Дети раннего возраста (1-3 года)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 01:01, реферат

Описание работы

Возраст от 1 года до 3 лет является периодом существенные перемен в жизни маленького ребенка. Прежде всего ребенок начинает ходить. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными.

В результате такого "высвобождения" ребенка, уменьшения его зависимости от взрослого бурно развиваются познавательная активность, предметные действия. На 2-м году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий на 3-м году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трем годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.

Файлы: 1 файл

Стребелева ППД.doc

— 324.00 Кб (Скачать файл)

     Оборудование: сюжетная картинка с изображением следующей  ситуации: в комнате стоит мальчик, в руках у него машинка, он смотрит на ключик, который висит на стене, на гвоздике. Недалеко от мальчика стоят два стула — большой и маленький.

     Проведение  обследования: взрослый предлагает ребенку  рассмотреть картинку, затем говорит: "Мальчик хочет завести машинку  ключиком, но не знает, как его достать. Расскажи мальчику, как надо достать ключик".

     Оценка  действий ребенка: принятие и понимание  задания, решение задачи в наглядно-действенном  плане, имеются ли попытки решить задачу в действенном плане.

     7.        Счет. Задание направлено на выявление у ребенка количественных представлений.

     Оборудование: 15 плоских палочек.

     Проведение  обследования:

     -       для детей 4-го года жизни:  перед ребенком кладут 10 палочек  и просят взять одну, а затем  — много. Обучение проводится  по подражанию;

     -       для детей 5-го года жизни: перед ребенком кладут счетные палочки и просят взять две, одну, три. Затем взрослый кладет одну палочку себе на ладонь, на глазах ребенка берет еще одну палочку и кладет ее на ладонь, прикрывая другой ладонью. У ребенка спрашивают: "Сколько там?" Затем кладут еще одну палочку в эту же ладонь и снова спрашивают: "Сколько там?", т.е. проверяют счетные представления в пределах трех. При затруднениях проводится обучение. Если ребенок не справляется с выбором определенного количества по слову, то предлагают выбор — один, два, три по подражанию.

     Оценка  действий ребенка: принятие и понимание  задания, выбор из множества одной, двух, трех по слову, по подражанию, умение выполнять счетные операции по представлению.

     8.        Конструирование. Задание направлено на выявление умения ребенка создавать конструкции из четырех (пяти) элементов по образцу, обучаемость.

     Оборудование: 10 плоских палочек одного цвета.

     Проведение  обследования: взрослый строит за экраном  фигурку из плоских палочек. Затем  показывает постройку и просит ребенка построить такую же. При затруднениях ребенка просят построить по показу.

     Оценка  действий ребенка: принятие и понимание  задания, умение работать по образцу  или по показу, обучаемость, отношение  к результату.

     9.        Рисование (дом, дерево, человек). Задание направлено па выявление уровня развития предметного рисунка, поведения в определенной ситуации, целенаправленности деятельности.

     Оборудование: цветные фломастеры, карандаши и  бумага.

     Проведение  обследования: ребенку дают бумагу и просят нарисовать сначала один предмет — дом. После этого просят нарисовать человека, а затем — дерево. Обучение не проводится.

     Оценка  действий ребенка: принятие и понимание  задания, анализ рисунков: черкание, предпосылки  к предметному рисунку, предметный рисунок, ведущая рука, согласованность действий обеих рук.

     10.    Игра. Проверяется интерес ребенка  к игрушкам, характер употребления  игрушек, характер игры (манипуляция,  процессуальные действия или  элементы сюжета).

     Оборудование: игровой уголок, где находятся кукла, коляски, наборы одежды и посуды для куклы, машина, кубики, солдатики, ворота, мяч, тазик с водой, мелкие игрушки, куклы "би-ба-бо".

     Проведение  обследования: взрослый приглашает ребенка  в игровой уголок и эмоционально вовлекает его в совместные действия с игрушками. Сначала предлагается покормить куклу, затем покатать ее в коляске, потом уложить спать. Если ребенок не хочет играть с куклой, ему предлагают нагрузить кубики в машину и принять участие в строительстве. Взрослый строит дорогу из кирпичиков, а затем сажает в машину маленькую куклу и просит ребенка провезти ее по дорожке. В случае отказа ребенку предлагают поиграть около тазика с водой: опускают туда по одной мелкой игрушке (шарики, рыбки и т.д.), затем предлагают поймать их сачком.

     Оценка  действий ребенка: отношение к игрушкам, интерес и характер действий с  игрушками, избирательность в игрушках.

     Оценка  в баллах

     1.        Разборка и складывание матрешки:

     1 балл — не понимает цель  и действует неадекватно даже  в условиях обучения

     2 балла — понимает цель, но действует  хаотически, т.е. не учитывает  величину, в процессе обучения  действует адекватно, а после  обучения самостоятельно задание  не выполняет;

     3 балла — понимает цель, складывает  матрешку методом перебора вариантов,  в условиях обучения действует адекватно, после обучения переходит к выполнению задания, пользуясь целенаправленными пробами;

     4 балла — понимает цель и  самостоятельно складывает матрешку, пользуясь целенаправленными пробами.

     2.        Разборка и складывание пирамидки:

     1 балл — не понимает цель, действует  неадекватно;

     2 балла — понимает цель, нанизывает  кольца без учета размера, после  обучения не учитывает размер  колец;

     3 балла — понимает цель, нанизывает  кольца без учета размера, после  обучения переходит к самостоятельному выполнению задания;

     4 балла — понимает цель, собирает  самостоятельно пирамидку с учетом  размера колец.

     3.        Коробка форм ("почтовый ящик"):

     1 балл — не понимает цель, действует  неадекватно даже в условиях  обучения;

     2 балла — понимает цель, при опускании фигур в прорези действует хаотически, после обучения не переходит на другой уровень действий;

     3 балла — понимает цель, при  выполнении задания использует  метод перебора вариантов, после  обучения действует методом целенаправленных  проб либо методом зрительного соотнесения;

     4 балла — понимает цель, задание  выполняет самостоятельно методом  целенаправленных проб.

     4.        Разрезная картинка:

     1 балл — не понимает цель  задания, действует неадекватно  в условиях обучения;

     2 балла — принимает задание,  но условий задания не понимает, действует хаотически, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения;

     3 балла — принимает и понимает  цель задания, выполняет задание  методом перебора вариантов, после  обучения переходит к методу  целенаправленных проб; 

     4 балла — принимает и понимает  цель задания, действует самостоятельно  методом проб либо практическим  примериванием. 

     5.        Цветные кубики: 

     1 балл — задание не понимает, в условиях обучения действует  неадекватно; 

     2 балла — принимает задание, сличает два-три цвета, после обучения не может выделить цвет по слову-названию; 

     3 балла — принимает задание,  сличает все основные цвета,  может выделить по слову два-три  цвета, но не называет; 

     4 балла — принимает задание,  выделяет цвет по слову-названию, может назвать все или почти все предложенные цвета. 

     6.        Достань ключик: 

     4-й  год жизни: 

     1 балл — не принимает задание,  в условиях практической проблемной  задачи действует неадекватно; 

     2 балла — принимает задание,  но не может проанализировать  условия проблемной практической  задачи; пытается достичь цели, используя  свои физические возможности  (прыгает, тянется рукой), других  способов решения задачи не  принимает либо сразу отказывается  действовать; 

     3 балла — принимает задание,  анализирует условия, т.е. понимает, что рукой выполнить задание  невозможно, но нет активного  самостоятельного выбора средств  для достижения цели, после активизации  взрослым ориентировочной деятельности  задачу решает методом проб; 

     4 балла — принимает задание,  самостоятельно анализирует условия  задачи, решает задачу либо методом  проб, либо на уровне зрительной  ориентировки; 

     5-й  год жизни: 

     1 балл — не принимает задание; 

     2 балла — принимает задание,  но не понимает условия задачи, пытается решать неадекватным способом, используя практические действия, либо отказывается от решения ("Не знаю"); 

     3 балла — принимает задание,  пытается решить задачу в наглядно-образном  плане, но не может проанализировать  целостную ситуацию, изображенную на картинке, поэтому перечисляет объекты, изображенные на картинке; 

     4 балла — принимает задание,  самостоятельно анализирует ситуацию, изображенную на картинке, воспринимает  ее как целостную, понимает  взаимосвязь всех изображенных  предметов и решает задачу в наглядно-образном плане. 

     7.        Счет: 

     1 балл — задание не понимает, в условиях обучения действует  неадекватно; 

     2 балла — задание принимает,  но нет представлений о количестве; 

     3 балла — задание принимает,  есть элементарное представление о количестве, дифференцирует "много — один", выделяет из множества один-два, но не выполняет счетных операций по представлению; 

     4 балла — задание принимает,  есть представление о количестве; выполняет счетные операции по  представлению. 

     8.        Конструирование: 

     1 балл — не принимает задание,  в условиях обучения действует  неадекватно; 

     2 балла — принимает задание,  по образцу задание не выполняет,  после обучения пытается выполнить  какую-либо постройку, но данный  образец не строит; 

     3 балла — принимает задание, по образцу самостоятельно задание выполнить не может, но после показа может перейти на самостоятельное выполнение задачи; 

     4 балла — принимает задание  и самостоятельно выполняет его  по образцу. 

     9.        Рисование (дом, дерево, человек). 

     1 балл — действует неадекватно, даже не пытается использовать фломастер по назначению; 

     2 балла — принимает задание,  использует фломастер по назначению, рисование на уровне черкания; 

     3 балла — принимает задание,  рисунок на уровне предпосылок  к предметному рисунку; 

     4 балла — принимает задание,  имеются предметные рисунки. 

     10.    Игра: 

     1 балл — не включается в игру  со взрослыми; 

     2 балла — включается в игру, интерес к игрушкам поверхностный,  выполняет процессуальные действия  с игрушками; 

     3 балла — включается в игру, выполняет ряд предметно-игровых действий с игрушками; 

     4 балла — включается в игру, может организовать сюжетную  игру.

     Приложение 13 Методика психолого-педагогического  обследования детей 6-го года жизни№ Задание Выполнение задания

     1 Включение в ряд +

     2 "Лесенка" +

     3 Классификация картинок по функциональному назначению +

Информация о работе Дети раннего возраста (1-3 года)