Агрессивность дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить особенности проявления агрессивности детей дошкольного возраста и выявить пути её коррекции.
Объект: ребенок дошкольного возраста.
Предмет: особенности проявления агрессивности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1- провести психолого - педагогический анализ научно – методической литературы по теме и прояснить сущность и особенности проявления агрессивности у детей дошкольного возраста;
2- определить влияние СМИ на агрессивное поведение детей дошкольного возраста;
3- изучить вопросы социализации детской агрессии;

Файлы: 1 файл

курсовая исправленная.docx

— 130.53 Кб (Скачать файл)

3.Игра «Цветик-семицветик

Детям предлагается взять  волшебный лепесток и загадать одно желание. Детям раздаются также  красные и желтые фишки. Рассказать о желании можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет. По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными:

Лети, лети , лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по - моему вели!

Если загаданное желание  связано с удовлетворением его  личных потребностей, ребенок получает желтую фишку; если оно имеет общественное значение –красную.

4.Игра «Чувство другого».

Цель: развитие чувства взаимопонимания.

Из группы выделяются двое играющих.их задача: медленно удаляясь в противоположные стороны, одновременно оглянуться, остановиться, идти и вновь  оглянуться- и так три раза подряд.

5.Рисование на тему: «Мои  мечты»          

 

 

 

    

Выводы

Данные исследования дают основание предположить о том, что  публикации на эту тему единичны и в основном представляют собой обзор зарубежных исследований.

Из результатов диагностики  было установлено, что часть детей  имеют ярко выраженное агрессивное поведение, носящее деструктивный характер. Данные, полученные про проведении контрольного эксперимента, подтвердили наше предположение о том, что обучая детей старшего дошкольного возраста приемам конструктивного выражения агрессии способствует снятию эмоционального напряжения и снижает уровень неконтролируемых, агрессивных импульсов.

 Недостатки работы  были таковы: мало литературного  материала для более глобального  изучения данной темы.

Таким образом, задачи курсовой работы выполнены, цель достигнуты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Агрессивность - это способ поведения человека, через которое  он выражает свое отношение к окружающим. Это может быть способ защиты или  способ отношения человека к негативным параметрам жизни, но наиболее настораживает  детская агрессивность.

Детская агрессивность есть комплексное, личностное образование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические (нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах), так и социально-психологические факторы (дезинтеграция семьи, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родительских отношений, особенности стиля воспитания).

Таким образом, можно сказать, что у каждого из нас в характере  присутствует агрессивность. У кого – то она имеет одобрительные, доброкачественнее формы, у кого – то, возможно, уже перешла в  деструктивную, злокачественную область. Целью моей курсовой было составить  Ваше представление об агрессивности  дошкольников и её коррекции.

Исследования в этой области  показали, что все агрессивные  дети проявляют низкий интерес к  сверстнику, нежелание бескорыстно  поделиться с ним или помочь, реакции  на успех партнера неадекватны (злорадство при неудаче, он ощущает себя отверженным, неуверенным и ненужным). В последние  годы научный интерес в работах  российских и зарубежных ученых к  проблемам детской агрессивности  существенно возрос. Так как, увеличивается  число детей, склонных к агрессивным  действиям в дошкольном возрасте и как следствие, отклоняющееся  поведение и нарастающая волна  детской преступности в подростковом возрасте.

Выделяют различные причины  и мотивы агрессивного поведения  у детей. Агрессивное поведение  ребенка взаимообусловлено влиянием биологических, психологических и  социальных факторов. В основе детской агрессивности лежит мотивационная направленность: спонтанная демонстрация себя или достижение своих практических целей, в крайних проявлениях это подавление и унижение другого. Несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство, невнимание к другим детям, неспособность сопереживать, видеть и понимать другого.

В дошкольном возрасте важно  предпринимать своевременные меры для профилактики агрессивных проявлений у детей. Методы социальной профилактики детской агрессивности должны быть направлены на преодоление внутренней изоляции, на формирование доброжелательного  отношения к сверстнику, эмпатии  и способности видеть и понимать других, умение выражать гнев проблемными  способами. Проводя общий итог можно  сказать следующее, что для повышения  эффективности социально-профилактической работы с агрессивными детьми необходимо работать в следующих направлениях: выявление неблагоприятных факторов со стороны семьи и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных воздействий; а также задача специалистов формирование у агрессивных детей доброжелательного отношения к сверстнику. Профилактика и предупреждение агрессивного поведения дошкольников становиться не только психологически необходимым, но и социально значимым явлением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер. - М.: «Академия», 1995. - 36 с.

2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: «Педагогика», 1996. - 232 с.

3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Изд-во «МГУ», 1988. -80.

4. Берон, Р. Агрессия [Текст] / Р. Берон, Д. Ричардсон. - СПб., 2008. – 26с.

5. Бодалев, Л.А. Восприятие человека человеком [Текст] / Л.А. Бодалев. - М.: Изд-во «ЛГУ», 1965. -78с.

6. Божович, Л.И. Психология формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995. – 107с.

7. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве [Текст] / Г.М. Бреслав. - М.: «Педагогика», 1995. – 166с.

8. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми [Текст] / К. Бютнер. - М.: «Педагогика», 1991. - 88 с.

9. Буянов, М.И. Беседы о детской психиатрии [Текст] / М.И. Буянов. - М.: «Просвещение», 2008. - 255 с.

10. Буянов, М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи [Текст] / М.И. Буянов. - М.: «Просвещение», 2008. - 207 с.

11. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций [Текст] / Ю.В. Василькова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

12. Ватова, Л. Как снизить агрессивность детей [Текст] // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 6.- с.55-58.

13. Волкова, Е.В. Скажем «нет!» агрессии! [Текст] / Психологическая газета.- 2007.- №5-6.- с.17-21.

14. Выготский, Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития [Текст] // Вопросы психологии. - 1972. - №2.

15. Выготский, Л.С. Собр.соч. [Текст] / Л.С. Выготский. В 6 т. – М: «Педагогика»,1982 - Т.1.

16. Давыдов, В.В. Принципы развития в психологии [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Изд-во «АНН СССР», 1987. – 56с.

17. Детский психолог [Текст] / Под ред. Е.И.Рогова. - Вып.1. - Ростов на Дону.: «ПИ ЮФУ», 2008. – 97с.

18. Дьяченко, М.И. Психологический словарь-справочник [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Харвест, М.: АСТ, 2007. – 188с.

19. Зотова, О.И. Проблемы отклоняющегося поведения: Психологические проблемы социальной регуляции поведения [Текст] / О.И. Зотова. - М.: Наука, 1996. – 78с.

20. Иванова, Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношение к их проявлениям [Текст] / Л.Ю. Иванова. - М., 1993. – 143с.

21. Исследования по проблемам возрастной и педагогической науки [Текст] / Под ред. М.И.Лисиной. - М.: «Просвещение» 1980. - 214 с.

22. Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Ковалев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1985. – 24с.

23. Колосова, С.Л. Детская агрессия [Текст] / С.Л. Колосова. - СПб.: Питер, 2008. - 224 с.

24. Кон, И.С. Открытие «Я» [Текст] / И.С. Кон. - М.: «Политиздат», 1978. – 56с.

25. Копченова, Е.Е. Что стоит за агрессивностью дошкольников [Текст] // Психолог в детском саду.- 2009.- №1.- 64-66с.

26. Корнеева, Е.Н. Если в семье конфликт [Текст] / Е.Н. Корнеева.- Ярославль: Академия развития: «Академия холдинг», 2007. – 203с.

27. Краткий психологический словарь [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. -М.: «Политиздат», 1990. – 28с.

28. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие [Текст] / С.В. Крюкова, Н.П.Слободяник.- М.: «Генезис», 2003. - 57с.

29. Крич, Д. Несправедливость, агрессия, справедливость [Текст] // Вопросы психологии. - 1992. - №112. - 44с.

30. Куликов, Л.В. Психические состояния [Текст] / Л.В. Куликов. - М.: «Просвещение», 1990. 104с.

31. Лазурс, Р.С. Теория стресса и психологические исследования. Эмоциональный стресс [Текст] / Р.С. Лазурс. - Л., 1990. – 89с.

32. Левитов, Н.Д. Фрустрации как один из видов психических состояний [Текст] // Вопросы психологии. - 2008.- №6. – 34с.

33. Левитов, Н.Д. Психологическое состояние агрессии [Текст] // Школьный психолог. - 2007. - №6. – 21с.

34. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст] / А.Н. Леонтьев. В 2 т.- М.: «Просвещение», 1989. – 79с.

35. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина.- М.: «Генезис», 2006. – 45с.

36. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. - СПб, 2007. – 64с.

37. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры [Текст] / В.М. Минаева. - М., 1999. – 101с.

38. Нравственность, агрессия, справедливость [Текст] // Вопросы психологии. - 1992 г, № 1-2. – 77с.

39. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова.- М.: «Тривола», 1995. – 50с.

40. Психологические механизмы регуляции социального поведения. Сб. статей [Текст] / Отв. ред. М.И. Бобнева. - М.: «Наука», 1989. – 207с.

41. Психология формирования и развития личности [Текст] / Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: «Институт прктической психологии», 1981. – 178с.

42. Паренс, Р. Агрессия наших детей [Текст] / Р. Паренс. - М.: «Наука», 1997. 133с.

43. Румянцева, Т.Р. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии [Текст] // Вопросы психологии. - 1991. - № 1. – 20с.

44. Смирнова, Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности [Текст] // Вопросы психологии.- 2008.- №1. – 45с.

45. Смирнова, Е.О. Агрессивные дети // Дошкольное образование.- 2003.- №5.- 62-67с.

46. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы [Текст] / А. Фрейд. - М., 1993. – 54-55с.

47. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция [Текст] / И.А. Фурманов. - Мн.: «Ильин», 2006. – 127с.

48. Чижова, С.Ю. Детская агрессивность: 100 ответов на родительское почему? [Текст] / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина. – «Ярославль», 2007. - 49 с.

49. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: «Знание», 1986. – 289с.

50. Эмоциональное здоровье вашего ребенка [Текст] / Под ред. Жилина К.Д. - М., 2008. - 257 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Таблица 1

№  

Признаки

Баллы

1

Временами кажется, что в  него вселился злой дух

 

2

Он не может промолчать, когда чем-то не доволен

 

3

Когда кто-то причиняет ему  зло, он обязательно старается отплатить  тем же 

 

4

Иногда ему без всякой причины хочется выругаться 

 

5

Бывает. Что он с удовольствием  ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит

 

6

Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение

 

7

Он не прочь подразнить животных

 

8

Переспорить его трудно

 

9

Очень сердиться, когда ему  кажется, что кто-то над ним подшучивает

 

10

Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее всех

 

11

В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот

 

12

Часто не по возрасту ворчлив

 

13

Воспринимает себя как  самостоятельного и решительного

 

14

Любит быть первым, командовать, подчинять себе других 

 

15

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти  виноватых 

 

16

Легко ссориться, вступает в  драку

 

17

Старается общаться с младшими и физически более слабыми

 

18

У него не редки приступы мрачной раздражительности

 

19

Не считается со сверстниками, не уступает, не делиться

 

  20

Уверен, что любое задание  выполнит лучше всех 

 

Информация о работе Агрессивность дошкольников