Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 20:35, курсовая работа
Цель: изучить особенности проявления агрессивности детей дошкольного возраста и выявить пути её коррекции.
Объект: ребенок дошкольного возраста.
Предмет: особенности проявления агрессивности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1- провести психолого - педагогический анализ научно – методической литературы по теме и прояснить сущность и особенности проявления агрессивности у детей дошкольного возраста;
2- определить влияние СМИ на агрессивное поведение детей дошкольного возраста;
3- изучить вопросы социализации детской агрессии;
Жила-была ядовитая, невероятно свирепая змея. Однажды она повстречала мудреца, и поразившись его доброте, утратила свою злобность. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей и змея решила жить простодушно, не нанося ущерба кому-либо. Но как люди узнали про то, что змея не опасна, они стали бросать в нее камни, таскать за хвост и издеваться. Это были тяжелые времена для змеи. Мудрец увидел, что происходит, выслушав жалобы змеи, сказал: «Дорогая, я просил ,чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их.
Мораль: нет ничего страшного в том, чтобы шипеть на нехорошего человека или врага, показывая, что вы можете постоять за себя и знаете, как противостоять злу. Только вы должны быть осторожны и не пускать яд в кровь врага. Можно научиться противостоять злу ,не причиняя зло в ответ.
3.Тренинг эмоций и поведения.
Детям предлагается изобразить чувства доброй и злой змеи, пошипеть как она.
Упражнение: «Змея»
Цель: снятие напряжения, растягивание тела, укрепление мышц, сосредоточение сознания.
1.Лечь лицом вниз на одеяло. Вытянуть руки вдоль туловища, лоб касается пола.
2.Вдохнуть и медленно поднять голову.
3.Положить обе руки под подбородок.
4.Выдохнуть,вытянув руки
перед собой, поднять голову
и выгнуть спину. Задержав
5.Вернуться в исходное положение, голова лежит на щеке.
6.Двигаясь как змея, шипя, извиваясь по полу, вытягивая и удлиняя подвижное тело, ползи подобно кобре.
Упражнение «Тыкалки»
Цель: учить детей контролировать свои эмоции
Педагог-психолог проходит между сидящими детьми и легонько щекочет их Детям необходимо при этом не рассмеяться и сохранять неподвижность.
Упражнение: «Я очень хороший, ты очень хороший»
Детям предлагается повторить за взрослым фразы с разной громкостью: шепотом, громко, очень громко
4 Игра «Жужа»
«Жужа сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее, щекочут. «Жужа»терпит ,но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гонятся за «обидчиками»вокруг стула, стараясь хлестнуть их полотенцем по спинам.
Дразнилки не должны быть обидными для ребенка.
5.Рефлексия. Беседа о своих чувствах.
-Скажите вам, приходилось в жизни злиться? Из-за чего вы злились?
-Когда вы рассержены чем-нибудь, что вам хочется сделать? (ударить, толкнуть, накричать)
-Что вы делаете для
того, чтобы не злиться, не
5.Советы кота Мурзика.
Что бы избавиться от злости можно:
пошипеть как змея
потопать ногами
надуть шарик злости и лопнуть его
осмотреться вокруг себя и пока что-нибудь маленькое не найдешь- муравья, муху или цветочек, не выпускай наружу злость.
побить подушку «Бобо»
порисовать, поконструировать, полепить
Дети пробуют предложенные котом Мурзиком способы избавления от злости.
6.Лепка на тему: «Змея»
Цель: помочь детям эмоционально и моторно снять напряжение.
7.Танец-полька»Добрый жук»(из кинофильма «Золушка»)
Станьте, дети, станьте в круг,
Станьте в круг, станьте в круг!
Я твой друг, и ты мой друг,
Старый добрый жук.
Ля-ля-ля….
ЗАНЯТИЕ 6
Цель: учить понимать чувства другого человека.
Задачи:
1.Учить различать
2.Способствовать формированию
эмпатии, умению оценить
3.Учить детей управлять эмоциями, сопровождающих обиду.
1.Чтение сказки «Как лисичка бычка обидела».
Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и запела:
Бычок, бычок, пучеглазый,
Бычок, бычок, большеротый,
Бычок, бычок, колючий бочок!
А бычок ей говорит:
-А ты - косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!.
Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.
Лиса-мать спрашивает:
-Кто тебя обидел ,доченька? Почему ты плачешь?
-Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.
А лиса спрашивает:
-А ты ему ничего не говорила?
-Сказала.
-Что ты ему сказала?- спросила лиса.
-А я ему только сказала,
что он пучеглазый да
-Вот видишь,-сказала мать-
Педагог-психолог:
-Понравилась вам сказка, ребята?
-Как лиса обидела бычка? Права она была?
-Почему же лиса обиделась на бычка?
-Приятно бывает, когда тебя обзывают?
-Что вы чувствуете ,когда вас обзывают?
-Как лисичке исправить свою ошибку?
Действительно ,когда обзывают очень неприятно и обидно. Давайте попробуем исправить ошибку лисички, превратим ее в вежливую и добрую.
2.Поведенческий тренинг «Добрая лиса».
Детям предлагается изобразить лису, сопровождая словами свои действия:
-сердитую -веселую
-добрую -вежливую
3.Упражнение «Скажи друг другу комплимент»
-Ты самый красивый…….
4.Игра «Тень»
Цель: учить детей проявлять внимание к друг другу.
дети разбиваются на пары6один играет роль человека, другой роль его тени. Человек делает движения, тени повторяют их, действуя в том же ритме ,что и человек.
5.Упражнение «Закончи предложение»
-Я обижаюсь,когда.. –Я радуюсь,когда…
-Я сержусь,когда… -Я грущу,когда…
6.Тренинг эмоций.
Детям предлагается улыбнуться ,как радостный ребенок;
позлиться, как рассерженный человек;
погрустить, как осенний дождик.
7.Закрепление правил общения с другими детьми.
Нельзя смеяться над недостатками внешности других детей, дразнить, давать прозвища.
Нужно сочувствовать другим, радоваться их успехам и огорчаться неудачам.
Нельзя проявлять равнодушие к другим, оказывать помощь при необходимости.
Не делай того для людей, чего сейчас ты себе не желаешь.
8.Эстафета с воздушными шарами.(под веселую музыку)
Цель: сплочение детей.
Организуется две команды. Каждая команда получает шарик. Необходимо как можно быстрее провести шарик: на одной руке ,носом, между ногами до финиша. Выигрывает та команда, которая придет первой.
ЗАНЯТИЕ 7
ТЕМА: ССОРА.
Цель: коррекция агрессивных проявлений, обучение конструктивному взаимодействию со сверстниками.
Задачи:
1.Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта.
2.Дифференцировать
3.Знакомить детей с
конструктивными способами
0.Ритуальное начало. ( звенит колокольчик).)
ПрисказкаА.Кузьмина «Дом с колокольчиком»
Стоит небольшой старинный дом над зеленым бугром.
У входа висит колокольчик, украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо с него позвонишь,
То поверь, что в доме проснется старушка,
Седая, седая старушка и сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет «Входи,не стесняйся, дружок.»
На стол самовар поставит, в печи испечет пирожочек.
И будет с тобою вместе чаек распивать до темна,
И старую добрую сказку расскажет тебе она.
Но если, но если, но если…
Ты в этот уютный дом начнешь кулаком стучаться
Поднимешь трезвон и гром,
То выйдет к тебе не старушка, а выйдет Баба-Яга.
И не слыхать тебе сказки, и не видать пирога.
Педагог-психолог предлагает детям послушать сказку.
1..Чтение сказки «Как поссорилась иголка с ниткой » А.Киселева.
Приемы:
-слушание, обсуждение поведения героев сказки
-постановка и решение проблемной ситуации
-рефлексия, выведение морали.
-прорисовывание сказочных героем
Иголка с ниткой работали. Шили платье Аленке. Долго шили. Вот уже готово оно, осталось только пуговицы пришить. И в этот момент появился на нитке вредный узелок. Из-за этого узелка пуговица не пришивается. Иголка ждала, ждала, пока нитка узелок развяжет, да и не дождалась, сама развязала.
И загордилась иголка и стала с ниткой ссориться.
Говорит иголка: -Я-главная. Я всегда первой бываю.
Нитка возражает: -Нет, я –главная. Из-за моего малюсенького узелка ты двигаться вперед не смогла.
-Я.
-Нет, я
Спорили, спорили, устали.
И решила на деле показать свое умение.
Педагог-психолог останавливает сказку и предлагает детям подумать, что придумали иголка с ниткой, чтобы доказать, кто из них главнее. Ответы детей выслушиваются и обсуждаются.
Продолжение сказки.
Увидели они еще одну непришитую пуговицу. Побежали со всех ног к ней. Иголка скок-поскок, первая прибежала, а нитка за ней торопится. Начала иголка пуговицу пришивать вверх-вниз, вверх-вниз. Готово! Выпрямилась горделиво и сияет от удовольствия. Попробуй сделать так.
Посмотрела на нитку, а
та чуть в клубок не замоталась от смеха.
Оглянулась иголка на свою работу и
потускнела от огорчения: пуговица-то
не пришита.Нитка размоталась и
поспешила свое умение показывать.
Проделась через дырки
Педагог-психолог: Вот и закончилась. Ребята, как вы думаете, что важно в работе: себя показать или трудиться всем вместе, дружно?(выслушиваются ответы детей.)Да, очень важно не только хорошо трудиться, но и помогать в работе другим, не ссориться между собой. Так поступают все умные люди.(фраза –установка на запечатление на подсознательном уровне момента снятия сопротивления, напряжения).
3.Тренинг эмоций
Предложить детям изобразить лица поссорившихся друзей.
Обсуждение:-
Вам нравятся лица поссорившихся друзей? Почему?(они некрасивые, злые)
А когда вы ссоритесь с кем-нибудь, вам хочется сказу же помириться?
- Как вы это делаете?
Игра: «Мирись-мирись , мирись»(с помощью пальцев)
Педагог-психолог: Мирится можно по разному. Сейчас, я покажу вам еще один способ примирения- улыбкой. Попробуем. Упражнение проходит по кругу.
4.Упражнение «Дружба
Дети берясь за руки поворачиваются к друг другу, смотрят соседу в глаза и дарят молча самую добрую улыбку по очереди.
5.Упражнение: «Я дарю тебе..»
Предложить детям подарить друг другу комплимент, сказать несколько приятных слов соседу, передав «Сердечко»
6.Физминутка. Игра «Ниточка и иголка»
Цель: мышечное расслабление, снятие напряжения, восприятие чувства коллективности.
7.Проблемные ситуации:
Цель: проверка степени усвоения детьми правил поведения в конфликтных ситуациях.