Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 01:32, дипломная работа
Предмет исследования - социально-педагогическое сопровождение быта и жизнедеятельности детей-сирот в условиях интерната.
Цель исследования - разработать и обосновать программу социально-педагогического сопровождения детей воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа.
Введение………………………………………………………
Глава 1.Теоретические основы организации воспитательной работы в учреждениях интернатного типа…………………………………
1.1 Понятие о специфике деятельности учреждений интернатного типа и о структуре содержания воспитательной деятельности……. .. ……………
1.2 Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса в решении проблем социализации детей-сирот .............................................
1.3 Быт воспитательной организации интернатного типа……………………
Глава 2. Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа………………………………..
2.1 Организация и методика исследования……………….
2.2 Анализ результатов…………………………………….
2.3 Выводы…………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………….
Список литературы……………………………………….
Еще одна важная задача, которую выполняет социальный педагог в интернатном учреждении - представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах. Реализуя эту посредническую функцию, социальный педагог охраняет и защищает права воспитанника. Так, социальный педагог занимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением его дальнейшего обучения.
Организационно-посредническая функция - обеспечивает налаживание взаимодействия социального педагога с воспитанниками, группой воспитанников, педагогическим коллективом, администрацией интернатного учреждения, государственными и негосударственными организациями, в компетенцию которых входит решение проблем определенной категории детей. Для успешной реализации организационно- посреднической функции важно, чтобы социальный педагог развивал собственные коммуникативные способности, хорошо владел техникой межличностного общения [3].
Интегральным выражением целостной совокупности компонентов процесса воспитания является воспитательная система.
Поскольку социальный педагог является руководящим субьектом в педагогическом процессе с воспитанниками интернатов ,рассмотрим его основные особенности.
Разрабатывая воспитательную
систему, следует учитывать важнейшую
особенность воспитания в современных
условиях, заключающуюся в том, что
в настоящее время происходит
объективный процесс
В этих условиях очень важно
внедрение в систему
Основными принципами разработки и развития воспитательной системы являются следующие:
-связь воспитания с
жизнью, что предполагает
-деятельностный подход к воспитанию;
-гуманистический характер системы общих и конкретных целей, задач и направлений воспитания;
- единство воспитания и самовоспитания;
-одновременность воспитания,
осуществляемого различными
-последовательность и
преемственность в содержании
воспитательного процесса, форм, методов
и средств, предполагающих
-творческий характер
и динамизм воспитания, отражающие
развитие и обогащение
Социализация личности школьника.
В самом широком смысле
понятие социализации трактуется как
процесс и результат
Основными направлениями социализации и развития личности являются:
-использование возможностей
образовательного процесса, главным
компонентом которого является
изучение общеобразовательных
-развитие активности во внеучебной деятельности через воспитание у школьников стремления к общественно полезному труду, как одной из основных базовых ценностей, формированию здорового образа жизни, как в физическом, так и в нравственном отношении;
-формирование трудолюбия,
Большое значение приобретает
проблема сплочения школьного
Среди основных принципов воспитания и социализации школьников необходимо выделить и реализовать в практике следующие:
-демократизм, означающий демократизацию самой системы воспитания, переход к системе, основанной на взаимодействии, на педагогике сотрудничества педагога и учащегося;
-гуманистическое отношение
к субъектам воспитания, предполагающее
отношение к личности
-духовность, проявляющуюся
в формировании у школьников
духовных ориентаций, потребностей
к освоению и производству
ценностей культуры, соблюдению
общечеловеческих норм
-конкурентоспособность,
выступающую специфической
- толерантность, являющуюся
одним из важных факторов
Одной из наиболее важных проблем воспитательной деятельности с учащимися интерната является формирование у них положительной мотивации на усвоение воспитательных воздействий. В связи с этим все большее значение приобретает проблема формирования у школьников необходимых гражданских и личностных качеств на добровольной основе, без принудительного воздействия со стороны системы воспитания.
Условия современного этапа и стратегические цели воспитания ставят новые проблемы, без решения которых невозможно эффективное осуществление процесса формирование личности. К числу наиболее актуальных проблем, требующих разработки их содержания, форм, методов и средств, можно отнести:
- определение степени жесткости системы воспитания в условиях интерната;
- соотношение свободы
и принуждения личности в
- формирование у воспитанников потребности к труду как важнейшей социальной ценности при отсутствии принуждения и недостатка моральных стимулов к нему;
- соотношение воспитания
и самовоспитания, выявление факторов
повышения мотивации к
- наличие природных задатков и необходимость формирования требуемых профессиональных и личностных качеств;
- разработка форм и методов воспитательной работы при формировании ценностных установок у воспитанников интерната.
Под "формой" понимается внешнее выражение какого-либо содержания. "Форма воспитательной работы" -это способ организации и выражения содержания воспитательного процесса.
Формы воспитательной работы делятся на мероприятия, дела, игры (Е.В. Титов).
Мероприятия- это занятия, события, ситуации, организованные педагогами в соответствии с целью и задачами воспитательной деятельности.
Дела-общая деятельность, важные события, осуществляемые членами какого-либо коллектива.
Игры- это воображаемая или реальная деятельность, организуемая в коллективе с целью отдыха, развлечения, обучения.
Во избежание возможных трудностей при эффективной работе с воспитанниками интерната можно социальному педагогу придерживаться следующих путей.
Социальному педагогу в своей работе необходимо знать:
-историю личного дела ребенка.
-спокойно обговаривать прошлую жизнь ребенка, если у него есть такая потребность.
-детали отношений ребенка с родственниками (бабушками, дедушками, тетями, дядями, старшими братьями, сестрами).
-заниматься поиском новой семьи.
Социальному педагогу следует принимать все качества ребенка, но необходимо акцентировать внимание ребенка на положительных чертах характера, содействовать развитию индивидуальных способностей. Социальный педагог приобщает детей к участию в разнообразных мероприятиях. Очень важно помочь ребенку быть в ситуации успеха, играя разные социальные роли.
Нужно доверять детям, верить в их возможности. Разнообразие позитивного опыта поможет глубже раскрыть способности ребенка, поверить в свои силы, в способность обучаться разным видам деятельности, повышать самооценку.
Воспитывать у детей-сирот уверенность в своих силах, в нужности их в этом мире; в способности реализовывать свои мечты, стать компетентной личностью в современном мире.
Важно формировать поэтапные установки взаимодействия с обществом: "к людям", "для людей", "вместе с людьми", знать особенности профориентационной работы с детьми-сиротами.
Профориентационная работа проводится с 8 класса, но беседы на эту тему могут проводиться и раньше. После обязательного диагностирования способностей с учетом психо - эмоциональной сферы ребенка, также необходимо учитывать современное состояние рынка труда, наличие вакансий, предусматривать заработную плату.
Во время бесед с ребенком необходимо использовать эмоциональное окрашивание позитивных чувств (радость, удивление, удовлетворение), связанных с деятельностью ребенка, с проявлением его личностных качеств. Главное условие для эффективной общей работы - искренность со стороны социального педагога. Ребенок откроется и будет согласен на сотрудничество, если почувствует, что его действительно любят.
В использовании диагностического материала уделять особое внимание проективным методам. Детям легче выразить свой внутренний мир в творчестве, чем отвечать на вопросы. Социальному педагогу необходимо творчески подходить к тестированию детей. Использовать методы и способы физического, эстетического и морального воспитания, которые дают возможность детям- сиротам реализовать свои потребности.
Анализируя поведение и поступки воспитанника, его взаимодействие с окружающим миром, особое внимание нужно обратить на мотивы, внешние обстоятельства и состояние ребенка. Это поможет установить, что, например, замкнутость, пассивность и безразличность, могут быть последствиями угнетенной личности .
Итак,мы показали специфику взаимодействия воспитанников и социальных педагогов,отметили необходимость присутствия педагогических условий в процессе развития детей и обозначили возможные проблемы в организации субьектного взаимодействия.
1.3. Быт воспитательной организации интернатного типа
Быт-сфера внепроизводственно-
Жизнедеятельность - взаимосвязанная совокупность различных видов работы, обеспечивающая удовлетворение потребностей конкретных человека, коллектива, группы с учетом требований и потребностей более широкой социальной среды и всего общества.
А.В.Мудрик отмечает,что содержательно жизнедеятельность воспитательной организации может включать в себя ряд сфер: общение (в которой активность человека направлена на взаимодействие с людьми); познание (активность направлена на познание окружающего мира); предметно-практическую деятельность (в которой происходит реализация активности в работе, связанной с освоением и преобразованием предметной среды); духовно-практическую деятельность (активность связана с созданием и (или) использованием духовных и социальных ценностей); спорт (где реализуется функционально-органическая активность); игру (реализация активности в свободном импровизировании в условных ситуациях).
Активность человека побуждается рядом потребностей разного уровня, которые имеют половозрастные, дифференциально-групповые и индивидуальные особенности. Потребность побуждает человека действовать определенным образом в определенной ситуации, в которой она может быть удовлетворена.
Развитие человека в том или ином возрасте определяется тем, насколько благоприятны условия для успешной реализации его активности в различных сферах жизнедеятельности, особенно в наиболее значимых для конкретного возрастного этапа. Активность человека неравномерна в каждой из выделенных выше сфер его жизни. Кроме того, в каждой сфере активность может иметь различные направления и формы реализации.
Конечно, предложенное выделение
сфер жизнедеятельности несколько
условно, ибо в реальности они
тесно взаимосвязаны и
Информация о работе Быт и жизнедеятельность воспитательных организаций интернатного типа