Анализ и совершенствование стратегии деятельности организации (на примере КГБОУ НПО «Профессиональное училище №35)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 12:38, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является исследование стратегии развития профессионального образовательного учреждения и разработка рекомендаций по ее эффективному формированию.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:
– изучить теоретические основы сущности стратегии организации;
– раскрыть сущность стратегического подхода к управлению в профессиональной образовательной организации;
– проанализировать эффективность разработки и реализации стратегии в КГБОУ НПО «Профессиональное училище №35»;
– разработать приоритетные направления программы развития КГБОУ НПО «Профессиональное училище №35»;
– дать оценку количественным и качественным показателям эффективности внедрения предложенных рекомендаций по реализации стратегии развития организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 Сущность и значение стратегии деятельности организации 8
1.2 Особенности разработки стратегии деятельности профессиональной
образовательной организации 16
2 АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КГБОУ НПО
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 35» 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика профессиональной
образовательной организации 29
2.2 Организация управления в профессиональной образовательной
организации 41
2.3 Оценка реализуемой стратегии 44
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КГБОУ НПО «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 35» 49
3.1 Обоснование необходимости развития стратегии деятельности
училища 49
3.2 Содержание Программы развития училища 52
3.3 Количественные и качественные показатели эффективности
реализации Программы развития училища 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
74

Файлы: 1 файл

ВКР готовая -Фомина ЛГ.docx

— 252.92 Кб (Скачать файл)

Результатом реализации стратегии является построение организации с высоким стратегическим потенциалом, способной быстро приспосабливаться к изменениям внешней среды, обладающей конкурентоспособностью в долгосрочной перспективе и добивающейся стабильно высоких результатов.

Стратегия развития профессиональной образовательной организации может быть представлена в виде Программы развития.

 

 

Рисунок 1.4 - Схема оценки эффективности стратегии профессиональной образовательной организации

 

В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» впервые государство предъявляет требование разработки программы развития образовательной организации, как обязательного стратегического документа образовательной организации.

В разделе 7 пункта 3 статьи 28. «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» говорится, что «к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным  законом» [1].

Под образованием в новом Законе об образовании понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

 Профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.

 Отличительной особенностью нового Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования третьего поколения является его направленность на подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в соответствии с запросами регионального рынка труда, потребностями работодателей на основе компетентностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.

Программа развития образовательного учреждения представляет собой документ стратегического планирования и инновационного развития профессиональной образовательной организации.

 Программа развития  профессиональной образовательной  организации сегодня - это сложный, многогранный, системный, комплексный документ, ориентирующий весь педагогический коллектив на совершенствование и развитие, как своей профессиональной деятельности, так и развития профессиональной образовательной организации, а, следовательно, и системы образования в целом [26, с.6].

Следует различать программу и план развития профессиональной образовательной организации. Программа рассматривается как инструмент органа управления, необходимый для привлечения ресурсов для решения значимой проблемы. План представляет собой описание реализации программы в конкретных условиях и промежутке времени. План координирует деятельность различных субъектов, распределяя полученные ресурсы по мероприятиям, срокам и ответственным. В этом случае программа включает в себя мотивирующий анализ значимой проблемы, законодательное обеспечение концепции желаемого результата и содержит план действий всех субъектов, скоординированных для решения проблемы.

С управленческой точки зрения программа является основой принятия оперативных управленческих решений в повседневной деятельности профессиональной образовательной организации. Процесс разработки программы является, по сути, процессом принятия стратегического управленческого решения. Поэтому процесс принятия управленческого решения и структура самого управленческого решения можно рассматривать как методологию разработки программы развития профессиональной образовательной организации. В ходе процесса разработки программы руководитель выявляет собственную позицию к происходящим изменениям в социальном контексте, анализирует потенциал развития своей профессиональной образовательной организации в новых условиях и берет на себя ответственность за новые цели развития и способы их достижения. Действия на каждом этапе процесса принятия управленческого решения представлены в таблице (таблица 1.2).

 

Таблица 1.2 - Процесс принятия управленческого решения

Фаза

Содержание фазы

1. Сбор информации о  возможных проблемах

1.1. Наблюдение за внутренней  средой организации

1.2. Наблюдение за внешней  средой

2. Выявление и определение причин возникновения проблемы

2.1. Описание проблемной  ситуации

2.2. Выявление организационного  звена, где возникла проблема

2.3. Формулировка проблемы

2.4. Оценка ее важности

2.5. Выявление причин возникновения  проблемы

3. Формулирование целей решения проблемы

3.1. Определение целей  организации

3.2. Формулировка целей  решения проблемы

4. Обоснование стратегии решения проблемы

4.1. Детальное описание  объекта

4.2. Определение области  изменения переменных факторов

4.3. Определение требований  к решению

4.4. Определение критериев  эффективности решения

4.5. Определение ограничений

5. Разработка вариантов решения

5.1. Расчленение задачи  на подзадачи

5.2. Поиски идей решения  по каждой подзадаче

5.3. Построение моделей  и проведение расчетов

5.4. Определение возможных  вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме

5.5. Обобщение результатов  по каждой подзадаче

5.6. Прогнозирование последствий  решений по каждой подзадаче

5.7. Разработка вариантов  решения всей задачи

6. Выбор лучшего варианта

6.1. Анализ эффективности  вариантов решения

6.2. Оценка влияния неуправляемых  параметров

7. Корректировка и согласование решения

7.1. Проработка решения  с исполнителями

7.2. Согласование решения  с функционально взаимодействующими службами

7.3. Утверждение решения

8. Реализация решения

8.1. Подготовка рабочего  плана реализации

8.2. Реализация плана

8.3. Внесение изменений  в решение в ходе реализации

8.4. Оценка эффективности  принятого и реализованного решения


 

 

 

Рассмотрим структуру технического задания на разработку программы развития (таблица 1.3).

 

 

Таблица 1.3 - Структура технического задания на разработку программы развития профессиональной образовательной организации

Подструктуры технического задания на разработку проекта

Вопросы

1. Обоснование необходимости разработки программы

Кому и почему нужна программа? На преодоление какой проблемы она направлена? Каковы нормативные основания разработки программы?

2. Цели и задачи программы (предварительная формулировка)

К какому непосредственному изменению ситуации для решения поставленной проблемы стремится программа?

Каков ожидаемый долгосрочный социально-педагогический эффект от воплощения программы? Что нужно сделать для достижения непосредственного ожидаемого результата?

3.Разработчики программы

Кто будет заниматься разработкой программы?

4. Сроки реализации программы

На какие сроки реализации программы рассчитана?

5. Целевые группы

К каким группам населения (социальным, профессиональным, возрастным, иным) адресована программы?

Кто выиграет от достижения планируемых результатов, в чем и почему?

6. Организация работ по  разработке программы

На какие этапы планируется разбить разработку программы? Кто будет исполнять работы на каждом этапе?

7. График выполнения работ

Каковы временные рамки проектных работ с указанием даты начала и окончания каждого этапа разработки программы?

8. Отчетность

Какие документы должны быть получены в ходе разработки программы по этапам и в итоге?

9. Экспертиза отчетных  материалов

Каков состав группы экспертов?

Как планируется оценивать эффективность работы разработчиков программы? По каким критериям должна осуществляться экспертиза представленных документов?

10. Ресурсное обеспечение разработки программы

Какие ресурсы необходимы для разработки программы? Как планируется их обеспечение?


 

 

 

Программа развития профессиональной образовательной организации должна иметь определенную структуру (Приложение А).

Перечисленные в данной главе принципы и методы построения стратегии деятельности организации, а также виды стратегий являются основой стратегического планирования и составлены с использованием опыта и знаний многих выдающихся деятелей менеджмента.

 

2 АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КГБОУ НПО «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 35»

 

2.1 Организационно-экономическая  характеристика профессиональной  образовательной организации

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №35» является некоммерческой профессиональной образовательной организацией.

      Тип учреждения – профессиональная образовательная организация.

Организационно-правовая форма училища: краевая государственная  бюджетная профессиональная образовательная организация.

В соответствии с установленным государственным статусом образовательное учреждение реализует основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих), с получением среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы.

КГБОУ НПО «Профессиональное училище №35» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и лицевые счета, открытые в органах казначейства РФ по Алтайскому краю в порядке, установленном законодательством Российской Федерации печать, а также штампы, бланки.

Юридический адрес: 656050, Алтайский край,  г. Барнаул, ул. Юрина, 203.

Имеется лицензия на право ведения образовательной деятельности и

свидетельство о государственной аккредитации (Приложение Б, В).

Общая площадь: 10527,5 кв.метров.

Проектная мощность - 650 человек.

Контингент обучающихся на 01.05.2014г составляет 394 человека.

          Учредителем Учреждения и собственником  его имущества является Алтайский край. Функции и полномочия учредителя Учреждения в соответствии с указом Губернатора Алтайского края от 15.01.2014 №1 «Об утверждении Положения о Главном управлении образования и молодежной политики Алтайского края» осуществляет Главное управление образования и молодёжной политики Алтайского края. 

Училище создано в 1969 году с целью подготовки рабочих для промышленных предприятий города Барнаула и Алтайского края.

В 1996 году произошло объединение трех педагогических коллективов ПУ №38 и ПУ №86 на базе ПУ №35, что послужило основанием для развития училища как многопрофильного образовательного учреждения. В 2010 году в целях оптимизации системы начального профессионального образования края, КГОУ НПО «Профессиональное училище № 35» реорганизовано в форме присоединения к нему КГОУ НПО «Профессиональное училище №33».

В настоящее время КГБОУ НПО «Профессиональное училище №35» осуществляет подготовку по профессиям «Повар, кондитер», «Официант, бармен», «Продавец, контролер-кассир», «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)».

Училище внесено в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России» (свидетельство об участнике национального реестра №01669) в 2011 году на основании предложения Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края, является лауреатом премии «Лидер года - 2010» среди учреждений начального профессионального образования Алтайского края.

Миссия КГБОУ НПО «Профессиональное училище №35» заключается в предоставление качественного профессионального образования, обеспечивающее профессиональное и личностное развитие рабочих кадров и специалистов в условиях динамично меняющихся потребностей рынка труда Алтайского края и реализацию Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения.

Цель заложена в миссии – подготовка конкурентоспособных квалифицированных рабочих, служащих.

Целевой приоритет образовательной политики училища – подготовка профессионально мобильной, готовой к постоянному самообразованию и саморазвитию личности.

Средства достижения данной цели: создание и реализация инновационных условий образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения.

          Для достижения цели деятельности  училище осуществляет следующие основные виды деятельности:

- реализация образовательных  программ среднего общего образования, основных профессиональных образовательных  программ  среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего, среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

  - реализация образовательных программ профессионального обучения- программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации, рабочих, служащих;

- реализация дополнительных  профессиональных программ –  программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки;

- реализация дополнительных  общеобразовательных программ (научно-технической, культурологической, физкультурно-спортивной, историко-правовой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной, художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной, технической, гуманитарной направленности и др.);

Информация о работе Анализ и совершенствование стратегии деятельности организации (на примере КГБОУ НПО «Профессиональное училище №35)