Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 21:26, курсовая работа
Организация рекреационной деятельности носит комплексный характер, так как в любой рекреационной системе во взаимодействие вступают: группа отдыхающих, природные комплексы, техническая инфраструктура, сфера обслуживания, производственная сфера, трудовые ресурсы, системы расселения. Междисциплинарные исследования рекреационных проблем в современных условиях превращения интеграции научных знаний из тенденции в закономерность ускорили процесс выявления специфического объекта научного познания и формирования на его основе предметной сущности новой географической дисциплины — рекреационной географии.
1.1. Объект, предмет и методы курса. Основные задачи рекреационной географии на современном этапе
1.2. Место рекреационной географии в системе географических наук
Рекреационная география — часть блока гуманитарных географических дисциплин. Она тесно связана с остальными гуманитарными географическими дисциплинами, а также с естественно-географическими и теоретико-методологическими географическими дисциплинами. В зависимости от исследовательских и практических задач, стоящих перед рекреационной географией, формируется такой альянс географических дисциплин и подходов, который в наибольшей мере способствует их корректной постановке и решению.
Географическая наука имеет весьма сложную структуру и насчитывает до 20 дисциплин, находящихся на различных стадиях развитости. Кроме того, существенно различается и сообщество географов, представляющих разные дисциплины. Некоторые из дисциплин весьма малочисленны по составу, но тем не менее существуют. Самое общее и распространенное разделение географической науки состоит в выделении блоков естественных и общественных географических дисциплин. Объединяет их то, что оба ориентированы на исследование пространственных процессов и систем. У них немало общего и в связи с исследованием географической оболочки Земли в целом.
Нам представляется наиболее корректным выделение трех блоков географических дисциплин, которые формируют систему географических наук:
1) общественные (гуманитарные) географические дисциплины (экономическая география, социальная география, география населения и миграций, география сферы обслуживания, география культуры, рекреационная география и прочие дисциплины);
2) естественные географические дисциплины (физическая география, география почв, географическая климатология, геоморфология, биогеография и другие дисциплины);
3) теоретические и методологические географические дисциплины (теоретическая география; метагеография, включающая историю и методологию географической науки; картография).
Важно понимать, что географические дисциплины различных блоков — общественного, естественного, теоретико-методологического — развиваются в основном за счет решения частных проблем. Однако существует и блок общегеографических проблем. Их решение — дело комплексное, поэтому в случае необходимости формируются коллективы географов, представляющих самые различные дисциплины. В частности, такого рода комплексные проблемы в новых условиях связаны с географическим исследованием типов социокультурного освоения территорий. При исследовании подобных проблем появляется возможность проявить достоинства своих дисциплин практически всем географам, в том числе немалое количество приложений приходится и на долю рекреационной географии.
Рекреационная география имеет реальный смысл только в сочетании с многими другими научными и прикладными дисциплинами, изучающими различные аспекты рекреации. Таких дисциплин немало, хотя порой они носят характер не столько сформировавшегося научного направления, сколько проблемной области. Среди них можно выделить комплекс дисциплин и проблемных областей, занимающихся изучением городов. Изучение рекреации городского населения — обширная тема. Примером другой дисциплины, связанной с изучением и практической организацией рекреационной деятельности, является районная планировка.
В целом феномен рекреации представляет интерес для различных дисциплин. Рекреационная география имеет очень тесные связи и с негеографическими науками — социологией, экологией, природопользованием, политологией, туристикой, экономикой, психологией, медициной и др. Географическое исследование рекреации — лишь один из существующих подходов, из чего следует ряд выводов:
• в географическом исследовании рекреации не следует придерживаться только узкой практической ориентации. Такую ориентацию имеют направления типа градостроительства и районной планировки, находящиеся на самом пике практики, так что с ними сложно конкурировать в этом отношении. Географы, как правило, не в состоянии создавать прикладные работы лучше градостроителей. Важно и то, что географы не вполне связаны с теми структурами, которые принимают практические решения. В этом нет ни плохого, ни хорошего — это отражение естественного разделения труда
• нужно принимать во внимание работы, посвященные исследованию рекреации,
из других областей познания. При чтении конкретной работы, в особенности по частным вопросам рекреационной тематики, часто нет никакой возможности определить, какой области научного познания или практических приложений принадлежит данная работа
• нужно ориентироваться на изучение именно географической специфики рекреационной деятельности, т.е. ее пространственных аспектов и размещения рекреационных объектов. Это касается квартального и годичного циклов рекреации. Описанием пространственных аспектов проявлений рекреационной деятельности профессионально не занимается никто, кроме географов. В этом специфика и непреходящая значимость географической науки.
2. ПОНЯТИЕ О РЕКРЕАЦИИ. РЕКРЕАЦИЯ И ОТДЫХ
2.1. Рекреация
как социокультурный феномен со
2.2 Проблемы терминологии в рекреационной географии и туризме
2.3. Социально-экономическая сущность и основные
функции рекреации
2.4. Отдых и рекреация: общее и особенное
2.5 Виды и
эволюция рекреационной
2.1. Рекреация как социокультурный феномен современности
Из Российского
Рекреация (в переводе с польского языка rekreacja — отдых, с латыни recreation — восстановление) — это: 1) праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее); 2) помещение для отдыха в учебных заведениях; 3) отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда
Исследованием данного явления занимаются специалисты различных отраслей знания — географы, биологи, психологи, экологи, медики, социологи, экономисты. В связи с этим следует отметить большую трудность в определении круга понятий, относящихся к рекреационной деятельности. Рекреация как таковая является одним из основных объектов исследования таких наук, как рекреационная география, рекреалогия, рекреационное природопользование и других.
Рекреационная география — 1) наука, изучающая географические закономерности функционирования и развития территориальных систем организации деятельности людей вне рабочего времени; 2) географическая дисциплина, изучающая и моделирующая собственный объект исследования — территориальные рекреационные системы.
Рекреалогия — 1) междисциплинарная наука о рекреационных системах основанная на парадигмах экологии человека; 2) наука о процессах и методах восстановления живых сил человека.
Своими исследованиями в этих областях научного знания особенно известны ученые РМАТ (Российской международной академии туризма), Сочинского университета курортного дела и туризма, Балтийского международного института туризма, Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов, Смоленского гуманитарного университета, Института географии РАН и других. Отметим деятельность наиболее выдающихся специалистов: И.В. Зорина, В.А. Квартальнова, B.C. Преображенского, Т.В. и Д.В. Николаенко, Ю.А. Веденина, Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебова, В.Б. Нефедовой, Г.П. Долженко, В.М. Кривошеева, В.В. Храбовченко, Ю.Д. Дмитревского, А.В. Даринского, А.А. Романова, А.Ю. Александровой, Н.С. Фальковича, Е.В. Колотовой, Ю.С. Путрика, Т.А. Ирисовой, П.В. Болыпаника, A.M. Сазыкина, Е.А. Окладниковой, А.В. Дроздова, И.И. Пирожника и многих других.
В отечественной и зарубежной литературе до сих пор нет единого мнения по поводу определения понятия «рекреация». В рамках данного параграфа мы попытаемся провести обзор основных понятий, связанных с рекреационной деятельностью, и выяснить, что же такое рекреация. Для этого нам необходимо проанализировать и сопоставить основные точки зрения и взгляды специалистов на рекреацию как уникальный социокультурный и экономический феномен.
Определение основных понятий, связанных с явлением рекреации, оказывается в высшей степени сложным. Это объясняется рядом причин. Во-первых, тем, что не существует единого международного терминологического стандарта по данной тематике. В разных странах господствует существенно различное официальное понимание (и соответственно толкование) понятий и терминов, связанных с рекреацией и сферой досуга. Во-вторых, в нашей стране не существует единой законодательной базы, в которой был бы точно определен круг основных понятий, связанных с рекреацией и индустрией досуга. В данных условиях наблюдается полный плюрализм мнений. Всегда найдется такой специалист, который докажет некорректность приведенного строгого определения и скажет, что «все не так, а наоборот». В-третьих, в силу различных причин такие понятия, как рекреация, туризм, отдых, экскурсия, свободное и рекреационное время, досуг и другие, в реальных условиях зачастую не так-то просто различимы. Поэтому не станем ориентироваться на предельно точные и сложные определения (да в этом и нет необходимости) — опишем лишь основные понятия, наиболее часто встречающиеся в современной литературе, их содержание и соотношение лишь в самом общем виде, не вдаваясь в подробности и детали.
Начнем мы свое исследование с понятия «рекреация». В научной литературе термин рекреация появился в США в конце 90-х годов XIX века. Он появился только с введением нормированного рабочего дня, второго выходного дня, летних отпусков. Рекреация это одновременно восстановление, оздоровление и пространство, где осуществляются эти виды деятельности. Как уже было сказано выше, рекреация в переводе с латыни означает восстановление, отдых. Именно эта точка зрения бытовала в отечественной (в основном советской) литературе. В современной литературе, изданной в последние годы, наблюдается переход к новому видению рекреации.
В частности, В.А. Квартальное в одной из своих последних работ (Энциклопедия туризма, 2000) приводит следующие определения данного понятия.
Рекреация — это:
♦ расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека
♦ любая игра, развлечение и т.п., используемые для восстановления физических и умственных сил
♦ наиболее быстро
развивающийся сегмент
♦ перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды
♦ цивилизованный отдых, обеспечиваемый различными видами профилактики заболеваний в стационарных условиях, экскурсионно-туристскими мероприятиями, а также в процессе занятий физическими упражнениями
I Рекреация и туризм пересекаются: к рекреации относятся все виды деятельности, не связанные с переменой места жительства; туризм же — это учеба, деловой туризм, лечебная рекреация, шоп-туры, политический туризм Следовательно, зоной их пересечения являются все виды туризма, которые направлены на восстановление, оздоровление, релаксацию, дачный отдых, паломничество, экотуризм.
Согласно приведенной точке зрения выделяют три последовательные фазы рекреации:
• «образ» — отражает характер и структуру рекреационных потребностей и формируемой ими избирательности времени, мест и форм отдыха
• «ситуация» — характеризует систему рекреационных занятий
• «след» — определяет эффективность рекреации, включая эмоциональные аспекты — воспоминания
2.2 Проблемы терминологии в рекреационной географии и туризме
(по A.M. Сазыкину)
В последнее десятилетие идет интенсивное развитие коммерческого туризма, в отличие от советского времени, когда он был преимущественно социальным. Необеспеченность правовой, экономической и управленческой базы коммерческого туризма привела к многочисленным перекосам в индустрии туризма (чрезмерное количество турфирм, преобладание выездного туризма над въездным и пр.). Бурное развитие туризма сопровождалось внедрением западных технологий и привнесением в туризм новой терминологии, преимущественно англоязычной. Это нередко противоречит устоявшейся и хорошо разработанной туристской терминологии, принятой в СССР и России.
В конце 1960 годов в
географии появилось новое