Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 01:32, дипломная работа
Предмет исследования - социально-педагогическое сопровождение быта и жизнедеятельности детей-сирот в условиях интерната.
Цель исследования - разработать и обосновать программу социально-педагогического сопровождения детей воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа.
Введение………………………………………………………
Глава 1.Теоретические основы организации воспитательной работы в учреждениях интернатного типа…………………………………
1.1 Понятие о специфике деятельности учреждений интернатного типа и о структуре содержания воспитательной деятельности……. .. ……………
1.2 Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса в решении проблем социализации детей-сирот .............................................
1.3 Быт воспитательной организации интернатного типа……………………
Глава 2. Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа………………………………..
2.1 Организация и методика исследования……………….
2.2 Анализ результатов…………………………………….
2.3 Выводы…………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………….
Список литературы……………………………………….
Министерствто просвещения пмр
Приднестровский государственный университет
им Т.г. Шевченко
Кафедра педагогики и современных образовательных технологий
дипломная работа
Быт и жизнедеятельность воспитательных организаций
интернатного типа
Выполнила:
Павлова Наталья Валерьевна
студент 5 курса факультета
Педагогики и психологии
507гр.
специальность СП
Научный руководитель
к.п.н., доцент
кафедры педагогики и СОТ
Илькова Антонина Павловна
Тирасполь, 2012
Содержание:
Введение………………………………………………………
Глава 1.Теоретические основы организации воспитательной работы в учреждениях интернатного типа…………………………………
1.1 Понятие о специфике
деятельности учреждений
1.2 Организация взаимодействия
субъектов воспитательного
1.3 Быт воспитательной организации интернатного типа……………………
Глава 2. Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа………………………………..
2.1 Организация и методика исследования……………….
2.2 Анализ результатов………………………………
2.3 Выводы…………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение 1
Приложение 2
Введение
В последние годы проблема сиротства стала чрезвычайно актуальной: происходит неуклонный рост числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы. Он связан с падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака, увеличением среди сирот детей со сложными, комплексными видами отклонений, различными формами задержки психического развития, гиперактивностью, с трудностями в обучении и поведении, склонностью к бродяжничеству, девиантному поведению .
Тяжелейшим проявлением кризиса современного общества стало увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Потеря семьи - тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе.
Еще в советской педагогике рассмотрением проблем, возникающих у детей во время смены ступеней школы, занимались такие ученые, как Д.К. Эльконин. И.В. Дубровина Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, Т.И. Юферева, Н.М. Неупокоева, и др. Однако, они не рассматривали проблемы особенностей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и их педагогическое и психологическое решение.
Основная опора в воспитании для специалистов - это периодизации возрастного развития,наиболее общепринятый подход в отечественной науке- это периодизация Д.Б. Эльконина.
Детские дома и общеобразовательные школы-интернаты всех типов и форм собственности для детей сирот и детей, лишенных родительской заботы, призваны обеспечивать им условия для проживания, разностороннего развития, воспитания, получения определенного уровня образования, профессиональной ориентации и подготовки, готовить детей к самостоятельной жизни. Однако, как свидетельствуют научные исследования , дети, находящиеся в учреждениях интернатного типа, по ряду существенных психологических характеристик, отличаются от детей, воспитывающихся в семье ( И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова).
Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Часто эти дети находятся в состоянии социально-педагогической запущенности, имеют комплекс брошенного, неполноценного ребенка. Условия общественного воспитания, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы и требуют пересмотра условий жизнедеятельности и воспитания таких детей.
Дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, находятся в школе-интернате на полном государственном содержании соответственно установленным нормам
По мнению
ученых на сегодняшний день
выпускники учреждений
Проблемы социальной адаптации
этой категории детей освещаются
в многочисленных психолого-педагогических
исследованиях как
В последние годы усиливается интерес общественности к проблемам учреждения интернатного типа. Дети данной категории стали объектом изучения педагогов, психологов, врачей.Принят ряд правительственных документов, защищающих права ребенка, появились публикации в печати, в которых внимание авторов, к сожалению, сосредоточено в основном на материальных проблемах воспитания сирот. Это очень важно, но не исчерпывает всей глубины вопроса.
Актуальность темы исследования выражена тем, что в социальной педагогике возрастает и требует отдельного рассмотрения проблема бытовых условий, жизнедеятельности и воспитательных воздействий на детей со стороны педагогов в учреждениях интернатного типа.
Объект исследования – педагогический процесс в условиях организации интернатного типа.
Предмет исследования - социально-педагогическое сопровождение быта и жизнедеятельности детей-сирот в условиях интерната.
Цель исследования - разработать и обосновать программу социально-педагогического сопровождения детей воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа.
Гипотеза исследования состоит в том, что социально-педагогическое сопровождение быта и жизнедеятельности детей-сирот в условиях интерната будет эффективным, если:
1) в интернате организован
быт в соответствии с
2) педагог правильно выстраивает свое взаимодействие с воспитанниками (формирует у ребенка умения по самоорганизации своей жизнедеятельности, знает об индивидуальных особенностях ребенка) и взаимодействия со специалистами (психолог, социальный работник, воспитатели).
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Выявить характерные особенности детей, оставшиеся без попечения родителей.
3. Выявить условия эффективности жизнедеятельности воспитанников в интернатном учреждении;
Методы исследования:
1)теоретические методы: теоретический
анализ психолого-
2)эмпирические методы:
Методологическую основу исследования составили: фундаментальные труды отечественных и зарубежных исследователей по проблемам формирования личности (В.В. Давыдов, И.С.Кон, А. Маслоу, Д.Б. Эльконин); концепция социальной адаптации, рассматривающая включение ребёнка в систему социальных отношений (А.А. Анцыферов,В.Н. Гуров, А.В. Мудрик и др.); работы, посвящённые изучению социума детей-сирот, воспитывающихся в государственном учреждении ( И.В. Дубровина, М.И. Лисина и др.); работы по теории и методике социальной педагогики (В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, А.В. Мудрик и др.); теория гуманистического воспитания (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский,Е.В.Бондаревская)
Однако ряд вопросов, связанных с организацией воспитательной деятельности интернатного учреждения по присвоению воспитанниками-сиротами социальных ценностей,улучшению их быта в интернате и роль в этом процессе педагога остается неразрешенным. В связи с этим возникает необходимость исследования данной темы.
Базой исследования является МОУ" Попенкская школа - интернат - детский дом для детей сирот и детей , оставшихся без попечения родителей.
Структура работы. Квалификационная работа состоит из введения, одной теоретической главы, главы с эмпирической частью исследования, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы организации воспитательной работы в учреждениях интернатного типа.
Исследованию
структуры и механизмов
Теоретической основой дипломной
работы явились положения о роли
социальных и культурно-педагогических
явлений: в развитии личности ( Б.Г.Ананьев
,Н.И.Божович ,Л.С.выготский, И.О.Кон и др.);
идея о семье как первичном институте
социализации ребенка (Ю.П.Азаров, И.А.Зимняя,П.Ф.Каптерев,П.Ф.
В исследованиях Н.Н.Авдеевой показано, что дети из детских домов значительно позже начинают узнавать себя в зеркале, они пугаются своего отражения и начинают плакать [21].
По данным социологических
и психологических
1.Отсутствие ценностей,
принятых в обществе, творчество,
познание, активная деятельность
в жизни. У них наблюдается
убеждение в своей ненужности
обществу, в невозможности добиться
в жизни чего то своими силами,
своим умом и талантом, занять
достойное положение среди
2.Среди ценностей у них на первом месте - счастливая семейная жизнь, на втором - материальное благополучие, на третьем- здоровье; но эти ценности представляются им недоступными в жизни. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт, один из источников стресса;
3.Повышенный уровень
4.Изменение направленности интересов - свободное время провождение (в подъезде, на улице, и др.) [21].
Д.И. Фельдштейн выделяет основную деятельность, которая удовлетворяет возникшие подростковые потребности, как социально одобряемую и признаваемую деятельность. Именно организация просоциальной деятельности, позволяющая получать реальную оценку общества, фиксирующую признание новой социальной позиции, по мнению Д.И. Фельдштейна, наиболее полно удовлетворяет потребность подростка в развитии его отношений с взрослыми.[25]
Многие исследователи отмечают, что замыслы, т.е. придумывание, проектирование жизнедеятельности являются главным содержанием деятельности в подростничестве. К.Н. Поливанова пишет: "Поскольку юноша стремится подняться над уровнем предшествующего поколения, поскольку он хочет достичь новых целей новыми средствами, поскольку он даже старое и вечное хочет заново воссоздать из себя самого, - постольку блуждание, искание наощупь и порождение через сотню разочарований являются необходимым условием того, чтобы он достиг в конце концов надлежайшей согласованности средств и целей, хотения и умения". Это "авторское действие" есть точка возникновения субъективности в подростковом возрасте [26].
Исследования показывают, что, лишение материнской любви ведет к задержке развития ребенка и может проявиться симптомами физических и психических заболеваний [42].
Л.С. Выготский выделил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков. К ним относятся:
1.Эгоцентрическая динамика
- интерес к собственной
2.Доминанта усилия - тяга
подростков к сопротивлению,
3.Доминанта романтики - стремление к неизвестному, рискованному, к героизму [23].
Продолжение этих изменений в подростковом возрасте изучает Д.Б.Эльконин, который выделил симптомы развития. К ним относятся возникновение трудностей, в отношениях со взрослыми, (негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов). В это время дети начинают вести дневники, тайные тетради, в которых свободно независимо, самостоятельно выражают свои мысли и чувства [20].
По данным А.Л.Лихтарникова, у подростков, лишенных родительского попечения, представления о счастливом человеке и о счастье значительно отличаются от представлений подростков из нормальных семей. Наиболее распространенным мнением подростков группы риска об основных показателях счастья является наличие еды, сладостей, игрушек, подарков, одежды. Обращение к игрушкам, возможно, позволяет подростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенность социальных потребностей. Среди подростков, лишенных родительского попечительства, у 43% отмечаются малозаметные признаки счастливого человека, что можно интерпретировать как позицию "я несчастлив", и только 17% таких подростков обнаружено из нормальных семей [21].
Дети старшего школьного
возраста, относящиеся к группе риска,
характеризуются особым процессом
социализации. Они проживают, как
правило, большую часть своей
жизни в учреждениях
Жизнь ребенка вне семьи приводит к появлению такого состояния ,как психическая депривация (Й.Лангеймер, З.Матейчек) По их мнению, это состояние возникает в особых жизненных ситуациях, когда человеку не предоставляется возможность удовлетворять некоторые основные психические потребности в течение длительного времени. У детей, воспитывающихся вне семьи, происходят изменения в личности, т.е. возникает личностная депривация, которая способствует формированию негативных личностных качеств и образований.
Информация о работе Быт и жизнедеятельность воспитательных организаций интернатного типа