Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 01:32, дипломная работа
Предмет исследования - социально-педагогическое сопровождение быта и жизнедеятельности детей-сирот в условиях интерната.
Цель исследования - разработать и обосновать программу социально-педагогического сопровождения детей воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа.
Введение………………………………………………………
Глава 1.Теоретические основы организации воспитательной работы в учреждениях интернатного типа…………………………………
1.1 Понятие о специфике деятельности учреждений интернатного типа и о структуре содержания воспитательной деятельности……. .. ……………
1.2 Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса в решении проблем социализации детей-сирот .............................................
1.3 Быт воспитательной организации интернатного типа……………………
Глава 2. Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа………………………………..
2.1 Организация и методика исследования……………….
2.2 Анализ результатов…………………………………….
2.3 Выводы…………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………….
Список литературы……………………………………….
В зависимости от типа воспитательной организации та или иная из выделенных сфер может быть содержательной основой ее жизнедеятельности (познание - в школе, познание и предметно-практическая деятельность - в ПТУ и т. д.), ее компонентом (предметно-практическая деятельность - в школе, в летнем лагере) или фоном жизнедеятельности (общение, спорт, игра в любой организации).
Организаторы-воспитатели -
руководители вносят некое нормативное
содержание жизнедеятельности в
соответствии с функциями той
или иной воспитательной организации.
При этом они могут исходить только
из норматива и своих
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль педагога остаётся неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.
Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно, в школе-интернате нужно создать такую атмосферу, где ребёнку хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нём будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Педагоги прилагают все усилия, чтобы ребёнок, переступая порог школы, почувствовал, что его здесь ждут. В создании такой атмосферы педагоги школы играют одну из главных ролей.
Ребёнка окружает красота, игра,
фантазия, творчество. Самое высокое
творчество - это раскрытие и реализация
каждым учеником своих потенциальных
возможностей. Поэтому педагогическая
позиция нашего коллектива заключается
в принятии каждого ученика как
личности, признании его индивидуального
своеобразия, его права проявлять
своё Я. Используя СЛОВО, ДЕЛО и НАБЛЮДЕНИЕ,
педагоги создают условия, чтобы
каждый воспитанник проявил себя.
Основная задача педагога - быть помощником
ребёнку в его жизненном
Так как ценности в школьный коллектив привносит именно педагог, то нам наиболее важным представляется определение тех черт, которые характеризуют как ученика, так и педагога, а это:
o образованность;
o целеустремлённость;
o демократичность;
o интеллигентность;
o воспитанность;
o законопослушность;
o творческая направленность.
Судьбы воспитанников специальных (коррекционных) школ-интернатов, как правило, бывают непростыми. Задача педагогов - помочь этим детям стать счастливыми. А для этого необходимо дать им соответствующее образование, научить их жить, помочь стать нужными обществу, найти в нем своё место после выхода из школы-интерната.
То, что дети, воспитывающиеся в интернатах, живут в закрытой, однообразной среде, не имеют свободного деятельного и информационного обмена с другими средами, не имеют возможности перехода в другие социальные пространства (в другие среды, не видят другой способ и уклад жизни) приводит к заниженному объему знаний об окружающем. У этих детей отсутствует отношение к условиям своей жизни( Олиференко Л.Я. ) [17]; незнание другого уклада и способа жизни приводит к некритичному приятию окружающего, к полному совпадению с ним. Это в свою очередь затрудняет процесс формирования рефлексии, что является необходимым показателем готовности к переходу в среднюю школу. Отсутствие своего отношения к окружающему (предпочтений, желаний, стремлений) отражается негативным образом на их мотивационно-потребностной сфере и изменяет ее.
Совместная деятельность педагогов, учащихся и родителей позволяет разработать и реализовать гуманистическую воспитательную систему, в основе которой лежит личностно ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся школы-интерната.
Цель воспитательной системы в интернате -создание коррекционно-развивающей среды, способствующей подготовке и адаптации воспитанника к современным условиям жизни.
Для реализации намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
- гуманизация отношений всех субъектов учебно-воспитательного процесса;
- усиление роли воспитания в образовательном процессе;
- создание комфортного психологического климата в классных коллективах и группах воспитанников, воспитание толерантности, сознательной дисциплины;
- совершенствование работы по организации сопровождения обучающихся, воспитанников школы-интерната;
- мотивирование педагогов на овладение новыми формами, методами и приёмами обучения и воспитания учащихся;
-формирование информационной компетентности всех участников учебно-воспитательного процесса;
- активизация работы по социализации обучающихся, подготовке их к жизни в обществе.
Основными целями деятельности учреждения интернатного типа являются:
1. Содействие в создании
социальной ситуации развития, соответствующей
индивидуальности и
2. Организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников в условиях школы-интерната по преодолению эмоциональной депривации;
3. Повышение социальной компетентности у воспитанников в соответствии с их возрастными особенностями
4. Обеспечение индивидуально-личностного подхода к воспитанникам;
5. Создание благоприятных условий для учебы и жизнедеятельности воспитанников "группы риска" в школе-интернате, формирование у них готовности к совместной коммуникативной и познавательной деятельности
Быт воспитательной организации - это уклад повседневной жизни входящих в нее людей. Он включает в себя имеющиеся в организации пространственные, материальные, временные и духовные условия для общественных видов занятий ее членов, а также естественные, необходимые и привычные нормы и ценности поведения и взаимоотношений.
Содержательно быт имеет характеристики: общие для организаций определенного типа (школы, летнего лагеря), особенные, зависящие от социокультурной среды (быт сельской школы отличается от городской), и единичные, определяемые составом членов организации (дети, подростки, молодежь) и сложившейся в ней воспитательной системой.
Быт воспитательной организации
определяется архитектурно-планировочными
особенностями помещений и
Так, в школе уклад жизни связан уже с тем, помещается ли она в одном, да еще и в "унитарном" (без возможности обособления частей) здании или оно представляет собой совокупность связанных или отдельно стоящих блоков, предназначенных для различных возрастных групп и (или) для различных сфер жизнедеятельности (учебный блок, спортивный, клубный и т. п.).
Быт детского дома кардинально зависит от архитектурно-планировочного решения его помещений. Здание коридорного типа, Дом - совокупность относительно обособленных функциональных блоков и жилья для небольших групп воспитанников, отдельные коттеджи для "семей" - это априорно разные уклады повседневной жизни.
Предметно-пространственная среда помещений влияет на быт организации, как минимум, в связи с тремя обстоятельствами.
Во-первых, играет роль наличие
или отсутствие ее дифференцированности
на три вида территорий. Первичные территории
- помещения, которые длительное время
находятся в пользовании первичных коллективов
(комнаты классные, спальные, для занятий
кружков и пр.). Вторичные - те помещения,
которыми все или почти все первичные
коллективы пользуются временно или периодически
(актовый, спортивный залы, бассейн, столовая,
комнаты отдыха и пр.). Специфические территории
- помещения, необходимые для функционирования
всей организации - административно-
Во-вторых, существенно и
то, насколько предметно-
В-третьих, важно, какова мера
благоустроенности и
Уклад жизни во многом определяет
временной режим
Я. А. Коменский, формулируя принцип природосообразности воспитания, указывал на большую роль режима в жизни и эффективности деятельности воспитательных организаций. Вслед за ним очень многие крупные теоретики и педагоги - практики уделяли режиму огромное внимание. В частности, А. С. Макаренко, считая режим воспитательной организации одним из важнейших средств воспитания, отмечал, что он должен обладать рядом необходимых для его эффективности параметров: целесообразностью, точностью, общностью и определенностью (в той же работе "Методика организации воспитательного процесса", а также во многих других работах).
Целесообразность режима заключается в обоснованности и логике его элементов и требований, понятных каждому и способствующих функционированию, эффективности и защищенности членов организации. Он определяется типом организации, условиями ее жизни, составом членов и отчасти или в большой мере воспитательной системой, сложившейся в организации.
Точность режима - строгое соблюдение норм времени, пунктуальность выполнения его установлений, что приучает членов организации к четкому организованному поведению и своевременному выполнению различных дел и обязанностей и т. д.
Общность режима означает
выполнение его норм и предписаний
всеми членами организации
Определенность режима состоит
в точном и конкретном распределении
времени в течение дня, недели
и более длительных отрезков времени,
что создает некоторое
Важным элементом быта воспитательной организации является этикет - совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих отношений.
В воспитательной организации
этикет включает в себя нормы обращения
ее членов друг с другом, старших
с младшими и наоборот, общие правила
дисциплины - учебной, рекреационной, бытовой,
правила разрешения конфликтов, правила
пользования помещениями и
В
этикет входят те требования
внешней культуры человека и
нормы, необходимые для
Некоторые традиции, сложившиеся в конкретной воспитательной организации, также становятся элементами ее быта. Традиция - формы и установления жизни,
идеи, ценности, нормы поведения,
сохраняющиеся в воспитательной
организации в течение
Традиции могут сложиться в различных сферах жизнедеятельности организации, в стиле педагогического руководства и т. д.
Для традиции характерны: бережное отношение к сложившемуся ранее укладу жизни организации; внимание не только к содержанию жизни и поведения, но и к их внешнему оформлению и проявлению [1]
В этикет входят те требования внешней культуры человека и нормы, необходимые для нормального функционирования воспитательной организации, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеют особое значение определенные формы поведения. В конечном счете, отдельные характеристики этикета становятся ритуалами, традиционными для конкретной воспитательной организации.
Самообслуживание - это систематическая работа членов организации по поддержанию и улучшению бытовых условий своей жизни.
Содержание работы по самообслуживанию зависит от типа организации и объективных условий, в которых она функционирует, а также от возраста воспитанников.
В наиболее общем виде самообслуживание включает в себя: поддерживание в чистоте и порядке помещений, уход за оборудованием и инвентарем; посильный ремонт помещений, оборудования и инвентаря; участие в организации приема пищи и в уборке посуды; изготовление наглядных пособий, спортивного и иного инвентаря, оформления помещений, реквизита для проводимых мероприятий.
Информация о работе Быт и жизнедеятельность воспитательных организаций интернатного типа