РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Организация рекреационной деятельности носит комплексный характер, так как в любой рекреационной системе во взаимодействие вступают: группа отдыхающих, природные комплексы, техническая инфраструктура, сфера обслуживания, производственная сфера, трудовые ресурсы, системы расселения. Междисциплинарные исследования рекреационных проблем в современных условиях превращения интеграции научных знаний из тенденции в закономерность ускорили процесс выявления специфического объекта научного познания и формирования на его основе предметной сущности новой географической дисциплины — рекреационной географии.

Содержание работы

1.1. Объект, предмет и методы курса. Основные задачи рекреационной географии на современном этапе
1.2. Место рекреационной географии в системе географических наук

Файлы: 1 файл

рекреационная география. ( окончательный вариант)doc.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

Анализ научной и  специальной литературы 1970-1980-х годов показывает, что в большинстве публикаций по рекреационной географии рассматриваются только вопросы, связанные с туризмом, а не с отдыхом вообще. Таким образом, в литературе прочно сложилось представление, что рекреация и туризм — понятия близкие, в большинстве публикаций тождественные, но если быть точным — рекреация включает в себя туризм, экскурсии и отдых без перемещения из обычной среды существования. Таким образом, туризм — важнейшая составная часть рекреации. Все термины, включающие слово «рекреационный», ориентированы преимущественно на вопросы, связанные с туризмом или отдыхом вообще. Одно из самых хорошо разработанных понятий, вошедших в 80-е годы даже в школьную программу — «рекреационные ресурсы».

Иное понимание слова  «рекреация» сложилось за рубежом, и оно стало активно внедряться в русский язык. В английской туристской литературе под рекреацией понимается совокупность явлений и процессов, связанных с восстановлением сил в процессе отдыха и лечения. Поэтому англоязычное «Recreation and Tourism» надо воспринимать скорее как «Отдых и Туризм». Однако в современной туристской литературе постоянно встречается выражение «Рекреация и туризм», что для русского языка нонсенс, так как туризм — составная часть рекреации. Более того, стали выделять «рекреационный туризм», что в традиционном понимании этих терминов есть тавтология.

Началось вытеснение термина «рекреационные ресурсы», который очень хорошо разработан и смысл его ясен. Вместо «рекреационных ресурсов» используют термин «туристские ресурсы», сущность и теория которого еще не разработаны, а само определение очень расплывчато. Нередко эти понятия рассматривают как синонимы, но тогда не понятно, зачем вводить новый термин взамен устоявшегося и теоретически обоснованного. Встречается утверждение, что рекреационные ресурсы — часть туристских, что опять же является терминологической путаницей, так как туризм часть рекреации, а не наоборот.

Таким образом, заимствование  иностранной терминологии без учета  сложившегося понятийного аппарата в рамках отечественной неуки и практики приводит, во-первых, к филологическим парадоксам, во-вторых, запутывает изложение материала из-за смысловых противоречий. Игнорирование существования рекреационной географии приносит туризму только вред.

Некоторые заимствования  из английского языка просто лишние. Одно из модных ныне слов «дестинация» переводится просто как «направление» и другой смысловой нагрузки не несет. Попытки толковать дестинацию как направление, привлекающее туристов рекреационными ресурсами и обеспеченное условиями для размещения, транспортировки, питания и развлечения туристов, не убедительны. Это любое туристское направление: Франция с 70 млн. туристов в год и микрогосударства Океании, Париж и деревня в Сибири, Адриатика и Северный полюс.

Наряду с появлением терминов, противоречащих устоявшемуся понятийному аппарату, появляются публикации, искажающие теорию рекреационной географии. Например, И.В. Зорин и В.А. Квартальное рекреационным потенциалом называют «отношение между фактической и предельно возможной численностью туристов, определяемой исходя из наличия рекреационных ресурсов». Потенциал не может быть «отношением», хотя его изучение позволяет оценить предельно возможную численность туристов. Рекреационный потенциал территории — «это совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации рекреационной деятельности» (Мироненко, Твердохлебов, 1981); главной составной частью рекреационного потенциала являются рекреационные ресурсы.

Из определения рекреационных  ресурсов по И.В. Зорину и В.А. Квартальнову, во-первых, не ясно, почему они часть  ресурсов туристских, что в них  не входит, во-вторых, где в этом определении их важнейшая часть — культурно-исторические рекреационные ресурсы. По-видимому, авторы под рекреационными ресурсами понимают только природную составляющую. В этой же работе, поясняя понятие «емкость рекреационных ресурсов» (по сути природных!), рассматривается «нагрузка антропогенная». Нагрузка антропогенная не имеет норм, определяемых «в целях недопущения нарушения экологического состояния природной среды», т.к. это реальная нагрузка, которая может быть ниже, равна или быть больше предельно допустимой, и называется она в туризме рекреационной нагрузкой (антропогенная нагрузка — нарушения природы при любой деятельности человека, не только рекреационной). Предельно допустимые рекреационные нагрузки различны для каждого ландшафта, а имеющиеся нормативы касаются единичных случаев, например пляжей, природоохранных зон.

Имеется множество определений  термина «рекреационные ресурсы», одни более удачны, другие менее. У В.И. Преловского используется вполне приемлемое определение природных рекреационных ресурсов, «под которыми следует понимать

природные явления, процессы или отдельные элементы ландшафта (более емко и лучше — «элементы  и явления географической среды»), которые могут быть использованы для организации рекреационной деятельности». Однако в последних научных и учебных публикациях приводится неудачное, на наш взгляд, определение, а пояснения искажают суть термина с попутными обвинениями всех и вся в непонимании его. По В.И. Преловскому, природные рекреационные ресурсы — это «природные тела, явления, процессы или отдельные элементы рельефа, которые могут быть использованы для целей рекреации и туризма», это «компоненты природной среды». Природные рекреационные ресурсы, как и любые ресурсы, не компонент природной среды, а совокупность элементов всей географической среды, т.е. рекреационные ресурсы пляжа — это определенное сочетание характеристик рельефа, климата и моря, а также растительности и животного мира. Неудачно, на наш взгляд, употребление для определения рекреационных ресурсов слов «природные тела», несущих физическую и философскую нагрузку. Скорее следует говорить о природных объектах или элементах географической среды. Растения, животные, пляжи, водопады и прочее требуют другого определения. Странно выглядит добавление к абстрактным понятиям конкретного — «отдельные элементы рельефа».

Самое главное: рекреационный  ресурс, как и любой другой, требует  изучения, но ресурсом он будет независимо от того, исследован или нет. Если водопад  известен и манит туристов — это ресурс, независимо от того, измерена ли его высота и рассчитано ли, сколько человек его может посетить. Если пляж привлекает людей для отдыха и купания — значит, это ресурс независимо от того, знаем ли мы его площадь, длительность пляжно-купального сезона и рекреационную емкость. Природные условия и природные ресурсы — одно из базовых понятий географии, тесно связанное с естественно-философской категорией «географическая среда». Природные условия — это те элементы географической среды, которые человек непосредственно не использует в производственной деятельности, но без которых его существование невозможно: это воздух, которым мы дышим, это климат, в котором мы живем (не важно, теплый климат или холодный, вызывающий огромные затраты на теплое строительство и на топливо). Природные ресурсы — «то те элементы географической среды, которые человек непосредственно использует в своей производственной деятельности (минеральные, энергетические, водные и пр.). Климат становится не условием, а ресурсом, когда он начинает использоваться в хозяйственной деятельности. Применительно к сельскому хозяйству он представляет собой агроклиматические ресурсы, т.к. для земледелия важно количество тепла и осадков данного климата. Для городского познавательного, для фестивального, даже для охотничьего туризма — климат является природным условием, но для купально-пляжного или горнолыжного туризма — это ресурс. По мере развития производительных сил новые элементы географической среды становятся ресурсом.

 

 

2.3. Социально-экономическая сущность и основные

функции рекреации

 

Рекреация относится сейчас к такому избирательному виду деятельности, который становится необходимым условием нормальной человеческой жизни, средством компенсации напряжения, средством восстановления работоспособности и условием продолжения самого производства.

Основная ее задача — восстановление и развитие физических и психических сил каждого члена общества, всестороннее развитие его духовного мира. При этом высшей потребностью, которая должна удовлетворяться в первую очередь, является развитие духовного мира человека, его творческих способностей*

Хотя в науке до сих пор  не существует общепринятой классификации  общественных функций рекреации, их можно было бы разделить на 3 основные группы.

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ - состоит в санаторно-курортном лечении и оздоровлении. Оздоровление через туризм — один из путей решения проблемы снятия производственного и внепроизводственного психического утомления человека.

Санаторно-курортное лечение  необходимо для восстановления здоровья людей, перенесших заболевания и нуждающихся  в продолжении лечебного процесса.

Необходимость оздоровления определяется тем, что в процессе трудовой бытовой  деятельности в организме практически  здорового человека возникает состояние утомления – временное снижение работоспособности. Для предупреждения роста  физиологических изменений и возможности накопления утомления, труд должен сменяться отдыхом.

Одним из важнейших свойств рекреации, способствующих быстрейшему снятию усталости, является ее активность, при активной деятельности  восстановительные процессы протекают быстрее, чем при пассивном отдыхе.

Формы активной рекреации может  быть переключения с одного вида деятельности на другой. Таким образом, отличительный  признак активности деятельности - ее разнообразие. Однако при всей важности интеллектуальных занятий особое значение в качестве формы активной рекреации приобретает мышечная деятельность, так как с ростом технического прогресса уменьшается мышечная нагрузка.

В зависимости от возраста организм нуждается в различных условиях рекреации, например условия рекреационной деятельности детей должны отличаться разнообразием впечатлением нагрузок в соответствии с возрастными особенностями. В среднем и преклонном возрасте нагрузки должны  носить равномерный характер и протекать в более спокойной эмоциональной обстановке. Таким образом,   в каждому возрастному периоду должны соответствовать специфические циклы занятий.

Таким образом предпосылками организации  рекреации является: 1. Широкое развитие активных видов рекреации связанные прежде всего с мышечной деятельностью. 2. Разнообразие деятельности как необходимое условие эффективности мероприятий по восстановлению здоровья. 3. Учет особенностей всех возрастных контингентов и социально профессиональных групп, что обеспечить отдыхающим относительно высокую свободу выбора в соответствии с их  психо - физиологическими возможностями, склонностью и интересами.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ФУНКЦИЯ —  это ведущая функция рекреации. Культурные, или духовные, потребности — это потребности познания в самом широком смысле, познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования. Туризм открывает большие возможности для общения человека с природными, культурно-историческими и социальными ценностями не только своей страны, но и всего мира.

Социально-культурные функции  определяются потребности общества в формировании всестороннее и гармонически  развитой личности. Однако далеко не всякая деятельность, осуществляемая в свободное время, ведет человека как  личности. Заинтересованности общества в высоком уровне интеллекта своих граждан, в его гармоничном развитии находит отражением в его практической деятельности, например закреплением в конституции в праве на отдых. 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ  — простое и расширенное воспроизводство  рабочей силы. Рекреация сберегает  общественно необходимое время. Благодаря рекреации повышается способность трудящихся к труду, увеличивается продолжительность периода сохранения полноценной работоспособности, что ведет к увеличению фонда рабочего времени вследствие сокращения заболеваемости, повышения жизненного тонуса.

Рекреация выполняет  также и другие экономические функции: ускоренное развитие хозяйственной структуры определенной части территории страны; расширение сферы приложения труда, т.е. увеличение занятости населения за счет рекреационного обслуживания и в отраслях, связанных с рекреацией косвенно; существенное влияние на структуру баланса денежных доходов и расходов населения по территории страны в пользу рекреационных районов; повышение эффективности иностранного туризма как источника поступления иностранной валюты.

Экономические функции  рекреации связанны с ролью человека как основной производительной силы общества, со спецификой экономических форм удовлетворение рекреационных потребностей и с решением путем организации рекреационной деятельностью некоторых хозяйственных проблем: повышение уровня занятости население, развитие сферы обслуживания и благоустройства быта местного населения, выравнивания уровня экономического уровня района. Перечисленные экономические функции связаны с медико-биологическими и социально- культурными функциями. Наиболее существенными экономическими функции являются:

1. Расширенное воспроизводство  рабочей силы. Основой существования и совершенствования общества является производственная деятельность. Производительность труда характеризует уровень развития производительных  сил. Высокая производительность ведет к сокращению продолжительности рабочего дня и к расширению границ внерабочего времени  и к удлинению периода рекреационной деятельности. Экономической функцией внерабочего времени является не только обеспечения простой воспроизводства рабочей силы, но и, прежде всего, расширенного воспроизводства.

2. Формирования хозяйственных  систем, обеспечивающих удовлетворения  рекреационных потребностей.  По  мере развития производительных  сил повышается роль рекреационной  деятельности. Потребности, возникающие  в связи с этим, предполагают  создания общественно – организованных форм их удовлетворения путем развития системы отраслей хозяйства, обеспечивающих удовлетворение рекреационных потребностей с помощью продуктов и услуг, производимых в процессе экономической деятельности.

Информация о работе РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА