Быт и жизнедеятельность воспитательных организаций интернатного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 01:32, дипломная работа

Описание работы

Предмет исследования - социально-педагогическое сопровождение быта и жизнедеятельности детей-сирот в условиях интерната.
Цель исследования - разработать и обосновать программу социально-педагогического сопровождения детей воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа.

Содержание работы

Введение………………………………………………………
Глава 1.Теоретические основы организации воспитательной работы в учреждениях интернатного типа…………………………………
1.1 Понятие о специфике деятельности учреждений интернатного типа и о структуре содержания воспитательной деятельности……. .. ……………
1.2 Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса в решении проблем социализации детей-сирот .............................................
1.3 Быт воспитательной организации интернатного типа……………………
Глава 2. Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа………………………………..
2.1 Организация и методика исследования……………….
2.2 Анализ результатов…………………………………….
2.3 Выводы…………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………….
Список литературы……………………………………….

Файлы: 1 файл

теория.docx

— 112.74 Кб (Скачать файл)

 

Министерствто просвещения пмр

Приднестровский государственный университет

им Т.г. Шевченко

Кафедра педагогики и современных  образовательных технологий

 

дипломная  работа

Быт и жизнедеятельность  воспитательных организаций 

интернатного типа

 

 

Выполнила:

Павлова Наталья Валерьевна

студент 5 курса факультета

Педагогики и психологии

507гр. 

специальность СП

 

Научный руководитель

к.п.н., доцент

кафедры педагогики и СОТ

Илькова Антонина Павловна

 

Тирасполь, 2012

 

 

Содержание:

Введение………………………………………………………

Глава 1.Теоретические основы организации воспитательной работы в учреждениях   интернатного типа…………………………………

1.1 Понятие о специфике  деятельности учреждений интернатного типа и о структуре содержания воспитательной деятельности……. .. ……………

1.2 Организация взаимодействия  субъектов воспитательного процесса  в решении проблем социализации  детей-сирот ............................................. 

1.3 Быт воспитательной  организации интернатного типа……………………

Глава 2.    Осуществление  педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа………………………………..

2.1 Организация и методика  исследования……………….

2.2 Анализ результатов…………………………………….

2.3 Выводы…………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………….

Список литературы……………………………………….

Приложение 1

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последние годы проблема сиротства стала чрезвычайно  актуальной: происходит неуклонный рост числа детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы. Он связан с падением социального престижа семьи, ее материальными  и жилищными трудностями, увеличением  внебрачной рождаемости, снижением  стабильности брака, увеличением среди  сирот детей со сложными, комплексными видами отклонений, различными формами  задержки психического развития, гиперактивностью, с трудностями в обучении и поведении, склонностью к бродяжничеству, девиантному поведению .

Тяжелейшим  проявлением  кризиса  современного общества стало   увеличение  числа  детей-сирот   и   детей,   оставшихся   без   попечения родителей. Потеря семьи - тяжелейшая трагедия в жизни  ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе.

Еще в советской педагогике рассмотрением проблем, возникающих  у детей во время смены ступеней школы, занимались такие ученые, как  Д.К. Эльконин. И.В. Дубровина Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, Т.И. Юферева, Н.М. Неупокоева, и др. Однако, они не рассматривали проблемы особенностей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и их педагогическое и психологическое решение.

Основная опора в воспитании для специалистов - это периодизации возрастного развития,наиболее общепринятый подход в отечественной науке- это периодизация Д.Б. Эльконина.

       Детские дома и общеобразовательные школы-интернаты всех типов и форм собственности для детей сирот и детей, лишенных родительской заботы, призваны обеспечивать им условия для проживания, разностороннего развития, воспитания, получения определенного уровня образования, профессиональной ориентации и подготовки, готовить детей к самостоятельной жизни. Однако, как свидетельствуют научные исследования , дети, находящиеся в учреждениях интернатного типа, по ряду существенных психологических характеристик, отличаются от детей, воспитывающихся в семье ( И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова).

Дети, воспитывающиеся в  учреждениях интернатного типа, оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Часто эти дети находятся в состоянии социально-педагогической запущенности, имеют комплекс брошенного, неполноценного ребенка. Условия общественного воспитания, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы и требуют пересмотра условий жизнедеятельности и воспитания таких детей.

Дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, находятся в  школе-интернате на полном государственном  содержании соответственно установленным  нормам

       По мнению  ученых на сегодняшний  день  выпускники учреждений общественного  воспитания плохо подготовлены  к жизни в обществе, трудно  адаптируются и ориентируются  в нем.

Проблемы  социальной адаптации  этой категории детей освещаются в многочисленных психолого-педагогических исследованиях как отечественных - М.И. Буянов, И.А. Залыгина, Е.О. Смирнова  и др., так и зарубежных - У. Боулби, М. Раффер, С. Броу и др. ученых.

В последние годы усиливается  интерес общественности к проблемам  учреждения интернатного типа. Дети данной категории стали объектом изучения педагогов, психологов, врачей.Принят ряд правительственных документов, защищающих права ребенка, появились публикации в печати, в которых внимание авторов, к сожалению, сосредоточено в основном на материальных проблемах воспитания сирот. Это очень важно, но не исчерпывает всей глубины вопроса.

           Актуальность темы исследования выражена тем, что в социальной педагогике возрастает и требует отдельного  рассмотрения проблема  бытовых условий, жизнедеятельности и воспитательных воздействий на детей со стороны педагогов в учреждениях интернатного типа.

Объект исследования – педагогический процесс в условиях организации интернатного типа.

Предмет исследования - социально-педагогическое сопровождение быта и жизнедеятельности детей-сирот в условиях интерната.

Цель исследования - разработать и обосновать программу социально-педагогического сопровождения детей воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа.

Гипотеза исследования состоит в том, что социально-педагогическое сопровождение быта и жизнедеятельности детей-сирот в условиях интерната будет эффективным, если:

1) в интернате организован  быт в соответствии с педагогическими,  социальными,  гигиеническими требованиями;

2) педагог правильно выстраивает свое взаимодействие с воспитанниками (формирует у ребенка умения  по самоорганизации своей жизнедеятельности, знает об индивидуальных особенностях ребенка) и взаимодействия со специалистами (психолог, социальный работник, воспитатели).

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Выявить характерные особенности детей, оставшиеся без попечения родителей.

3. Выявить условия эффективности жизнедеятельности воспитанников в интернатном  учреждении;

Методы исследования:

1)теоретические методы: теоретический  анализ психолого-педагогической  литературы, анализ и обобщение педагогического опыта.

2)эмпирические методы:педагогическое наблюдение, в том числе включённое, различные виды опросов, индивидуальные и групповые беседы, анкетирование, изучение психологической, педагогической и медицинской документации, математические методы обработки собранного материала.

Методологическую  основу исследования составили: фундаментальные труды отечественных и зарубежных исследователей по проблемам формирования личности (В.В. Давыдов, И.С.Кон, А. Маслоу, Д.Б. Эльконин); концепция социальной адаптации, рассматривающая включение ребёнка в систему социальных отношений (А.А. Анцыферов,В.Н. Гуров, А.В. Мудрик и др.); работы, посвящённые изучению социума детей-сирот, воспитывающихся в государственном учреждении ( И.В. Дубровина, М.И. Лисина и др.); работы по теории и методике социальной педагогики (В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, А.В. Мудрик и др.); теория гуманистического воспитания (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский,Е.В.Бондаревская)

Однако ряд вопросов, связанных  с организацией воспитательной  деятельности интернатного учреждения по присвоению воспитанниками-сиротами социальных ценностей,улучшению их быта в интернате и роль в этом процессе педагога остается неразрешенным. В связи с этим возникает необходимость исследования данной темы.      

Базой исследования   является  МОУ" Попенкская школа - интернат - детский дом для детей сирот и детей , оставшихся без попечения родителей.

Структура работы.  Квалификационная работа состоит из введения, одной теоретической главы, главы с эмпирической частью исследования, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы организации воспитательной работы в учреждениях   интернатного типа.

    1. Взгляды зарубежных и отечественных исследователей на специфику деятельности учреждений интернатного типа.

       Исследованию  структуры и механизмов влияния  социальной среды на развитие  ребенка посвящены работы многих отечественных и зарубежных психологов и педагогов И.Д.Фрумина,Б.Д.Эльконина,Г.А.Ковалева,В.А.Ясвина,Г.Ричардсона,Л.С.Выготского и др.

Теоретической основой дипломной  работы явились положения о роли социальных и культурно-педагогических явлений: в развитии личности ( Б.Г.Ананьев ,Н.И.Божович ,Л.С.выготский, И.О.Кон и др.); идея о семье как первичном институте социализации ребенка (Ю.П.Азаров, И.А.Зимняя,П.Ф.Каптерев,П.Ф.Петровский).

В исследованиях Н.Н.Авдеевой показано, что дети из детских домов значительно позже начинают узнавать себя в зеркале, они пугаются своего отражения и начинают плакать [21].

По данным социологических  и психологических исследований, подростки группы риска имеют  следующие особенности:

1.Отсутствие ценностей,  принятых в обществе,  творчество, познание, активная деятельность  в жизни. У них наблюдается  убеждение в своей ненужности  обществу, в невозможности добиться  в жизни чего то своими силами, своим умом и талантом, занять  достойное положение среди сверстников,  добиться материального благополучия;

2.Среди ценностей у  них на первом месте - счастливая  семейная жизнь, на втором - материальное  благополучие, на третьем- здоровье; но эти ценности представляются им недоступными в жизни. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт, один из источников стресса;

3.Повышенный уровень тревожности  и агрессивности;

4.Изменение направленности  интересов - свободное время провождение  (в подъезде, на улице, и др.) [21].

Д.И. Фельдштейн выделяет основную деятельность, которая удовлетворяет возникшие подростковые потребности, как социально одобряемую и признаваемую деятельность. Именно организация просоциальной деятельности, позволяющая получать реальную оценку общества, фиксирующую признание новой социальной позиции, по мнению Д.И. Фельдштейна, наиболее полно удовлетворяет потребность подростка в развитии его отношений с взрослыми.[25]

Многие исследователи  отмечают, что замыслы, т.е. придумывание, проектирование жизнедеятельности являются главным содержанием деятельности в подростничестве. К.Н. Поливанова пишет: "Поскольку юноша стремится подняться над уровнем предшествующего поколения, поскольку он хочет достичь новых целей новыми средствами, поскольку он даже старое и вечное хочет заново воссоздать из себя самого, - постольку блуждание, искание наощупь и порождение через сотню разочарований являются необходимым условием того, чтобы он достиг в конце концов надлежайшей согласованности средств и целей, хотения и умения". Это "авторское действие" есть точка возникновения субъективности в подростковом возрасте [26].

Исследования показывают, что, лишение материнской любви  ведет к задержке развития ребенка  и может проявиться симптомами физических и психических заболеваний [42].

Л.С. Выготский выделил  несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков. К  ним относятся:

1.Эгоцентрическая динамика - интерес к собственной личности;

2.Доминанта усилия - тяга  подростков к сопротивлению, волевым  напряжениям, что может проявляться  в упрямстве, хулиганстве, борьбе  против авторитетов, протесте  и т.д.

3.Доминанта романтики  - стремление к неизвестному, рискованному, к героизму [23].

Продолжение этих изменений  в подростковом возрасте изучает  Д.Б.Эльконин, который выделил симптомы развития. К ним относятся возникновение трудностей, в отношениях со взрослыми, (негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов). В это время дети начинают вести дневники, тайные тетради, в которых свободно независимо, самостоятельно выражают свои мысли и чувства [20].

По данным А.Л.Лихтарникова, у подростков, лишенных родительского попечения, представления о счастливом человеке и о счастье значительно отличаются от представлений подростков из нормальных семей. Наиболее распространенным мнением подростков группы риска об основных показателях счастья является наличие еды, сладостей, игрушек, подарков, одежды. Обращение к игрушкам, возможно, позволяет подростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенность социальных потребностей. Среди подростков, лишенных родительского попечительства, у 43% отмечаются малозаметные признаки счастливого человека, что можно интерпретировать как позицию "я несчастлив", и только 17% таких подростков обнаружено из нормальных семей [21]. 

Дети старшего школьного  возраста, относящиеся к группе риска, характеризуются особым процессом  социализации. Они проживают, как  правило, большую часть своей  жизни в учреждениях интернатного типа. Для большинства выпускников учреждений социально-педагогической поддержки характерны специфические особенности их личности и жизни: негативные механизмы, деформирующие личность ребенка [21].

Жизнь ребенка вне семьи  приводит к появлению такого состояния ,как психическая  депривация (Й.Лангеймер, З.Матейчек) По их мнению, это состояние возникает в особых жизненных ситуациях, когда человеку не предоставляется возможность удовлетворять некоторые основные психические потребности в течение длительного времени. У детей, воспитывающихся вне семьи, происходят изменения в личности, т.е. возникает личностная депривация, которая способствует формированию негативных личностных качеств и образований.

Информация о работе Быт и жизнедеятельность воспитательных организаций интернатного типа