Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:07, аттестационная работа
Цель анализа:
1. На основе реального состояния образовательного процесса выявить существующие проблемы, определить пути их положительного решения.
2. Обозначить концептуальные подходы и задачи образовательной политики, обеспечивающие переход работы педагогического коллектива в режим инновационного процесса в системе экспериментальной работы школы.
1. Каковы цели, задачи и направления изучения?
2. Каковы объекты и субъекты изучения?
3. Каков
механизм пролонгированного
4. Каково
содержание диагностико-
5. Каков инструментарий для проведения мониторинговых исследований?
6. Каков
механизм обработки, анализа и
распространения полученной
Формулируя цели и задачи предстоящей работы, мы создаем определенный желаемый образ как противоречие между реальным и прогнозируемым состояниями. Намеченные цели и задачи определяют выбор направлений мониторинговых исследований. Направления изучения в системе мониторинга позволяют определить объектно-субъектные компоненты.
Целевая
и содержательная специфика выстраивает
структуру и диагностико-
Традиционно
программа школьного
1. Продуктивность
образовательного процесса (мониторинг
образовательной подготовки
2. Воспитательная
система (мониторинг уровня
3. Научно-методическая работы (мониторинг профессиональной компетентности педагогов).
В зависимости от особенностей функционирования конкретного ОУ в программу мониторинга могут быть включены дополнительные разделы (блоки): например, взаимодействие с внешней средой, работа с родителями, дополнительное образование и т. д.
• Педагогический мониторинг качества образовательной подготовки обучающихся.
Основные направления сбора и анализа информации:
– степень готовности к обучению в 1, 5, 10 классах,
– уровень обучаемости учащихся,
– уровень обученности учащихся,
– степень сформированности общеучебных умений и навыков,
– уровень познавательных интересов учащихся,
– степень сформированности ключевых компетенций,
– ценностные ориентации учащихся к окружающей действительности,
– профессиональные самоопределения ученика,
– удовлетворенность учащихся учебно-воспитательным процессом.
Степень
готовности детей к обучению в 1 классе
определяется совокупностью данных
о физической и психической готовности
(на основании индивидуальной медицинской
карты ребенка), психологической
и социальной готовности (на основании
собеседования с педагогом-
Собранная информация оформляется в табличном варианте:
Ф. И. О. ребенка |
Уровень психологи- |
Уровень дидактической готовности | |
1. |
Может обучаться в школе |
Высокий |
Высокий |
2. |
Подлежит обучению в |
Средне-высокий |
Средний |
3. |
Средний |
Низкий | |
Средне-низкий |
|||
Низкий |
Примечание: периодичность сбора информации – 1 раз в год.
Анализ полученной информации целесообразно провести с позиций как качественного подхода (определить уровень готовности детей и обучению в 1 классе, характер динамики в сравнении с предыдущими учебными годами), так и количественного подхода (определить количество и процент соотношения детей с разной степенью готовности к обучению). Важно, чтобы результаты анализа стали базой для конкретных управленческих действий как со стороны администрации, учителей, педагога-психолога.
Степень готовности учащихся к обучению в 5 классе определяется на основании комплексного исследования по методике ГИТ и определения уровня обученности четырехклассников в конце учебного года. Результаты полученных данных заносятся в таблицу:
Ф. И. О. ученика |
Класс |
Уровень обучен- |
Уровень обученно- |
Уровень обученности по окружающе- |
Уровень обученности по иностранному языку |
Уровень обученности по методике ГИТ |
1 |
||||||
2 |
||||||
3 |
Примечание: периодичность сбора информации 1 раз в год.
Информация анализируется качественно и количественно и представляет собой основу для корректного комплектования 5 классов с учетом уровня сформированности у учащихся учебно-познавательных интересов и индивидуальных учебных способностей.
Уровень обучаемости учащихся определяется по специально разработанной методике, применяемой практически к любому учебному предмету.
О п и с а н и е м е т о д и к и. Учитель:
а) выбирает новый учебный материал базисного уровня на 10 минут для объяснения учащимся;
б) объясняет на основе актуализации известной информации новый учебный материал;
в) показывает образец применения знания в подобной ситуации;
г) показывает образец применения знания в измененной ситуации;
д) предпринимает самостоятельную работу из 4 заданий:
репродуктивный уровень |
1) повторить то, что услышали |
2) ответить на вопрос по | |
конструктивный уровень |
3) выполнить задание по образцу |
творческий уровень |
4) осуществить перенос |
Как только 3–4 ученика в группе выполнили задания, работы собираются у всех учащихся и анализируются по следующим критериям:
• если ученик выполнит все четыре задания, он находится на высоком, 3-м, уровне обучаемости;
• если ученик выполнил 1, 2, 3 задания, он находится на среднем, 2-м, уровне обучаемости;
• если ученик выполнил 1, 2 задания – он на низком, 1-м, уровне обучаемости.
Данная методика может служить основой формирования уровневых групп в классе и проведения дифференцированной работы.
Результаты полученной информации фиксируются в таблице:
Ф. И. О. ученика |
Класс |
Уровень обучаемости |
Примечания | ||
высокий (3) |
средний (2) |
низкий (1) | |||
1 |
|||||
2 |
Периодичность
определения уровня обучаемости учащихся:
1–2 раза
в год по одному предмету.
Уровень
обученности учащихся – это реально усвоенные
ими знания, умения и навыки, определенный
итог прошлого обучения. Различают
5 уровней обученности:
1) различение (1-й уровень);
2) запоминание (2-й уровень);
3) понимание (3-й уровень);
4) умения и навыки (4-й уровень);
5) перенос в новую ситуацию (5-й уровень).
Для определения уровня обученности учащихся составляется самостоятельная работа, включающая в себя 5 вопросов.
Ученику предлагается выбрать те вопросы, на которые он может ответить, при этом вопросы сформулированы в соответствии с содержанием каждого уровня и находятся в рамках обязательного минимума ЗУН.
Уровень обученности |
Примерные формулировки заданий и вопросов |
1. Различение |
– Выберите … из числа предложенных вариантов – Отметьте правильный ответ из … |
2. Запоминание |
– Назовите признаки … – Расскажите правило … – Запишите формулу … – Дайте определение … |
3. Понимание |
– Объяснить сущность явления … – Почему …? – Каковы последствия …? |
4. Умения и навыки |
– Решите задачу … – |
5. Перенос в новую ситуацию |
– |
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод об уровне обученности учащихся класса (параллели классов) как основы пректирования и планирования учебной деятельности на уроке.
Качественные показатели целесообразно оформить в виде справки, количественные показатели заносятся в таблицу:
Всего учащихся |
Уровни обученности | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||||
кол-во учащ. |
% |
кол-во учащ. |
% |
кол-во учащ. |
% |
кол-во учащ. |
% |
кол-во учащ. |
% | |
Для определения степени успешности обучения учащихся традиционно используется ряд процентных показателей, например: процент успеваемости, процент качества знаний, процент степени обученности класса.
Процент успеваемости определяет процентное отношение учащихся, успевающих по тому или иному учебному предмету к общему количеству учащихся класса.
Процент качества знаний учитывает процентное отношение учащихся, успевающих на «4» и «5» к количеству детей класса.
Показатель
степени обученности класса (СОК) определяется
по формуле:
где n1 – количество полученных в результате контроля пятерок,
n2 – четверок;
n3 – троек;
n4 – двоек;
n – общее количество учащихся.
В методической литературе описана методика нахождения средневзвешенных отметок «5», «4», «3», «2», проводимая с целью повышения объективности оценивания знаний учащихся. Средневзвешенный коэффициент обученности определяется тогда, когда необходимо, сравнивая отметки учащихся за контрольную работу и за период обучения, найти величину завышения или занижения оценки.
Описание методики:
а) средняя оценка за контрольную работу (Ск) находится по формуле:
Ск =
где Ак – оценки за контрольную работу,
n – количество учащихся, ее выполнявших;
б) средняя оценка за период времени (четверть, полугодие, год) (Сч) находится по формуле:
Сч =
где Ач – оценки за четверть,
n – количество аттестованных учащихся;
в) разница между полученными величинами (О) определяется так:
О = Ск – Сч
и свидетельствует о норме, завышении или занижении отметок;
г) средневзвешенная оценка за контрольную работу для учащихся, имеющих «5» за период времени, рассчитывается по формуле:
Сср5 =
где А5 – оценки за контрольную работу отличников класса,
n5 – количество отличников.
Аналогично находятся средневзвешенные оценки для учащихся, имеющих «4», «3», «2»;
д) коэффициент степени обученности (СОК) находится по формуле:
СОЕ =
где в числителе сумма взвешенных коэффициентов обученности по каждой отметке, в знаменателе – количество аттестованных учащихся, писавших контрольную работу, а СОК – величина, позволяющая независимо определить степень обученности учащихся.
Определение степени обученности класса и нахождение коэффициентов средневзвешенных оценок целесообразно проводить в отчетные периоды учебного времени.
В контексте
основных параметров нового качества
образования педагогический мониторинг
становится основой управления образовательным
процессом и запуска
Педагогический мониторинг обладает следующими характеристиками:
– С р а в н и т е л ь н а я ф у н к ц и я дает возможность сравнивать различные показатели по субъектам и объектам контроля.
Рассматривая подробно критерии оценивания знаний, умений и навыков учащихся, остановимся на выделенных в педагогической науке трех критериях:
Информация о работе Аналитический отчёт за 2010-2011 учебный год