Агрессивность дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить особенности проявления агрессивности детей дошкольного возраста и выявить пути её коррекции.
Объект: ребенок дошкольного возраста.
Предмет: особенности проявления агрессивности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1- провести психолого - педагогический анализ научно – методической литературы по теме и прояснить сущность и особенности проявления агрессивности у детей дошкольного возраста;
2- определить влияние СМИ на агрессивное поведение детей дошкольного возраста;
3- изучить вопросы социализации детской агрессии;

Файлы: 1 файл

курсовая исправленная.docx

— 130.53 Кб (Скачать файл)

 

Введение

В последние годы возрос научный интерес к проблемам  детской агрессии. Поэтому проблема агрессивного поведения детей чрезвычайно  актуальна для современного общества. Воспитатели и учителя отмечают, что с каждым годом агрессивных  детей становится всё больше, с ними работать очень трудно, и педагоги не знают как с ними справиться.

Изучением агрессии занимались как зарубежные, так и отечественные  исследователи. Разные ученые предполагают различные подходы к определению  сущности агрессивного поведения. Этим вопросом занимались такие авторы, как З. Фрейд, К. Лоренц, А. Бандура, П. Бейкер, Н.Л. Кряжева, Ю.С. Шевченко и  другие.

Большинство исследователей отмечают, что не нужно судить об агрессивности только по внешним проявлениям, а необходимо знать её мотивы и сопутствующие ей переживания.

Особую актуальность эта  проблема имеет в наше время. Почти  в каждой группе детского сада, в  семье встречается хотя бы один ребенок  с признаками агрессивного поведения. Агрессивный ребенок обзывает других детей , а то и бьёт их, отбирает у  них игрушки, ломает, употребляет  намеренно грубые выражения, в следствии  чего, он становится «угрозой» для  всего детского коллектива.

Исследования показывают, что агрессивность сложившаяся  в детстве, остается устойчивой чертой и сохранятся на протяжении дальнейшей жизни человека.

Если раньше речь шла о  подростковом возрасте, то сейчас данная проблема стала актуальной для детей  дошкольного возраста. Этим и определяется актуальность выбранной темы.

Цель: изучить особенности  проявления агрессивности детей  дошкольного возраста и выявить  пути её коррекции.

Объект: ребенок дошкольного  возраста.

Предмет: особенности проявления агрессивности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1- провести психолого - педагогический анализ научно – методической литературы по теме и прояснить сущность и особенности проявления агрессивности у детей дошкольного возраста;

2- определить влияние СМИ на агрессивное поведение детей дошкольного возраста;

3- изучить вопросы социализации  детской агрессии;

4- провести экспериментальное исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста;

5- разработать комплекс  занятий для коррекции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

1- теоретический, психолого  – педагогический анализ научно  – методической литературы по  теме;

2- содержательная интерпретация  и качественный анализ результатов.

Структура исследования: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав,вывода, заключения и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы проблемы агрессивного поведения  в дошкольном возрасте

 

1.1. Понятие «агрессия», «агрессивность» и их виды

«Слово агрессия от латинского «аgredi»,что означает «нападать». Оно  издавна бытует в европейских  языках, однако значение ему придавалось всегда разные. До начала 19 века агрессией считалось любое активное поведение как доброжелательное, так и враждебное. Позднее значение этого слова изменилось и стало более узким» [5;5].

«Многие из психологов считают  агрессию врожденной неотъемлемой характеристикой  поведения в живом мире, связанным с борьбой за выживание» [8;61].

В этнологии (науке о поведении) считается, что агрессия - это энергия, с которой вид стремится к выживанию.

Изучая источники, мы пришли к выводу, что понятие агрессии определить проблематично. Л. Берковиц обратил внимание на то, что одна из главных проблем в определении  агрессии заключается в том, что  этот термин подразумевает большое разнообразие действий.

Итак, «агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в  обществе, наносящее вред объектам (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние  напряженности, страха и подавленности) [7,19]».

«Специфика активности человека состоит в том, что она постоянно  протекает во взаимодействии с другими  людьми или предметами. И помимо природных законов, в силу вступают законы социальной жизни, иногда закрепленные в виде жестких предписаний, а  чаще в виде нравственных норм, допускающих  вариативность отношений.

Одной из важнейших характеристик  действий и поступков, определяющих устанавливаемые взаимоотношения  между людьми, а также эффективность  индивидуального личностного развития, является агрессивность» [11,61].

«Агрессивность - это устойчивая черта личности, проявляется в  готовности к агрессивному поведению.

Уровни ее определяются как  научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из которых нормы  социальной ответственности и нормы  возмездия за акты агрессии.

Агрессивность - одна из врожденных установок, коренящаяся в садистической  фазе либидо. Выражается в стремлении к наступательным действиям, направленным на нанесение ущерба или уничтожение объекта наступления» [10,8].

«В. Клайн считает, что  в агрессивности есть и «определенные  здоровые черты», которые могут оказаться  полезными для общественной жизни. Это- настойчивость, инициатива, упорство. В достижении цели стремление к победе, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам и победителям»[11,62].

Р.С.Хоманс считает, что агрессию может вызвать ситуация, связанная  со стремлением к справедливости.

Реан А.А., Бютнер К. и другие рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением  от фрустрации и тревоги.

Состояние фрустрации - это  психическое состояние, характеризующееся  наличием стимулированной потребности ,не нашедшей своего удовлетворения. Такое состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями: раздражением, отчаянием.

Таким образом, агрессию можно  рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая  способствует выживанию и адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается  как зло.

«В психологической литературе часто встречается описание повышенного  состояния агрессивности. Чаще всего  она проявляется в следующих  формах:

Открытой внешне выраженной в соответствующих действиях, при  которых поведение характеризуется  высокой конфликтностью, частыми  оскорблениями, драками и грубыми  внешними проявлениями агрессии.

Скрытой, выраженной в «тихом», завуалированном виде (распространение  сплетен).

Ситуативной или адаптивной, выраженной в индивидуально выбранных  для данной группы формах поведения.

Патологической, обусловленной  каким- либо имеющимся психическим или физическим недугом».

«Агрессивность, как свойство личности разграничивается в большинстве  случаев с понятиями «жестокость» и «враждебность».

Как синонимы рассматривается  агрессивность и жестокость. Эти 2 понятия различают по признаку - « причинение страданий и мучений  ради страданий и мучений» - свойственному  жестокости и не свойственному агрессивности: агрессивный человек может и  не быть жестоким, а жестокий человек  всегда агрессивен.

Агрессивность относят, как  уже отмечалось выше, и к категории  свойств личности. Один из основных признаков свойств заключается  в том, что они всегда выражают отношение человека к определенной стороне действительности».

Теперь определим в  чем схожесть и различия между  понятиями агрессивное действие, агрессивное поведение и агрессивность, т.к. в эти понятия вкладывается один и тот же смысл.

«Агрессивность, появляясь  на свет вместе с рождением ребенка, - это естественная реакция на преграды, мешающие удовлетворению жизненно важных потребностей, реализации «принципа удовольствия».

Под психическим состоянием понимается целостная картина психического функционирования в ограниченный промежуток времени. Представленность этого функционирования в сознании человека реализуется в оценке или сложившейся ситуации и своего положения в ней.

Если ситуации, способствующие возникновению агрессивности как  определенного психического состояния, повторяются с определенной частотой то агрессивность переходит в  черту личности, которая может  влиять на ее характер, обуславливающий  типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.

Таким образом, если агрессивность  не стала чертой личности, то в ответ  на возникновение данного психологического состояния следуют агрессивные действия.

Агрессивные действия - это  проявление агрессивности как ситуативной  реакции. Если же агрессивные действия повторяются, то в этом случае следует  говорить об агрессивном поведении. Если же агрессивность является личностной чертой, то мы имеем дело с агрессией, как формой поведения данной личности.

«Агрессивные действия выступают  в качестве:

Средства достижения цели;

Способ психологической  разрядки;

Способ удовлетворения потребности  в самореализации и самоутверждении. [10,8].

Агрессия возникает на фоне определенного психического состояния, в данном случае - агрессивного. Выделяют: познавательный, эмоциональный и волевой компоненты агрессивного состояния.

Познавательный компонент  помогает сориентироваться в ситуации, выделить объект для нападения, выбрать  «наступательные» средства.

Говоря об эмоциональном  компоненте агрессивного состояния, прежде всего выделяют гнев, который часто (но не всегда) сопровождает агрессию и  в ряде случаев принимает форму  аффекта, ярости. Особый оттенок агрессивному состоянию придают недоброжелательность, злость, мстительность, а в некоторых случаях - сила и уверенность.

Сложным представляется вопрос о волевом компоненте агрессивного состояния. Н.Д.Левитов считает, что в агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, в ряде случаев -- инициативность и смелость... Агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует вышеуказанных качеств.

Обсуждение волевого компонента агрессивного состояния связано  с проблемой силы воли, которая  проявляется, очевидно, не столько в  умении просто «сдерживать» агрессию, сколько в способности личности управлять своим агрессивным  состоянием и агрессивными действиям

Итак, необходимо разграничивать и понимать разницу между следующими понятиями: агрессия, агрессивность  и агрессивное поведение. Эти  понятия являются смешанными, взаимозависимыми, но тем не менее в них вкладывается разный смысл.

Кроме того, агрессия подразделяется на несколько видов.

Басс и Дарке выделяют 5 видов агрессии:

-физическая

-раздражение

-вербальная

-косвенная (направленная  и ненаправленная)

-негативизм (оппозиционное  поведение).

Исходя из теорий агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы.

1. «Физическая - нападение»  [7;19]

«Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через  непосредственные физические действия. Это: разрушение продуктов деятельности другого, уничтожение и порча других вещей».

«Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственно  нападение на другого и причинение ему физической боли и унижение. Могут быть 2 формы: символическая и реальная. Символическая представляет собой угрозы и запугивания, реальная- непосредственно физическое воздействие».

2. «Вербальная - выражение  негативных чувств как через  форму (ссора, крик, визг), так и  через содержание вербальных  реакций (угроза, проклятье, ругань)» [7,19].

«Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику. Проявляются они в  различных высказываниях в виде жалоб, демонстративного крика, направленного  на устранение сверстника, агрессивных фантазий».

«Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления  и вербальные формы унижения другого. Традиционные формы прямой вербальной агрессии: дразнилки, оскорбления».

3. «Прямая - непосредственно  направленная против какого-либо  объекта, субъекта.

4. Косвенная - действия, которые  окольным путем направлены на  другое лицо( шутки, сплетни.

5. Инструментальная - средство  достижения цели.

6. Враждебная - выражается  в действиях, имеющих целью  причинение вреда объекту агрессии.

7. Аутоагрессия - проявляется  в самообвинении, самоунижении, нанесении  себе телесных повреждений вплоть  до самоубийства.

Информация о работе Агрессивность дошкольников