Агрессивное поведение. «Трудных» дети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы связана с относительной распространённостью детей с признаками коммуникативной агрессии. В наше время очень много детей, имеющих девиантное поведение. Если не работать с ними, то это приведёт к невозможности усвоения школьной программы, неприятию одноклассниками, возникновению конфликтны ситуаций. Изучение влияния разных факторов на становление характерологических и личностных аномалий и раскрытие сложных процессов их формирования на ранних этапах онтогенеза – это основа разработки комплексных мероприятий по первичной диагностике и коррекции поведенческих нарушений.

Содержание работы

Введение3
Глава 1. Роль педагогического общения в учебно-воспитательном процессе младших школьников 8
1.1.Понятие агрессии и причины ее проявления в детском возрасте 8
1.2.Общение как неотъемлемый элемент педагогической деятельности 13
1.3.Роль преподавателя в адаптации младших школьников 18
Глава 2. Воспитание младших школьников с признаками коммуникативной агрессии как педагогическая проблема……………………………………………………24
2.1. Особенности нравственного воспитания младших школьников…………………………………24
2.2. Приемы воспитательной работы учителя начальных классов.............................29

Глава 3. Работа учителя начальных классов по воспитанию младших школьников с признаками коммуникативной агрессии…………………………………………………..40
3.1. Диагностика детей младшего школьного возраста …………………………………….40
3.2. Разработка коррекционно – развивающей программы по устранению детской агрессии…………………………………………………………………………………………54
Заключение…………………………………………………………………………………….61
Список использованной литературы………………………………………………………63

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Особенности работы учителя мл. классов.docx

— 136.17 Кб (Скачать файл)

- отказаться  от авторитарного давления, потому  что авторитарная позиция лишь  укрепляет желание активного  противодействия; 

- отказаться  от наказаний, поскольку наказания  в любой форме усиливают плохое  поведение;

- практиковать  индивидуальные этические беседы, показывать на примерах, что право  властвовать над другими человеку  нужно заслужить. Власть всегда  принадлежит старшему, стоящему  выше, более образованному, доброму,  любящему людей человеку;

- дать свободу,  право самостоятельно принимать  решения и нести за них ответственность.  Причины такого поведения часто  в том, что ребенку не позволяли  ни думать, ни действовать самостоятельно;

- создавать  ситуации, чтобы властный ребенок  сам пострадал от своих необдуманных  поступков, применять метод естественных  последствий. Возможно, он сам  отвыкнет от своих необоснованных  претензий;

- учитель  не должен позволить втянуть  себя в конфликт, когда возникают  сложные ситуации, из которых  детям самим нужно найти правильный  выход;

- учитель относится к каждому с уважением, обращается за помощью: это усиливает у детей веру в собственные силы;

- постоянно  искать пути к сотрудничеству;

- только в  работе с властными и мстительными  детьми можно применять рекомендованный  А.С. Макаренко метод «взрыва», когда разом, круто и достаточно  жестко «взрываются» внутренние  предпосылки, вызывающие девиантное  поведение ребенка.

Мстительные дети.

Цель их нестандартного поведения - месть. Всем и каждому. Эта  цель не осознается и обусловливается  чаще всего самовнушением, чувством собственной неполноценности. Эмоциональное  состояние мстительных детей  чаще всего вызвано физическими  недостатками (например, заиканием) или  депривацией (бедностью, лишенностью). Отсюда стремление сделать больно другим, выдумать недостатки у них для  сохранения собственного престижа. Детям  данной группы кажется, что их постоянно  обижают, к ним несправедливы, не так относятся, что все против них, что у них ничего нет и  не будет. При невнимательном отношении  к ним их отклоняющееся поведение прогрессирует, становится неуправляемым, агрессивным, деструктивным. Мстительные дети чаще всего находятся в состоянии затянувшейся, вяло текущей депрессии. Они не понимают дружеского отношения, хотят, чтобы всех одинаково любили, чтобы всем было всего поровну. Клянчат оценки, изводят учителей вопросами типа: а почему тому так, а мне так?

Характерные особенности поведения:

- замкнутый,  понурый, заторможенный;

- нередко  с задержкой психического, социального  развития;

- делает больно  другим, когда ему больно;

- легко отступает  от намеченной цели, отказывается  от борьбы;

- болезненно  воспринимает свои поражения  и неудачи;

- имеет плохие  привычки, скрытые пороки;

- любит оставаться  наедине со своими переживаниями;

- уходит от  общения;

- подвержен  суицидным настроениям.

Коррекция поведения детей данной группы сложная и длительная. Осуществляя ее, учитель будет:

- учить чувствовать  таких детей полноценными, формировать  комплекс полноценности;

- ободрять  при ошибках, неудачах, постоянно  выражать уверенность в том,  что любая работа им посильна  и может быть успешно выполнена;

- хвалить,  когда есть попытка сделать  что-то самостоятельно;

- убеждать  и показывать, что любит ребенка  таким, какой он есть;

- помогать  ребенку находить путь к себе, обретать внутреннее равновесие, спокойствие;

- чаще практиковать  групповые поощрения, чтобы усилить  их действие на ребенка;

- постоянно  повторять: «Я не теряю надежды,  что у тебя будет все хорошо!».

Таким образом, поведение ребенка может в большей или меньшей степени отклоняться от нормального. Незначительные отклонения есть у всех детей. В различные периоды жизни у детей появляется или исчезает стремление к отклоняющемуся поведению. Специалисты говорят даже о наличии сензитивных, т. е. наиболее благоприятных для возникновения отклоняющегося поведения, периодов. Если это так, то педагог профессионально должен научиться распознавать, насколько проявляющиеся отклонения опасны для каждого ученика. Пройдут ли детские шалости бесследно с возрастом или оставят метку на всю жизнь? Не разовьется ли невинная шалость сначала в негативизм, потом в грубость и дерзость, а закончится правонарушением?

С детьми не приходилось  бы «воевать» и воспитание их не представляло бы никаких трудностей, если бы влечения, желания, направление  мыслей и чувств детей всегда совпадали  с устремлениями их воспитателей. Именно несовпадение между детским  «хочется» и взрослым «нужно»  заставляет педагогов изыскивать средства для преодоления возникающих  трудностей. Если педагог хочет с  честью и успехом разрешить стоящие  перед ним воспитательные задачи, необходимо понять происхождение разных видов детского непослушания и в  зависимости от этого выбрать  средства для их преодоления.

 

 

 

Глава 3. Работа учителя начальных  классов по воспитанию младших школьников с признаками коммуникативной агрессии

3.1. Диагностика детей младшего  школьного возраста 

        Была  проведена исследовательская работа  на базе на базе МОУ - гимназия №2 города Вышнего Волочка. В исследовании принимали участие учащиеся 2-го класса, в количестве 24 человек. Эксперимент проводился с целым классом. Испытуемым в стандартной последовательности предлагали выполнить задания по каждой методике. Вопросы в методиках формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос. Все испытуемые, без исключения, отнеслись к эксперименту положительно. На данном этапе исследования был использован метод констатирующего эксперимента. Этот этап включает в себя анализ результатов исследования, по выявлению уровня и вида агрессии младших школьников, особенностей его отношения к классу. На этом отрезке исследования, результаты, полученные в ходе диагностики учащихся по методикам, обрабатывались согласно ключам методик. После обработки и интерпретации данных оформлялись результаты исследования. На данном этапе исследования использовались методы анализа и обобщения данных.

    Обобщающий этап - этап подведения итогов по  всей работе, формирование 
итогового заключения.

    Как говорилось  выше, для диагностики влияния  внутренней позиции на 
поведение младших школьников, нами были выбраны следующие методики:

  1. Тестовая методика диагностики состояния агрессии Басса-Дарки.
  2. Методика оценки отношений ребёнка с классом.

Опишем их более  подробно.

       Тестовая  методика "Диагностики состояния  агрессии Басса-Дарки".

      Агрессивность  имеет качественную и количественную  характеристики. Как и всякое  свойство, она имеет различную  степень выраженности: от почти 
полного отсутствия до ее предельного развития. Агрессивные проявления 
можно разделить на два основных типа:

  1. Мотивационная агрессия, или агрессия как самоценность;
  2. Инструментальная агрессия как средство.

       При этом  подразумевают, что оба вида  агрессии могут проявляться как  под контролем сознания, так и  вне его, и сопряжены с эмоциональными 
переживаниями - гневом, враждебностью. Практические психологи 
рассматривают мотивационную агрессию как прямое проявление реализации 
присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких 
деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности 
прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. 
Одной из подобных диагностических процедур и является опросник Басса- 
Дарки. А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, 
разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю, как 
реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и 
событий.[15,24]

       Создавая  свой опросник, дифференцирующий  проявление агрессии и 
враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

  1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого 
    лица.
  2. Косвенная - агрессия, окольным путем, направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  3. Раздражение-готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении.
  4. Негативизм - это оппозиционная манера в поведении от пассивного 
    сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и 
    законов.
  5. Обида-зависть и ненависть к окружающим за действительные и 
    вымышленные действия.
  6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по 
    отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  7. Вербальная агрессия-выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание ответов (угрозы, проклятия).
  8. Чувство вины - убеждение субъекта в том, что он является плохим 
    человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

        Опросник  состоит из 75 утверждений, на которые  испытуемый отвечает "да" или  "нет". (См. прил. 3).

При составлении опросника  использовались принципы:

  1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
  2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени 
    ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

      Обработка  опросника Басса-Дарки производится  при помощи индексов 
различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются 
суммированием полученных ответов. Ответы оцениваются по восьми 
шкалам. Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс 
агрессивности включает в себя шкалы 1, 3,7. Нормой агрессивности является 
величина ее индекса. Стимульный материал: опросник из 75 утверждений, бланк для ответов, шариковая ручка.

 

 

2. Оценка отношений ребёнка  с классом. (См. прил. 2).

       Межличностное  восприятие в группе зависит  от множества факторов. 
Наиболее исследованными из них являются: социальные установки, 
прошлый опыт, особенности самовосприятия, характер межличностных 
отношений, степень информированности друг от друге, ситуационный 
контекст, в котором протекает процесс межличностной перцепции и т.д. В 
качестве одного из факторов на межличностное восприятие могут влиять не 
только межличностные отношения, но и отношение индивида в группе. 
Восприятие индивида группы представляет собой своеобразный фон, на 
котором протекает межличностное восприятие. В связи с этим исследование 
восприятия индивидом группы является важным моментом в исследовании 
межличностного восприятия, связывая между собой два различных 
социально-перцептивных процесса.

      Предлагаемая  методика позволяет выявить три  возможных "типа" 
восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа 
восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности 
воспринимающего.

     Тип 1. Индивида  воспринимают как помеху своей  деятельности или 
относится к ней нейтрально. Группа не представляет ценности для индивида. 
Это проявляется в уклонении от совместной деятельности, в предпочтении 
индивидуальной работы. Этот тип - "индивидуалистический".

     Тип 2. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На 
первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена 
группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую 
деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. 
Этот тип восприятия индивидом своей группы может быть назван 
"коллективистическим". 

     Тип 3. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее 
достижению тех или иных индивидуальных целей. Группа оценивается с 
точки зрения ее "полезности" для индивида. Отдается предпочтение более 
компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя 
решение сложной проблемы или послужить источником необходимой 
информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать 
"прагматическим".

     Цель методики: определить тип восприятия учащимся  группы.

     Порядок работы: испытуемым предлагается ответить  на вопросы анкеты. Во время  работы необходимо соблюдать  тишину и порядок, следить,  чтобы не было обсуждения вслух.  После ответов на вопросы анкеты  ребята сдают 
листки. Проводится обработка результатов.

     Инструкция: "Мы  проводим специальное исследование  с целью улучшения организации  учебного процесса. Ваши ответы  на вопросы анкеты помогают  нам в этом. На каждый пункт  анкеты возможно три ответа, обозначенными  буквами А, Б и В. Из ответов  на каждый пункт выберите тот,  который наиболее точно выражает  Вашу точку зрения. Помните, что  "хороших" и "плохих" ответов  в данной анкете нет. На каждый  вопрос может быть выбран только  один ответ".

Материалы: бланк вопросов анкеты, тестовая карта.

Обработка результатов: на основании  ответов испытуемых с помощью 
"ключа" производится подсчет баллов по каждому типу восприятия 
индивидом группы. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. 
Баллы, набранные по всем 14 пунктам анкеты, суммируются для каждого 
типа восприятия отдельно. При этом общая сумма баллов по всем трем типам 
восприятии для каждого испытуемого должна быть равна 14.

Информация о работе Агрессивное поведение. «Трудных» дети