Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 12:38, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является исследование стратегии развития профессионального образовательного учреждения и разработка рекомендаций по ее эффективному формированию.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:
– изучить теоретические основы сущности стратегии организации;
– раскрыть сущность стратегического подхода к управлению в профессиональной образовательной организации;
– проанализировать эффективность разработки и реализации стратегии в КГБОУ НПО «Профессиональное училище №35»;
– разработать приоритетные направления программы развития КГБОУ НПО «Профессиональное училище №35»;
– дать оценку количественным и качественным показателям эффективности внедрения предложенных рекомендаций по реализации стратегии развития организации.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 Сущность и значение стратегии деятельности организации 8
1.2 Особенности разработки стратегии деятельности профессиональной
образовательной организации 16
2 АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КГБОУ НПО
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 35» 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика профессиональной
образовательной организации 29
2.2 Организация управления в профессиональной образовательной
организации 41
2.3 Оценка реализуемой стратегии 44
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КГБОУ НПО «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 35» 49
3.1 Обоснование необходимости развития стратегии деятельности
училища 49
3.2 Содержание Программы развития училища 52
3.3 Количественные и качественные показатели эффективности
реализации Программы развития училища 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
74
- слабая подготовка педагогических работников в области применения инновационных педагогических и производственных технологий, в области исследовательской работы, в использовании информационно-коммуникационных технологий;
- риск эмоционального выгорания педагогических работников;
- недостаток высокотехнологичного оборудования;
- отсутствие учебной лаборатории «Технология обслуживания в общест-
венном питании»;
- недостаток средств интерактивного обучения;
- отстраненность и незаинтересованность работодателей в разработке вариативной составляющей основной профессиональной образовательной программе и оценке качества образования (рисунок 2.2).
КГБОУ НПО «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 35»
Училища
В целях модернизации профессионального образования в Алтайском крае с учетом потребности рынка труда и формирования эффективной организации ресурсов системы профессионального образования Постановлением Администрации Алтайского края от 22.04.2013г № 221 утверждена долгосрочная целевая программа «Модернизация профессионального образования в Алтайском крае» на 2013-2015 годы [7].
Согласно социально-экономическому развитию Алтайского края на период до 2025 года стратегическим направлением развития потребительского рынка будет:
рублей в 2012г. до 7850 руб. в 2017г;
Очевидно, что потребность в рабочих и специалистах сферы общественного питания, торговли, промышленности Алтайского края будет иметь тенденцию роста. Это связано с постоянным увеличением предприятий общественного питания, открытием новых торговых, развлекательных, досуговых центров. Выпускники профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования будут востребованы на региональном рынке труда, но качество подготовки выпускников не в полной мере отвечает требованиям экономики Алтайского края и работодателей. В настоящее время существует разрыв между потребностями экономики Алтайского края в квалифицированных кадрах и реальным уровнем их подготовки в системе профессионального образования. Развитие экономики предъявляет новые требования к качеству подготовки специалистов и рабочих кадров. Это связано с внедрением нового высокотехнологичного оборудования, инновационных производственных технологий. В связи с этим возникает необходимость реформирования системы подготовки рабочих и специалистов в Алтайском крае в соответствии с требованиями высокотехнологических производств, активного участия стратегических и тактических партнеров в формировании заказа на подготовку востребованных на рынке труда кадров, в организации учебно-производственного процесса, в укреплении кадрового потенциала и материально-технической базы образовательных учреждений, осуществляющих подготовку рабочих и специалистов. Профессиональным образовательным организациям необходимо постоянно внедрять инновационные педагогические и производственные технологии, модернизировать материально-техническую базу новейшими образцами оборудования, инвентарем, так же необходимо постоянно повышать квалификацию педагогических работников через посещение курсов, участие в конкурсах, посещение мастер-классов, выставок, семинаров, прохождении стажировок (рисунок 3.1).
Рисунок 3.1 – Обоснование необходимости реформирования системы
профессионального образования, проект
Программа развития КГБОУ НПО «Профессиональное училище №35» выступает в качестве стратегии на 2013-2016 годы. Она ориентирована на будущее, на реализацию не только сегодняшних, но и перспективных образовательных потребностей. Программа развития рассматривается училищем как потенциально мощный и действенный инструмент, обеспечивающий гарантированный, результативный, экономичный и своевременный переход в систему среднего профессионального образование, в новое качественное состояние, и одновременно - инструмент, обеспечивающий управление им.
В основу реализации Программы положены методы, сочетающие управленческую целенаправленность деятельности администрации и творческие инициативы со стороны сотрудников. Выполнение цели и задач происходит в рамках реализации целевых программ, каждая из которых представляет собой комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, нацеленных на решение проблем отдельного направления образовательной деятельности.
Задача 2. Открыть новую профессию 260121.01 Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции (по отраслям производства) и специальность 260807 Технология продукции общественного питания (по сокращенной программе) (2015 г.).
Задача 3. Качественно улучшить кадровое обеспечение образовательного процесса (2013-2016г.).
Задача 6. Осуществить процесс перехода в профессиональную образовательную организацию «Алтайский колледж индустрии питания и сферы обслуживания», реализующую образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программы подготовки специалистов среднего звена в 2015 году.
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки реализации |
Исполнители | |
Задача 1. Совершенствовать материально-техническую и социально-бытовую базу. Объем финансирования: 5042,5тыс.руб. | ||||
1. |
Оснащение учебно-производственных цехов, лабораторий, учебных кабинетов в соответствии с ФГОС |
2013-2016 |
Зам. директора по УПР, ст.мастер | |
2. |
Оснащение учебных кабинетов средствами интерактивного обучения |
2013-2016 |
Зам. директора по УПР, ООД | |
3. |
Оснащение мебелью учебно-производственных цехов, лабораторий, учебных кабинетов, комнат в общежитии |
2013-2016 |
Зам.директора по УПР, ст.мастер | |
4. |
Открытие новой учебной лаборатории «Технология обслуживания в общественном питании» |
2014 |
Зам.директора по УПР, ст.мастер | |
5. |
Комплектование библиотечного фонда учебной литературой, справочно - библиографическими и периодическими изданиями, электронными изданиями |
2013-2016 |
Зам.директора по УМР, зав. библиотекой | |
Задача 2. Открыть новую профессию | ||||
1. |
Создание нормативно-правовой базы для открытия новой профессии и специальности |
2013-2014 |
Директор, зам.директора по УПР | |
2. |
Разработка ОПОП по новой профессии Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции (по отраслям производства) |
2013-2014 |
Зам.директора по УПР, УМР, ООД, ст. мастер | |
3. |
Разработка ОПОП по специальности Технология продукции общественного питания (по сокращенной программе) |
2013- 2014 |
Зам. директора по УПР, УМР, ООД, ст. мастер | |
4. |
Оснащение мастерской по профессии Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции (по отраслям производства) |
2013 |
Директор, ст.мастер | |
5. |
Комплектование библиотечного фонда |
2013-2015 |
Зав.библиотекой | |
Задача 3. Качественно улучшить кадровое обеспечение образовательного процесса Объем финансирования: 34280тыс.руб. (доп. потребность 40356,7) | ||||
1. |
Повышение квалификации педагогических работников через курсы повышения квалификации, стажировки (в рамках сетевого взаимодействия), участие в вебинарах, посещение мастер-классов |
2013-2016 |
Зам.директора по УМР, УПР | |
2. |
Участие педагогических работников в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях различных уровней |
2013-2016 |
Зам.директора по УМР | |
3. |
Использование инновационных педагогических технологий, форм, методов в деятельности каждого пед. работника |
2013-2016 |
Зам.директора по УМР | |
4. |
Подготовка к реализации технологии дистанционного обучения |
2014-2016 |
Зам. директора по УМР | |
5. |
Совершенствование системы стимулирования педагогических работников |
2013-2016 |
Директор | |
Продолжение таблицы 3.1 | ||||
6. |
Введение эффективного контракта |
2014 |
Директор | |
7. |
Функционирование системы наставничества для поддержки молодых педагогических работников |
2013-2016 |
Зам. директора по УМР | |
Задача 4. Совершенствовать инновационную деятельность. Осуществить переход в статус базовой профессиональной образовательной организации (с реализацией функций стажерской площадки) Объем финансирования: 322тыс.руб. | ||||
1. |
Участие педагогических работников и обучающихся в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях различных уровней |
2013-2016 |
Зам.директора по УМР | |
2. |
Организация профессиональных конкурсов с участием работодателей |
2013-2016 |
Зам.директора по УПР, ст. мастер | |
3. |
Организация семинаров, мастер-классов по изучению профессиональных технологий с приглашением поваров ресторанов, Кулинарной школы №1 «Студия вкуса» в рамках работы краевой учебно-методической комиссии (по отдельному плану) |
2013-2016 |
Зам.директора по УМР | |
4. |
Создание рабочей группы, формирование пакета документов для присвоения статуса базовой профессиональной образовательной организации (с реализацией статуса стажерской площадки) |
2013 |
Директор | |
5. |
Разработка нормативно-правового обеспечения базовой профессиональной образовательной организации (с реализацией статуса стажерской площадки) |
2013 |
Директор, Зам.директора по УПР | |
6. |
Организация деятельности базовой профессиональной образовательной организации по теме «Создание инновационной образовательной среды, обеспечивающей подготовку квалифицированных рабочих и специалистов индустрии питания и сферы обслуживания»: - разработка учебно- - организация и проведение семинаров, мастер-классов, конференций, «круглых столов» для педагогических работников однопрофильных образовательных организаций; - проведение консультаций для педагогических работников однопрофильных образовательных организаций по вопросам учебно-методического обеспечения ФГОС СПО, оформления учебно-программной документации и способам разрешения других профессионально-педагогических затруднений |
2013 |
Зам.директора по УМР | |
7. |
Проведение курсов повышения квалификации мастеров п/о совместно с АКИПКО в рамках работы стажерской площадки по теме «Использование современных технологий оформления кондитерских изделий из мастики, марципана, мастипласта для подготовки квалифицированных рабочих индустрии питания» (рабочая программа учебного модуля повышения квалификации мастеров п/о на 36 часов) |
2013-2016 |
Зам.директора по УМР, ст. мастер | |
8. |
Разработка программно-методического обеспечения реализации программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ |
2013-2016 |
Зам.директора по УМР, УПР | |
9. |
Реализация программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ |
2013-2016 |
Директор, зам. директора по УПР, ст. мастер | |
Продолжение таблицы 3.1 | ||||
10. |
Разработка и издание педагогическими работниками учебных, методических пособий в рамках работы краевой учебно-методической комиссии |
2013-2016 |
Зам.директора по УМР | |
Задача 5. Развивать сетевое взаимодействие по реализации основных профессиональных образовательных программ, программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ. Объем финансирования: 68,4тыс. руб. | ||||
1. |
Организация деятельности краевой учебно-методической комиссии по профессии «Повар, кондитер»: - разработка учебно-программной и учебно-методической документации по обеспечению ОПОП и образовательного процесса; - разработка комплексной системы оценки качества подготовки выпускников; - анализ педагогических инноваций, организации экспериментальной работы, методическое обеспечение учебного процесса в образовательных организациях |
2013-2016 |
Директор, зам. директора по УПР, зам.директора по УМР | |
2. |
Заключение договоров с ресторанным комплексом «Гранмулино», ресторанами «Гринвич», «Мандарин», ОАО «Кузбасэнерго», ООО «Барнаульский пивоваренный завод», компаниями «Холидей», «Новэкс», «Розница -1» |
2013-2016 |
Директор, зам. директора по УПР, старший мастер | |
3. |
Заключение договоров о сетевом взаимодействии с Кулинарной школой №1 «Студия вкуса», «Школой Барменского Искусства Master Mix» |
2013-2016 |
Директор, зам. директора по УПР, старший мастер | |
4. |
Заключение договоров о сетевом взаимодействии с АКИПКРО (в рамках работы УМК, стажерской площадки) |
2013-2016 |
Директор | |
5. |
Организация встреч, круглых столов, семинаров, ярмарок вакансий с работодателями |
2013-2016 |
Директор, зам. директора по УПР | |
6. |
Участие работодателей в разработке вариативной составляющей ОПОП (ежегодно) |
2013-2016 |
Зам. директора по УПР, УМР | |
7. |
Участие работодателей в оценке качества образования |
2013-2016 |
Директор, зам. директора по УПР | |
Задача 6. Осуществить процесс перехода в профессиональную образовательную организацию «Алтайский колледж индустрии питания и сферы обслуживания», реализующую основные профессиональные образовательные программы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена (2015 год). Объем финансирования: 60 тыс.руб. | ||||
1. |
Создание нормативно-правовой
базы для перехода в профессиональную
образовательную организацию «Алтайский
профессионально- |
2014-2015 |
Директор | |
2. |
Приведение кадрового обеспечения в соответствии с требованиями к профессиональной образовательной организации, реализующей основные профессиональные образовательные программы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена |
2013-2016 |
Директор | |
3. |
Приведение материально-технической базы в соответствии ФГОС по специальности 260807 Технология продукции общественного питания |
2013-2015 |
Директор, старший мастер | |
4. |
Разработка программного, методического обеспечения по специальности 260807 Технология продукции общественного питания |
2014-2015 |
Директор, зам. директора по УМР, УПР | |
Продолжение таблицы 3.1 | ||||
5. |
Приобретение учебной, методической и справочной литературы в соответствии ФГОС по специальности 260807 Технология продукции общественного питания |
2014 |
Директор, зав. библиотекой | |
6. |
Открытие специальности 260807 Технология продукции общественного питания |
2015 |
Директор |