекреационной географии.

В числе первых за разработку рекреационных проблем в географии  взялся коллектив отделов физической географии (заведующий отделом — B.C. Преображенский) и экономической географии (заведующий отделом — А.А. Минц)|Института географии Академии наук СССР. С середины 1960 годов ведущее положение по развитию теории рекреационной географии занимает МГУ им. М.В. Ломоносова.

Первым крупным шагом  на пути становления рекреационной  географии явилось выдвинутое B.C. Преображенским представление о рекреационной системе как объективном и социальном по своей функциональной сущности образовании. Соответственно, предметом изучения рекреационной географии является изучение территориальных рекреационных систем (TPC)

В рекреационной географии  рассматривается деятельность человека, которая носит социологический характер наряду с этим рекреационная география определяется как пограничная наука, «располагающаяся» на стыке географии, экономики и культурологии. В отечественной практике принято выделять три основных подхода к определению проблемного поля ее исследований:

средовой подход (изучаются  физико-географические направления)

•    деятельностный подход (изучаются характер и деятельность людей)

•     субъективный подход (изучается восприятие людей  и его особенности)

В последние годы все  чаще встречаются подходы, в которых отрицается преобладающая роль ТРС как основного объекта исследования науки. При определении объекта и предмета рекреационной географии Д.В. Николаенко, к примеру, полагает, что изначально следует исходить из следующих тезисов:

•     географическое познание не универсально — оно  тесно связано со своим социокультурным образованием. Следовательно, в рамках каждого социокультурного образования складывается свое, уникальное понимание того, что есть объект и предмет рекреационной географии

•     каждое социокультурное  образование имеет собственную  логику эволюции и рефлексии о своей эволюции. Следовательно, рекреационная география как область научного познания может иметь место далеко не во всех типах образований. Это не показатель развитости или недоразвитости того или иного социокультурного образования, но только показатель его потребности в такой области познания как рекреационная география

Эти два тезиса очень  важны для понимания относительности  объекта и предмета рекреационной  географии. Нужно избегать неоправданной  универсальности определения объекта и предмета, когда они представляются едиными и неизменными для всех времен и народов. Рекреационная география — очень частный случай рефлексии, имеющей место лишь в рамках определенного социокультурного образования, и все особенности рекреационной географии определяются именно этим. Факт наличия или отсутствия самой рекреационной географии, а также конкретные формы ее реализации как области познания определяются теми внутренними и внешними задачами, которые решаются социокультурными образованиями в процессе их эволюции.

На определенном уровне и этапе эволюции в социокультурном  образовании может возникнуть потребность в такой области познания как рекреационная география. Формулируются ее объект, определяющий основную область исследований, и вытекающий из него весьма изменчивый предмет исследования. Все это происходит не абстрактно, а в рамках эволюции того или иного социокультурного образования.

Таким образом,)объектом исследования рекреационной географии, по мнению ученого, являются объекты и субъекты рекреации в различных социо-культурных образованиях.

Под объектами рекреации понимаются материальные предметы, системы,

процессы и явления, а также идеальные стандарты, являющиеся условиями

реализации разнообразной  рекреационной деятельности человека. Это своего рода фон для непосредственной рекреационной деятельности, который активизируется в зависимости от многих факторов, но никогда не играет роли сам по себе.

Под субъектами рекреации понимаются люди, ведущие рекреационную деятельность на основании стандартов своего социокультурного образования —| системы, среды, внешней буферной зоны или региона смешанного освоения. Стандарты социокультурного характера обусловлены внутренней логикой эволюции социокультурной системы (СКС) и диктуют использование строго определенных объектов рекреации. Так происходит выбор района для освоения в рекреационных целях, определение доминирующего типа рекреации и того, что, собственно, является рекреационными ресурсами на текущем этапе. Под рекреационной деятельностью понимается разнообразная деятельность людей, ориентированная на восстановление собственных сил в соответствии со стандартами своего социокультурного образования. Сюда включаются суточный, недельный, квартальный, годовой и жизненный циклы рекреации. Не все они являются предметом исследования географической науки, но все они — проявления рекреационной деятельности.

Объект исследования рекреационной географии определяется независимо от типа социокультурного образования, но сам по себе он не определяет направлений развития рекреации в практическом плане и исследований рекреационных процессов.  Все это обретает конкретные формы только в рамках определенного социокультурного образования, т.е. в рамках одной из СКС, социокультурных сред или регионов смешанного социокультурного освоения. Помимо того, что объект реализуется в конкретных предметах исследования, он в целом может быть не актуализирован, что также зависит от типа социокультурного образования. Рекреационные процессы и их пространственные проявления серьезно зависят от особенностей социокультурного освоения территорий.

Географическая наука  занимается изучением пространства. Она не единственная наука, которая изучает пространство, но единственная, изучающая его комплексно, и единственная, для которой пространство является основным объектом исследования. Существует большое количество разных географий — промышленности, населения, сферы обслуживания и так далее. Рекреационная география — только одна из областей географического познания.

Пространство социокультурных  систем изменчиво. В рамках каждого этапа делается очередной шаг к его формированию. В соответствии с этим меняется и предмет исследования географической науки: Рекреационная география также проходит соответствующую эволюцию. Ее предмет меняется в зависимости от изменения самого объекта (т.е. рекреации) и его состояния в различных СКС.

С самого начала своего возникновения рекреационная география при небольшом и хорошо скоординированном научном сообществе специалистов имела очень четкий объект исследования_— территориальные рекреационные системы. На ТРС было сконцентрировано основное внимание специалистов. Все книги и статьи недавнего прошлого с поразительным единодушием называют ТРС предметом исследования рекреационной географии.

Важнейшей отличительной  особенностью советской рекреационной географии является то, что она имела жесткую практическую ориентацию и была, вероятно, наиболее конструктивной из всех географических дисциплин. Разработки по рекреационной географии реально использовались на практике, что было делом не вполне тривиальным.

Почти до конца 1980 годов  рекреационная география действительно могла определяться как общественно – географическая занимающаяся изучением территориальных рекреационных систем. В конце 1990 годов давать такое определение было уже немыслимо. В период «смутного времени» после исчезновения СССР ТРС серьезно деградировали и для восстановления нуждаются в колоссальных инвестициях. В современных условиях ни одно государство, образовавшееся на месте распавшегося СССР, пойти на такие инвестиции не может.

С конца 1990 годов и на перспективу предметом исследования рекреационной географии является изучение пространственных закономерностей и особенностей поведения людей в процессе рекреационной деятельности (преимущественно квартального и годового циклов) и размещения рекреационных объектов. В определении предмета исследования рекреационной географии очень важно отказаться от узкой ориентации на ТРС. Она была приемлема в советский период.

Рекреационная география  должна ориентироваться на более широкий предмет. Она изучает реальность, связанную с рекреацией в рамках различных СКС. Конструктивный аспект, практические приложения играют в ней только ограниченную роль как частное приложение общего знания. Рекреационная география — фундаментальная географическая дисциплина. Она не занимается только узким аспектом летнего отдыха у теплого моря: это одно из важных, но очень частных проявлений рекреационной деятельности и ее исследования в географической науке. Очень велик познавательный аспект рекреационной географии. Такую точку зрения на объект, предмет и содержание рекреационной географии пропагандируют Д.В. и ТВ. Николаенко.

Отметим, что, совместно  с другими науками, рекреационная  география разрабатывает предложения по оптимальному функционированию систем, проектированию систем с заданными свойствами; определяет рекреационные потребности; прогнозирует последствия создания и функционирования систем; разрабатывает территориально-дифференцированные нормы, а также систему методов изучения и проектирования ТРС, снабжает общественную практику информацией о региональных особенностях ТРС.

Следовательно, рекреационная география принадлежит  к семейству общественных специальных географических наук, в которых целевая функция объекта и предмета изучения может быть определена как социальная. Рекреационная география широко использует такие общепризнанные научные методы системы географических наук как исторический, сравнительный, картографический, аналитико-статистический, экспедиционных исследований, математического моделирования. Социальный характер предмета исследования обусловливает применение в рекреационной географии способов и приемов, сложившихся в других общественных и медико-биологических науках (балансовый, социологических исследований и другие); Главной задачей рекреационной географии считается выявление объективных закономерностей формирования и развития ТРС и механизма их действия в конкретных социально-экономических и природных условиях определенных стран и районов. Среди других задач рекреационной географии особую важность имеет изучение отдельных ТРС различных видов и районов с целью обоснования их специализации и уровня концентрации, установления оптимальных взаимосвязей и взаимозависимостей между их подсистемами в интересах надежного удовлетворения требований рекреантов и создания комфортных условий для рекреационной деятельности. Кроме того, немаловажная задача рекреационной географии состоит в том, чтобы дать представление о видах и формах рекреационной деятельности, о конкретных рекреационных системах и туристских центрах России и зарубежных государств.

Задачи развития теории науки можно свести к двум направлениям:

1)   выявление закономерностей  территориальной организации рекреационного  обслуживания и составляющих  ее таксономических уровней территориально-системных образований;

2)   дальнейшая разработка  рекреационной районологии: исследование  условий и факторов, закономерностей  и признаков районообразования,  обоснование таксономической структуры  рекреационных образований, составление плана характеристики рекреационных районов, установление существенных признаков их типологии.

 

1.2. Место рекреационной  географии в системе географических  наук

(по Д.В. Николаенко)

При анализе места  рекреационной географии в системе  географических наук нужно учитывать, что сама эта система не носит универсального характера. В зависимости от того, в какой СКС развивается географическая наука и о какой СКС идет речь, структура географической науки может существенно различаться. Например, в китайской географической науке количество составляющих ее дисциплин и их характер драматически отличаются от того, что имеет место в западной или российской географической науке. В данной работе для нас важна прежде всего российская СКС, поэтому мы и определяем место рекреационной географии в системе именно всероссийских географических наук. Однако важно понимать, что рассматриваемая структура географической науки не носит универсального характера.

Не стоит стремиться к предельно точному определению  места рекреационной географии в системе географических наук российской СКС, ведь многое меняется на наших глазах. Долгое время создаваемая в СССР система наук драматически преобразилась, после того как российская СКС перешла на новый этап своей эволюции. Отдельные направления даже прекратили свое существование (в основном области, связанные с идеологией коммунистической программы), и их место заняли новые дисциплины.

Новая социокультурная  программа российской СКС поставила  вопрос о необходимости интенсивного развития новых дисциплин и радикального преобразования существующих. Примером дисциплины с радикально меняющимся предметом исследования может служить рекреационная география. В рамках коммунистической программы она была связана в основном с исследованием ТРС и конструктивным направлением. В рамках новой программы актуальность такого рода исследований резко снизилась, и произошла существенная замена содержания рекреационной географии.

Итак, для понимания  места рекреационной географии  в системе географических наук важно учитывать, что эта система носит динамичный характер и по мере изменений потребностей СКС в ней могут происходить существенные перемены самого различного характера.

Информация о работе РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА