Авторские воспитательные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 19:01, контрольная работа

Описание работы

В последние годы авторские системы воспитания стали чрезвычайно популярны в нашей стране - уже с раннего возраста детей различными способами учат читать и считать. Но психологи и психотерапевты "бьют тревогу" - увеличивается число детей с нарушениями психики. Чем же авторские методики отличаются друг от друга и от традиционных программ воспитания? Широкий размах увлечения авторскими методиками воспитания спровоцирован появлением класса молодых неработающих, но образованных мам с нереализованными амбициями

Содержание работы

Введение. 3
1.Понятие «Воспитательная система» 3
2.Авторские воспитательные системы:
2.1.Система Занкова. 6
2.2.Методика Глена домана. 7
2.3.Вольдорфская методика. 8
3.Вывод. 9
Список литературы. 10

Файлы: 1 файл

Контрольная работа основы восптитания.docx

— 30.48 Кб (Скачать файл)

Российская федерация

Министерство образования и  науки

ФГБОУ «Тюменский государственный  университет»

 

Институт  дистанционного образования

Специальность « Начальное образование»

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине : «Основы воспитания»

 

На тему : «Авторские воспитательные системы»

 

 

 

Вариант №9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила : Пейль Ольга Антоновна

Студент    1   курса

    1. семестра

 

Проверил: Болтунова Любовь Михайловна

 

Содержание:

 

Введение. 3

1.Понятие  «Воспитательная система»     3

2.Авторские воспитательные системы:

2.1.Система Занкова. 6

2.2.Методика  Глена домана. 7

2.3.Вольдорфская  методика. 8

3.Вывод. 9

Список литературы. 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   В последние годы авторские  системы воспитания стали чрезвычайно  популярны в нашей стране - уже  с раннего возраста детей различными  способами учат читать и считать.  Но психологи и психотерапевты "бьют тревогу" - увеличивается  число детей с нарушениями  психики. Чем же авторские методики  отличаются друг от друга и  от традиционных программ воспитания? Широкий размах увлечения авторскими  методиками воспитания спровоцирован  появлением класса молодых неработающих, но образованных мам с нереализованными  амбициями. В этом случае понятие  "развитие" употребляется ошибочно, на самом деле оно подразумевает  психическое, физическое и интеллектуальное  формирование личности. Энтузиазм  мам и пап подогревается необходимостью  сдачи тестов при поступлении  в элитные школы. Им кажется,  что с помощью авторской методики  они дадут ребенку "ранний  старт", повысив его конкурентоспособность  в дальнейшей жизни. Многие  авторские методики акцентируются  на легкости усвоения знаний, создается обманчивое впечатление,  что ребенок учится как бы  играючи, безо всякого умственного  усилия. После активного раннего  обучения у подросших детей  часто формируется эмоционально  ущербная психика, не способная  воспринимать в школе усложняющиеся  задания. Такие дети страдают  зацикленностью на каких-то идеях, им трудно самостоятельно сконцентрироваться, они постоянно перевозбуждены, требуют к себе повышенного внимания учителя.

   Цель работы: Дать характеристику  авторским системам воспитания.

 

1.Понятие «Воспитательная система».

 

 

Появление в педагогике понятия "воспитательная система" обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое  распространение в современной  науке, менеджменте и технике.

Это понятие в настоящее время  становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике. Причин этому несколько. Одна из них - неудовлетворенность  педагогов результатами своего труда, осознание того, что ставка значительной части практиков на "чудодейственное  средство", на "волшебную палочку", в качестве которых выступают  отдельные новые технологии, не может  коренным образом изменить учебно-воспитательный процесс.

А.С.Макаренко на заре новой школы  критиковал логику уединенного средства в организации учебно-воспитательного  процесса. Не прием, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они ни казались, а система является ключевым понятием в педагогике будущего.

Вторая причина связана с  наличием в педагогических коллективах  хороших идей, опыта работы, позволяющих  создавать авторские воспитательные системы. Третья причина связана  с тем, что идея создания воспитательной системы плодотворна.

.

Среди понятий "педагогическая система", "дидактическая система", "система  воспитательной работы", " воспитательная система" последнее занимает особое место. Это наиболее широкое понятие, которое включает три предыдущих в качестве своих компонентов.

Учитывая это, рассмотрим само понятие "воспитательная система" как  особую педагогическую категорию, связанную  с другими, а также определим  функции реально существующей воспитательной системы школы в решении педагогических задач, выявим закономерности ее становления  и развития, пути и условия совершенствования.

Прежде всего, дадим определение  такой категории, как воспитание. В педагогике есть несколько определений. В основу концепции воспитания Министерства образования РФ, концепции В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой принято определение, данное Х.Й.Лийметсом, который рассматривал воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности. Это определение существенно отличается от распространенного по сей день в педагогике определения воспитания как целенаправленной передачи социального опыта подрастающему поколению, из которого следует, что стержнем проектируемого и реализуемого педагогами воспитательного процесса является обучение - вооружение подрастающего поколения определенными знаниями, умениями и навыками.

Если воспитание рассматривать  как управление процессом развития личности через создание условий, благоприятных  для этого, то воспитательная система  выглядит иначе и не сводится только к системе педагогической. С одной  стороны, эта система психолого-педагогическая, с другой - социально-педагогическая, и влияет она на школьников не только как педагогический фактор ( через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный ( через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данного заведения). Педагогическая система, таким образом, - более узкое понятие, чем воспитательная система, но она является ее основой.

Под системой воспитательной работы, как правило, понимают систему взаимосвязанных  воспитательных мероприятий (дел, акций), приводящих к поставленной цели.

В педагогике давно получило признание  понятие "дидактическая система". Дидактическая система школы  включает в себя цели в сфере образования, содержание образования, процесс, методы и формы его организации. Любое  учебное заведение выполняет  как обучающую, так и воспитывающую  функции. Оно призвано вооружать  подрастающее поколение определенной системой знаний, умений , навыков, приобщать его к культуре, готовить его к самостоятельной общественно значимой деятельности, к продолжению образования. Но не менее важной является функция, связанная с формированием у школьников ценностного отношения к миру, культуре, окружающей среде, с осознанием себя в этом мире, с развитием своего "Я", с нахождением своего места среди других людей. Эта функция не может быть реализована только в процессе обучения. Развивающемуся человеку нужна игра, нужен труд, творческая деятельность в сфере досуга, связанная с удовлетворением и развитием индивидуальных интересов.

Воспитательная система - это упорядоченная  целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых  обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно  и эффективно содействовать развитию личности учащихся.

Воспитательная система школы  имеет определенную структуру. Ее компоненты:

цели (то есть совокупность идей, для  реализации которых она создается);

деятельность, обеспечивающая реализацию целей;

субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;

рождающиеся в деятельности и общении  отношения, интегрирующие субъект  в некую общность;

среда системы, освоенная субъектом;

управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему  и развитие этой системы.

Создание воспитательной системы - не самоцель. Она создается в  целях оптимизации условий развития и самореализации личности как воспитанника, так и педагога, а также их социально- психологической защищенности.

Воспитательную систему нельзя привнести в школу, она может  зародиться и развиваться только в определенных условиях и в каждой школе будет индивидуальной. Несхожесть воспитательных систем определяется типом  учебного заведения, ведущей идеей, ради реализации которой она создается, воспитательным потенциалом педагогов, творческим почерком директора, составом учащихся, социальным заказом родителей, материальной базой воспитания, особенностями  среды.

 

2.Авторские  воспитательные системы:

2.1.Система  Занкова.

 

Наибольшее признание педагогов  многих школ получила система академика  Л.В. Занкова. Эта дидактическая система была разработана в 60-х годах. В основе ее лежит идея слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс. Учить детей без двоек, без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Система Занкова охватывает лишь начальное звено обучения, исходя из того, что именно оно имеет решающее значение. Целенаправленная работа над развитием внутреннего потока сил и внешнего влияния - исходное положение системы. Не развитие памяти, внимания, воображения, а общее развитие личности - ума, воли и чувств.

В основу системы легли разработки видного психолога Л.С. Выготского, суть которых заключалась в том, что обучение не должно ориентироваться на уже созревшие особенности детского мышления, а должно вести за собой развитие ребенка, Развитие предполагает сотрудничество, именно такой характер должна носить помощь взрослых - не прямая подсказка, а организация совместного поиска решения. Система Занкова принимает каждого ребенка таким, каков он есть, видя в нем человека со своими особенностями, складом ума и характера, учитывая, что развитие ребенка идет неравномерно. Система охватывает не только классную, но и широко поставленную внеурочную работу.

Принципы концепции - обучение на более  высоком уровне трудности, изучение материала более быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, работа над развитием всех учащихся - и  самых слабых, и самых сильных. Принципы действуют только в комплексной  системе обучения. Перенесенный в  обычную программу принцип более  высокой трудности дал обратный результат - перегрузку. Система не рассчитана на форсирование развития, но создает условия для пробуждения  и развертывания зреющих в  ребенке сил. На развитие ребенка  влияет только интенсивная самостоятельная  деятельность, связанная с эмоциональным  переживанием. Чтобы пробудить самостоятельную  мысль, вопросы ставятся в общем  виде, что побуждает детей мыслить. Проверка эффективности применения этой системы обучения дает обнадеживающие результаты: уровень подготовки и  развития детей оказывается выше, чем при обучении по традиционным методикам.

 

 

 

 

2.2.Методика  Глена Домана.

 

В конце сороковых годов американский врач Глен Доман, работая в филадельфийском институте, позже названном "Институтом достижений человеческого потенциала" ("Better Baby Institute" (BBI), начал заниматься лечением детей, страдающих нарушениями умственной деятельности. Специалисты под руководством Глена Домана, основателя института, искали возможность активизировать умственную деятельность больных детей через обучение. Перед врачами - командой Глена Домана - стояла совсем иная задача: не научить ребенка читать, а активизировать его мозг. Но, как ни бились врачи, стремясь научить читать умственно отсталых детей по традиционным букварям, - ничего не получалось. Дети никак не понимали, как из букв получаются слова. К тому же английские правила чтения чрезвычайно сложны. Складовый принцип здесь тоже не подходит. Пригодным оказался лишь принцип обучения через слово. В первую очередь, детей учили читать, показывая им карточки со словами, написанными очень крупным красным шрифтом, и эти слова громко произносили вслух. Весь урок занимал 5-10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков.

Результат превзошел все ожидания. До обучения по методике Глена Домана эти дети отставали по всем показателям физического развития детей, а спустя некоторое время после начала обучения – по весу, росту, окружностям головы и грудной клетки на 20% превосходили обычных детей! Глен Доман отмечал, что они не только стали здоровыми, они научились читать. Мозг больных детей так активизировался, что они легко осваивали чтение, причем сразу беглое.

Эту систему Глен Доман применял в работе со здоровыми детьми. Глен Доман хорошо знал, что учеба эффективна только в период роста мозга. А мозг человека растет до семи - семи с половиной лет, но сильней всего он растет в первые три года. Своими трудами Глен Доман показал, что человеческий потенциал огромен, что еще в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить. В институте Глена Домана дети двух, трех, четырех лет начинали читать, превосходно осваивать математику, становились настоящими эрудитами, и вместе с тем, были прекрасно развиты физически: они хорошо плавали, бегали, лазали. Творческие возможности этих детей были настолько широки, что сам Глен Доман называл их детьми Возрождения.

Цель, которую поставил себе Глен Доман – "дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей". Качество методики подтверждается её результатами: в мире существует уже несколько десятков нобелевских лауреатов, которые в детстве учились по методике Глена Домана. Доман разработал целую систему физического развития ребенка. Он рекомендует учить его делать все, что только возможно и вертеть и крутить его различными способами. Развивая ребенка таким образом, еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь. И это подтверждают спортсмены, занявшие во многих видах спорта лидирующее положение благодаря тому, что они взяли в руки ракетку, вышли на лед или начали плавать не позже двух лет. Кроме того, Глен Доман считает, и это проверено им на больных детях, что физическое развитие стимулирует и умственное. Когда ребенку исполнится год, надо параллельно с физическим развитием начинать развивать и такие способности, как лингвистические, математические и другие.

Информация о работе Авторские воспитательные системы