Дети раннего возраста (1-3 года)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 01:01, реферат

Описание работы

Возраст от 1 года до 3 лет является периодом существенные перемен в жизни маленького ребенка. Прежде всего ребенок начинает ходить. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными.

В результате такого "высвобождения" ребенка, уменьшения его зависимости от взрослого бурно развиваются познавательная активность, предметные действия. На 2-м году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий на 3-м году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трем годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.

Файлы: 1 файл

Стребелева ППД.doc

— 324.00 Кб (Скачать файл)

     1 балл - ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно: бросает палочки,

     кладет  их рядом, машет ими; безразличен  к результату.

     2 балла - ребенок после обучения  пытается строить фигуру, но соответствие  образцу не достигается; к конечному  результату безразличен.

     3  балла - ребенок правильно понимает  задание, но строит «молоточек» только после подражания действиям взрослого; заинтересован в конечном результате.

     4 балла - ребенок правильно выполняет  предложенное задание по образцу;  заинтересован в конечном результате.

     9. Достань тележку.

     1  балл - ребенок не понимает задание; не стремится достичь цели.

     2  балла - ребенок пытается достать  рукой цель; после нескольких  неудачных попыток отказывается  от выполнения задания.

     3  балла - ребенок пытается достать тележку за один конец тесемки; после двух-трех попыток достигает результата; понимает конечный результат своих действий,

     4 балла - ребенок сразу находит  правильное решение и выполняет  задание; заинтересован в конечном  результате.

     10.  Нарисуй.

     1  балл - ребенок не использует карандаш  для черкания по бумаге; ведет  себя неадекватно заданию; речевую инструкцию не выполняет.

     2   балла - у ребенка есть стремление  что-то изобразить (черкание); к конечному  изображению безразличен; не выделена ведущая рука; нет согласованности действий обеих рук.

     3  балла - ребенок понимает инструкцию; пытается нарисовать дорожку, изображая ее многократными прерывистыми линиями 'без определенного направления; понимает конечный результат своих действий: определена ведущая рука, но нет согласованности действий обеих рук.

     4 балла - ребенок выполняет задание соответственно речевой инструкции; заинтересован в конечном результате (в большинстве случаев это прямая непрерывная линия); четко определена ведущая рука, наблюдается согласованность действий обеих рук.

     Результаты  психолого- педагогического  обследования детей раннего возраста.

     Различия  между обследуемыми детьми состоят  в основном в характере познавательной деятельности: в принятии задания, способах выполнения, обучаемости, интересе к  результату. В соответствии с этим обследуемых детей можно   разделить на 4 группы.

     Первую  группу (10-12 баллов) составляют дети, которые  в своих действиях не руководствуются  инструкцией, не понимают цель задания, действуют неадекватно. Эта группа детей не готова действовать адекватно.

     Показатели  свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их интеллектуальном развитии.

     Во  вторую группу (13-23 балла) входят дети, которые самостоятельно не могут  выполнить задание.  Они с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств

     предмета. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определенного  искомого результата, поэтому для  них характерными оказываются хаотические  действия, а в дальнейшем - отказ  от выполнения задания.

     В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, многие из них справляются. Однако после обучения самостоятельно выполнить задание по подражанию, многие из них не могут, что свидетельствует о том , что принцип действия остался ими не осознан. При этом они безразличны к результату своей деятельности.

     Анализ  данных детей этой группы позволяет  говорить о необходимости использования  других методов изучения.

     Третью  группу(24-33) составляют дети, которые  заинтересованно сотрудничают со взрослыми. Они сразу же принимают задание, понимают условие и стремятся к их выполнению. Но самостоятельно во многих случаях они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности.

     Показатели  детей этой группы говорят о том, что в этой группе могут оказаться дети с нарушением слуха, зрения, локальными речевыми нарушениями, с ммд.

     Четвертую группу (34-40 баллов) составляют дети, которые с интересом принимают задание, выполняют самостоятельно, действуя на уровне практического ориентирования, а в некоторых случаях и на уровне зрительного ориентирования. При этом они очень заинтересованы в результате своей деятельности. Эти дети достигают хорошего уровня развития.

     Методика  психолого-педагогического обследования детей 4 — 5-го годов жизни  Задание Выполнение задания

     3—4  года 4—5 лет

     1 Разборка и складывание матрешки:

     четырехместной

     пятиместной

     +

     -

     -

     +

     2 Разборка и складывание пирамидки

     из  четырех колец

     из  шести колец

     +

     -

     -

     +

     3 Коробка форм ("почтовый ящик"):

     из  четырех форм

     из  пяти форм

     +

     -

     4 Разрезная картинка:

     из  трех частей

     из  четырех частей

     +

     -

     -

     +

     5 Цветные кубики:

     пяти  цветов

     семи  цветов

     +

     -

     -

     +

     6 Достань ключик:

     практическая  задача

     на  картинке

     +

     -

     -

     +

     7 Счет + +

     8 Конструирование:

     из  четырех элементов

     из  пяти элементов

     +

     -

     -

     +

     9 Рисование (дом, дерево, человек) + +

     10 Игра + + 
 

     1.        Разборка и складывание матрешки. Задание направлено на выявление  уровня развития практической ориентировки на величину, обучаемость.

Оборудование: четырехместная (пятиместная) матрешка.

     Проведение  обследования: взрослый дает ребенку  четырехместную (пятиместную) матрешку и просит ее раскрыть, рассмотреть  другие матрешки. Затем предлагает собрать все матрешки в одну. При затруднении взрослый берет матрешку и просит ребенка посмотреть, как он это делает: "Сначала беру маленькую матрешку и ищу чуть меньше, затем подбираю к ней платочек и т.д.". Взрослый показывает складывание матрешки методом проб, привлекая внимание ребенка к поиску следующей части. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

     Оценка  действий ребенка: принятие и понимание  условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату своей деятельности.

     2.        Разборка и складывание пирамидки.  Задание направлено на умение  ребенка отвлечься от цвета  и выделить величину как основной  принцип действия, практической  ориентировки на величину.

     Оборудование: пирамидка из четырех (шести) колец, кольца разного размера, разного цвета.

     Проведение  обследования: взрослый предлагает ребенку  разобрать пирамидку. Если ребенок  не действует, взрослый начинает разбирать  ее сам и привлекает ребенка к  этому действию. Затем предлагает собрать такую же пирамидку. В случаях затруднения взрослый показывает ребенку, как надо подбирать колечки по размеру: "Надо брать каждый раз большое колечко". Затем показывает способ прикладывания одного колечка к другому, чтобы увидеть разницу в их величине. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

     Оценка  действий ребенка: принятие и понимание  условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.

     3.        Коробка форм ("почтовый ящик"). Задание направлено на проверку  уровня развития практической ориентировки на форму, обучаемость.

     Оборудование: "почтовый ящик" — пластмассовая  или деревянная коробка с четырьмя (пятью) прорезями разной формы; восемь объемных геометрических фигур, соответствующих  прорезям коробки.

     Проведение  обследования: взрослый ставит перед ребенком коробку, обращая внимание на прорези, а рядом выкладывает объемные фигуры так, чтобы основание каждой фигуры, соответствующее форме прорези, оказалось вверху. Ребенку предлагают опустить все фигурки в свои прорези, т.е. определить, к какой прорези подходит та или иная форма. В случае затруднения взрослый просит ребенка примерить фигурку к прорези, поворачивая нужной стороной, показывает, как это нужно делать.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий  задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.

     4.        Разрезная картинка. Задание направлено  на выявление уровня развития  целостного восприятия предметной  картинки.

     Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из них разрезана на три (четыре) части по диагонали.

     Проведение  обследования: взрослый показывает ребенку  три (четыре) части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: "Сделай целую картинку".

     Обучение: взрослый показывает, как надо соединить  части в целое. После этого снова предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

     Оценка  действий ребенка: принятие и понимание  задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.

     5.        Цветные кубики. Задание направлено  на выявление уровня развития  восприятия цвета (выделение по слову, название цвета).

     Оборудование: цветные кубики пяти (семи) цветов: два  красных, два желтых, два зеленых, два синих, два белых (голубых  и розовых).

     Проведение  обследования: перед ребенком ставят цветные кубики и просят показать кубик определенного цвета: "Покажи, где красный, синий, зеленый". Затем предлагают назвать цвета всех кубиков. Если ребенок не выделяет цвет по слову, проводится обучение. Ребенка просят показать такой кубик, как в руке у взрослого, т.е. уточняется уровень сличения. Затем учат соотносить цвет кубика со словом-названием, повторив при этом цвет два-три раза: "Покажи, где желтый, вот желтый. Найди, где желтый".

     Оценка  действий ребенка: принятие задания, отмечается уровень восприятия цвета (сличение, узнавание цвета по слову, называние), обучаемость, отношение к результату.

     6.       Достань ключик.

     Для детей 4-го года жизни. Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления.

     Оборудование: заводная игрушка, ключик.

     Проведение  обследования: ребенку дают заводную игрушку, а ключик от нее висит так высоко, что ребенок, стоя на полу, не может его достать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался использовать большой стул (большой и маленький стулья стоят недалеко от него). Обучение не проводится.

     Оценка  действий ребенка: принятие и понимание  задания, способы выполнения (сразу  ли догадался взять большой стул, была ли попытка достать ключик рукой, была ли попытка использовать маленький  стул или сразу отказался от выполнения задания), отношение к результату.

     Для детей 5-го года жизни. Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного  мышления.

Информация о работе Дети раннего возраста (1-3 года)