Быт и жизнедеятельность воспитательных организаций интернатного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 01:32, дипломная работа

Описание работы

Предмет исследования - социально-педагогическое сопровождение быта и жизнедеятельности детей-сирот в условиях интерната.
Цель исследования - разработать и обосновать программу социально-педагогического сопровождения детей воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа.

Содержание работы

Введение………………………………………………………
Глава 1.Теоретические основы организации воспитательной работы в учреждениях интернатного типа…………………………………
1.1 Понятие о специфике деятельности учреждений интернатного типа и о структуре содержания воспитательной деятельности……. .. ……………
1.2 Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса в решении проблем социализации детей-сирот .............................................
1.3 Быт воспитательной организации интернатного типа……………………
Глава 2. Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа………………………………..
2.1 Организация и методика исследования……………….
2.2 Анализ результатов…………………………………….
2.3 Выводы…………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………….
Список литературы……………………………………….

Файлы: 1 файл

теория.docx

— 112.74 Кб (Скачать файл)

А самая безответная, самая тихонькая девчонка, конечно  же, соседская Татьяна. Среди ребятишек она — как палец мизинчик. Меньше всех. Слабее всех. Вдобавок носит очки Татьяна, а в ее возрасте это совестно. Вот и прилепится Татьяна где-нибудь сбоку, с краешка, старается никому не мешать. И даже если обидят, не ревет громко — стесняется…Но сегодня Татьяна победила Федора.

Строил Федор  город на вершине кучи. Глядь — бежит по песку паучок-сенокосец. Обыкновенный паучишко, мелочь. Федор поднял свою ногу с черной пяткой и собрался этого паука прихлопнуть.

— Не смей! —  вдруг крикнула Татьяна. — Что  он тебе сделал?

Федор так и  замер с поднятой ногой. Уж не знаю, что его так ошеломило. Но паучишку он не тронул и Татьяну не тронул.

Может, вправду, задумался — что ему сделали  те, которые меньше него и слабей?»

Вопросы для обсуждения:

■ Кто из героев рассказа вызывает у вас симпатию, а кто — нет? Почему?

                                             Доверительная беседа

  • Назовите слова и выражения, которые вызывают у вас злость, гнев.
  • Почему люди обижают слабых?
  • Кто надежнее: добрый или злой?
  • Можно ли справиться со злом?
  • Как вы понимаете смысл пословиц: «Злой не верит, что есть добрые люди», « Без добрых дел нет доброго имени»?

Воспитатель предлагает совершить доброе дело, поучаствовав в конкурсе художников. Дети делятся на две команды. Им предлагается черно-белое изображение злого персонажа, которого они, пририсовывая, дорисовывая детали, используя разные цвета и др., должны превратить в доброго персонажа.

                                         

                                     Притча про Змею и Мудреца

«Жила-была невероятно свирепая, ядовитая и злобная Змея, Однажды она повстречала Мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобность. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и Змея решила жить простодушно, не нанося ущерба кому-либо. Но как только люди узнали про это, они стали бросать в нее камни, таскать ее за хвост и издеваться. Мудрец, выслушав жалобы Змеи, сказал: Дорогая, я просил, чтобы ты перестала обижать людей, но не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их».

                                                Вопросы для обсуждения:

  • Нравятся ли вам злые люди?
  • На кого похож злой человек?
  • Как вы поняли совет Мудреца?
  • От чего человек вынужден защищаться?
  • Как можно защитить слабого?

Игра  «Я могу защитить...»

Участники игры образуют круг. Ведущий из центра подбрасывает мяч и предлагает по-разному закончить фразу: «Я могу защитить...», «Я могу защитить, потому что...».

Подвижная игра «Ястреб и птицы»

Ястреб, выбранный  жеребьевкой, прячется от птиц. Когда они приближаются к нему, он выскакивает из засады и ловит их. Пойманный играющий становится ястребом. Игра повторяется. В игре можно использовать грузинскую песню «Ястреб»:

Ястреб, ястреб! Кыш, злодей! Все кричите посильней. Чтобы выпустил цыпленка Злой разбойник из когтей!

             Человек, который не в состоянии  справиться со злыми чувствами, сам нуждается в помощи, потому что в порыве злобы часто не думает о своих словах и поступках, за которые потом ему самому станет стыдно, но признаться в этом сложно. Как ему помочь? Есть очень интересное упражнение с зеркалом, которое можно ему предложить, но сначала давайте сами его разучим. Для выполнения этого упражнения необходимо зеркало. Итак, глядя в зеркало, скажите:

— Я совсем не хотел{а) тебя обидеть.

Извини(те) меня, пожалуйста, я очень был(а)расстроен(а)


Извини(те), пожалуйста, я погорячился(лась). 
Понаблюдайте за выражением своего лица — оно может быть

растерянным, смущенным, но извинение принесет облегчение и вам и тому человеку, которому вы причинили боль.

Советы

  • Учитесь преодолевать плохое состояние, настроение.
  • В каждой тревожной и печальной ситуации пытайтесь уловить юмористические нотки, посмотрите на себя со стороны.
  • Если наваливаются неприятности, не пугайтесь, по пытайтесь успокоиться и разобраться в их причинах.
  • Можно написать гневное письмо, и пусть оно останется неотправленным, или высказать «все, что ты думаешь», но наедине, мысленно представляя себе противника.
  • « Думай хорошо, и мыс ли созреют в добрые поступки ».
  • Помогает исправить плохое настроение секрет-правило: подумай о хорошем, и будет хорошо.

 

              Особенно понравилось ребятам  то, что занятия строились на  обсуждении конкретных поступков  и реальных историй, с которыми  они сталкивались в своей жизни.  Благодаря общему настрою на  работу, цели занятий удалось  достичь полностью: итогом стало  мнение об аморальности жестокости, а также то, что нельзя оставаться  равнодушными к ее проявлению.

Все занятия заканчивались  общей рефлексией.  Ребята отвечали на вопросы: «Чему я научился на этом занятии?», «Что нового я узнал на этом занятии?», «Чему научило меня занятие?». Впоследствии, когда ребята освоили активную форму занятий, рефлексия усложнилась. Подростки  говорили о том, что они чувствовали  во время занятий и что чувствовали  в конце.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Анализ результатов  экспериментального исследования 

                                    Заключительный этап (контрольный).

            После курса занятий было проведено  повторное диагностирование психических  состояний подростков по методике  Г.Айзенка. Показатели результатов первого и второго диагностирования отражены в таблице 5.

Исходя из полученных результатов, можно сделать выводы:

1. Из четырех человек,  имевших повышенные показатели  уровня тревожности до занятий,  после занятий, у двух из  них (Михаила и Валентины) показатель  не превышает нормы (10), а у  двух других (Ольга и Даниил) –  показатель остался без изменения.

2. Показатель агрессии  снизился у двух человек (Эдуард, Даниил), а у трех человек (Михаил, Виталий, Константин) – перестал  превышать норму (10).

3. У трех подростков, имевших  до занятий повышенный уровень  фрустрации, показатель снизился, причем  у одного (Валентина) до нормы  (10).

4. Повышенные показатели  ригидности имели семь человек  из одиннадцати. После проведенных  занятий показатели снизились,  у трех человек (Егор, Виталий,  Валентина) перестали превышать  норму (10).

              

 Таблица 5

            ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ  ПОДРОСТКОВ

 

 

     ИМЯ

                                          ШКАЛЫ

 Тревожность

     Агрессия

   Фрустрация

  Ригидность

   Михаил

11

-

11

        11

   Эдуард

-

            12

-

        16

   Егор

-

-

              -

          -

   Матвей

-

-

-

          -

   Ольга

            11

-

-

         12

   Евгений

-

-

-

           -

   Виталий

-

              -

-

           -

   Сергей

-

-

             11

           -

   Даниил

            12

            12

-

         12

   Валентина

              -

-

              -

           -

   Константин

-

              -

-

           -


 

 

 

Можно сказать о положительной  динамике и эффективности проведенной  работы. Общая групповая деятельность сплотила ребят, научила не только высказывать  открыто свои чувства и переживания, но и слушать и слышать товарищей. С помощью ролевых игр, дискуссий, совместно проведенных мероприятий  удалось достичь максимального  уровня включенности в деятельность каждого подростка. На занятиях заново открывали себя «тихони» становились  активными, «активисты» уходили  в тень. Ребята как бы примеряли  на себя разные социальные роли, сбрасывали с себя навязанные им ярлыки.

В спортивных мероприятиях и походах ребята показали активную жизненную позицию, умение поддержать друг друга и сделать совместное пребывание комфортным и дружелюбным.

Главный вывод, который можно  сделать, это то, что у подростков появилось непростое желание  узнавать что-то новое, но и применять  полученные знания в своей жизни.

 Особое место в своей  работе я уделяю формированию  круга интересов подростка на  основе особенностей его характера  и способностей.                                                                             

 

Выводы по второй главе

Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования показал:

1. Среди основных методов работы социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа выделяют: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ собранных данных о ребенке, метод социометрии, упражнение, поощрение, наказание, метод убеждения; работа проводится как в индивидуальной, так и в групповой формах.

2. Для эффективного взаимодействия  социального педагога с детьми, воспитывающимся в учреждениях  интернатного типа, необходимо учитывать следующие моменты: знать историю личного дела ребенка; спокойно обговаривать прошлое семей жизни ребенка, если у него существует такая потребность; знать детали отношений ребенка с родственниками; содействовать развитию индивидуальных способностей; приобщать ребенка к участию в различных мероприятиях; доверять детям, верить в их возможности; обговаривать с каждым ребенком его будущую жизнь, корректировать его негативное прогнозирование; воспитывать у детей- сирот уверенность в своих силах; формировать поэтапные установки взаимодействия с обществом; знать особенности профориентационной работы с детьми-сиротами. Социальный педагог должен: помочь детям с поиском высшего учебного заведения, с общежитием; учитывая способности ребенка, социальный педагог может записать его на подготовительные курсы в высшее учебное заведение; во время бесед с ребенком необходимо использовать эмоциональное окрашивание позитивных эмоций; в использовании диагностического материала уделять особое внимание проективным методам; использовать методы и способы физического, эстетического, и морального воспитания, которые дают возможность детям-сиротам реализовать свои потребности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Нестабильность современного образа жизни, рост внебрачной рождаемости, увеличение разводов, рост смертности лиц среднего возраста, числа чрезвычайных ситуаций, отказов от детей - все  это обусловливает основные социальные проблемы детей, ограничивает их право  жить и воспитываться в семье. Растет число неполных семей.

По государственной статистике подавляющее число неполных семей  относится к малообеспеченным и не в состоянии содержать своих детей. Каждый год остаются без одного из родителей в результате развода более 600 тысяч детей до 18 лет.

Сложившаяся ситуация бедности со всеми ее последствиями разрушает  мир ребенка, подростка, потому что  его родители, естественные защитники  оказываются несостоятельными в  своих попытках обеспечить нерушимость  жизненного уклада, достаточность средств к существованию. Брошенные дети - результат распада семейных связей. Размеры социального сиротства постоянно увеличиваются. Этому способствует отсутствие в стране социально-экономической и социально-психологической поддержки дезадаптированных матерей как группы риска по отказу от своих детей.

Дети-сироты или дети, брошенные  родителями, попадают в дома ребенка (с рождения до 3 лет), позднее - в детские  дома и школы-интернаты. Среди воспитанников  школ-интернатов 68 % детей, родители которых  лишены родительских прав, 8 % детей  одиноких родителей, 7 % детей, от которых  отказались родители.

Чтобы ребенок развивался нормально, необходимо, чтобы окружающие его условия этому способствовали - необходимы устроенный быт, полноценное  питание, общение со сверстниками, принятие окружающими. Но во всех интернатных учреждениях среда обитания, как правило, сиротская, казарменная. Сами условия, в которых живут дети, тормозят их умственное развитие, искажают процесс формирования личности.

Попадающие в эти учреждения дети, как правило, уже имеют какие-либо отклонения в физическом и психическом  развитии. У них наблюдается задержка умственного развития, нарушение  половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. К тому же ребенок не умеет общаться, он нервозен, добивается внимания и в то же время его отторгает, переходит на агрессивность или отчуждение. Он не умеет быть внимательным к людям и любить. Ребенок относится к окружающим недружелюбно.

Дети, воспитывающиеся в  учреждениях интернатного типа, страдают от психической и эмоциональной депривации, испытывают сенсорный голод, они оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Практически все воспитанники детских домов и школ-интернатов перенесли психическую травму, которая сама по себе может иметь тяжелые первичные и вторичные последствия для развития личности. Как правило, эти дети часто находятся в состоянии глубокой социально-педагогической запущенности, имею комплекс брошенного, нелюбимого ребенка.

Информация о работе Быт и жизнедеятельность воспитательных организаций интернатного типа