РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Организация рекреационной деятельности носит комплексный характер, так как в любой рекреационной системе во взаимодействие вступают: группа отдыхающих, природные комплексы, техническая инфраструктура, сфера обслуживания, производственная сфера, трудовые ресурсы, системы расселения. Междисциплинарные исследования рекреационных проблем в современных условиях превращения интеграции научных знаний из тенденции в закономерность ускорили процесс выявления специфического объекта научного познания и формирования на его основе предметной сущности новой географической дисциплины — рекреационной географии.

Содержание работы

1.1. Объект, предмет и методы курса. Основные задачи рекреационной географии на современном этапе
1.2. Место рекреационной географии в системе географических наук

Файлы: 1 файл

рекреационная география. ( окончательный вариант)doc.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

Отдых — это не столько  перемещение в приятное, но удаленное  место, сколько поиск разнообразия. Стремление к разнообразию — самая  общая и значимая характеристика рекреации. Раз в год необходимо достигать максимального разнообразия; раз в квартал — меньшего, но также определенно выраженного разнообразия. Разнообразие может быть достигнуто и без переезда с основного места проживания. С пространственной точки зрения, это пассивная форма рекреации, но тем не менее она выполняет свои функции и ничем принципиально не отличается от пространственно активной. Для ежегодного отдыха совершенно не обязательно куда-то ехать — нужно лишь категорически изменить образ жизни.

Ключевые понятия  и термины: рекреация, физическая рекреация, отдых, типы рекреации, рекреационная география, рекреалогия, фазы рекреации, рекреационные предприятия, рекреационное хозяйство, рекреационное зонирование.

Контрольные вопросы

Дайте современную трактовку  понятия «рекреация».

Назовите основных отечественных  специалистов, занимающихся исследованиями в области рекреационной географии  и географии туризма.

Рекреация и туризм: общее  и особенное. Определите сферы пересечения  рекреации и туризма.

Каковы важнейшие особенности  рекреации и отдыха? Являются ли понятия «рекреация» и «отдых» синонимами?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  И ТЕРМИНЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ РЕКРЕАЦИЮ

 

3.1. Хозяйственный потенциал  рекреации. Рекреационное освоение и рекреационная освоенность.

3.2. Время свободное  и рекреационное: понятие, соотношение,  структура и функции

3.3. Рекреационные время  и пространство и их соотношение

3.4. Рекреационная деятельность  и рекреационный потенциал

3.5 Оценки перспектив развития туристско-рекреационной сферы региона

(по Ю.П. Ковалеву)

 

 

3.1. Хозяйственный потенциал  рекреации. Рекреационное освоение  и рекреационная освоенность.

Под хозяйственным потенциалом рекреации понимаются основные фонды, с помощью которых осуществляются прямое производство, продажа и предоставление товаров и услуг рекреантам, а также те дополнительные средства труда, которые прямо не участвуют в процессе, но служат улучшению условий рекреации. Хозяйственный потенциал рекреации создается в процессе освоения территорий для рекреационных целей. Сложность этого процесса вызвала необходимость определения таких понятий, как рекреационное освоение и рекреационная освоенность.

Рекреационное освоение — многосторонний процесс приспособления территории для определенных видов рекреационных занятий и их комбинаций (Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебов, 1981).

Рекреационная освоенность — это  уровень хозяйственного потенциала рекреации в процессе территориального разделения труда (Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебов, 1981). При этом порог освоения конкретной территории зависит от норм физио-психосоциальной комфортности видов рекреационных ресурсов и рекреационных нагрузок.

В связи с этим в последние  годы резко возросла популярность агрорекре-ационных видов деятельности, в которых рекреация сочетается с производством дополнительных сельхозпродуктов. Это отдых на садовых участках, дачах и в сельских домах (В.Б. Нефедова, 2001).

Несколько иная точка зрения на дефиницию  понятия «рекреационная освоенность» у Т.В. Николаенко. Она считает, что рекреационная освоенность есть уровень преобразования изначального пространства в процессе рекреационной деятельности.

Суть понятия состоит именно в преобразованиях, которые могут  носить как природный, так и социокультурный  характер. Рекреационная освоенность выражается не только в изменении природных компонент. Основной смысл рекреационного освоения заключается, по ее мнению, именно в социокультурном преобразовании территорий.

 

 

3.2. Время свободное  и рекреационное: понятие, соотношение, структура и функции

Несколько специфично определение, данное рекреации специалистами Центра исследований политики национального туризма США. Под рекреацией понимается деятельность людей, занимающихся созиданием и персональным использованием свободного времени. В связи с этим необходимо ввести в научный оборот еще одно важное понятие — «свободное время».

Развитие рекреационной сферы  теснейшим образом связано с  проблемой свободного времени. Свободное  время — динамичная категория, носящая  черты определенной эпохи, класса, социальной группы, изменчивая по объему и содержанию. Оно является неотъемлемой частью внерабочего времени. Для него характерна разносторонность деятельности человека, от которого в значительной степени зависит, как он использует эти возможности: творчески или просто «убивает» время.

Один из основных элементов активного  использования свободного времени, по сравнению с рабочим и производственным временем, является время отдыха — недельные праздники, зимний и летний отдых и т.д. Понятие свободного времени ассоциируется с удовлетворением культурных потребностей, отдыхом и развлечениями. Время, которым располагает человек в течение своей жизни, можно классифицировать, согласно Р. Ланкуаре, следующим образом:

1.   Время социальное и время  личное: социальное время — время, посвящаемое активной работе, общественной и семейной жизни; личное время — это время, посвящаемое заботе о физическом здоровье и культурном развитии.

2.    Время активной деятельности  и время отдыха: первое время  — это время, посвящаемое трудовой, общественной и домашней деятельности, а второе — это время, посвящаемое отдыху.

3.   Время производственной  деятельности и время, не связанное  с получением прибыли.

4.   Время структурированное  и время неструктурированное:  время первое — это время по календарю и четко организованному расписанию, второе — это время не спланированное.

Одно из важнейших свойств времени  — его иерархичность. Иерархию времени можно отобразить следующим образом: социальное время = рабочее время + внерабочее время, которое включает свободное время. Рекреационное время, несомненно, является частью свободного времени. Суточное социальное время отвечает правилу трех восьмерок (из 24 часов в сутки: 8 часов тратится на сон, 8 часов — рабочее время и 8 часов — внерабочее время).

Свободное время (по Т.В. Николаенко) — часть внерабочего времени, не связанная с удовлетворением естественных потребностей и вынужденной для исполнения деятельностью нетрудового характера (например, перемещения в пространстве).

Еще одно определение понятию «свободное время» принадлежит ученым РМАТ (Российской международной академии туризма). По их мнению, под свободным временем следует понимать время, свободное от труда и непреложных занятий, которым субъект располагает самостоятельно (И.В. Зорин, В.А. Квартальное, 2004).

В советской литературе основным понятием считалось именно «свободное время». Важно, что речь никогда не шла  об усталости и/ или потребности  в восстановлении сил, т. е. собственно рекреации. Речь шла именно о свободном времени. Очень строгим было отделение свободного времени от времени внерабочего. Во внерабочее время обычно включались такие занятия, как поездки по населенному пункту, удовлетворение естественных потребностей, домашний труд, собственно свободное время, которое обычно используется для «физического и интеллектуального развития и отдыха» (Т.В. Николаенко, 1998).

Внерабочее время  состоит из времени для естественных потребностей (сон, питание, личная гигиена); для домашнего труда и бытовых потребностей; для физического, интеллектуального развития и отдыха. Свободное время состоит из двух частей: досуг или время для отдыха и время для более возвышенной деятельности. Результаты исследований показывают, что самое важное место в свободное время занимают культурные занятия: просмотр телепередач, прослушивание радиопередач, чтение художественной литературы, прессы. Эти занятия имеют статичный характер, связаны с пассивным отдыхом дома и с потреблением готовых продуктов средств массовой информации. Поэтому большое значение имеет увеличение рекреационно-познавательной активности через движение (В.Б. Нефедова, 2001).

В качестве общей особенности можно  отметить имевшее в литературе место определенное смешение категорий свободного времени и наличия свободного времени как фактора массовости рекреации. Свободное время рассматривалось как основной фактор массовости рекреации.

Акцент делался на свободном времени как основном условии рекреационной деятельности. Несомненно, что отсутствие свободного времени и невозможность отлучиться от основного места работы и жительства гарантируют самые незначительные перемещения с рекреационными целями. Но из факта наличия свободного времени отнюдь не следует, что люди должны совершать дальние поездки и активно заниматься рекреационной деятельностью.

О значимости свободного времени как  фактора формирования рекреационных потоков и их направленности можно судить по той детали, что после 1991 года у значительной части населения появилась масса свободного времени, но рекреационные потоки драматически сократились вследствие тяжелого кризиса. Постепенно ситуация выравнивается, однако прежние потоки не восстанавливаются ни в количественном отношении, ни в плане их направленности.

В целом количество свободного времени  само по себе никакого реального влияния на развитие рекреационной деятельности не оказывает. В зависимости от типа культуры и уровня развитости общества понятия свободного времени и рекреации существенно различаются. Оба эти понятия в высшей степени относительны, и нет никаких оснований или данных для приведения их к общему знаменателю (Т.В. Николаенко, 1998).

Вместе с тем не следует путать понятие «свободное время» с понятием «рекреационное время», под которым понимается время реализации рекреационной функции (расширенное воспроизводство живых сил человека) деятельности человека (И.В. Зорин, В.А. Квартальное, 2004).

Рекреационное время (как и свободное) имеет определенную структуру. Рассмотрим типичный пример — структуру рекреационного времени в течение жизни человека (табл. 1).

 

Таблица 1.

Структура рекреационного времени в течение жизни человека

Виды рекреационного времени

Продолжительность

 

тыс. часов

доля, %

Инклюзивное (в течение рабочего дня)

20,0

4,0

Ежедневное (после работы)

204,4

40,0

Уик-энд (в конце рабочей недели)

178,1

34,8

Отпускное

40,3

8,0

Пенсионное

70,1

13,2

ИТОГО

512,9

100,0


 

Выделенные  массивы рекреационного времени  по-разному выполняют функции простого и расширенного воспроизводства сил индивида. Так, инклюзивное время — это время простого компенсаторного восстановления сил, ежедневное время — время компенсаторно-расширенного восстановления, уик-энд выполняет функции расширенно-компенсаторного восстановления, отпускное — функции расширенного восстановления. При этом структура общественно организованной рекреации не соответствует структуре рекреационного времени. Согласно структуре рекреационного времени выделяются и соответствующие типы рекреации:

•     Инклюзивная — рекреационная  деятельность, встроенная в бытовую  и трудовую деятельность

•     Ежедневная — постоянная рекреационная деятельность: краткосрочные  прогулки, утренняя зарядка, спортивная игра, купание, чтение

•     Еженедельная — рекреационная  деятельность, отнесенная на конец  рабочей недели (уик-энд): поездки  за город, на дачу и т.д.

•     Отпускная — рекреационная  деятельность, отнесенная на конец  рабочего года

•     Компенсаторная —  рекреационная деятельность, компенсирующая затраты живых сил человека до нормального уровня

•     Расширенная — рекреационная  деятельность, позволяющая компенсировать затраты живых сил человека с определенным запасом

 

3.3. Рекреационные время  и пространство и их соотношение

Традиционно в качестве важнейших  форм социального времени выделяют рабочее, нерабочее (син. — внерабочее) время, а в рамках последнего — свободное время. Рабочее время рассматривается как время производства материальных и духовных благ в процессе общественно необходимого труда. Нерабочее время характеризуют чаще всего как время, включающее: затраты, связанные с работой на производстве (передвижение к месту работы и обратно, затраты времени на предприятиях, не входящие в состав оплачиваемого рабочего времени и т.д.), на домашний труд, самообслуживание, удовлетворение физиологических потребностей. Особую роль в его рамках занимает свободное время, представляющее собой часть «нерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающееся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат».

Рекреационное время — часть  социального времени личности, группы, общества, используемая для сохранения, восстановления и развития физического, духовного здоровья и интеллектуального совершенствования.

Сегодня рекреационное время для  большинства групп людей не выходит  за пределы свободного времени: более  того, только часть свободного времени, расходуемая на восстановление и развитие здоровья населения и его интеллектуальное совершенствование, может быть определена как рекреационное. На повестку дня встала новая задача — превращение свободного и нерабочего времени (т.е. 75% общего недельного бюджета времени) в рекреационное время.

Информация о работе РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА