Анализ и совершенствование стратегии деятельности организации (на примере КГБОУ НПО «Профессиональное училище №35)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 12:38, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является исследование стратегии развития профессионального образовательного учреждения и разработка рекомендаций по ее эффективному формированию.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:
– изучить теоретические основы сущности стратегии организации;
– раскрыть сущность стратегического подхода к управлению в профессиональной образовательной организации;
– проанализировать эффективность разработки и реализации стратегии в КГБОУ НПО «Профессиональное училище №35»;
– разработать приоритетные направления программы развития КГБОУ НПО «Профессиональное училище №35»;
– дать оценку количественным и качественным показателям эффективности внедрения предложенных рекомендаций по реализации стратегии развития организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 Сущность и значение стратегии деятельности организации 8
1.2 Особенности разработки стратегии деятельности профессиональной
образовательной организации 16
2 АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КГБОУ НПО
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 35» 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика профессиональной
образовательной организации 29
2.2 Организация управления в профессиональной образовательной
организации 41
2.3 Оценка реализуемой стратегии 44
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КГБОУ НПО «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 35» 49
3.1 Обоснование необходимости развития стратегии деятельности
училища 49
3.2 Содержание Программы развития училища 52
3.3 Количественные и качественные показатели эффективности
реализации Программы развития училища 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
74

Файлы: 1 файл

ВКР готовая -Фомина ЛГ.docx

— 252.92 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Механизм реализации Программы включает механизм управления Программой. Условием эффективного управления качеством реализации Программы является экспертиза и мониторинг.

Экспертиза (внешняя и внутренняя) проводится периодически на каждом этапе реализации Программы. Экспертное заключение по реализации этапа Программы включает: задачи экспертизы, оценку результатов деятельности, предложения, рекомендации.

 Мониторинг проводится с целью отслеживания исполнения Программы. Планы проведения мониторинга разрабатываются по каждому направлению  деятельности [26, С.31].

Управление Программой осуществляется директором и управленческой командой.

Директор несет персональную ответственность за реализацию и конечные результаты Программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств.

Контроль за исполнением Программы осуществляет Управляющий Совет.

По результатам реализации Программы раз в год готовится публичный доклад директора о результатах деятельности. Организуется размещение на сайте училища информации о ходе реализации Программы, публичный доклад директора.

Финансирование Программы осуществляется за счет средств:

  1. краевого бюджета;
  2. внебюджетных средств (средства от приносящей доход деятельности-

 собственные средства учреждения), в том числе:

  • доходы от оказания платных услуг (работ);
  • доходы от операций с активами (система выездных «точек» - быстрого

питания);

  • прочие доходы.

Общий объем финансирования Программы составляет 75680,2 тыс. руб. и приведен в таблице 3.2. Из них по источникам:

  • средства бюджета 39226,6 тыс.   руб.
  • внебюджетные средства 1599,9 тыс. руб.
  • дополнительная потребность 34853,7 тыс. руб.

 

Таблица 3.2 - Объем финансирования мероприятий Программы развития КГБОУ НПО «Профессиональное училище №35» (тыс. руб.)

Задача 1. Совершенствовать материально-техническую и социально-бытовую базу

п\п

Направление финансирования

Всего

2013

2014

2015

2016

Источник финанс.

1.

Совершенствование учебно-производственных цехов, лабораторий, учебных кабинетов в соответствии с ФГОС

1200,0

300,0

300,0

300,0

300,0

Бюджет

2.

Оснащение учебных кабинетов средствами интерактивного обучения

896,0

100,0

296,0

300,0

200,0

Бюджет

3.

Оснащение мебелью учебно- производственных цехов, лабораторий, учебных кабинетов

456,5

86,5

90,0

140,0

140,0

Вне

бюджет

4.

Открытие новой учебной лаборатории «Технология обслуживания в общественном питании»

500

0,0

320,0

150,0

30,0

Бюджет

5.

Обновление библиотечного фонда современной учебной, научной, справочной, методической литературой

1840,0

440,0

300,0

560,0

540,0

Бюджет

6.

Оснащение электронными учебниками, пособиями

150,0

0,0

25,0

50,0

75,0

Бюджет

7.

Ремонт и оснащение комнат в общежитии

194,8

59,8

45,0

45,0

45,0

Вне

бюджет

 

Итого:

5042,5

926,5

1331,0

1500,0

1285,0

 

Продолжение таблицы 3.2

Задача 2. Открыть новую профессию Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции и специальность Технология продукции общественного питания(по сокращенной  программе) (2015 г.)

1.

Создание нормативно-правовой базы для открытия новой профессии и специальности

5,0

0,0

5,0

0,0

0,0

Вне

бюджет

2.

Разработка программного, методического обеспечения по профессии Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции

20,0

0,0

20,0

0,0

0,0

Вне

бюджет

3.

Разработка программного, методического обеспечения по специальности Технология продукции общественного питания (сокращенная форма)

20,0

0,0

20,0

0,0

0,0

Вне

бюджет

4.

Приведение материально-технической базы в соответствии ФГОС  по специальности Технология продукции общественного питания

303,6

0,0

153,6

75,0

75,0

Бюджет

5.

Приведение материально-технической базы в соответствии ФГОС по профессии Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции (по отраслям производства)

400,0

0,0

250,0

75,0

75,0

Бюджет

6.

Приобретение учебной, методической и справочной литературы в соответствии ФГОС  по специальности   Технология продукции общественного питания

205,0

0,0

105,0

50,0

50,0

Бюджет

7.

Приобретение учебной, методической и справочной литературы в соответствии ФГОС по профессии

Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции

100,0

0,0

50,0

25,0

25,0

Бюджет

 

Итого:

1053,6

-

603,6

225

225

 

 

 

Продолжение таблицы 3.2

Задача 3.  Качественно улучшить кадровое обеспечение образовательного процесса

1.

Повышение квалификации педагогических работников через курсы повышения квалификации, стажировки, посещение мастер-классов

120,0

0,0

35,0

40,0

45,0

Вне

бюджет

2.

Участие педагогических работников и обучающихся в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях различных уровней

180,0

0,0

55,0

60,0

65,0

Вне

бюджет

3.

 

Поэтапное повышение заработной платы преподавателям и мастерам производственного обучения

33632,0

8408,0

8408,0

8408,0

8408,0

Бюджет

348,0

80,0

85,0

89,0

94,0

Вне

бюджет

34853,7

0,0

8266,6

11446,8

15140,3

Доп.

потребн.

 

Итого:

69133,7

8488,0

16849,6

20043,8

23752,3

 

Задача 4. Совершенствовать  инновационную деятельность.

Осуществить переход в статус базовой профессиональной образовательной  организации

(с реализацией функций  стажерской площадки)

1.

Организация мастер-классов с приглашением поваров ресторанов, Кулинарной школы №1 «Студия вкуса»

170,0

20,0

45,0

50,0

55,0

Вне

бюджет

2.

Организация  профессиональных конкурсов с участием работодателей

90,0

0,0

25,0

30,0

35,0

Вне

бюджет

3.

Разработка программно-методического обеспечения  реализации программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ

35,0

0,0

10,0

10,0

15,0

Вне

бюджет

4.

Издание педагогическими работниками учебных, методических пособий

27,0

0,0

7,0

10,0

10,0

Вне

бюджет

 

Итого:

322,0

20,0

87,0

100,0

115,0

 

Задача 5. Развивать сетевое взаимодействие по реализации профессиональных образовательных программ, дополнительных образовательных программ

(программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки)

1.

Обновление ОПОП с учетом запросов работодателей

3,0

0,0

1,0

1,0

1,0

Вне

бюджет

Продолжение таблицы 3.2

2.

Организация встреч, круглых столов, семинаров, ярмарок вакансий с работодателями

45,0

0,0

15,0

15,0

15,0

Вне

бюджет

3.

Участие работодателей в оценке качества образования

20,4

0,0

6,6

6,8

7,0

Вне

бюджет

 

Итого

68,4

0,0

22,6

22,8

23,0

 

Задача 6. Осуществить процесс перехода в профессиональную образовательную организацию «Алтайский колледж индустрии питания и сферы обслуживания»,  реализующую  основные профессиональные образовательные программы  подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена

(2015 год)

1.

Создание нормативно-правовой базы для перехода в профессиональную образовательную организацию «Алтайский колледж индустрии питания и сферы обслуживания», реализующую  основные профессиональные образовательные программы  подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена

10,0

0,0

0,0

10,0

0,0

Вне

бюджет

2.

Приведение кадрового обеспечения в соответствии с требованиями к профессиональной образовательной организации, реализующей  основные профессиональные образовательные программы  подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего

50,0

0,0

50,0

0,0

0,0

Вне

бюджет

 

ИТОГО

60,0

0,0

50,0

10,0

0,0

 

 

 

 

Конкретные объемы финансирования мероприятий Программы определяются при утверждении на соответственный год и могут корректироваться в соответствии с возможностями.

Таким образом, в разработанной Программе развития КГБОУ НПО «Профессиональное училище №35» определены ее цели и задачи, этапы реализации, механизм управления, а также источники финансирования.

 

    1. Количественные и качественные показатели эффективности         

реализации Программы развития училища

Реализация Программы развития КГБОУ НПО «Профессиональное училище №35» направлена на повышение качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, востребованных региональным рынком труда  и их успешной социализации в современных жизненных условиях.

Ожидаемые результаты от реализации Программы развития можно условно разделить на количественные и качественные.

  1. Количественные показатели:

- объем оказания государственных услуг 2013-2016 годы -  100%;

- увеличить процент трудоустройства выпускников с 56,9% в 2013 году до 70 % к 2016 году;

- повысить степень удовлетворенность работодателей качеством подготовки до 100%;

- увеличить среднюю заработную плату преподавателей и мастеров производственного обучения к 2016 году до 90% от средней заработной платы по экономике Алтайского края (введение эффективного контракта);

- увеличение доли педагогических работников, имеющих высшую квали-

фикационную категорию к 2016 году до 65%;

- увеличение доли педагогических работников, освоивших информацион-

но- коммуникационные технологии к 2016 году до 100%;

- увеличение доли педагогических работников освоивших инновационные педагогические, профессиональные технологии к 2016 году 90 %;

- увеличение доли педагогических работников, прошедших повышение

 квалификации через  курсы, стажировки и т.д. к 2016 году  до 100 %;

- увеличение доли молодых педагогических работников к 2016 году до 10%;

- увеличение объема привлеченных средств на модернизацию учебно-

материальной и социально-бытовой базы.

  1. Качественные показатели:

- повышение качества подготовки обучающихся;

- повышение престижа рабочей профессии;

- переход училища в статус базовой профессиональной образовательной

организации (с реализацией функций стажерской площадки) по теме «Создание инновационной образовательной среды, обеспечивающей подготовку квалифицированных рабочих и специалистов по профессиям индустрии питания и сферы обслуживания» в 2013 году;

- открытие новой профессии 260121.01 Наладчик оборудования в произ-

водстве пищевой продукции (по отраслям производства) в 2015 году;

- открытие специальности 260807 Технология продукции общественного

питания (по ускоренной программе) в 2015 году;

   

- переход училища в профессиональную образовательную организацию

«Алтайский колледж индустрии питания и сферы обслуживания», реализующую  образовательные программы среднего профессионального образования -  программы  подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программы подготовки специалистов среднего звена в 2015 году;

- модернизация учебно - материальной  и социально - бытовой базы

(открытие учебной лаборатории «Технология обслуживания в общественном питании», ремонт кабинетов общеобразовательного цикла, приобретение оборудования, мебели, инвентаря, мультимедийного оборудования);

- развитие эффективной системы сетевого взаимодействия;

- совершенствование единого образовательно-информационного пространства училища, развитие информационной культуры обучающихся, педагогических и руководящих работников;

- эффективное функционирование системы менеджмента качества в учи-

лище;

- обобщение и распространения опыта инновационной деятельности.

В ходе реализации Программы развития следует обратить внимание на риски, которые могут повлиять на реализацию Программы в целом или отдельных ее частей. Реализация Программы сопряжена с рисками и трудностями объективного и субъективного характера.

К объективным относятся риски, связанные с:

- недостаточным учетом результатов мониторинговых исследований хода

реализации Программы, что может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий и приведет к отсутствию их связи с реальной ситуацией;

- нормативно-правовые аспекты, можно определить как неоднозначностью толкования или отсутствием нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательной организации, которые могут вызвать затруднения реализации Программы;

- финансово-экономические аспекты – вероятность и объем экономических потерь, вызванных неопределенностью, нестабильностью, недофинансированию программных мероприятий;

- ресурсно-технологические аспекты риска понимаются как вероятность

 недостаточной подготовки  ресурсной и технологической  базы;

- организационно-управленческие аспекты – ошибки при выборе механизмов управленческой коррекции программных  мероприятий могут привести к недостаточной координации деятельности заказчиков и исполнителей.

К субъективным рискам относится:

- социально-психологическая неготовность отдельных педагогов училища

перейти к новым методам работы, отказаться от привычных узкоутилитарных целевых установок без выделения общих стратегических приоритетов;

- социально-педагогический аспект – некоторые сопротивления, психоло-

гический дискомфорт у педагогических работников, чья профессиональная деятельность претерпевает изменения. Это выражается в инертном характере деятельности педагогических работников, участвующих в осуществлении Программы.

В то же время возможные риски в ходе реализации Программы будут стимулировать динамизм и обновление, выявление перспективных ресурсов развития, за счет которых возможен переход к более высокому качеству деятельности училища.

   Минимализация рисков обеспечивается за счет скоординированного выполнения комплекса мероприятий, взаимосвязанных по срокам, ресурсам и результатам.

К мероприятиям по минимизации рисков можно отнести:

- проведение маркетинговых исследований;

- распределение ответственности между участниками программы;

- отказ от рисковых проектов;

- сетевое взаимодействие с социальными партнерами.

В заключение отметим, что стратегия развития КГБОУ НПО «Профессиональное училище №35», разработанная на основе ее миссии, перспективных целей, ключевых принципах функционирования, призвана служить основанием для развертывания в сети профессиональных образовательных организаций широкого спектра инновационных направлений, определяющих переход училища на новый, более высокий качественный уровень функционирования в современных условиях социально-экономических реформ.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе рассмотренных определений понятий «стратегия» и «развитие» следует, что «стратегия развития образования - система мер управления образованием, которая опирается на долгосрочные приоритеты и направлена на развитие как отдельных направлений образовательного процесса, так и образовательной организации в целом».

Технология разработки стратегии профессиональной образовательной организации включает в себя постановку стратегических целей – основных направлений деятельности, ведущих к реализации миссии образовательной организации.

Наиболее свойственные для профессиональной образовательной организации виды стратегий: наступления, обороны, фокусирования, дифференциации и ликвидации.

Стратегия развития профессиональной образовательной организации может быть представлена в виде Программы развития.

Программа развития профессиональной образовательной организации сегодня - это сложный, многогранный, системный, комплексный документ, ориентирующий весь педагогический коллектив на совершенствование и развитие, как своей профессиональной деятельности, так и развития профессиональной образовательной организации, а, следовательно, и системы образования в целом.

Для каждой профессиональной образовательной организации, для того чтобы иди в ногу со временем, важно выбрать правильную стратегию развития. Выбор стратегии зависит прежде всего от внешней среды и потенциала самой профессиональной образовательной организации.

Основным видом деятельности КГБОУ НПО «Профессиональное училище №35» является образовательная деятельность по подготовке квалифицированных рабочих, служащих.

Училище реализует стратегию фокусированной дифференциации, в пределах выбранного сегмента усиливает дифференциацию услуги по качеству, инновационной деятельности, материально-техническому обеспечению, диссеминации опыта, через участие в профессиональных конкурсах, олимпиадах различного уровня, пытаясь выделиться среди других профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования регионального рынка образовательных услуг. Осуществляя подготовку квалифицированных рабочих для индустрии питания и сферы обслуживания Алтайского края,  выпускники училища выгодно отличаются от выпускников других однопрофильных профессиональных образовательных организаций качеством подготовки, освоенными профессиональными компетенциями, востребованностью выпускников на рынке труда.

КГБОУ НПО «Профессиональное училище №35» имеет положительную динамику развития, активно участвует в реализации краевой долгосрочной целевой программы «Модернизация профессионального образования в Алтайском крае» на 2013-2015 годы. Наряду с сильными сторонами имеется область проблем.

С целью развития и осмысленного движения вперед в КГБОУ НПО «Профессиональное училище №35» предложены мероприятия по разработке и реализации в качестве стратегии развития Программы развития на 2013-2016 годы, в соответствии требований регионального рынка труда, Федеральных государственных образовательных стандартов  по образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

Процесс разработки Программы развития направлен на построение, как образа будущего училища, так и программы перехода от текущего состояния к этому образу. Стержнем разрабатываемой стратегии является комплекс мер, ориентированных на максимальное использование ключевых конкурентных преимуществ училища, выявленных на этапе стратегической диагностики. Стратегическое управление деятельностью КГБОУ НПО «Профессиональное училище №35» носит целевой характер, т.е. предусматривает постановку и достижение определенных целей.

Программа развития училища нацелена на повышение качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, востребованных региональным рынком труда  и успешную их социализацию в современных жизненных условиях, а также на развитие профессиональной образовательной оргаеизации.

Информация о работе Анализ и совершенствование стратегии деятельности организации (на примере КГБОУ НПО «Профессиональное училище №35)