Быт и жизнедеятельность воспитательных организаций интернатного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 01:32, дипломная работа

Описание работы

Предмет исследования - социально-педагогическое сопровождение быта и жизнедеятельности детей-сирот в условиях интерната.
Цель исследования - разработать и обосновать программу социально-педагогического сопровождения детей воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа.

Содержание работы

Введение………………………………………………………
Глава 1.Теоретические основы организации воспитательной работы в учреждениях интернатного типа…………………………………
1.1 Понятие о специфике деятельности учреждений интернатного типа и о структуре содержания воспитательной деятельности……. .. ……………
1.2 Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса в решении проблем социализации детей-сирот .............................................
1.3 Быт воспитательной организации интернатного типа……………………
Глава 2. Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа………………………………..
2.1 Организация и методика исследования……………….
2.2 Анализ результатов…………………………………….
2.3 Выводы…………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………….
Список литературы……………………………………….

Файлы: 1 файл

теория.docx

— 112.74 Кб (Скачать файл)

Одежда - важный элемент быта, ибо определяет настроение членов организации  и удобство их участия в жизни  организации.

Особую роль одежда приобретает  в интернатных и закрытых воспитательных организациях, где от нее зависит и здоровье воспитанников, и их физическое и эстетическое развитие.

В некоторых типах воспитательных организаций, например, спортивных, клубных, скаутских и др., одежда (если это  форма или ее элементы) имеет не только функциональное значение, но и  символическое (обозначая принадлежность к организации).

       Таким  образом мы видим ,что бытовая сторона функционирования учреждений интернатного типа определяется многими взаимозависимыми компонентами : архитектурными (удобство корпуса), предметными, благоустроенностью помещений, соблюдением режима и поддержанием традиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе 

Анализ литературных источников по проблеме исследования позволил определить следующее:

1. Государственная система  опеки и воспитания детей, лишенных  родительской заботы представляет  собой систему различных типов  учреждений, таких как дома ребенка,  дошкольные детские дома, школы-интернаты,  интернатные учреждения смешанного типа, специальные школы- интернаты для детей с отклонениями в развитии, приюты.

2. У детей, воспитывающихся  в учреждениях интернатного типа, нередко наблюдается задержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность к вредным привычкам и правонарушениям. К тому же у ребенка недостаточно развиты навыки межличностного общения, он нервозен, добивается внимания, и в то же время его отвергает, переходит на агрессивность или оскорбления. Он не умеет быть внимателен к людям и любить. В связи с этим детские дома и школы интернаты должны выполнять не только образовательно-воспитательные функции, но также способствовать нормальной социализации личности, ее полноценному развитию, компенсировать и исправлять недостатки развития, обеспечивая правовую и психологическую защищенность воспитанников и выпускников. Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Часто эти дети находятся в состоянии социально-педагогической запущенности, имеют комплекс брошенного, неполноценного ребенка. Условия общественного воспитания, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы.

3. Среди основных целей  и задач социального педагога  с детьми в учреждениях интернатного типа выделяют: определение статуса ребенка, составление индивидуальной программы развития воспитанника, адаптация, реабилитация, интеграция ребенка в коллективе , представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах, социализация воспитанников детского дома, формирование гуманных взаимоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.    Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа.

2.1 Организация  и методика исследования.

   Исследование проводилось в МОУ" Попенкская школа - интернат - детский дом для детей сирот и детей , оставшихся без попечения родителей "

В  нашей теме исследования «Быт и жизнедеятельность воспитательных организаций интернатного типа» важным представлялось определить    как можно улучшить быт и жизнедеятельность воспитанников интернатов, что можно применить для улучшения ситуации к субъектам педагогического процесса в существующих условиях.  

Описанный нами путь взаимодействий социальных педагогов и детей  и происходящие при этом особенности  развития являются естественным для  учреждений интернатного типа, где проявляется скученность, потребность в щадящем отношении к воспитанникам, недостаточность знаний и навыков социального поведения и применения диагностических методик для выявления состояния детей.

Поэтому подбор, разработка методики обследования предполагала создание приемов совместной деятельности социального  педагога и воспитанников.

          В соответствии с признаками эффективности группового взаимодействия (А.Ю.Уваров), требованиями общегруппового учебного действия (В.В.Рубцов), динамикой становления групповой деятельности педагога и учащихся (В.П.Панюшкин), характеристиками демократического стиля руководства педагога (В.А.Сластенин) нами определены цели работы, осуществляемой в процессе субъектно-значимого взаимодействия воспитанников друг с другом и с социальным педагогом.         

Особенностью предлагаемой нами методики является ее ориентация на создание условий для положительной  жизнедеятельности субъектов педагогического  процесса в  условиях интерната.

      Проверка эффективности разработанной методики в ходе реализации программы опытно-экспериментальной деятельности, состоящей из подготовительного (февраль 2012 г. – сентябрь 2013 г.), констатирующего (октябрь 2013 г. –….), формирующего (сентябрь 2013 г. – март 2013 г.) и контролирующего (апрель 2013 – май 2013 г.) этапов.

Общая характеристика педагогического  эксперимента, проведенного в рамках исследования: по месту проведения – естественный (результативность методики проверялась в условиях реального образовательного процесса). В диагностировании принимали участие учащиеся 6 класс подростки 12 – 13 лет в количестве 11 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Организация и методика  исследования  

 

Целью нашего эксперимента стало исследование разработать и обосновать программу и технологию социально-педагогического сопровождения детей, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа.

Задачи эксперимента:

  1.            Выявить характерные особенности детей, оставшиеся без попечения родителей.
  2. Выявить условия эффективности жизнедеятельности воспитанников в интернатном  учреждении;
  3. Определить уровень после проведения формирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах.
  4. Изучить уровень тревожности у детей подросткового возраста и установление причин.
  5. Создание воспитательной системы коррекционно-развивающей программы, направленная на снижение тревожности в поведении детей подросткового возраста.

Основным методом нашего исследования является психолого- педагогический эксперимент, который состоит из констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента.

 Предварительное и итоговое диагностирование проводилось ,опираясь на методики: «Социометрия Дж.Морено», Методика Айзенка по определению темперамента.

Гипотеза исследования состоит в том, что социально-педагогическое сопровождение быта и жизнедеятельности детей-сирот в условиях интерната будет эффективным, если:

  1. Педагог знает об индивидуальных особенностях ребенка.
  2. Личностное развитие воспитанников будет способствовать успешной их адаптации к условиям школы–интерната
  3. Развитие положительных личностных характеристик (эмоциональной и мотивационной сфер, самооценки, воспитанности, адаптированности)

Экспериментальное исследование проводилось  в МОУ" Попенкская школа - интернат - детский дом для детей сирот и детей , оставшихся без попечения родителей "

Школа-интернат существует с 1967г.  Директор - Козий Елена Иосифовна - учитель русского языка и литературы-1 , как директора 2 квалификационная категория. В школе обучаются 160 учеников , в детском доме 50 детей . На территории школы - учебный корпус , 2 спальных корпуса , столовая , банно - прачечный комбинат , бассейн , детский дом . В школе работают педагоги в основном с 1 квалификационной категорией , есть у воспитателей 2 квалификационная категория.

В целом эксперимент охватил …. месяца: c сентября 2012г. По май  2013г.

Этап первый (констатирующий).

Констатирующий  эксперимент - это  эксперимент, устанавливающий наличие какого-либо непреложного факта или явления. Эксперимент  становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых.

Цель констатирующего  эксперимента - измерение наличного уровня развития, получение первичного материала для организации формирующего  эксперимента.

 Констатирующий этап  экспериментального исследования  включал в себя следующие задачи:

1.Разработка методических  рекомендаций для практических  психологов, преподавателей и воспитателей  детских домов и школ-интернатов.

2. Разработка и реализация  программы психологического сопровождения  личностного развития воспитанников:  эмоциональной и мотивационной  сфер, самооценки, воспитанности и  степени адаптированности.

3.Подбор и обоснование  диагностического комплекса, позволяющего  выявить и исследовать специфические  особенности личностного развития  детей, проживающих в школах  – интернатах санаторного типа.

 В диагностировании  принимали участие учащиеся 6 класс  подростки 12 – 13 лет в количестве 11 человек. 

  В процессе констатирующего  этапа эксперимента мы выявили, что подростки имеют низкий или средний уровень сформированности познавательной активности. В процессе обучения подростки испытывают затруднения различного характера, что связано с отсутствием или недостаточностью необходимых для эффективного протекания процесса формирования познавательной активности знаний, умений, навыков, развития личностных качеств.

Таким образом, информация, собранная на этом этапе опытно-экспериментальной  работы, позволила не только зафиксировать  наличный уровень сформированности у подростков познавательной активности.

 

 

 

                        

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Формирование знаний  у воспитанников о жизнедеятельности  в интернате

Этап второй (формирующий).

            Коррекционно – развивающий и воспитательный курс занятий.

             По результатам проведенной диагностики  можно было сделать вывод о необходимости проведения с данной группой подростков занятий по активному социальному обучению социально-важным навыкам.

Занятия направлены на развитие умения общаться, конструктивно разрешать  конфликты в межличностных отношениях. Так как агрессию в подростковом возрасте связывают, прежде всего, с  негативными эмоциями (например, гнев) и с негативными мотивами (например, навредить), а также с желанием подростка устранить конфликтную  ситуацию любыми средствами, поэтому  в ходе занятий особое внимание уделялось  созданию образа правильных решений  и действий:

  Пример проведенного занятия.

                                      «Можно ли справиться со злом».         

           

Цели:

  • формировать осознание последствий агрессивных способов защиты;
  • обучить способам снятия напряжения;
  • воспитать внимательное и доброжелательное отношение к окружающим людям.

                                            

                                                   Проблемная ситуация

Друг (подруга) забыл вернуть  книгу, которая тебе срочно нужна. На следующий день ты его встречаешь и говоришь... Что ты скажешь в данной ситуации?

Все ответы выслушиваются, и предлагается повторить  два типа ответов. Агрессивный: «Я так и знал, что тебе ничего нельзя давать...» Уверенный: «Я считал, что мы договорились и ты вернешь книгу сегодня». При проигрывании упражнения необходимо следить, чтобы типу ответа соответствовали тон голоса и выражение лица.

•   Какие  чувства вызывают разные типы ответа?

Подвести к  выводу о том, что злость вызывает только злость.

                                  

                                      Чтение рассказа Э. Шим «Не смей!»

«Перед нашим  домом, на куче песка, играют самые малые ребятишки. Ну, известно, какие у них игры: лепят "куличи", строят что-то из еловых шишек. Ерунда вообщем. Только у этих карапузов тоже имеются свои заводилы, свои атаманы. И свои тихони безответные.

Атаманом на песочной куче давно сделался Федор. Он ростом побольше. Молчаливый такой, насупленный. И всегда лохматый, будто его не стригут и не причесывают. А может, он и не позволяет себя причесывать. Когда Федор что-нибудь возводит на песочной куче, то лучше к нему не приближайся.

Информация о работе Быт и жизнедеятельность воспитательных организаций интернатного типа