Агрессивное поведение. «Трудных» дети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы связана с относительной распространённостью детей с признаками коммуникативной агрессии. В наше время очень много детей, имеющих девиантное поведение. Если не работать с ними, то это приведёт к невозможности усвоения школьной программы, неприятию одноклассниками, возникновению конфликтны ситуаций. Изучение влияния разных факторов на становление характерологических и личностных аномалий и раскрытие сложных процессов их формирования на ранних этапах онтогенеза – это основа разработки комплексных мероприятий по первичной диагностике и коррекции поведенческих нарушений.

Содержание работы

Введение3
Глава 1. Роль педагогического общения в учебно-воспитательном процессе младших школьников 8
1.1.Понятие агрессии и причины ее проявления в детском возрасте 8
1.2.Общение как неотъемлемый элемент педагогической деятельности 13
1.3.Роль преподавателя в адаптации младших школьников 18
Глава 2. Воспитание младших школьников с признаками коммуникативной агрессии как педагогическая проблема……………………………………………………24
2.1. Особенности нравственного воспитания младших школьников…………………………………24
2.2. Приемы воспитательной работы учителя начальных классов.............................29

Глава 3. Работа учителя начальных классов по воспитанию младших школьников с признаками коммуникативной агрессии…………………………………………………..40
3.1. Диагностика детей младшего школьного возраста …………………………………….40
3.2. Разработка коррекционно – развивающей программы по устранению детской агрессии…………………………………………………………………………………………54
Заключение…………………………………………………………………………………….61
Список использованной литературы………………………………………………………63

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Особенности работы учителя мл. классов.docx

— 136.17 Кб (Скачать файл)

При обработке данных "индивидуалистический" тип восприятия индивидом группы обозначается буквой "И", "прагматический» - «П", "коллективистический" - буквой "К".

 

Таблица 1. Ключ для обработки данных

Тип восприятия индивидом группы

индивидуалистический

коллективистический

прагматический

1в 2а 36 46 56 66 76 8а 
96 106 11а 12а 13в 14в

16 2в Зв 4а 5в 6а 7а 8в 
9а 10в 11 в 126 136 14а

1а 26 За 4в 5а 6в 7в 
86 9в 10а 116 12в 
13а 14в


 

   Проанализируем результаты, полученные в результате диагностики  уровня и вида агрессии учащихся 2-го класса по методике Басса-Дарки.

Ответы испытуемых оценивались  по восьми шкалам:

  1. Физическая агрессия;
  2. Косвенная агрессия;
  3. Раздражение;
  4. Негативизм;
  5. Обида;
  6. Подозрительность;
  7. Вербальная агрессия;
  8. Чувство вины.

      Диагностика  по данной методике выявила  наличие всех восьми форм 
агрессивных и враждебных реакций у испытуемых.

 

     Испытуемые, претендующие  на наличие физической агрессии, имеют 
следующие общие черты. Это активные, деятельные и целеустремленные 
школьники, отличающиеся решительностью, склонностью к риску, 
бесцеремонностью и авантюризмом. Их экстравертированность 
(общительность, раскованность, уверенность в себе) сочетается с 
честолюбием и стремлением к общественному признанию. Обычно это 
подкрепляется хорошими лидерскими качествами, умением сплотить 
сверстников, правильно распределить между ними групповые роли, увлечь за 
собой. В то же время они любят демонстрировать свою силу и власть, 
доминировать над другими людьми и проявлять садистские тенденции. Для испытуемых характерно использование физической силы против другого 
лица.

       Школьникам, которым свойственна косвенная  агрессия, объединяет 
чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная 
социализация влечений и низкая осознанность своих действий. Они редко 
задумываются о причинах своих поступков, не предвидят их последствий и 
не переносят оттяжек и колебаний. У этих учащихся отмечается усиление 
примитивных влечений. Они с удовольствием отдаются чувственным 
наслаждениям, стремятся к немедленному и безотлагательному 
удовлетворению потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными 
нормами, этическими стандартами и желаниями окружающих.

      Дети, которым  свойственно раздражение - как  вид агрессивной реакции, 
игнорируют нормы и правила поведения, ведут себя очень шумно, 
демонстративно обижаются, кричат. Однако их эмоции носят поверхностный 
характер и быстро переходят в более спокойные состояния. Агрессивные 
акты у таких детей мимолетны, ситуативны и не отличаются особой 
жестокостью. Их раздражительность носит непроизвольный, 
непосредственный и импульсивный характер, враждебные действия быстро 
сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников - готовностью 
сотрудничать с ними. Их действия отличаются ситуативностью, а наиболее 
яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. При 
малейшем возбуждении готовы к проявлению негативных чувств.

      Испытуемых, с выраженным негативизмом, отличают  повышенная 
ранимость и впечатлительность. Основные черты характера - эгоизм, 
самодовольство, чрезмерное самомнение. Все, что задевает их личность, 
вызывает чувство протеста. Поэтому и критику, и равнодушие окружающих 
они воспринимают как обиду и оскорбление и, поскольку имеют низкую фрустрационную толерантность и не способны владеть эмоциями, начинают 
сразу же активно выражать свое негативное отношение. В то же время они 
рассудительны, придерживаются традиционных взглядов, взвешивают 
каждое свое слово, и это часто ограждает их от ненужных конфликтов и 
интенсивных переживаний. Правда, они нередко меняют активный 
негативизм на пассивный - умолкают и разрывают контакт.

       Школьники,  претендующие на наличие обиды,  как вида враждебной реакции  отличаются слабо деформированными  потребностями, но в, то, же  время, отсутствием определенных  интересов и весьма ограниченным  кругом 
общения. Они безвольны, мнительны, заискивают перед сильными 
товарищами. Для этих детей типична трусливость и мстительность. Дети 
считают что, не всегда получают то, что им положено, а другие, в отличие от 
них, умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами. 
Как правило, у них неадекватная самооценка и чаще всего заниженная. Часто 
испытывают зависть и ненависть к окружающим за действительные и 
вымышленные действия.

       Для испытуемых, которые показали наличие подозрительности, характерен низкий моральный  и волевой уровень регуляции  поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Их действия  и общение разворачивается в  диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

       Вербальная  агрессия проявляется в различных  формах. Этих ребят отличают психическая  неуравновешенность, постоянные тревожность,  сомнения и неуверенность в  себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях  склонны к сниженному фону  настроения. Внешне часто производят  впечатление угрюмых, недоступных  и высокомерных, однако при более  близком знакомстве перестают  быть скованными и отгороженными  и становятся очень общительными  и разговорчивыми. Для них характерен  постоянный внутриличностный конфликт, который влечет за собой состояния  напряжения и возбуждения.

       У испытуемых, которым свойственно испытывать  чувство вины, как 
правило, средний уровень интеллектуального развития, повышенная 
внушаемость, неразвитость нравственных представлений. Им присуща 
эмоциональная нестабильность. У таких учащихся часто наблюдается 
заниженная самооценка, повышенная тревожность. Они убеждены в том, что 
являются плохими людьми, что поступают зло, а также постоянно ощущают 
угрызения совести, по поводу и без него.

        Обработка  опросника Басса-Дарки производится  при помощи индексов 
различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются 
суммированием полученных ответов. Индекс враждебности включает в себя 
5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности включает в себя шкалы 1, 3,7. Нормой агрессивности является величина ее индекса. На основе этих данных были получены следующие результаты:

 

 

 

Таблица 2.  Результаты диагностики уровня агрессивности 

учащихся 2-го класса по методике Басса-Дарки

Ф.И.

Индекс

враждебное

ти

Уровень

враждебное

ти

Индекс

агрессивное

ти

Уровень 
агрессивное 
ти

1

Максим Т.

7

высокий

7

высокий

2

Олег Ч.

7

высокий

8

высокий

3

Максим Б.

7

высокий

5

средний

4

Владислав М.

5

средний

4

средний

5

Егор Е.

7

высокий

4

средний

6

Олеся Т.

7

высокий

6

средний

7

Оля м.

6

средний

4

средний

8

Лена Т.

6

средний

4

средний

9

Дима Ш.

7

высокий

6

средний

10

Полина И.

6

средний

7

высокий

11

Полина Д.

6

средний

6

средний

12

Наташа Т.

7

высокий

3

низкий

13

Даниил Ф.

5

средний

5

средний

14

Ксюша Б.

7

высокий

6

средний

15

Даниил Т.

6

средний

4

средний

16

Маша К.

7

высокий

4

средний

17

Вероника 
С.

4

средний

3

низкий

18

Амина Ч.

4

средний

4

средний

19

Алина Ш.

4

средний

5

средний

20

Коля С.

6

средний

7

высокий

21

Саша К.

8

высокий

7

средний

22

Витя К.

7

высокий

7

высокий

23

Марина К.

5

средний

4

средний

24

Наташа С.

7

высокий

6

средний


 

      Уровень  агрессии имеет следующие значения, из 24 испытуемых:

    У 2х учеников (8%) - низкий уровень агрессии. У  детей, показавших низкий уровень  агрессии, в качестве доминирующих  характеристик личности 
обычно просматривают следующие общие черты. Такие дети не стремятся 
защищать свои позиции и интересы, не проявляют эмоциональности в 
общении, ведут себя незаметно. Для них свойственно пассивное 
неэмоциональное принятие себя, недостаточная самокритичность и 
некоторое недовольство при оценке собственных поступков, отсутствие 
тенденции к переосмыслению собственных качеств, не выраженность 
установки на самоизменение. Характерно отсутствие целостности и 
установленности образа "Я" или неудовлетворенность им, что определяет 
стиль поведения и общения с окружающими. Пассивность, свойственная им 
при защите своих интересов, мешает конструктивному решению проблемы.

     У 18 учеников (66%) - средний уровень агрессии. Что  касается испытуемых показавших  средний уровень агрессии, то  в качестве доминирующих характеристик  личности обычно просматривают  следующие общие черты. Дети, относящиеся  к этой категории, хорошо знают  и принимают нормы и правила  поведения, но иногда нарушают  их. Нарушая правила, они не  оправдывают себя, стремясь избежать  негативной оценки взрослого.  Положительная оценка взрослого,  несомненно, важна для них. Им 
свойственна боязнь общественного неодобрения, а так же тенденция 
усматривать враждебность в чужих действиях (некоторая степень 
предвзятости, осторожности). Проявление активности при защите своих 
интересов, а так же эмоциональности в общении. Им свойственна адекватная 
самооценка и уверенность в своих силах.

     У 6 учеников (25 %) - высокий уровень агрессии. Эти  испытуемые 
характеризуются следующими общими чертами личности. Бедность 
ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и 
неустойчивость интересов. У них, как правило, низкий уровень 
интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, 
недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная 
грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих 
взрослых. У таких детей наблюдается крайняя самооценка (либо 
максимально положительная, либо максимально отрицательная), 
повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, 
эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание 
защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими 
поведение. Вместе с тем среди агрессивных учеников встречаются и такие, у 
которых, агрессивность выступает средством поднятия престижа, 
демонстрация своей самостоятельности, взрослости. Сюда относятся 
школьники, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. 
Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели - ни для 
окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих 
действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Учащиеся используют в основном прямую агрессию, которая составляет грубое физическое 
воздействие, отличающееся особой жестокостью.

Таблица 3. Результаты диагностики уровня враждебности

учащихся 2-го класса по методике Басса-Дарки

Уровень 
враждебности

Показатель в %

Низкий

0

Средний

50

Высокий

50


 

     У 12 учеников (50%) - высокий уровень враждебности. Им характерны: 
высокая тревожность, мнительность, нерешительность, неуверенность в себе, 
особенно в условиях динамичной обстановки, дефицита времени и 
информации. Повышенная ранимость и чувство неполноценности, 
бесконечный анализ своих действий, склонность к сомнениям, пониженной 
самооценке и недовольству собой; требовательность в выполнении 
формальностей, деликатность и тактичность, робость, пониженная 
активность; трудность в принятии решений, избегание ответственных задач, повышенные возбудимость, агрессивность, неуживчивость, упрямство и 
настойчивость.

     У 12 учеников (50 %) - средний уровень враждебности. Испытуемые, 
которым характерна такая черта личности, как враждебность имеют 
следующие общие черты. Они обидчивы и подозрительны, при этом 
подозрительность имеет ярко выраженную форму. Испытуемые очень часто 
испытывают чувство зависти и ненависти к окружающим за действительные 
и вымышленные действия. Исследование показало, что у большинства учащихся преобладает вербальная агрессия (33%).

    Проанализируем  результаты, полученные по методике "Оценка отношений 
подростка с классом".

 

 

Рис. 1. Результаты по методике "Оценка отношений ребёнка с  классом"

        Как  видно из рисунка, 30% детей воспринимает  группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида  выступают проблемы группы и  отдельных ее членов, наблюдается  заинтересованность, как в успехах  каждого члена группы, так и  группы в целом, стремления  внести свой вклад в групповую  деятельность. Проявляется потребность  в коллективных формах работы.

      26% детей  воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех  или иных индивидуальных целей.  Группа оценивается с точки  зрения ее "полезности" для  индивида. Отдается предпочтение  более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять  на себя решение сложной проблемы  или послужить источником необходимой  информации.

      25% детей  воспринимают как помеху своей  деятельности или относится к  ней нейтрально. Группа не представляет  ценности для индивида. Это проявляется  в уклонении от совместной  деятельности, в предпочтении индивидуальной  работы. Этот тип - "индивидуалистический».  Следующим этапом исследования  стало определение взаимосвязи  между внутренней позицией школьника (в нашем случае мы рассматриваем отношение к классу, как одну из составляющих внутренней позиции младшего школьника) и 
особенностями его поведения (мы будем изучать вербальное агрессивное 
поведение).

Информация о работе Агрессивное поведение. «Трудных» дети