Агрессивное поведение. «Трудных» дети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы связана с относительной распространённостью детей с признаками коммуникативной агрессии. В наше время очень много детей, имеющих девиантное поведение. Если не работать с ними, то это приведёт к невозможности усвоения школьной программы, неприятию одноклассниками, возникновению конфликтны ситуаций. Изучение влияния разных факторов на становление характерологических и личностных аномалий и раскрытие сложных процессов их формирования на ранних этапах онтогенеза – это основа разработки комплексных мероприятий по первичной диагностике и коррекции поведенческих нарушений.

Содержание работы

Введение3
Глава 1. Роль педагогического общения в учебно-воспитательном процессе младших школьников 8
1.1.Понятие агрессии и причины ее проявления в детском возрасте 8
1.2.Общение как неотъемлемый элемент педагогической деятельности 13
1.3.Роль преподавателя в адаптации младших школьников 18
Глава 2. Воспитание младших школьников с признаками коммуникативной агрессии как педагогическая проблема……………………………………………………24
2.1. Особенности нравственного воспитания младших школьников…………………………………24
2.2. Приемы воспитательной работы учителя начальных классов.............................29

Глава 3. Работа учителя начальных классов по воспитанию младших школьников с признаками коммуникативной агрессии…………………………………………………..40
3.1. Диагностика детей младшего школьного возраста …………………………………….40
3.2. Разработка коррекционно – развивающей программы по устранению детской агрессии…………………………………………………………………………………………54
Заключение…………………………………………………………………………………….61
Список использованной литературы………………………………………………………63

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Особенности работы учителя мл. классов.docx

— 136.17 Кб (Скачать файл)

      Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладения учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира. Развитие мышления, овладения разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению нравственного опыта.

 

 

       Воспитание  происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.

        Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится перед детьми как общая, для ее решения нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним.

       Агрессивность  затрудняет приспособляемость детей к условиям жизни в обществе, в коллективе; общение со сверстниками и взрослыми. Агрессивное поведение  ребенка вызывает, как правило, соответствующую реакцию окружающих, а это, в свою очередь, ведет к усилению агрессивности, т.е.  возникает ситуация порочного круга. Ребенку с агрессивным поведением необходимо специальное внимание, так как порой оказывается, что он даже не догадывается о том, какими добрыми и прекрасными могут быть человеческие отношения.

 

 

 

 

 

2.2.    Приемы    воспитательной    работы   учителя  начальных классов

 

       На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками протекает процесс воспитания. Переживания младших школьников, их радости и огорчения связаны с учебой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты. Важным источником процесса воспитания является знакомство школьников с окружающей средой: туризм, экскурсии по городу, на производство, проведение классных часов и др.

     Экскурсии с учащимися проводятся в течение всего учебного года и имеют различные цели. Для того, чтобы экскурсия была нравственно ценной, учитель создает в коллективе эмоциональный настрой, распределяет между школьниками задания, которые следует выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения.

       Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Они проводятся с учащимися различных возрастных групп. Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию-природе. [7, с.251-252]

      Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в начальных классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа.

     Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы - помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических  бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

        В начальных классах лучше всего начинать разговор с ярких, конкретных фактов. На основе анализа фактов учитель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. В начальных классах можно этическую беседу строить и дедуктивным путем, т. е. идти от морального понятия, проблемы к ярким фактам и к более углубленным выводам. Особенность проведения этических бесед в начальных классах школы в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом [7, с.248-250]

       Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет. Результат воспитания проявляется в отношениях школьников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям. [27, с.168]

     На уроке постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе – и оценивает умение учеников в этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Отношение каждого участника к своему делу как к общему, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведения структуры учебной деятельности. Для того, чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в течение урока ситуации, в которых  у учеников была бы возможность общения между собой [20, с.52]

      Общение детей возможно на всех уроках. Дети придумывают примеры, задачи, упражнения и задания на определенное правило, задают их друг другу. Каждый может выбрать сам, кому он захочет задать вопрос или задачу по структуре учебной деятельности. Сидящие за одной партой взаимно проверяют ответы, полученные при решении задач и упражнений. Учитель дает детям и такие задания, выполняя которые надо обязательно обратиться к товарищу. Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию. [20, 53]

       Особенно  сложно протекает процесс воспитания  с детей, у которых наблюдаются трудности в общении и проявления агрессии. Многообразие проявлений отклоняющегося поведения наука пытается свести к типовым схемам. Только так можно вычленить характерное, главные и второстепенные причины, выявить общие и вспомогательные признаки. В этом большой практический смысл; учитель всегда должен опираться на главные причины, улавливать наиболее характерные признаки, свойственные всем или многим детям, а потом уже принимать во внимание и другие сопутствующие факторы. На общих рекомендациях затем выстраиваются индивидуальные методики коррекционного воспитания.

В первую очередь, нужно определить природу отклоняющегося поведения, его направленность, характерные способы проявления. Необходимо также, чтобы эти признаки были не только важными, но и видимыми для учителя, чтобы он мог их диагностировать. Тогда педагогу будет легче соотнести то, что он видит, со скрытыми, спрятанными глубоко внутри причинами, подталкивающими школьников к тем или иным действиям. Необходимо определить:

  1. Видимые наиболее характерные признаки;
  2. Уровень (глубина) отклонений поведения;
  3. Характер (содержание) отклоняющегося поведения;
  4. Длительность (запущенность);
  5. Главные наследственные и характерологические причины;
  6. Цели (направленность) нестандартного поведения;
  7. Главные источники (причины) возникновения;
  8. Эмоциональные состояния;
  9. Особенности проявления девиантного поведения.

 

 

Основная  причина отклоняющегося поведения и агрессии - эмоциональная напряженность. Она проявляется в различной степени: от легкой, тонизирующей, вызывающей естественное желание побегать, пошалить, пошкодничать до тяжелой, чреватой глубокими расстройствами и деструктивным поведением.

 Проявлением  агрессии ребенок пытается достичь своих целей. Бесцельного поведения не бывает. Зная, какие цели преследует ребенок, независимо от того, осознает он их или нет, это ключ к пониманию его действий.

Главную цель - это попытка избавиться от напряжения. Обычно эта цель глубоко замаскирована. Она лишь подразумевается и не осознается ребенком. На поверхности  действует множество разнообразных  мелких целей. Всем известны такие типы поведения, как шалости, баловство, мелкие нарушения. Их цель - дать разрядку организму, снять накопившееся напряжение, устранить мышечный застой. Обычно такие нарушения прекращаются, как  только сожжена избыточная энергия. Они не влекут за собой никакой  опасности ни для детей, ни для  окружающих. Но если множество мелких целей образуют некую потребность, то на поверхность выступают уже большие цели - стратегии поведения. По общности целей выделены три главные стратегии девиантного поведения и проявления агрессии:

1) удовлетворение  требований;

2) реализация  власти;

3) совершение  мести.

Детей с такими стратегиями поведения назовем  соответственно требовательными, властными, мстительными. Рассмотрим их намерения и характерные пути достижения своих целей.

Требовательные дети

Детей, отнесенных к данной группе, трудно назвать  девиантными, но их поведение настораживает. Их главная цель - привлечь к себе внимание, быть всегда на виду, проявить превосходство над другими, закрепить  высокий собственный статус. Это  дети с очень развитой потребностью быть всегда в центре внимания.

Пути достижения целей: манерность, клоунада, показная лень, нарочитая небрежность, неуместные выкрики, иногда хулиганские поступки. Такие дети постоянно вертятся возле  учителя, лезут «в глаза», задают несущественные и неуместные вопросы единственно  с целью обратить на себя внимание, готовы выполнить любое поручение  учителя. Чтобы на них обратили внимание, выставили перед другими, похвалили, они готовы на все. Часто такие  дети ходят в фаворитах у учителей, но настоящей целью их поведения  является самовозвышение, а не сотрудничество.

Характерные особенности поведения требовательного  ученика:

- хорошее  поведение, надежный, постоянный  помощник учителя;

- прилежный,  старательный;

- назойливый, непостоянный, неуравновешенный, ревнивый;

- способен  на мелкие пакости, чтобы отомстить  учителю и друзьям «за 

  измену»;

- повышенная  тревожность;

- любит приврать, приукрасить события.

Коррекция поведения:

1. Внимание  требовательному ребенку лучше  уделять тогда, когда он чем-нибудь  занят. Педагог похвалит его  работу, обратит внимание других  детей, как хорошо выполняется задание;

  1. Учитель будет игнорировать любые попытки ребенка обратить на себя внимание (капризы, проявления агрессивности и т. п.). Он спросит: «Не хочешь ли ты, чтобы я был только с тобой?», «Нужно ли мне забыть про всех других детей?»;

 

  1. Учитель не покажет своего неудовольствия назойливостью, неуместной настойчивостью ученика;
  2. Будет стойким, спокойным, уравновешенным, будет вести себя ровно, предсказуемо, чтобы не дать повода ученику заподозрить его в переменчивости поведения;
  3. Учитель будет одинаково внимательно относиться ко всем ученикам, чтобы не давать повода для ревности.

Властные дети.

Это очень  сложный тип отклоняющегося поведения. Скрытая цель детей, относящихся  к данной группе, - власть. Они настойчивые, требовательные, требующие внимания, желающие верховодить, управлять другими, быть постоянно в центре внимания. Дети данной группы подсознательно на первый план выставляют вопрос «Кто главнее?»  С пеленок они уверовали: их любят  только тогда, когда им уступают. Свои права они привыкли отстаивать с  помощью требований, т. е. крика, повышенных интонаций, отказов от выполнения заданий. Властный ребенок в жестком противостоянии со старшими и сверстниками может  отказаться от всех и всего. Настаивает на своем. Возражает, часто резко  и грубо. Хочет верховодить, взрывается гневом, делает все наоборот. Работает мало или не работает совсем. Может  обманывать, лгать, лицемерить, пока не добьется своего.

Видимые признаки поведения:

- ленивый,  неопрятный, с плохими манерами;

- недоверчивый, непослушный;

- часто ощетинивается  и возражает;

- забывает  обещания, не держит слово;

- если сильный  физически, то обижает всех, кто  слабее;

- если слабый  физически, то боится сильных,  труслив, уходит от честного  поединка, предпочитает действовать  обманом. 

Коррекция поведения:

- не уступать  и не бороться. Занять выжидательную,  спокойную, дипломатичную позицию.  Нащупать слабые места для  решительного действия;

Информация о работе Агрессивное поведение. «Трудных» дети