Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 01:32, дипломная работа
Предмет исследования - социально-педагогическое сопровождение быта и жизнедеятельности детей-сирот в условиях интерната.
Цель исследования - разработать и обосновать программу социально-педагогического сопровождения детей воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа.
Введение………………………………………………………
Глава 1.Теоретические основы организации воспитательной работы в учреждениях интернатного типа…………………………………
1.1 Понятие о специфике деятельности учреждений интернатного типа и о структуре содержания воспитательной деятельности……. .. ……………
1.2 Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса в решении проблем социализации детей-сирот .............................................
1.3 Быт воспитательной организации интернатного типа……………………
Глава 2. Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа………………………………..
2.1 Организация и методика исследования……………….
2.2 Анализ результатов…………………………………….
2.3 Выводы…………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………….
Список литературы……………………………………….
Одежда - важный элемент быта, ибо определяет настроение членов организации и удобство их участия в жизни организации.
Особую роль одежда приобретает в интернатных и закрытых воспитательных организациях, где от нее зависит и здоровье воспитанников, и их физическое и эстетическое развитие.
В некоторых типах воспитательных организаций, например, спортивных, клубных, скаутских и др., одежда (если это форма или ее элементы) имеет не только функциональное значение, но и символическое (обозначая принадлежность к организации).
Таким образом мы видим ,что бытовая сторона функционирования учреждений интернатного типа определяется многими взаимозависимыми компонентами : архитектурными (удобство корпуса), предметными, благоустроенностью помещений, соблюдением режима и поддержанием традиций.
Выводы по первой главе
Анализ литературных источников по проблеме исследования позволил определить следующее:
1. Государственная система
опеки и воспитания детей,
2. У детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, нередко наблюдается задержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность к вредным привычкам и правонарушениям. К тому же у ребенка недостаточно развиты навыки межличностного общения, он нервозен, добивается внимания, и в то же время его отвергает, переходит на агрессивность или оскорбления. Он не умеет быть внимателен к людям и любить. В связи с этим детские дома и школы интернаты должны выполнять не только образовательно-воспитательные функции, но также способствовать нормальной социализации личности, ее полноценному развитию, компенсировать и исправлять недостатки развития, обеспечивая правовую и психологическую защищенность воспитанников и выпускников. Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Часто эти дети находятся в состоянии социально-педагогической запущенности, имеют комплекс брошенного, неполноценного ребенка. Условия общественного воспитания, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы.
3. Среди основных целей
и задач социального педагога
с детьми в учреждениях
Глава 2. Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа.
2.1 Организация и методика исследования.
Исследование проводилось в МОУ" Попенкская школа - интернат - детский дом для детей сирот и детей , оставшихся без попечения родителей "
В нашей теме исследования
«Быт и жизнедеятельность
Описанный нами путь взаимодействий социальных педагогов и детей и происходящие при этом особенности развития являются естественным для учреждений интернатного типа, где проявляется скученность, потребность в щадящем отношении к воспитанникам, недостаточность знаний и навыков социального поведения и применения диагностических методик для выявления состояния детей.
Поэтому подбор, разработка методики обследования предполагала создание приемов совместной деятельности социального педагога и воспитанников.
В соответствии с признаками эффективности группового взаимодействия (А.Ю.Уваров), требованиями общегруппового учебного действия (В.В.Рубцов), динамикой становления групповой деятельности педагога и учащихся (В.П.Панюшкин), характеристиками демократического стиля руководства педагога (В.А.Сластенин) нами определены цели работы, осуществляемой в процессе субъектно-значимого взаимодействия воспитанников друг с другом и с социальным педагогом.
Особенностью предлагаемой
нами методики является ее ориентация
на создание условий для положительной
жизнедеятельности субъектов
Проверка эффективности разработанной методики в ходе реализации программы опытно-экспериментальной деятельности, состоящей из подготовительного (февраль 2012 г. – сентябрь 2013 г.), констатирующего (октябрь 2013 г. –….), формирующего (сентябрь 2013 г. – март 2013 г.) и контролирующего (апрель 2013 – май 2013 г.) этапов.
Общая характеристика педагогического эксперимента, проведенного в рамках исследования: по месту проведения – естественный (результативность методики проверялась в условиях реального образовательного процесса). В диагностировании принимали участие учащиеся 6 класс подростки 12 – 13 лет в количестве 11 человек.
2.1. Организация и методика исследования
Целью нашего эксперимента стало исследование разработать и обосновать программу и технологию социально-педагогического сопровождения детей, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа.
Задачи эксперимента:
Основным методом нашего исследования является психолого- педагогический эксперимент, который состоит из констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента.
Предварительное и итоговое диагностирование проводилось ,опираясь на методики: «Социометрия Дж.Морено», Методика Айзенка по определению темперамента.
Гипотеза исследования состоит в том, что социально-педагогическое сопровождение быта и жизнедеятельности детей-сирот в условиях интерната будет эффективным, если:
Экспериментальное исследование проводилось в МОУ" Попенкская школа - интернат - детский дом для детей сирот и детей , оставшихся без попечения родителей "
Школа-интернат существует с 1967г. Директор - Козий Елена Иосифовна - учитель русского языка и литературы-1 , как директора 2 квалификационная категория. В школе обучаются 160 учеников , в детском доме 50 детей . На территории школы - учебный корпус , 2 спальных корпуса , столовая , банно - прачечный комбинат , бассейн , детский дом . В школе работают педагоги в основном с 1 квалификационной категорией , есть у воспитателей 2 квалификационная категория.
В целом эксперимент охватил …. месяца: c сентября 2012г. По май 2013г.
Этап первый (констатирующий).
Констатирующий эксперимент -
Цель констатирующего
Констатирующий этап
экспериментального
1.Разработка методических
рекомендаций для практических
психологов, преподавателей и воспитателей
детских домов и школ-
2. Разработка и реализация
программы психологического
3.Подбор и обоснование
диагностического комплекса,
В диагностировании принимали участие учащиеся 6 класс подростки 12 – 13 лет в количестве 11 человек.
В процессе констатирующего этапа эксперимента мы выявили, что подростки имеют низкий или средний уровень сформированности познавательной активности. В процессе обучения подростки испытывают затруднения различного характера, что связано с отсутствием или недостаточностью необходимых для эффективного протекания процесса формирования познавательной активности знаний, умений, навыков, развития личностных качеств.
Таким образом, информация,
собранная на этом этапе опытно-
2.2.Формирование знаний
у воспитанников о
Этап второй (формирующий).
Коррекционно – развивающий и воспитательный курс занятий.
По результатам проведенной
Занятия направлены на развитие
умения общаться, конструктивно разрешать
конфликты в межличностных
Пример проведенного занятия.
Цели:
Друг (подруга) забыл вернуть книгу, которая тебе срочно нужна. На следующий день ты его встречаешь и говоришь... Что ты скажешь в данной ситуации?
Все ответы выслушиваются, и предлагается повторить два типа ответов. Агрессивный: «Я так и знал, что тебе ничего нельзя давать...» Уверенный: «Я считал, что мы договорились и ты вернешь книгу сегодня». При проигрывании упражнения необходимо следить, чтобы типу ответа соответствовали тон голоса и выражение лица.
• Какие чувства вызывают разные типы ответа?
Подвести к выводу о том, что злость вызывает только злость.
«Перед нашим домом, на куче песка, играют самые малые ребятишки. Ну, известно, какие у них игры: лепят "куличи", строят что-то из еловых шишек. Ерунда вообщем. Только у этих карапузов тоже имеются свои заводилы, свои атаманы. И свои тихони безответные.
Атаманом на песочной куче давно сделался Федор. Он ростом побольше. Молчаливый такой, насупленный. И всегда лохматый, будто его не стригут и не причесывают. А может, он и не позволяет себя причесывать. Когда Федор что-нибудь возводит на песочной куче, то лучше к нему не приближайся.
Информация о работе Быт и жизнедеятельность воспитательных организаций интернатного типа