Быт и жизнедеятельность воспитательных организаций интернатного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 01:32, дипломная работа

Описание работы

Предмет исследования - социально-педагогическое сопровождение быта и жизнедеятельности детей-сирот в условиях интерната.
Цель исследования - разработать и обосновать программу социально-педагогического сопровождения детей воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа.

Содержание работы

Введение………………………………………………………
Глава 1.Теоретические основы организации воспитательной работы в учреждениях интернатного типа…………………………………
1.1 Понятие о специфике деятельности учреждений интернатного типа и о структуре содержания воспитательной деятельности……. .. ……………
1.2 Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса в решении проблем социализации детей-сирот .............................................
1.3 Быт воспитательной организации интернатного типа……………………
Глава 2. Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа………………………………..
2.1 Организация и методика исследования……………….
2.2 Анализ результатов…………………………………….
2.3 Выводы…………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………….
Список литературы……………………………………….

Файлы: 1 файл

теория.docx

— 112.74 Кб (Скачать файл)

Еще одна важная задача, которую  выполняет социальный педагог в  интернатном учреждении - представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах. Реализуя эту посредническую функцию, социальный педагог охраняет и защищает права воспитанника. Так, социальный педагог занимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением его дальнейшего обучения.

Организационно-посредническая функция - обеспечивает налаживание  взаимодействия социального педагога с воспитанниками, группой воспитанников, педагогическим коллективом, администрацией интернатного учреждения, государственными и негосударственными организациями, в компетенцию которых входит решение проблем определенной категории детей. Для успешной реализации организационно- посреднической функции важно, чтобы социальный педагог развивал собственные коммуникативные способности, хорошо владел техникой межличностного общения [3].

Интегральным выражением целостной совокупности компонентов  процесса воспитания является воспитательная система.

Поскольку социальный педагог  является руководящим субьектом в педагогическом процессе с воспитанниками интернатов ,рассмотрим его основные особенности.

Разрабатывая воспитательную систему, следует учитывать важнейшую  особенность воспитания в современных  условиях, заключающуюся в том, что  в настоящее время происходит объективный процесс перемещения  акцента с общественного воспитания на самовоспитание и самоформирование личности.

В этих условиях очень важно  внедрение в систему образования  и воспитания личностного ориентира, который содействует сохранению положительных убеждений, восприятию новых идей, сохранению независимости  суждений, способности адаптироваться к внешним обстоятельствам. Современные  воспитательные системы должны создавать  благоприятные условия для обучения и воспитания. Поэтому важнейшее  место в воспитании должны занять такие личностные качества как коммуникативность, понимание особенностей различных культур, условий развития наций и национальностей.

Основными принципами разработки и развития воспитательной системы  являются следующие:

-связь воспитания с  жизнью, что предполагает взаимообусловленность  воспитательной деятельности и  общественной практики;

-деятельностный подход к воспитанию;

-гуманистический характер  системы общих и конкретных  целей, задач и направлений  воспитания;

- единство воспитания  и самовоспитания;

-одновременность воспитания, осуществляемого различными образовательными  и общественными структурами  для реализации воспитательных  целей и формирования целостного  духовного облика;

-последовательность и  преемственность в содержании  воспитательного процесса, форм, методов  и средств, предполагающих поэтапное  формирование конкретных качеств  личности в зависимости от  уровня предыдущего обучения, современного  состояния и его направления;

 

-творческий характер  и динамизм воспитания, отражающие  развитие и обогащение воспитательного  процесса.

Социализация личности школьника.

В самом широком смысле понятие социализации трактуется как  процесс и результат социального  развития человека. И.С.Кон полагал,что социализация представляет собой совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых личность усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ей функционировать в качестве полноценного члена общества. Социализация может быть рассмотрена с точки зрения усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни (Г.М.Андреева).Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опят и использует его для адаптации к социуму. Такое усвоение происходит стихийно и целенаправленно. Целенаправленность определяется усилиями семьи,школы,различных общественных организаций.

Основными направлениями  социализации и развития личности являются:

-использование возможностей  образовательного процесса, главным  компонентом которого является  изучение общеобразовательных дисциплин;

-развитие активности  во внеучебной деятельности через воспитание у школьников стремления к общественно полезному труду, как одной из основных базовых ценностей, формированию здорового образа жизни, как в физическом, так и в нравственном отношении;

-формирование трудолюбия,чувства справедливости, любви к Отечеству.

Большое значение приобретает  проблема сплочения школьного коллектива, выполняющего в определенных условиях функции инструмента воспитания.

Среди основных принципов  воспитания и социализации школьников необходимо выделить и реализовать  в практике следующие:

-демократизм, означающий  демократизацию самой системы  воспитания, переход к системе,  основанной на взаимодействии, на  педагогике сотрудничества   педагога  и учащегося;

-гуманистическое отношение  к субъектам воспитания, предполагающее  отношение к личности школьника  как к самоценности, и гуманистическую систему воспитания, направленную на формирование целостной личности, способной к саморазвитию;

-духовность, проявляющуюся  в формировании у  школьников  духовных ориентаций, потребностей  к освоению и производству  ценностей культуры, соблюдению  общечеловеческих норм гуманистической  морали, интеллигентности и менталитета  российского гражданина;

-конкурентоспособность,  выступающую специфической особенностью  демократического общества, предполагающую  формирование соответствующего  типа личности индивида , способного к динамичной горизонтальной и вертикальной социальной и профессиональной мобильности;

- толерантность, являющуюся  одним из важных факторов воспитания  в условиях развивающейся демократии  в России и предполагающую  наличие плюрализма мнений, подходов, различных идей для решения одних и тех же проблем, терпимость к мнениям других людей, учет их интересов;

Одной из наиболее важных проблем  воспитательной деятельности с учащимися  интерната является формирование у них положительной мотивации на усвоение воспитательных воздействий. В связи с этим все большее значение приобретает проблема формирования у школьников необходимых гражданских и личностных качеств на добровольной основе, без принудительного воздействия со стороны системы воспитания.

Условия современного этапа  и стратегические цели воспитания ставят новые проблемы, без решения которых  невозможно эффективное осуществление  процесса формирование личности. К  числу наиболее актуальных проблем, требующих разработки их содержания, форм, методов и средств, можно отнести:

- определение степени  жесткости системы воспитания  в условиях интерната;

- соотношение свободы  и принуждения личности в системе  воспитания, что при слабом самоконтроле  и самоорганизации деятельности  личности может снизить эффективность  воспитательных воздействий;

- формирование у воспитанников потребности к труду как важнейшей социальной ценности при отсутствии принуждения и недостатка моральных стимулов к нему;

- соотношение воспитания  и самовоспитания, выявление факторов  повышения мотивации к самовоспитанию;

- наличие природных задатков  и необходимость формирования  требуемых профессиональных и  личностных качеств;

- разработка форм и  методов воспитательной работы при формировании ценностных установок у воспитанников интерната.

Под "формой" понимается внешнее выражение какого-либо содержания. "Форма воспитательной работы" -это способ организации и выражения содержания воспитательного процесса.

Формы воспитательной работы делятся на мероприятия, дела, игры (Е.В. Титов).

Мероприятия- это занятия, события, ситуации, организованные педагогами в соответствии с целью и задачами воспитательной деятельности.

Дела-общая деятельность, важные события, осуществляемые членами какого-либо коллектива.

Игры- это воображаемая или реальная деятельность, организуемая в коллективе с целью отдыха, развлечения, обучения.

Во избежание возможных  трудностей при эффективной работе с воспитанниками интерната можно  социальному педагогу придерживаться следующих путей.

Социальному педагогу в своей  работе необходимо знать:

-историю личного дела  ребенка.

-спокойно обговаривать  прошлую жизнь ребенка, если  у него есть такая потребность.

-детали отношений ребенка  с родственниками (бабушками, дедушками,  тетями, дядями, старшими братьями, сестрами).

-заниматься поиском новой  семьи.

Социальному педагогу следует  принимать все качества ребенка, но необходимо акцентировать внимание ребенка на положительных чертах характера, содействовать развитию индивидуальных способностей. Социальный педагог приобщает детей к участию в разнообразных мероприятиях. Очень важно помочь ребенку быть в ситуации успеха, играя разные социальные роли.

Нужно доверять детям, верить в их возможности. Разнообразие позитивного  опыта поможет глубже раскрыть способности  ребенка, поверить в свои силы, в  способность обучаться разным видам  деятельности, повышать самооценку.

Воспитывать у детей-сирот  уверенность в своих силах, в  нужности их в этом мире; в способности  реализовывать свои мечты, стать  компетентной личностью в современном  мире.

Важно формировать поэтапные установки взаимодействия с обществом: "к людям", "для людей", "вместе с людьми", знать особенности профориентационной работы с детьми-сиротами.

Профориентационная работа проводится с 8 класса, но беседы на эту тему могут проводиться и раньше. После обязательного диагностирования способностей с учетом психо - эмоциональной сферы ребенка, также необходимо учитывать современное состояние рынка труда, наличие вакансий, предусматривать заработную плату.

Во время бесед с  ребенком необходимо использовать эмоциональное  окрашивание позитивных чувств (радость, удивление, удовлетворение), связанных  с деятельностью ребенка, с проявлением  его личностных качеств. Главное  условие для эффективной общей  работы - искренность со стороны  социального педагога. Ребенок откроется  и будет согласен на сотрудничество, если почувствует, что его действительно  любят.

В использовании диагностического материала уделять особое внимание проективным методам. Детям легче  выразить свой внутренний мир в творчестве, чем отвечать на вопросы. Социальному  педагогу необходимо творчески подходить  к тестированию детей. Использовать методы и способы физического, эстетического  и морального воспитания, которые  дают возможность детям- сиротам реализовать свои потребности.

Анализируя поведение  и поступки воспитанника, его взаимодействие с окружающим миром, особое внимание нужно обратить на мотивы, внешние  обстоятельства и состояние ребенка. Это поможет установить, что, например, замкнутость, пассивность и безразличность, могут быть последствиями угнетенной личности .

Итак,мы показали специфику взаимодействия воспитанников и социальных педагогов,отметили необходимость присутствия педагогических условий в процессе развития детей и обозначили возможные проблемы в организации субьектного взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Быт воспитательной организации интернатного типа

Быт-сфера внепроизводственно-экономической и социальной жизни,включающая деятельность,связанную с удовлетворением потребностей людей в пище,одежде,жилище,связанную с освоением духовных благ,культуры,с общением,отдыхом,развлечениями.В широком смысле-уклад повседневной жизни [32]. 

Жизнедеятельность - взаимосвязанная  совокупность различных видов работы, обеспечивающая удовлетворение потребностей конкретных человека, коллектива, группы с учетом требований и потребностей более широкой социальной среды и всего общества.

А.В.Мудрик отмечает,что содержательно жизнедеятельность воспитательной организации может включать в себя ряд сфер: общение (в которой активность человека направлена на взаимодействие с людьми); познание (активность направлена на познание окружающего мира); предметно-практическую деятельность (в которой происходит реализация активности в работе, связанной с освоением и преобразованием предметной среды); духовно-практическую деятельность (активность связана с созданием и (или) использованием духовных и социальных ценностей); спорт (где реализуется функционально-органическая активность); игру (реализация активности в свободном импровизировании в условных ситуациях).

Активность человека побуждается  рядом потребностей разного уровня, которые имеют половозрастные, дифференциально-групповые  и индивидуальные особенности. Потребность  побуждает человека действовать  определенным образом в определенной ситуации, в которой она может  быть удовлетворена.

Развитие человека в том  или ином возрасте определяется тем, насколько благоприятны условия  для успешной реализации его активности в различных сферах жизнедеятельности, особенно в наиболее значимых для  конкретного возрастного этапа. Активность человека неравномерна в каждой из выделенных выше сфер его жизни. Кроме того, в каждой сфере активность может иметь различные направления и формы реализации.

Конечно, предложенное выделение  сфер жизнедеятельности несколько  условно, ибо в реальности они  тесно взаимосвязаны и переплетены. Так, реализация человеком активности в сфере общения происходит главным  образом в межличностных отношениях с окружающими его людьми. Но эта  же активность реализуется и в  других сферах жизнедеятельности. Активность в сфере познания реализуется  и в процессе обучения, и в процессе общения, и в процессе игры и т. д.

Информация о работе Быт и жизнедеятельность воспитательных организаций интернатного типа