Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 01:32, дипломная работа
Предмет исследования - социально-педагогическое сопровождение быта и жизнедеятельности детей-сирот в условиях интерната.
Цель исследования - разработать и обосновать программу социально-педагогического сопровождения детей воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа.
Введение………………………………………………………
Глава 1.Теоретические основы организации воспитательной работы в учреждениях интернатного типа…………………………………
1.1 Понятие о специфике деятельности учреждений интернатного типа и о структуре содержания воспитательной деятельности……. .. ……………
1.2 Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса в решении проблем социализации детей-сирот .............................................
1.3 Быт воспитательной организации интернатного типа……………………
Глава 2. Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа………………………………..
2.1 Организация и методика исследования……………….
2.2 Анализ результатов…………………………………….
2.3 Выводы…………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………….
Список литературы……………………………………….
А самая безответная, самая тихонькая девчонка, конечно же, соседская Татьяна. Среди ребятишек она — как палец мизинчик. Меньше всех. Слабее всех. Вдобавок носит очки Татьяна, а в ее возрасте это совестно. Вот и прилепится Татьяна где-нибудь сбоку, с краешка, старается никому не мешать. И даже если обидят, не ревет громко — стесняется…Но сегодня Татьяна победила Федора.
Строил Федор город на вершине кучи. Глядь — бежит по песку паучок-сенокосец. Обыкновенный паучишко, мелочь. Федор поднял свою ногу с черной пяткой и собрался этого паука прихлопнуть.
— Не смей! — вдруг крикнула Татьяна. — Что он тебе сделал?
Федор так и замер с поднятой ногой. Уж не знаю, что его так ошеломило. Но паучишку он не тронул и Татьяну не тронул.
Может, вправду, задумался — что ему сделали те, которые меньше него и слабей?»
Вопросы для обсуждения:
■ Кто из героев рассказа вызывает у вас симпатию, а кто — нет? Почему?
Воспитатель предлагает совершить доброе дело, поучаствовав в конкурсе художников. Дети делятся на две команды. Им предлагается черно-белое изображение злого персонажа, которого они, пририсовывая, дорисовывая детали, используя разные цвета и др., должны превратить в доброго персонажа.
«Жила-была невероятно свирепая, ядовитая и злобная Змея, Однажды она повстречала Мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобность. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и Змея решила жить простодушно, не нанося ущерба кому-либо. Но как только люди узнали про это, они стали бросать в нее камни, таскать ее за хвост и издеваться. Мудрец, выслушав жалобы Змеи, сказал: Дорогая, я просил, чтобы ты перестала обижать людей, но не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их».
Игра «Я могу защитить...»
Участники игры образуют круг. Ведущий из центра подбрасывает мяч и предлагает по-разному закончить фразу: «Я могу защитить...», «Я могу защитить, потому что...».
Подвижная игра «Ястреб и птицы»
Ястреб, выбранный жеребьевкой, прячется от птиц. Когда они приближаются к нему, он выскакивает из засады и ловит их. Пойманный играющий становится ястребом. Игра повторяется. В игре можно использовать грузинскую песню «Ястреб»:
Ястреб, ястреб! Кыш, злодей! Все кричите посильней. Чтобы выпустил цыпленка Злой разбойник из когтей!
Человек, который не в
— Я совсем не хотел{а) тебя обидеть.
Извини(те) меня, пожалуйста, я очень был(а)расстроен(а)
Извини(те), пожалуйста,
я погорячился(лась).
Понаблюдайте за
выражением своего лица — оно может быть
растерянным, смущенным, но извинение принесет облегчение и вам и тому человеку, которому вы причинили боль.
Советы
Особенно понравилось ребятам
то, что занятия строились на
обсуждении конкретных
Все занятия заканчивались
общей рефлексией. Ребята отвечали
на вопросы: «Чему я научился на этом
занятии?», «Что нового я узнал на
этом занятии?», «Чему научило меня
занятие?». Впоследствии, когда ребята
освоили активную форму занятий,
рефлексия усложнилась. Подростки
говорили о том, что они чувствовали
во время занятий и что
2.3.Анализ результатов
экспериментального
После курса занятий было
Исходя из полученных результатов, можно сделать выводы:
1. Из четырех человек,
имевших повышенные показатели
уровня тревожности до занятий,
2. Показатель агрессии
снизился у двух человек (
3. У трех подростков, имевших до занятий повышенный уровень фрустрации, показатель снизился, причем у одного (Валентина) до нормы (10).
4. Повышенные показатели
ригидности имели семь человек
из одиннадцати. После
Таблица 5
ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ
ИМЯ |
| |||
Тревожность |
Агрессия |
Фрустрация |
Ригидность | |
Михаил |
11 |
- |
11 |
11 |
Эдуард |
- |
12 |
- |
16 |
Егор |
- |
- |
- |
- |
Матвей |
- |
- |
- |
- |
Ольга |
11 |
- |
- |
12 |
Евгений |
- |
- |
- |
- |
Виталий |
- |
- |
- |
- |
Сергей |
- |
- |
11 |
- |
Даниил |
12 |
12 |
- |
12 |
Валентина |
- |
- |
- |
- |
Константин |
- |
- |
- |
- |
Можно сказать о положительной
динамике и эффективности проведенной
работы. Общая групповая деятельность
сплотила ребят, научила не только высказывать
открыто свои чувства и переживания,
но и слушать и слышать товарищей.
С помощью ролевых игр, дискуссий,
совместно проведенных
В спортивных мероприятиях и походах ребята показали активную жизненную позицию, умение поддержать друг друга и сделать совместное пребывание комфортным и дружелюбным.
Главный вывод, который можно сделать, это то, что у подростков появилось непростое желание узнавать что-то новое, но и применять полученные знания в своей жизни.
Особое место в своей
работе я уделяю формированию
круга интересов подростка на
основе особенностей его
Выводы по второй главе
Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования показал:
1. Среди основных методов работы социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа выделяют: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ собранных данных о ребенке, метод социометрии, упражнение, поощрение, наказание, метод убеждения; работа проводится как в индивидуальной, так и в групповой формах.
2. Для эффективного
Заключение
Нестабильность современного образа жизни, рост внебрачной рождаемости, увеличение разводов, рост смертности лиц среднего возраста, числа чрезвычайных ситуаций, отказов от детей - все это обусловливает основные социальные проблемы детей, ограничивает их право жить и воспитываться в семье. Растет число неполных семей.
По государственной статистике подавляющее число неполных семей относится к малообеспеченным и не в состоянии содержать своих детей. Каждый год остаются без одного из родителей в результате развода более 600 тысяч детей до 18 лет.
Сложившаяся ситуация бедности со всеми ее последствиями разрушает мир ребенка, подростка, потому что его родители, естественные защитники оказываются несостоятельными в своих попытках обеспечить нерушимость жизненного уклада, достаточность средств к существованию. Брошенные дети - результат распада семейных связей. Размеры социального сиротства постоянно увеличиваются. Этому способствует отсутствие в стране социально-экономической и социально-психологической поддержки дезадаптированных матерей как группы риска по отказу от своих детей.
Дети-сироты или дети, брошенные родителями, попадают в дома ребенка (с рождения до 3 лет), позднее - в детские дома и школы-интернаты. Среди воспитанников школ-интернатов 68 % детей, родители которых лишены родительских прав, 8 % детей одиноких родителей, 7 % детей, от которых отказались родители.
Чтобы ребенок развивался
нормально, необходимо, чтобы окружающие
его условия этому
Попадающие в эти учреждения дети, как правило, уже имеют какие-либо отклонения в физическом и психическом развитии. У них наблюдается задержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. К тому же ребенок не умеет общаться, он нервозен, добивается внимания и в то же время его отторгает, переходит на агрессивность или отчуждение. Он не умеет быть внимательным к людям и любить. Ребенок относится к окружающим недружелюбно.
Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, страдают от психической и эмоциональной депривации, испытывают сенсорный голод, они оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Практически все воспитанники детских домов и школ-интернатов перенесли психическую травму, которая сама по себе может иметь тяжелые первичные и вторичные последствия для развития личности. Как правило, эти дети часто находятся в состоянии глубокой социально-педагогической запущенности, имею комплекс брошенного, нелюбимого ребенка.
Информация о работе Быт и жизнедеятельность воспитательных организаций интернатного типа