Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 01:01, реферат
Возраст от 1 года до 3 лет является периодом существенные перемен в жизни маленького ребенка. Прежде всего ребенок начинает ходить. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными.
В результате такого "высвобождения" ребенка, уменьшения его зависимости от взрослого бурно развиваются познавательная активность, предметные действия. На 2-м году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий на 3-м году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трем годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.
4 Группировка картинок по способу действия +
5 Счет +
6 "Найди время года" +
7 "Дорисуй" +
8 Серия сюжетных картинок (девочка купает куклу) +
9 Рисование (дом, дерево, человек) +
10 Игра +
1.
Включение в ряд. Задание
Оборудование:
экран, шестиместная матрешка.
Проведение
обследования: взрослый берет шестиместную
матрешку и на глазах у ребенка разбирает
и собирает ее попарно. Затем выстраивает
матрешки в ряд по величине, соблюдая между
ними равные интервалы. Взрослый за экраном
убирает одну из матрешек и выравнивает
интервал между оставшимися. Ребенку дают
эту матрешку и просят поставить ее на
свое место. При этом не следует обращать
внимание на то, что ряд равномерно увеличивается
или уменьшается. Когда матрешка окажется
поставленной на свое место, взрослый
предлагает ребенку продолжить игру. Ребенок
должен поставить в ряд две-три матрешки
(каждый раз по одной).
Оценка
действий ребенка: принятие задания, способы
выполнения, обучаемость.
2.
"Лесенка". Задание направлено
на выявление уровня развития
конструктивных способностей, умения
работать по памяти, по образцу.
Оборудование:
20 плоских палочек одного цвета,
экран.
Проведение
обследования: взрослый на глазах у
ребенка строит "лесенку" из восьми
палочек и предлагает ему запомнить
эту "лесенку". Затем взрослый
закрывает "лесенку" экраном и
просит ребенка построить такую же. При
затруднениях проводится обучение.
Обучение:
взрослый еще раз строит "лесенку",
обращая внимание ребенка на то,
как он это делает. Закрывает свою
"лесенку" экраном и просит
ребенка построить такую же. Если
у ребенка отмечаются трудности,
задание предлагают выполнить по образцу.
Оценка
действий ребенка: принятие задания, способы
выполнения — самостоятельно, после
обучения, по образцу.
3.
Классификация картинок по
Оборудование:
восемь предметных картинок с изображением
одежды и восемь — с изображением
посуды.
Проведение
обследования: взрослый кладет перед ребенком
на стол картинку с изображением одежды
(пальто) так, чтобы можно было выложить
вертикальный ряд. Затем показывает картинку
с изображением посуды (чашки) и кладет
на стол на некотором расстоянии от первой
так, чтобы под ней можно было выложить
другой вертикальный ряд (параллельный
первому). После этого взрослый берет картинку
с изображением шапки, спрашивает у ребенка,
положить ли ее под изображением пальто
или под изображением чашки, и сам кладет
под изображение пальто. Картинку с изображением
ложки располагают под изображением чашки.
После этого ребенку последовательно
(по одной) дают в руку картинки, на каждой
из которых изображена одежда или предмет
посуды, и просят положить картинку в один
из столбцов. Если он положил картинку
неверно, взрослый не исправляет ошибку.
Порядок
подачи картинок нужно постоянно
менять, чтобы ребенок не ориентировался
на порядок предъявления. После того,
как ребенок разложит картинки, его
спрашивают: "Расскажи, какие —
в этом ряду, а какие — в другом",
т.е. выявляется умение ребенка обобщать
и выражать в словесной форме свои действия.
Оценка
действий ребенка: принятие задания, способ
выполнения, умение работать по образцу,
умение в речевом плане обобщать
принцип группировки.
4.
Группировка картинок по способу действия.
Задание направлено на выявление уровня
развития наглядно-образного мышления.
Оборудование:
восемь пар предметных картинок, с
одними из которых можно действовать,
с другими — нельзя.
Проведение
обследования: взрослый кладет перед ребенком
рядом две картинки: на одной — шарик с
веревочкой, на другой — шарик без веревочки.
Затем взрослый показывает ребенку картинку
с изображением флажка с древком, спрашивает:
"Куда его надо положить?" — и сам
кладет под изображение шарика с веревочкой.
Картинку с изображением флажка без древка
кладут под изображение шарика без веревочки.
После этого ребенку дают по одной картинке,
вперемешку, чтобы он не ориентировался
на порядок предъявления. Далее ребенка
просят рассказать, какие картинки в первом
ряду, какие — во втором, т.е. выясняют,
может ли он обобщить принцип группировки
в речевом плане.
Оценка
действий ребенка: принятие задания, умение
работать по образцу, умение вычленить
принцип группировки в речевом
плане.
5.
Счет. Задание направлено на выявление
уровня развития количественных представлений,
умение ребенка выполнять счетные операции
в умственном плане, т.е. уровень развития
наглядно-образного и элементов логического
мышления.
Оборудование:
15 плоских палочек одного цвета, экран.
Проведение
обследования:
•
первый вариант: взрослый кладет перед
ребенком 15 палочек и предлагает
ему взять пять палочек. Далее
ребенку предлагают запомнить, сколько
у него палочек, и закрывают их
экраном. За экраном взрослый отнимает
три палочки, показывает ребенку это количество
и спрашивает: "Сколько там осталось
палочек?" После ответа ребенка взрослый
показывает две палочки, кладет их за экран
к предыдущим двум палочкам. Не открывая
экрана, спрашивает у ребенка: "Сколько
там палочек?";
•
второй вариант: если ребенок отвечает
правильно, ему предлагают устную задачу:
"В коробке лежало четыре карандаша,
два из них красные, остальные
— синие. Сколько там было синих
карандашей?" При затруднениях проводится
обучение.
Обучение:
•
первый вариант: взрослый уменьшает
количество палочек сначала в
пределах четырех, а если ребенок
затрудняется, то и до трех. При этом
используется открытое предъявление задания
(экран совсем убирается);
•
второй вариант: ребенку предлагают
взять четыре палочки и с опорой на них
решить задачу. Взрослый повторяет условие
задачи о карандашах и предлагает ребенку
решить задачу, используя палочки. Если
ребенок задачу решил, можно предложить
аналогичную задачу: "У девочки было
четыре воздушных шарика, осталось два.
Сколько лопнуло шариков?"
Оценка
действий ребенка: принятие задания, понимание
условий задачи, умение выполнять
счетные операции по представлению,
решать устные задачи.
6.
"Найди время года". Задание
направлено на выяснение уровня
сформированности представлений о временах
года, т.е. уровня наглядно-образного мышления.
Оборудование:
сюжетные картинки со специфическими
признаками четырех времен года.
Проведение
обследования: перед ребенком раскладывают
четыре картинки, на которых изображены
четыре времени года. Ребенка просят показать,
где изображены зима, лето, осень, весна.
Затем спрашивают: "Расскажи, как ты
догадался, что здесь изображена зима".
В случаях затруднения проводится обучение.
Обучение:
перед ребенком оставляют картинки
с изображением только двух времен года
— лета и зимы. Задают ему уточняющие вопросы:
"Что бывает зимой? Найди, где здесь
изображена зима".
Оценка
действий ребенка: принятие и понимание
задания, уровень сформированности
временных представлений, умение объяснить
в словесном плане свои действия.
7.
"Дорисуй". Задание направлено
на выяснение уровня развития
обобщенных представлений о
Оборудование:
лист бумаги, на котором нарисовали два
круга, цветные фломастеры.
Проведение
обследования: ребенку дают лист бумаги
и просят его дорисовать эти фигуры,
чтобы получились два разных предмета.
Оценка
действий ребенка: принятие и понимание
задания, анализ рисунков.
8.
Серия сюжетных картинок (девочка купает
куклу). Задание направлено на понимание
последовательности событий, изображенных
на картинке, т.е. уровень сформированности
наглядно-образного мышления.
Оборудование:
сюжетные картинки с изображением последовательности
действий: 1-я — девочка раздевает куклу;
2-я — девочка купает куклу; 3-я — девочка
вытирает куклу; 4-я — девочка надевает
на куклу новое платье.
Проведение
обследования: перед ребенком выкладывают
вперемешку сюжетные картинки и предлагают
рассмотреть их и разложить по порядку:"Разложи,
что сначала было, что потом и чем все завершилось.
А теперь расскажи, что там нарисовано".
В процесс раскладывания картинок взрослый
не вмешивается. Ребенок может сам исправлять
свои ошибки.
Оценка
действий ребенка: принятие и понимание
задания, умение ребенка понять, что одно
событие изображено на всех картинках,
а также то, что событие имеет определенную
временную последовательность, умение
ребенка составить связный логический
рассказ.
9.
Рисование (дом, дерево, человек).
Методика проведения та же, что и для детей
5-го года жизни.
Оценка
действий ребенка: принятие задания, интерес
к рисованию, анализ рисунков — основные
части в изображении предметов,
использование цвета в
10.
Игра. Задание направлено на выявление
уровня развития сюжетно-ролевой игры.
Оборудование:
в игровом уголке находятся кукла,
посуда, мебель, одежда, коляски, наборы
для парикмахера, для доктора, машины,
строительный материал, конструктор, солдатики,
таз с водой, мелкие игрушки.
Проведение
обследования: ребенку предлагают поиграть
в игровом уголке, при этом отмечают
интерес к игрушкам, характер действий
с игрушками, умение самостоятельно
развернуть игру, речь ребенка во время
игры.
Оценка
действий ребенка: интерес к игрушкам,
характер действий с игрушками (манипуляции,
процессуальные или неадекватные действия,
стремление к сюжету).
Оценка
в баллах
1.
Включение в ряд:
1
балл — не понимает цель, в
условиях обучения действует
неадекватно;
2
балла — принимает задание, но
не понимает условия задачи, ставит матрешки
в ряд без учета их размера;
3
балла — принимает и понимает
условия задачи, выполняет задание,
пользуясь практическим
4
балла — принимает и понимает
условия задачи, выполняет задание,
пользуясь зрительной ориентировкой.
2.
"Лесенка":
1
балл — не понимает цель, в
условиях обучения действует
неадекватно;
2
балла — принимает задание,
но не понимает его условий,
раскладывает палочки иначе,
3
балла — принимает и понимает
задание, но самостоятельно
4
балла — принимает и понимает
задание, умеет воспроизвести конструкцию
по памяти (в некоторых случаях работает
самостоятельно по образцу).