Дети раннего возраста (1-3 года)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 01:01, реферат

Описание работы

Возраст от 1 года до 3 лет является периодом существенные перемен в жизни маленького ребенка. Прежде всего ребенок начинает ходить. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными.

В результате такого "высвобождения" ребенка, уменьшения его зависимости от взрослого бурно развиваются познавательная активность, предметные действия. На 2-м году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий на 3-м году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трем годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.

Файлы: 1 файл

Стребелева ППД.doc

— 324.00 Кб (Скачать файл)

     3.        Классификация картинок по функциональному  назначению: 

     1 балл — не понимает условий  задачи, в условиях обучения действует  неадекватно; 

     2 балла — принимает задание, выполняет классификацию без учета основного признака, раскладывает картинки либо по очереди, либо в один ряд, потом в другой; 

     3 балла — принимает и понимает  задание, выполняет классификцию  по основному признаку, но не  может обобщить в речевом плане принцип группировки; 

     4 балла — принимает и понимает  задание, выполняет классификацию  с учетом основного признака, может его обобщить в речевом  плане. 

     4.        Группировка картинок по способу  действия: 

     1 балл — задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно; 

     2 балла — задание принимает,  раскладывает картинки без учета  основного принципа; 

     3 балла — задание принимает,  раскладывает картинки с учетом  основного принципа, но не может  обобщить принцип группировки  в речевом плане; 

     4 балла — задание принимает,  раскладывает картинки с учетом  основного принципа, может обобщить  принцип группировки в своих  высказываниях. 

     5.        Счет: 

     1 балл — действует с палочками,  не ориентируясь на задание; 

     2 балла — принимает задание,  но количественные представления сформированы на самом элементарном уровне — может выделить только в пределах трех из множества, счетные операции по представлению не выполняет; 

     3 балла — принимает и понимает  цель задания, пересчитывает палочки  в пределах пяти — действенным путем (дотрагивается пальцем до каждой палочки), выполняет счетные операции по представлению в пределах трех, задачу решить не может; 

     4 балла — принимает и понимает  цель задания, пересчитывает палочки  в пределах пяти зрительным  путем, выполняет счетные операции в пределах пяти, решает предложенные задачи. 

     6.        "Найди время года": 

     1 балл — не понимает цели, перекладывает  картинки; 

     2 балла — принимает задание,  но не соотносит изображения  времен года с их названиями, т.е. не сформированы временные  представления, но после обучения  может выделить картинки с изображением зимы и лета; 

     3 балла — принимает задание,  уверенно соотносит изображения  только двух времен года с  их названиями (зима и лето); 

     4 балла — принимает задание,  уверенно соотносит изображения  всех времен года с их названиями. 

     7.        "Дорисуй": 

     1 балл — не принимает задание,  в условиях обучения действует  неадекватно; 

     2 балла — принимает задание,  но не понимает его условий,  пытается изображать свои предметы  либо чиркает; 

     3 балла — принимает задание,  понимает его условия, может  нарисовать только один предмет либо оба одинаковых; 

     4 балла — принимает задание,  понимает его условия рисует  два разных предмета, используя  цветные фломастеры. 

     8.        Серия сюжетных картинок (девочка  купает куклу): 

     1 балл — не понимает задание,  действует неадекватно инструкции; 

     2 балла — задание понимает, раскладывает  каратинки без учета последовательности  событий, изображенных на картинке, воспринимает каждую картинку  как отдельное действие, не объединяя  их в один сюжет; 

     3 балла — принимает задание,  раскладывает картинки, путая действия, но в конечном итоге раскладывает их последовательно, однако составить связный рассказ о данном событии не может; 

     4 балла — принимает задание,  раскладывает картинки в определенной  последовательности, объединяя их  в одно событие и может составить рассказ об этом. 

     9.        Рисование (дом, дерево, человек): 

     1 балл — не принимает задание,  карандаш или фломастер не  использует по назначению; 

     2 балла — принимает задачу, рисует  только элементы этих предметов,  рисует одним карандашом все предметы; 

     3 балла — принимает задачу, рисует  основные части заданных предметов,  опуская основные детали (человека  рисует без шеи); 

     4 балла — принимает задание,  с интересом его выполняет,  задает вопросы, рассказывает, что  будет рисовать или что рисует, в рисунках отмечаются основные части и детали, использует различные цвета, у человека выраженно представлен пол. 

     10.    Игра: 

     1 балл — принимает игру на  самом элементарном уровне; 

     2 балла — принимает задание,  действует с игрушками, но действия  носят манипулятивный характер, проявляет интерес к игрушкам в воде; 

     3 балла — принимает задание,  действует с интересом с игрушками,  может развернуть простой сюжет:  кормит куклу, укладывает спать,  качает ее в коляске; 

     4 балла — принимает задание,  действует с интересом, может развернуть игру, разговаривает с игрушками, рассказывает, во что он будет играть, ребенок способен удерживать специфическое поведение определенной роли. 

     Приложение 14 Методика психолого-педагогического  обследования детей 7-го года жизни

     № Задание Выполнение задания

     1 "Найди место фигуре" (матрица фигур) +

     2 "Найди время года" +

     3 Группировка картинок по количественному признаку +

     4 Счет +

     5 "Дорисуй" (окончание рисунка по заданной фигуре) +

     6 Серия сюжетных картинок (игра с кубиками) +

     7 "Продолжи ряд" (письмо) +

     8 Анализ слова +

     9 Подбор иллюстраций к тексту (день рождения) +

     10 Рисование (дом, дерево, человек) + 
 

     1.        "Найди место фигуре" (матрица  фигур) Методика Л.А. Венгера.  Задание направлено на выявление  уровня развития логического мышления. 

     Оборудование: три квадратные таблицы, разделенные  на 36 клеток (шесть рядов по шесть  клеток). Верхняя строка таблицы  заполнена изображениями треугольников, нижняя — изображениями кругов (фигуры расположены по убывающей величине). В левой и правой графах сверху вниз расположены треугольник, трапеция, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, круг. Все фигуры в левой графе — самые крупные, в правой — самые мелкие. 16 внутренних клеток таблицы не заполнены. 

     Задача, стоящая перед ребенком, заключается в том, чтобы мысленно разместить в пустых клетках три фигуры, нарисованные под таблицей, в соответствии с их формой и величиной (выбранная для каждой фигуры клетка отмечается карандашом). Для правильного решения задачи ребенок должен учесть принцип построения таблицы (сочетание классификации фигур по форме и величине) и найти для каждой фигуры нужную строку и графу. 

     Проведение  обследования: взрослый предлагает ребенку  внимательно рассмотреть одну таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых  из них нарисованы фигурки разной формы и разной величины. Все фигурки расположены в определенном порядке. Каждая фигурка имеет свою клетку. После того как ребенок рассмотрел таблицу, взрослый говорит: "А теперь посмотри середину таблицы. Здесь много пустых клеточек. У тебя внизу под таблицей три фигурки. Для них есть свои места в таблице, они отмечены крестиками. Посмотри внимательно, для какой фигурки поставлен каждый крестик. Покажи, в какую клеточку нужно поставить каждую фигурку". Затем ребенку дают другую таблицу, где внизу нарисованы другие три фигурки. Взрослый говорит: "Найди место в таблице и отметь те клетки, куда нужно поставить фигурки". 

     Обучение: если ребенок затрудняется в выполнении задания, ему помогают определить место  для каждой фигурки, активизируя  при этом ориентировочно-познавательную деятельность ребенка. После обучения ему предлагают еще один вариант таблицы для самостоятельного выполнения задания, где необходимо расставить по местам другие фигурки, т.е. отметить нужные места крестиками. 

     Оценка  действий ребенка: принятие и понимание задания, способ выполнения — самостоятельно или после обучения результат. 

     2.        "Найди время года". Методика  направлена на выявление уровня  развития временных представлений,  умения ребенка устанавливать  причинно-следственные связи. 

     Оборудование: сюжетные картинки с изображением четырех  времен года с ярко выраженными специфическими признаками. 

     Проведение  обследования: перед ребенком на столе  раскладывают картинки с изображением времен года — зимы, лета, осени, весны. Ребенку предлагают рассмотреть их и спрашивают: 

     "Скажи,  какое сейчас время года. Покажи  его на картинке. Какое время  года наступит потом?" Уточняют  знания ребенка о последовательности  времен года. 

     Обучение  не проводится. Однако если ребенок  не справляется с заданием, его просят найти изображение определенного времени года. 

     Оценка  действий ребенка: принятие и понимание  задания, умение определить время года в период обследования и соотнести  его с изображением на картинке; уровень сформированности временных представлений: обобщенный, элементарный, фрагментарный и отсутствие представлений. 

     3.        Группировка картинок по количественному  признаку. Задание направлено на  выявление уровня развития наглядного  и логического мышления. 

     Оборудование: парные картинки с изображением предметов, различных по количеству: 1-я пара (на одной — много цветных карандашей, на другой — один карандаш); 2-я пара (на одной — много яблок, на другой — одно); 3-я пара (на одной — много цыплят, на другой — один) и т.д. 

     Проведение обследования: перед ребенком кладут пару картинок, на которых изображены: на одной — пять цветных карандашей, на другой — один. Ребенку предлагают рассмотреть эти картинки, а остальные разложить под ними, чтобы получился вертикальный ряд. Взрослый говорит: "Все похожие на эту картинку (указывает жестом на картинку, где много карандашей) будешь класть сюда, а все похожие на эту (где один предмет) будешь класть в другой ряд". Затем ребенку дают по одной картинке вперемешку и в ход его действий не вмешиваются. После раскладывания картинок его просят объяснить, какие картинки он клал в один ряд, а какие — в другой. 

     Оценка  действий ребенка: принятие и понимание  задания, способ выполнения, вычленение ребенком самостоятельно основного  принципа группировки и умение обобщить этот принцип в речевом плане. 

     4.        Счет. Задание направлено на выявление  уровня развития количественных  представлений, умения выполнять  счетные операции в умственном  плане, умения принимать и анализировать  условия познавательной задачи, т.е. на выявление уровня мыслительных операций. 

     Оборудование: 20 плоских палочек, экран. Проведение обследования: проводится в два этапа: 1-й этап — ребенку предлагают посчитать устно до 10 и обратно. 

     Затем спрашивают: "Какое число больше: 5 или 6? Какое меньше: 8 или 9? Какое число стоит между 4 и 6?" 2-й этап — ребенка просят взять из множества палочек только пять. Затем их раскладывают горизонтально перед ним и предлагают следующую игру: "Запомни сколько у тебя палочек. Сейчас я буду уменьшать или прибавлять, а ты должен ответить, что я сделал сначала: если я прибавил, то сколько, если уменьшил, то тоже сколько". Взрослый закрывает экраном пять палочек и убирает две. Экран открывается и ребенку задают вопросы: "Что я сделал — отнял или прибавил? Сколько стало?" Задание повторяется несколько раз, и счетные задания выполняются в пределах восьми. 

Информация о работе Дети раннего возраста (1-3 года)