Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 01:01, реферат
Возраст от 1 года до 3 лет является периодом существенные перемен в жизни маленького ребенка. Прежде всего ребенок начинает ходить. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными.
В результате такого "высвобождения" ребенка, уменьшения его зависимости от взрослого бурно развиваются познавательная активность, предметные действия. На 2-м году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий на 3-м году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трем годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.
3.
Классификация картинок по
1
балл — не понимает условий
задачи, в условиях обучения действует
неадекватно;
2
балла — принимает задание, выполняет
классификацию без учета основного признака,
раскладывает картинки либо по очереди,
либо в один ряд, потом в другой;
3
балла — принимает и понимает
задание, выполняет
4
балла — принимает и понимает
задание, выполняет
4.
Группировка картинок по
1
балл — задание не понимает,
в условиях обучения действует неадекватно;
2
балла — задание принимает,
раскладывает картинки без
3
балла — задание принимает,
раскладывает картинки с
4
балла — задание принимает,
раскладывает картинки с
5.
Счет:
1
балл — действует с палочками,
не ориентируясь на задание;
2
балла — принимает задание,
но количественные представления сформированы
на самом элементарном уровне — может
выделить только в пределах трех из множества,
счетные операции по представлению не
выполняет;
3
балла — принимает и понимает
цель задания, пересчитывает
4
балла — принимает и понимает
цель задания, пересчитывает
6.
"Найди время года":
1
балл — не понимает цели, перекладывает
картинки;
2
балла — принимает задание,
но не соотносит изображения
времен года с их названиями,
т.е. не сформированы
3
балла — принимает задание,
уверенно соотносит
4
балла — принимает задание,
уверенно соотносит
7.
"Дорисуй":
1
балл — не принимает задание,
в условиях обучения действует
неадекватно;
2
балла — принимает задание,
но не понимает его условий,
пытается изображать свои
3
балла — принимает задание,
понимает его условия, может
нарисовать только один предмет либо оба
одинаковых;
4
балла — принимает задание,
понимает его условия рисует
два разных предмета, используя
цветные фломастеры.
8.
Серия сюжетных картинок (девочка
купает куклу):
1
балл — не понимает задание,
действует неадекватно инструкции;
2
балла — задание понимает, раскладывает
каратинки без учета
3
балла — принимает задание,
раскладывает картинки, путая действия,
но в конечном итоге раскладывает их последовательно,
однако составить связный рассказ о данном
событии не может;
4
балла — принимает задание,
раскладывает картинки в
9.
Рисование (дом, дерево, человек):
1
балл — не принимает задание,
карандаш или фломастер не
использует по назначению;
2
балла — принимает задачу, рисует
только элементы этих
3
балла — принимает задачу, рисует
основные части заданных
4
балла — принимает задание,
с интересом его выполняет,
задает вопросы, рассказывает, что
будет рисовать или что рисует,
в рисунках отмечаются основные части
и детали, использует различные цвета,
у человека выраженно представлен пол.
10.
Игра:
1
балл — принимает игру на
самом элементарном уровне;
2
балла — принимает задание,
действует с игрушками, но
3
балла — принимает задание,
действует с интересом с
4
балла — принимает задание,
действует с интересом, может развернуть
игру, разговаривает с игрушками, рассказывает,
во что он будет играть, ребенок способен
удерживать специфическое поведение определенной
роли.
Приложение 14 Методика психолого-педагогического обследования детей 7-го года жизни
№ Задание Выполнение задания
1 "Найди место фигуре" (матрица фигур) +
2 "Найди время года" +
3 Группировка картинок по количественному признаку +
4 Счет +
5 "Дорисуй" (окончание рисунка по заданной фигуре) +
6 Серия сюжетных картинок (игра с кубиками) +
7 "Продолжи ряд" (письмо) +
8 Анализ слова +
9 Подбор иллюстраций к тексту (день рождения) +
10 Рисование
(дом, дерево, человек) +
1.
"Найди место фигуре" (матрица
фигур) Методика Л.А. Венгера.
Задание направлено на
Оборудование:
три квадратные таблицы, разделенные
на 36 клеток (шесть рядов по шесть
клеток). Верхняя строка таблицы
заполнена изображениями
Задача,
стоящая перед ребенком, заключается
в том, чтобы мысленно разместить в пустых
клетках три фигуры, нарисованные под
таблицей, в соответствии с их формой и
величиной (выбранная для каждой фигуры
клетка отмечается карандашом). Для правильного
решения задачи ребенок должен учесть
принцип построения таблицы (сочетание
классификации фигур по форме и величине)
и найти для каждой фигуры нужную строку
и графу.
Проведение
обследования: взрослый предлагает ребенку
внимательно рассмотреть одну таблицу.
Она разделена на клетки. В некоторых
из них нарисованы фигурки разной формы
и разной величины. Все фигурки расположены
в определенном порядке. Каждая фигурка
имеет свою клетку. После того как ребенок
рассмотрел таблицу, взрослый говорит:
"А теперь посмотри середину таблицы.
Здесь много пустых клеточек. У тебя внизу
под таблицей три фигурки. Для них есть
свои места в таблице, они отмечены крестиками.
Посмотри внимательно, для какой фигурки
поставлен каждый крестик. Покажи, в какую
клеточку нужно поставить каждую фигурку".
Затем ребенку дают другую таблицу, где
внизу нарисованы другие три фигурки.
Взрослый говорит: "Найди место в таблице
и отметь те клетки, куда нужно поставить
фигурки".
Обучение:
если ребенок затрудняется в выполнении
задания, ему помогают определить место
для каждой фигурки, активизируя
при этом ориентировочно-познавательную
деятельность ребенка. После обучения
ему предлагают еще один вариант таблицы
для самостоятельного выполнения задания,
где необходимо расставить по местам другие
фигурки, т.е. отметить нужные места крестиками.
Оценка
действий ребенка: принятие и понимание
задания, способ выполнения — самостоятельно
или после обучения результат.
2.
"Найди время года". Методика
направлена на выявление
Оборудование:
сюжетные картинки с изображением четырех
времен года с ярко выраженными специфическими
признаками.
Проведение
обследования: перед ребенком на столе
раскладывают картинки с изображением
времен года — зимы, лета, осени, весны.
Ребенку предлагают рассмотреть их и спрашивают:
"Скажи,
какое сейчас время года. Покажи
его на картинке. Какое время
года наступит потом?" Уточняют
знания ребенка о
Обучение
не проводится. Однако если ребенок
не справляется с заданием, его просят
найти изображение определенного времени
года.
Оценка
действий ребенка: принятие и понимание
задания, умение определить время года
в период обследования и соотнести
его с изображением на картинке;
уровень сформированности временных
представлений: обобщенный, элементарный,
фрагментарный и отсутствие представлений.
3.
Группировка картинок по
Оборудование:
парные картинки с изображением предметов,
различных по количеству: 1-я пара (на одной
— много цветных карандашей, на другой
— один карандаш); 2-я пара (на одной — много
яблок, на другой — одно); 3-я пара (на одной
— много цыплят, на другой — один) и т.д.
Проведение
обследования: перед ребенком кладут пару
картинок, на которых изображены: на одной
— пять цветных карандашей, на другой
— один. Ребенку предлагают рассмотреть
эти картинки, а остальные разложить под
ними, чтобы получился вертикальный ряд.
Взрослый говорит: "Все похожие на эту
картинку (указывает жестом на картинку,
где много карандашей) будешь класть сюда,
а все похожие на эту (где один предмет)
будешь класть в другой ряд". Затем ребенку
дают по одной картинке вперемешку и в
ход его действий не вмешиваются. После
раскладывания картинок его просят объяснить,
какие картинки он клал в один ряд, а какие
— в другой.
Оценка
действий ребенка: принятие и понимание
задания, способ выполнения, вычленение
ребенком самостоятельно основного
принципа группировки и умение обобщить
этот принцип в речевом плане.
4.
Счет. Задание направлено на
Оборудование:
20 плоских палочек, экран. Проведение
обследования: проводится в два этапа:
1-й этап — ребенку предлагают
посчитать устно до 10 и обратно.
Затем
спрашивают: "Какое число больше:
5 или 6? Какое меньше: 8 или 9? Какое число
стоит между 4 и 6?" 2-й этап — ребенка
просят взять из множества палочек только
пять. Затем их раскладывают горизонтально
перед ним и предлагают следующую игру:
"Запомни сколько у тебя палочек. Сейчас
я буду уменьшать или прибавлять, а ты
должен ответить, что я сделал сначала:
если я прибавил, то сколько, если уменьшил,
то тоже сколько". Взрослый закрывает
экраном пять палочек и убирает две. Экран
открывается и ребенку задают вопросы:
"Что я сделал — отнял или прибавил?
Сколько стало?" Задание повторяется
несколько раз, и счетные задания выполняются
в пределах восьми.