Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 21:17, курсовая работа
Актуальность темы связана с относительной распространённостью детей с признаками коммуникативной агрессии. В наше время очень много детей, имеющих девиантное поведение. Если не работать с ними, то это приведёт к невозможности усвоения школьной программы, неприятию одноклассниками, возникновению конфликтны ситуаций. Изучение влияния разных факторов на становление характерологических и личностных аномалий и раскрытие сложных процессов их формирования на ранних этапах онтогенеза – это основа разработки комплексных мероприятий по первичной диагностике и коррекции поведенческих нарушений.
Введение3
Глава 1. Роль педагогического общения в учебно-воспитательном процессе младших школьников 8
1.1.Понятие агрессии и причины ее проявления в детском возрасте 8
1.2.Общение как неотъемлемый элемент педагогической деятельности 13
1.3.Роль преподавателя в адаптации младших школьников 18
Глава 2. Воспитание младших школьников с признаками коммуникативной агрессии как педагогическая проблема……………………………………………………24
2.1. Особенности нравственного воспитания младших школьников…………………………………24
2.2. Приемы воспитательной работы учителя начальных классов.............................29
Глава 3. Работа учителя начальных классов по воспитанию младших школьников с признаками коммуникативной агрессии…………………………………………………..40
3.1. Диагностика детей младшего школьного возраста …………………………………….40
3.2. Разработка коррекционно – развивающей программы по устранению детской агрессии…………………………………………………………………………………………54
Заключение…………………………………………………………………………………….61
Список использованной литературы………………………………………………………63
Оглавление
Введение3
Глава 1. Роль педагогического общения в учебно-воспитательном процессе младших школьников 8
1.1.Понятие агрессии и причины ее проявления в детском возрасте 8
1.2.Общение как неотъемлемый элемент педагогической деятельности 13
1.3.Роль преподавателя в адаптации младших школьников 18
Глава 2. Воспитание младших школьников с признаками коммуникативной агрессии как педагогическая проблема……………………………………………………24
2.1. Особенности нравственного воспитания младших школьников…………………………………24
2.2. Приемы воспитательной
работы учителя начальных
классов.......................
Глава 3. Работа учителя
начальных классов по воспитанию
младших школьников с признаками
коммуникативной агрессии………………
3.1. Диагностика детей младшего
школьного возраста ……………………………
3.2. Разработка коррекционно –
развивающей программы по
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………………
Введение
В настоящее
время среди педагогов и
Ни для
кого не секрет, что нынешние дети не
похожи на своих сверстников
Возьмем, например, игру. У современных детей умение играть развито очень слабо. Игра вытиснилась другими, взрослыми видами деятельности. Это привело к тому, что ребенок не может сам себя занять. Ребенок не может длительно заниматься одной и той же деятельностью: схватит одно, бросит, схватит другое, бросит и т.п. Ребенок зачастую остается эмоционально равнодушным: бесконечное ломание игрушек, отсутствие среди них любимых, издевательство над животными, неумение подчиниться правилам. У современного ребенка зачастую низок уровень психологической подготовки к школе.
Актуальность темы связана с относительной распространённостью детей с признаками коммуникативной агрессии. В наше время очень много детей, имеющих девиантное поведение. Если не работать с ними, то это приведёт к невозможности усвоения школьной программы, неприятию одноклассниками, возникновению конфликтны ситуаций. Изучение влияния разных факторов на становление характерологических и личностных аномалий и раскрытие сложных процессов их формирования на ранних этапах онтогенеза – это основа разработки комплексных мероприятий по первичной диагностике и коррекции поведенческих нарушений.
Агрессивное
поведение может быть
Агрессивность
проявляется не только в
Агрессивное поведение может
возникать под влиянием
Еще одна причина агрессивного
поведения - дисгармоничные взаимоотношения
родителей (ссоры и драки между
ними), агрессивное поведение
Агрессивность
затрудняет приспособляемость
Ребенку
с агрессивным поведением
В настоящее
время диагностика, профилактика дезадаптации,
осуществляются в общеобразовательных
заведениях социальными педагогами,
психологами, учителями, классными
руководителями, но их усилия, как правило,
не взаимосвязаны, что снижает их
эффективность. Это заставляет по-новому
посмотреть на формы педагогической
поддержки учащихся в дезадаптационно
опасных ситуациях через
Влияние среды на процесс проявления агрессии, меры социальной поддержки учащихся в предконфликтных и конфликтных ситуациях рассматривается в работах Б.Н. Алмазова. Причины и формы дезадаптации в связи с неврозами представлены в работах С.А. Бадмаева, Б.С. Братусь, В.Н. Мясищева, А.С. Слуцкого, Н.И. Фелинской и др. Педагогические и социальные проблемы дезадаптации — в работах Ю.Е. Алешиной, А.С. Белкина, Т.А. Власовой, А.И. Кочетова и др. В работах Л.М. Аболина, С.А. Беличевой, К.Н. Волкова,
А.Е. Личко, Ю.А. Миславского и др. акцентируется внимание на психологических аспектах отклоняющегося поведения. В зарубежной литературе можно выделить работы: М.А. Робера и Ф. Тильмана, А. Адлера, К. Хорни, К. Юнга, Э. Фромма и др. в которых особое внимание уделяется структуре личности, природе комплексов, социальной обусловленности поведения и психики человека.
Цель работы: выявить особенности работы учителя начальных классов по воспитанию младших школьников с признаками коммуникативной агрессии.
Задачи:
Объект исследования: нарушения поведения у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: работа учителя начальных классов по преодолению нарушений поведения у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение.
Глава 1. Роль педагогического общения в учебно-воспитательном процессе младших школьников
Отклонения в поведении детей - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов негативно влияет на образ жизни детей, вызывая, в частности, нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Экономические трудности, переживаемые многими семьями, приводят к значительному увеличению аморальных поступков, к росту преступности и других видов отклоняющегося поведения среди представителей различных социальных и демографических групп. Нарушенное поведение - понятие неоднозначное как в терминологическом, так и в содержательном плане. Термин «нарушенное поведение» часто рассматривается как синоним словосочетаний «трудный ребенок», «ненормальное поведение», «нарушения в аффективной сфере», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение». Одна из форм проявления отклоняющегося поведения - агрессия. [5,123]
Дать исчерпывающее определение всех существующих типов агрессии практически невозможно: любое из них неизбежно будет либо сужать, либо расширять границы понятия. Большинство определений агрессии совмещает в себе три разные точки зрения: позицию внешнего наблюдателя, позицию субъекта агрессии, то есть самого агрессора, и позицию объекта агрессии, то есть жертвы.
Агрессивность — свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей.
Агрессивное поведение чаще всего понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдания людям. Однако при работе с агрессивным поведением необходимо помнить и о других аспектах проявления агрессии. Эмоциональный компонент агрессивного состояния - это чувства, и прежде всего гнев. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности также часто сопровождают агрессивные действия, но они далеко не всегда приводят к агрессии. Важно учить детей осознавать и регулировать свои эмоции, приводящие к агрессивному поведению. Не менее важен и волевой компонент - умение преодолевать импульсивность, владение навыками саморегуляции. [5,134]
Важно помнить и о том, что агрессивность в определенных пределах необходима любому человеку. Агрессивность может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха. В то же время агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера - либо задиры, хулигана, либо труса, не способного постоять за себя. И то, и другое негативно сказывается на чувствах ребенка, а в крайних случаях может привести к деструктивному поведению даже в отношении людей, которых ребенок любит. Первый тип агрессивности, безусловно, желателен, а иногда и необходим для выживания и достижения успеха. Второй тип временами тоже может быть необходим для адаптации и выживания.
Чаще всего выделяют следующие виды агрессии:
- физическую - проявляющуюся в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам (ребенок дерется, кусается, ломает, швыряет предметы и т.п.);
- вербальную - выражающуюся в словесной форме (ребенок кричит, угрожает, оскорбляет других);
- косвенную - непрямая агрессия (ребенок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников, и т.п.).
Кроме того, при подавлении проявления агрессии и в некоторых других случаях агрессия может быть направлена на самого себя (аутоагрессия) – она выражается в нанесении себе вреда (обкусывании ногтей, выдирании волос, частом травмировании и т.п.).
Факторы, обусловливающие появление агрессивного поведения:
• индивидуальный фактор - психобиологические предпосылки асоциального поведения, которые затрудняют адаптацию ребенка в обществе;
• психолого-педагогический фактор - дефекты школьного и семейного воспитания;
• социально-психологический фактор - неблагоприятные особенности взаимодействия ребенка с ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе сверстников;
• личностный фактор - активно-избирательное отношение ребенка к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также личные ценностные ориентации и личная способность к саморегулированию поведения;
• социальный фактор, определяющийся социально-экономическими условиями.
Уровень агрессивности детей может меняться в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин тому много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимодействие с учителями и родителями. Стойкая агрессивность детей проявляется в, частности, в том, что порой они иначе, чем другие, понимают поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип поведения, который культивируется в семье и в средствах массовой информации. Однако в настоящее время и у девочек все чаще и чаще встречаются проявления различных форм агрессии.[7,136]