Оглавление
Введение……………………………………………………….………………..…3
1. Детско-родительские отношения
и их влияние на личность ребенка
…….7
1.1. Личность ребёнка…………………………………………………….….…..7
1.2. Семейные отношения как
показатель формирования личности ребенка…………………………………………………………….………….....…9
1.3. Нарушения детско-родительских
отношений. Влияние на личность ребенка………………………………………………………………………..…..24
2. Исследование детско-родительских
отношений с помощью различных методик…………………………………………………………………………....31
2. 1. Методики исследования детско-родительских
отношений………….......31
2.2. Результаты проведенного
исследования………………………………..…36
Заключение……………………………………………………………………..…39
Список литературы…………………………………………………..…………...41
Приложения 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8…………………………………………...……...43
Введение
Изучение
детско-родительских отношений
является наиболее актуальной на современном
этапе развития и чрезвычайно важным как
для понимания факторов, влияющих на становление
личности ребенка, так и для организации
психолого-педагогической практики.
О значимости данной проблемы свидетельствует
тот факт, что многие авторитетные психологические
теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм
или гуманистическая психология, не обошли
вниманием эту проблему, рассматривая
взаимоотношения родителей и ребенка
как важный источник детского развития.
Первые экспериментальные исследования
в области детско-родительских отношений
были начаты в 1899 году, разработан опросник,
выявляющий мнения родителей о наказании
детей. В 30-е годы XX века отмечается быстрый
рост исследований родительских установок.
На сегодня в зарубежной психологии опубликовано
более 800 исследований на тему детско-родительских
отношений.
В дошкольном возрасте
формируются не только те особенности
психики детей, которые определяют общий
характер поведения ребенка, его отношение
ко всему окружающему, но и такие, которые
представляют собой задел на будущее.
Взаимоотношения детей и родителей влияют
на становление личности дошкольника,
а стиль воспитания родителей накладывает
свой отпечаток на формирование личности
ребенка.
Именно с близкими взрослыми (мамой, папой,
бабушкой и другими) ребенок встречается
на первых этапах своей жизни и именно
от них и через них знакомится с окружающим
миром, впервые слышит человеческую речь,
начинает овладевать предметами и орудиями
своей деятельности, а в дальнейшем и постигать
сложную систему человеческих взаимоотношений.
общение ребенка со взрослыми является
основополагающей. Особая роль в развитии ребенка и его
эмоциональной и личностной сферы, традиционно
отводится фактору взаимодействия родителей
и ребенка, как на ранних, так и на более
поздних этапах развития. В процессе постоянного
контакта с ребенком, родители помогают
регулировать и упорядочивать его аффективные
взаимоотношения с окружающим миром, осваивать
разнообразные психотехнические приемы
аффективной организации его поведения,
стабилизации аффективных процессов.
Нарушения внутрисемейных отношений может
приводить к различным нарушениям психического
развития.
Наиболее чувствительными к
воздействию семейного неблагополучия
оказываются стержневые образования личности
ребенка – его представления о себе, самоотношение, самооценка, образ себя. Поскольку
полнота удовлетворения потребностей
ребенка зависит от родителей, то его представления
о себе и образ себя в значительной мере
связаны с отношением родителей к ребенку,
их восприятием и пониманием ребенка,
с характером родительских установок
и качества привязанности как родителей
к ребенку, так и ребенка к родителям.
Ребёнок вырастет, а сформированные
у него качества личности, духовно - нравственные
ценности, нормы морали останутся. Именно
ими будет руководствоваться взрослый
человек, проходя свой жизненный путь,
делая порой нелегкий выбор. Впечатления,
полученные в детстве, подчас определяют
дальнейшую работу человека, его жизненный
уклад. Ведь семья передает и культурные
традиции, и опыт предшественников, который
складывался на протяжении многих лет,
и закладывает ребенку модель поведения
на всю его дальнейшую жизнь. Человек может
давно забыть какие-то свои детские переживания,
но они, оставшись в области подсознания,
могут напомнить о себе.
Актуальность данной работы
определяет сложная ситуация в современном
обществе, которое отнюдь не идеально.
В мире много жестокости, зла, безразличия
людей к окружающим, а порой даже к своим
родным и близким. Преступность растет
с каждым днем. И все это, зачастую, результат
неправильного воспитания, результат
насилия в семье, результат проявления
агрессии родителей по отношению к детям,
или просто безразличие.
Ребенок, выросший в неполноценной
семье, с недостаточным вниманием к себе
со стороны родителей, в семье, в семье
с явно выраженной антипатией к ребенку,
вырастает социально дезадаптированная
личность. Часто такие дети замыкаются
в себе, не могут преодолевать препятствия,
возникающие на их жизненном пути, и даже
становятся агрессивными. Такие дети могут
отставать в развитии, у них могут появляться
психические отклонения. А это мешает
вести полноценный образ жизни. Задача
любого «здорового» общества – не только
предотвратить последствия такого воспитания,
но и исключить причины его появления.
Благодаря своим особенностям
семья как малая группа создает своим
членам такие условия для эмоциональных
проявлений и удовлетворения эмоциональных
потребностей, которые помогают человеку
ощущать свою принадлежность к обществу,
усиливают чувство его безопасности и
покоя, вызывают желание оказывать помощь
и поддержку другим людям.
Объектом исследования являются
стили общения, отношения (и их типы) в
семьях. А также, личность ребёнка в семье
.
Предмет исследования: процесс
формирования личности в семье и влияние
внутри семейных отношений на личность
ребенка.
Гипотеза: атмосфера семейных
отношений является решающим фактором
становления личности ребёнка. От отношения
к ребенку родителей и других членов семьи,
от удовлетворения его психических потребностей
во многом зависит дальнейшее развитие
ребенка, его отношение к себе, к своей
семье и к окружающим людям.
Цель работы: изучение межличностных
отношений в семьях; каким образом позиции
родителей влияют на формирование личности
ребенка.
В соответствии с обозначенными
выше проблемой, объектом, предметом исследования
и гипотезой, в работе были поставлены
и решались следующие задачи:
- изучить литературу, изданную
ранее по данной тематике;
- определить основные понятия,
необходимые для данного исследования;
- изучить типы семейных взаимоотношений
и их влияние на формирование личности
ребенка;
- подобрать комплекс методик,
изучить их;
- провести экспериментальное
исследование по выявлению зависимости
личности ребёнка от условий внутрисемейного
воспитания.
Проблемы семьи и ее влияние
на ребенка волновали людей уже с древних
времен. В сочинениях великих мыслителей
прошлого: Платона, Аристотеля, Я.А. Каменского,
Ж.-Ж. Руссо - мы находим их отношение к
семье как фактору воспитания и влияния
ее на развитие ребенка; оценку роли семьи
в становлении как личности и дальнейшей
жизни каждого человека. В России изучением
этой проблемы занимались такие выдающиеся
ученые как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Ф.
Одоевский, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А.
Добролюбов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой,
А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В нашей
стране известны исследователи особенностей
формирования личности ребенка- М.И. Буянов,
Д.Н. Добрович, С.В. Ковалёв, Н.В Бондаренко,
И.В.Гребенников, В.Я.Титаренко.
Данная работа состоит из введения,
двух частей (теоретической и практической),
заключения, списка литературы, приложений.
1. Детско-родительские
отношения и их влияние на
личность ребенка
1.1 Личность ребёнка
Личность
– есть внешнее проявление индивидуальности,
как человек воздействует на окружающих
и как ими воспринимается. Личность в значительной
мере формируется реакциями окружающих
на поведение данного индивида (Оллпорт
1937).
Личность
– человек, который достиг определенного
уровня психического развития. В процессе
самопознания начинается восприятие и
переживание самого себя как единое целое,
отличное от других людей и выражающееся
в понятии «Я».
1) «Я - реальное», в этом возрасте,
состоит из следующих доминантов:
-«Я уже взрослый»;
-«Я успешный» (отношение
к своей работе - к учебе);
-«Я умею общаться»;
-«Я уже многое знаю».
Родительские позиции и отношение
к детям в этом возрасте может положительно
или отрицательно повлиять на их установки.
Подкрепление родителями данных позиций
ребенка будут способствовать развитию
сильной и уверенной в себе личности. Родители,
которые обращают внимание на успехи ребенка,
положительно подкрепляют его достижения
- воспитают успешную личность. Прививая
интерес к новому, уделяя ребенку столько
внимания, сколько ему требуется в этом
возрасте и, не препятствуя его общению
со сверстниками - родители воспитают
в ребенке познавательный интерес, комуникативность,
умение общаться. Очень важно, в этом возрасте,
советоваться с ребенком, решать вместе
какие-то вопросы, выслушивать его мнение
по поводу этого, т.к. это подтверждение
его взрослости и значимости для родителей.
Отношение родителей также
может вызвать и обратный результат. Если
не замечать успехов ребенка, а только
ругать его за проступки, заострять внимание
только на ошибках, ребенок потеряет интерес
к своей деятельности, у него пропадет
желание исправлять свои ошибки. Возникнет
боязнь нового – ребенок не захочет делать
что-то, объясняя это тем, что он не сможет
сделать этого, что у него все равно ничего
не получится. Так формируется НЕУВЕРЕННОСТЬ
В СЕБЕ, которая, скорее всего, будет сопровождать
ребенка всю его жизнь.
2) «Я - идеальное» в этом возрасте
состоит из фантастических образов «Я»
(Э. Эриксон) – это то, о чем ребенок мечтает,
каким хочет видеть себя в будущем. Здесь
тоже очень важно правильно отнестись
к фантазиям ребенка и не пресечь на корню
его пусть пока даже несерьезные, но все
же цели, которые, со временем преобразуются
в реальные и вполне осуществимые.
В процессе близких взаимоотношений
с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками,
бабушками и другими родственниками у
ребенка с первых дней жизни формируется
структура его личности. Он входит в мир
своих родных, перенимает нормы их поведения.
Поэтому родители в жизни ребенка играют
большую и ответственную роль. Они дают
первые образцы поведения. Ребенок подражает,
и стремиться быть похожим на мать и отца.
Когда родители понимают, что во многом
от них самих зависит формирование личности
ребенка, то они ведут себя так, что все
их поступки и поведение в целом способствуют
формированию у ребенка тех качеств и
такого понимания человеческих ценностей,
которые они хотят ему передать. Такой
процесс воспитания можно считать вполне
сознательным, так как постоянный контроль
над своим поведением, за отношение к другим
людям, внимание к организации семейной
жизни позволяет воспитывать детей в наиболее
благоприятных условиях, способствующих
их всестороннему и гармоничному развитию.
Итак, в развитии личности
ребёнка очень большую роль играют его
родители и близким люди. Также, от семьи
зависит: усвоение норм и форм поведения
ребенка, проявление моральных качеств
личности в общении, появление социальных
мотивов, стремление к самоутверждению,
ориентация на мнения окружающих людей.
Влияние родителей на формирование личностных
качеств у мальчиков и девочек. Появление
самосознания, самооценка, уровень притязания.
1.2. Семейные отношения
как показатель формирования личности
ребенка
Семья - основанная на браке или кровном
родстве малая группа, члены которой связаны
общностью быта, взаимной моральной ответственностью
и взаимопомощью.
Семья – это особого рода коллектив,
играющий в воспитании личности ребенка
основную, долговременную и важнейшую
роль. У тревожных матерей часто вырастают
тревожные дети; честолюбивые родители
нередко так подавляют своих детей, что
это приводит к появлению у них комплекса
неполноценности; несдержанный отец, выходящий
из себя по малейшему поводу, нередко,
сам того не ведая, формирует подобный
же тип поведения у своих детей и т.д.
Традиционно главным институтом воспитания
личности ребенка является семья. То, что
ребенок в детские годы приобретает в
семье, он сохраняет в течение всей последующей
жизни. Важность семьи как института воспитания
обусловлена тем, что в ней ребенок находится
в течение значительной части своей жизни,
и по длительности своего воздействия
на личность, ни один из институтов воспитания
не может сравниться с семьей. В ней закладываются
основы личности ребенка, и к поступлению
в школу он уже более чем наполовину сформировался
как личность.
Семья может выступать в качестве
как положительного, так и отрицательного
фактора воспитания. Положительное воздействие
на личность ребенка состоит в том, что
никто, кроме самых близких для него в
семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки,
брата, сестры, не относится к ребенку
лучше, не любит его так и не заботится
столько о нем. Вместе с тем никакой другой
социальный институт не может потенциально
нанести столько вреда в воспитании детей,
сколько может сделать семья.
Именно в семье ребенок получает
первый жизненный опыт, делает первые
наблюдения и учится как себя вести в различных
ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему
в семье учат ребенка, подкреплялось конкретными
примерами, чтобы он видел, что у взрослых
теория не расходится с практикой.
Каждый из родителей видит в
детях свое продолжение, реализацию определенных
установок или идеалов. И очень трудно
отступает от них.
Конфликтная ситуация в семье
может сильно по влиять на формирование
личности ребенка.
Взаимоотношения в семье – психологические
отношения субъектов, связанных родством,
общностью быта, взаимной моральной ответственностью
и взаимопомощью.
Известно, что семья как малая
социальная группа является наилучшей
воспитательной средой. Однако, некоторые
факторы, связанные с составом семьи, состоянием
ее внутренних взаимоотношений или воспитательно-неверными
позициями родителей, могут вызывать снижение
воспитательной способности семьи. Эти
факторы могут приводить к нарушениям
в поведении детей и даже к отрицательным
явлениям в формировании их личности.
Одним из факторов, нарушающих
выполнение воспитательных функций семьи,
могут быть изменения в ее составе. Семья
является такой малой группой, которая
постоянно развивается и видоизменяется.
В выполнении воспитательной
функции по отношению к детям главную
роль играет супружеская пара – отец и
мать. В связи с этим говорят о полной семье
и неполной, когда отсутствует один из
родителей. Стабильность семейной среды
является важным фактором для эмоционального
равновесия и психического здоровья ребенка.
Распад семьи, вызванный разводом или
раздельным проживанием родителей, всегда
приносит глубокое потрясение и оставляет
у ребенка прочную обиду, которую можно
лишь смягчить. Это явление – существенная
общественно-воспитательная проблема.