Агрессивное поведение. «Трудных» дети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы связана с относительной распространённостью детей с признаками коммуникативной агрессии. В наше время очень много детей, имеющих девиантное поведение. Если не работать с ними, то это приведёт к невозможности усвоения школьной программы, неприятию одноклассниками, возникновению конфликтны ситуаций. Изучение влияния разных факторов на становление характерологических и личностных аномалий и раскрытие сложных процессов их формирования на ранних этапах онтогенеза – это основа разработки комплексных мероприятий по первичной диагностике и коррекции поведенческих нарушений.

Содержание работы

Введение3
Глава 1. Роль педагогического общения в учебно-воспитательном процессе младших школьников 8
1.1.Понятие агрессии и причины ее проявления в детском возрасте 8
1.2.Общение как неотъемлемый элемент педагогической деятельности 13
1.3.Роль преподавателя в адаптации младших школьников 18
Глава 2. Воспитание младших школьников с признаками коммуникативной агрессии как педагогическая проблема……………………………………………………24
2.1. Особенности нравственного воспитания младших школьников…………………………………24
2.2. Приемы воспитательной работы учителя начальных классов.............................29

Глава 3. Работа учителя начальных классов по воспитанию младших школьников с признаками коммуникативной агрессии…………………………………………………..40
3.1. Диагностика детей младшего школьного возраста …………………………………….40
3.2. Разработка коррекционно – развивающей программы по устранению детской агрессии…………………………………………………………………………………………54
Заключение…………………………………………………………………………………….61
Список использованной литературы………………………………………………………63

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Особенности работы учителя мл. классов.docx

— 136.17 Кб (Скачать файл)

         Часто причиной детской агрессивности является семья. Агрессивное поведение ее членов в обыденных жизненных ситуациях — крики, ругань, хамство, унижения, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще, если ежедневно наблюдает ее у  взрослых, если она стала нормой его жизни. Не приводит ни к чему хорошему и непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения: дети теряются, озлобляются, агрессивно настраиваются против родителей и окружающих людей.

         Формированию детской агрессивности способствует и неприятие со стороны взрослых - безразличие, устранение от общения с ним, нетерпимость и властность, враждебность к самому факту существования ребенка. Преодолению агрессивности помогает расположение - готовность и умение слушать, теплота общения, доброе слово, ласковый взгляд. [7,154]

 

 

        Детям с агрессивным поведением, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, свойственны некоторые общие черты. К ним относятся бедность, примитивность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. Эти дети, как правило, имеют повышенную внушаемость, склонность к подражанию. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность в отношении, как сверстников, так и окружающих взрослых, неадекватная, неустойчивая самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных встречаются дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости.[11,53]

          Перед педагогом встаёт непростой  вопрос, как работать с ребятами, проявляющими различные формы агрессивности? Учитель начальных классов должен научиться уважать ребенка, разбираться в психологических особенностях детского поведения: поддерживать здоровую настойчивость, усилия в достижении цели, концентрировать энергию ребенка для получения желаемого результата; или, напротив, помогать избавляться от ненужной враждебности к другим, к себе самому, к обществу. Эта помощь необходима, чтобы дети не осложняли свою жизнь внутренними конфликтами, чувством вины и стыда, чтобы они уважали себя и других, умели нести свою меру социальной ответственности, строили доброжелательные отношения с окружающими и получали истинное удовольствие от жизни.

 

 

    1. Общение как неотъемлемый элемент педагогической деятельности

         Неотъемлемым  элементом педагогической деятельности  является общение – вне его  невозможно достижение целей  обучения и воспитания. Общение  предполагает взаимодействие двух  или более людей, обмен между  ними констатирующей или побудительной  информацией познавательного или  эмоционального характера, опытом, знаниями, умениями, навыками. Общение  является необходимым условием  развития и формирования личностей  и групп. 

         Педагогическое  общение – это специфическое,  межличностное взаимодействие педагога  и воспитанника, опосредующее усвоение  знаний и становление личности  в учебно-воспитательном процессе. Педагогическое общение это, прежде  всего, коммуникация – передача  информации, обмен информацией между  участниками педагогического процесса. Информирование сопровождает все  действия учителя. Под профессионально-педагогическим  общением Канн-Калик В.А. понимает  систему взаимодействия педагога  и воспитуемых, содержанием которого  является обмен информацией, познание  личности, оказание воспитательного  воздействия. Учитель выступает  как активатор этого процесса, организует его и управляет  им. Через общение педагог организует  поведение и деятельность учащихся, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания  по поводу проступков, помогает  преодолеть трудности, не потерять  веру в свои возможности.

     Педагогическое  общение обязательно предусматривает  решение педагогических задач,  направленных на развитие и  воспитание учащегося. Взаимосвязь  педагогических и воспитательных  задач в момент организации  совместной деятельности говорит  о педагогическом общении. Эффективное  педагогическое общение, по мнению  современных учёных, всегда направлено  на формирование позитивной Я-концепции  учащегося, на развитие уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале. В общении всегда происходит своеобразное взаимодействие интеллекта людей, их эмоций и воли, а это означает, что в общении фактически постоянно происходит взаимодействие характеров, и, более того, взаимодействие личностей. Положительно эмоциональное, комфортное общение создаёт условия для совместной творческой деятельности и обеспечивает социализацию личности.[27,245]

      Специфической  чертой педагогического общения  является то, что учитель планирует  и организует этот процесс.  А ученик должен принять и  включиться в него (иначе общение  не состоится). С одой стороны  – это педагогическое творчество  в процессе общения с учащимися,  а с другой стороны – это  общение с детьми в процессе  педагогического творчества. Успех  педагогической деятельности при  работе с детьми, имеющими проблемы  в общении, во многом определяется  уровнем коммуникативной компетентности  педагога, под которым понимается  совокупность знаний, умений, навыков,  коммуникативных способностей, готовность  и полномочия педагога для  эффективной организации межличностного  бесконфликтного общения на уроках  и вне их.

        Сегодня среди младших школьников часто встречаются дети с различными проблемами в общении. В последнее же время констатируется увеличение количества учащихся, у которых обнаруживается коммуникативная некомпетентность, которая  существенно затрудняет процесс адаптации детей к условиям школьной жизни, препятствует расширению круга взаимодействия и установлению новых социальных связей. Коммуникативная некомпетентность отрицательно сказывается на личностных контактах учащегося со сверстниками и взрослыми, учебной деятельности, приводит к возникновению различного рода конфликтов и др. Нарушения в общении, конфликтность и обособленность ребёнка могут стать причинами серьёзных эмоционально-личностных проблем в будущем.

          В связи с этим одной из актуальных психолого-педагогических задач сегодня становится необходимость многогранного исследования сферы общения детей, предупреждение последствий её нарушений, повышение качества подготовки будущих педагогов в области взаимодействия с младшими школьниками, имеющими проблемы в общении. Однако теоретическое и методическое обеспечение решения данной проблемы в настоящее время далеко недостаточно. Проведение опросов в школах показывает, что учителя начальных классов не всегда знают, как себя вести с детьми, имеющими проблемы в общении: чрезмерно упрямыми, обидчивыми, грубыми, драчливыми или, например, с младшими школьниками, слишком болезненно переживающими любое замечание, плаксивыми, тревожными, застенчивыми и замкнутыми. С целью решения данной проблемы и формирования когнитивной составляющей коммуникативной компетентности студентам на занятиях разъясняется, что для оказания помощи ребёнку в преодолении его затруднений, необходимо понять их причины.[35,148]

          В ходе анализа практической деятельности учителя начальных классов выясняется, что нарушения в общении являются, прежде всего, признаками слабой адаптации ребёнка к окружающему миру. Причинами нарушений сферы общения ребёнка могут выступать: неблагоприятные условия социализации, неправильный (в т.ч. непоследовательный, противоречивый) опыт воспитания в семье, насилие над ребёнком, депривация, фрустрация, страхи и др. Трудности в общении также испытывают младшие школьники, имеющие определенные личностные особенности, препятствующие нормальному общению (застенчивость, неуверенность в себе, агрессивность, неуравновешенность, вспыльчивость, конфликтность, упрямство, лживость и пр.). [12,38]

 

      Можно выделить  четыре группы детей, испытывающих  проблемы в общении. Так, к первой группе детей относятся застенчивые, замкнутые, неуверенные в себе школьники. Эти учащиеся сторонятся общения со сверстниками, взрослыми, боятся идти на контакт с окружающими. На фоне более активных, смелых или озорных одноклассников они часто выглядя тихонями, остаются в тени, не решаясь, лишний раз обнаружить себя. У детей такого типа обычно не бывает много друзей, на перемене их часто можно застать в одиночестве. Чаще всего застенчивые младшие школьники обязательны, трудолюбивы, исполнительны, у них не бывает особых трудностей в обучении. Однако, отвечая у доски, даже прекрасно владея материалом, такие ученики краснеют и запинаются, говорят тихо, монотонно, создают впечатление, что что-то не доучили.

      Вторую группу составляют дети, которые большую часть времени выглядят вялыми, подавленными, не включенными в процессы учения и общения. Такие учащиеся плохо справляются с нагрузками, молчаливы, погружены в собственный мир грёз и фантазий, малодоступны контакту. Возможными причинами подобного состояния могут быть: высокая тревожность защитной психологической природы (как ориентация на избегание неудачи); индивидуальные особенности психического развития (темперамент, характер); последствия воспитания в семье; особенности общения, связанные со спецификой развития (интеллектуализм, аутизм); замкнутость как следствие низкого уровня сформированности общения и др.

         Третья группа младших школьников  состоит из учащихся, существенно осложняющих психологический климат в классе. Это – вспыльчивые, драчливые, конфликтные, задиристые, агрессивные ученики. С такими детьми тяжело общаться из-за их неумения взаимодействовать с окружающими. Младшие школьники с подобными нарушениями в общении всё сказанное в свой адрес принимают в «штыки». Общаясь со сверстниками или детьми младше их, агрессивные дети могут нередко прибегать к физической агрессии, которая выражается в драках, в форме разрушительного отношения к вещам и т.д. Некоторые из них склонны к вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ругаются и т.д.), за которой часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным, отыграться за собственные обиды. В качестве проявлений агрессии в детском возрасте исследователи называют также упрямство, драчливость, приступы гнева, ярости, негодования, желание обидеть, унизить, оскорбить, властность, неумение понять интересы другого, завышенную самооценку, разрушительные действия.[16,345]

        Отечественные специалисты выделили следующие психологические особенности, провоцирующие агрессивное поведение детей: недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков; сниженный уровень саморегуляции; неразвитость игровой деятельности; заниженную самооценку; нарушения в отношениях со сверстниками. Лютова Е.К., Монина Г.Б. и другие учёные отмечают, что наиболее частыми причинами агрессии у детей являются: агрессивность как сформировавшаяся черта личности (может быть следствием семейных установок, особенностей окружающих его людей); агрессивность защитного характера как следствие пережитой обиды, или душевной травмы, или самого нападения; агрессия как следствие неумения общаться из-за условий жизни ребёнка; агрессивность как отражение непринятия нестандартного ребенка.

        Четвертую группу детей с проблемами в общении составляют демонстративные младшие школьники. Безусловно, потребность в подтверждении своей значимости – одна из центральных для любого ребёнка. Однако в начальных классах встречаются и учащиеся, для которых желание привлечь к себе внимание становится смыслом жизни и способом достижения цели. Они очень чувствительны, а эмоциональные реакции (слёзы и смех, печаль и радость) могут меняться с калейдоскопической быстротой и часто используются для воздействия на окружающих. Их отличает впечатлительность, обидчивость, капризность, непостоянство в своих привязанностях, готовность прибегнуть к любым способам для того, чтобы оказаться в центре всеобщего внимания. Воропаева И.Л. утверждает, что остаться незамеченными для таких детей (чаще это девочки) равносильно наказанию, а стремление самоутверждаться любой ценой ориентирует их на внешние, броские, не требующие особых усилий достижения.[25,132]

          Учителю очень важно вовремя увидеть эти проблемы и оказать необходимую поддержку ребёнку, нуждающемуся в ней. Знания о специфических особенностях и причинах нарушений общения у различных категорий детей становятся важной составляющей при формировании коммуникативной компетентности будущего педагога, который учится выстраивать своё взаимодействие с такими учащимися на основе полученной информации о них, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, а также причин, вызвавших то или иное нарушение общения.

    1. Роль преподавателя в адаптации младших школьников

Поступление ребенка в учебное  заведение означает начало нового периода  его жизни. Успешность преодоления  данного периода обусловлена  особенностями прохождения дошкольного  этапа, развитием дошкольника в  семье, детском саду, что в значительной степени интегрировано таким  понятием, как "психологическая готовность к школе". Специфика группы, т.е. школьного класса, куда входит ребенок, заключается в том, что он управляется  учителем, который, как показали многочисленные исследования, является для ребенка  очень референтным и одновременно именно он выступает носителем всех групповых ценностей, норм, правил, которые должен усвоить начинающий ученик. Используя различные способы  воздействия, педагог в значительной мере оказывает влияние на формирование взаимоотношений ребенка с другими  взрослыми, сверстниками.

 

Дезадаптация  ребенка в школе особенно проявляется  в классах, где учителям присущи  пассивно-отрицательный или активно-отрицательный  стили отношения к детям. Однако не следует сводить проявления школьной дезадаптации к проблеме "плохого" учителя. Ведь известно, например, что  сензитивность ребят к школе  не одинакова: компенсационные и  психозащитные возможности детей  очень велики и во многом зависят  от внешкольных влияний на них, от семейной ситуации.

В работах педагогического характера  большое значение придается и  личности учителя, влиянию стиля  преподавания на успешность обучения и эмоциональное состояние ребенка. По наблюдению В.А.Сухомлинского, ошибки в поведении учителей приводят к  отклонениям в поведении учеников: у одних они приобретают "характер взвинченности, у других – это  мания несправедливых обид и преследований, у третьих – озлобленность, у  четвертых – напускная беззаботность, у пятых – безучастность...". От опыта учителя, его знаний, уровня владения способами учебной деятельности и умения передавать эти способы  в значительной мере зависит то, насколько быстро ребенок сможет адаптироваться к школе. Не следует  забывать, что на учителе лежит  и ответственность за создание благоприятных  условий для психологического комфорта ребенка. Здесь, безусловно, большую  роль играет стиль поведения педагога. [30,134]

Информация о работе Агрессивное поведение. «Трудных» дети