Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 01:01, реферат
Возраст от 1 года до 3 лет является периодом существенные перемен в жизни маленького ребенка. Прежде всего ребенок начинает ходить. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными.
В результате такого "высвобождения" ребенка, уменьшения его зависимости от взрослого бурно развиваются познавательная активность, предметные действия. На 2-м году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий на 3-м году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трем годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.
Обучение:
проводится только на 2-м этапе. Если
ребенок не отвечает на вопрос: "Сколько
я отнял?" — педагог снова
показывает пять палочек, уже без
экрана отнимает две палочки и снова задает
этот же вопрос. После этого задание повторяется
с использованием экрана.
Оценка
действий ребенка: принятие и понимание
всех вариантов заданий, анализ условий
познавательной задачи, умение выполнять
счетные операции в умственном плане.
5.
"Дорисуй" (окончание рисунка
по заданной фигуре). Задание направлено
на выявление уровня развития
наглядно-образного мышления, воссоздающего
воображения.
Оборудование:
на одном листе — четыре круга,
на другом — четыре полукруга, нарисованные
в ряд на некотором расстоянии друг от
друга, набор цветных фломастеров или
карандашей.
Проведение
обследования: сначала ребенку дают
один лист с изображением четырех
кругов и просят их дорисовать так,
чтобы получились четыре разных предмета.
Затем предлагают другой лист с изображением
шести полукругов и просят нарисовать
четыре разных предмета, используя цветные
фломастеры.
Оценка
действий ребенка: принятие и понимание
задания, отношение (заинтересованность)
к выполнению задания, анализ рисунков.
6.
Серия сюжетных картинок (игра с кубиками).
Задание направлено на проверку уровня
развития наглядно-образного мышления.
Оборудование:
серия из четырех сюжетных картинок
"Игра с кубиками": 1-я — мальчик
несет ящик с кубиками; 2-я —
мальчик, сидя на ковре, выкладывает кубики
из коробки; 3-я — мальчик строит башню;
4-я — мальчик заканчивает строить башню
— ставит завершающую деталь.
Проведение
обследования: ребенку предлагают рассмотреть
все картинки, а потом говорят:"Подумай,
как из этих картинок составить рассказ?
Разложи картинки так, чтобы получился
рассказ: его начало, продолжение и окончание".
После того как ребенок разложит картинки,
независимо от соблюдения последовательности
событий (оценка его действий не дается),
его просят составить рассказ по серии
сюжетных картинок. В процессе рассказа
ребенок может менять картинки местами.
Помощь со стороны экспериментатора не
оказывается.
Оценка
действий ребенка: понимание ребенком
того, что серия картинок объединена
одним сюжетом, учитывает ли ребенок,
что это событие происходит во временной,
логической последовательности (основанием
для этого служит правильно подобранный
ряд картинок), может ли ребенок отразить
это событие и его последовательность
в своем рассказе.
7.
"Продолжи ряд" (письмо). Задание
направлено на выявление уровня развития
готовности руки к письму, умение ребенка
принять задание и проанализировать образец.
Оборудование:
лист бумаги, на котором представлены
три образца письменных заданий:
на 1-й строчке — четыре палочки;
на 2-й строчке — палочки и крючочки;
на 3-й — треугольники; ручка.
Проведение
обследования: ребенка просят написать
на листе бумаги те элементы букв, которые
даны в образце, ему говорят: "Продолжай
писать".
Оценка
действий ребенка: принятие и понимание
задания, анализ образца, умение писать
по образцу.
8.
Анализ слова. Задание
Проведение
обследования: взрослый говорит ребенку:
"Я тебе назову слово, а ты посчитай,
сколько там звуков". Называет слово
"дом" и спрашивает:"Сколько там
звуков?" После этого называет слова
"стена", "хвост" и спрашивает:
"Какой звук второй? Назови третий, первый,
четвертый, пятый звуки".
Обучение:
если ребенок не может сказать, сколько
звуков в слове "дом", взрослый медленно
произносит каждый звук и считает их: "Д
— один звук, о — два, м — три. В этом слове
— три звука. А теперь посчитай, сколько
звуков в слове кот". Другие слова в
этих случаях для анализа не предлагаются.
Оценка
действий ребенка: принятие и понимание
задания, умение анализировать слова,
обучаемость.
9.
Подбор иллюстраций к тексту (день
рождения). Задание направлено на
выявление взаимоотношений
Оборудование:
три картинки — лесная полянка, улица
города, день рождения.
Проведение
обследования: ребенку предлагают прослушать
текст связного рассказа, отражающий
определенный сюжет, и подобрать
иллюстрацию, соответствующую прослушанному
тексту, а затем обосновать свой
выбор.
Текст
рассказа: "У Маши был день рождения.
К ней в гости пришли друзья.
Они принесли ей подарки. Наташа принесла
шарик. Петя принес кубики. А мама подарила
Маше куклу".
Текст
читают один раз в медленном темпе,
при этом картинки ребенку не показывают.
Только после того, как рассказ прочитан,
ребенку предлагают выбрать иллюстрацию,
соответствующую прочитанному тексту:
"Найди картинку, где нарисовано то,
о чем я рассказал". После выбора картинки
независимо от правильности решения ребенка
спрашивают: "Почему ты решил, что эта
картинка подходит к тому, что я прочитал?"
Обучение:
предлагается повторное прослушивание
рассказа.
Оценка
действий ребенка: принятие и понимание
задания, сформированность соотношения
между словом и образом, результат.
10.
Рисование (дом, дерево, человек). Оборудование:
бумага, цветные фломастеры. Проведение
обследования: методика та же, что и для
6-го года жизни.
Оценка
действий ребенка: принятие и понимание
задания, интерес к заданию, анализ
рисунков — стремление к сюжетному
изображению.
Оценка
в баллах
1.
"Найди место фигуре" (матрица
фигур):
1
балл — не принимает и не
понимает задание;
2
балла — принимает задание,
но трудности вызывает анализ
условий задачи и само решение
в мысленном плане, пытается
поставить крестики в любой клеточке,
т.е. не выполняет задание ни на классификацию,
ни на сериацию;
3
балла — принимает задание,
понимает его условие, решает
задачу в плане классификации
(выбор по форме), трудности отмечаются
в выборе по размеру, т.е.
в плане сериации. Это говорит
о недостаточном уровне развития перцептивных
действий;
4
балла — принимает и понимает
задание, решает задачу в
2.
"Найди время года":
1
балл — не принимает и не
понимает задание;
2
балла — принимает задание, но
не может назвать время года в момент обследования,
не соотносит его с изображением на картинке,
выделяет по слову только два времени
года — зиму и лето. Отмечаются только
фрагментарные представления о временах
года;
3
балла — принимает и понимает
задание, имеются представления о всех
временах года, может соотнести слово
и изображение, однако представления об
определенной смене времен года еще не
сформированы;
4
балла — принимает и понимает
задание, соотносит время года
в момент обследования с
3.
Группировка картинок по
1
балл — не принимает и не
понимает задание;
2
балла — принимает задание,
но условия задачи не понимает,
раскладывает картинки либо в одну
сторону, либо по порядку (по очереди) то
в одну сторону, то в другую;
3
балла — принимает задание,
понимает условие задачи, раскладывает
картинки по разным признакам,
исправляет ошибки
4
балла — принимает и понимает
условие задания, группирует
4.
Счет:
1
балл — не принимает и не
понимает условие задания, в
обучении действует
2
балла — принимает задание,
но не может выполнить ни
одного из предложенных
3
балла — принимает задание, но
самостоятельно выполнить его не может,
однако после обучения выполняет счетные
операции в пределах пяти;
4
балла — принимает задание,
понимает условия всех его
вариантов, выполняет счетные
операции в пределах семи —
десяти.
5.
"Дорисуй" (окончание рисунка по заданной
фигуре):
1
балл — не принимает или
не понимает условия задания;
2
балла — принимает задание,
но требуется многократная
3
балла — принимает задание,
дорисовывает два (редко три
предмета); все заданные формы
не использует, причем сами рисунки
весьма однообразны;
4
балла — принимает задание,
рисует с интересом, используя
все предложенные формы.
6.
Серия сюжетных картинок (игра
с кубиками):
1
балл — не понимает задание,
перекладывает картинки либо
ведет себя неадекватно
2
балла — воспринимает каждую
картинку изолированно, т.е. не
объединяет серию картинок в один сюжет
(воспринимает серии картинок как набор
рядоположенных событий, рассказывает
о каждой картинке отдельно);
3
балла — выделяет сюжетное
содержание сериала картинок, вычленяет
центральную идею сюжета, но серьезные
затруднения вызывает временное
развитие событий, логическая последовательность
операций. У ребенка нет понимания начального
этапа действия и его завершенности, затрудняется
в составлении рассказа;
4
балла — воспринимает событие
на серии картинок как единое
целое, понимает, что событие представлено
последовательно, может составить логический
рассказ.
7.
"Продолжи ряд" (письмо):
1
балл — не принимает или
не понимает условия задачи;
2
балла — принимает задачу, но
не может работать по образцу,
пишет элементы букв, не учитывая
принцип чередования, не
3
балла — принимает задачу, работает
по образцу, учитывает принцип чередования,
но в процессе работы нарушает его, размеры
элементов букв не всегда выдержаны;
4
балла — принимает задачу, работает
с интересом, хорошо
8.
Анализ слова:
1
балл — не принимает задание
или не понимает условия
2
балла — принимает задание,
но не может выполнить анализ
слова, после обучения не
3
балла — принимает задание, понимает
его условия, однако самостоятельно проанализировать
слово не может; после обучения выполняет
анализ слова из трех звуков;
4
балла — принимает задание,
понимает условия задачи, самостоятельно
может проанализировать слова
и определить место звука в слове из
пяти-шести звуков.
9. Подбор иллюстраций к тексту (день рождения):
1 балл — не принимает задание;
2 балла — принимает задание, но выбрать нужную иллюстрацию к тексту не может, берет любую картинку;