Разлука с одним из родителей
может привести к появлению у ребенка
чувства страха, депрессию и ряд других
симптомов невроза.
Атмосфера напряженности и
конфликтных семейных ситуаций действует
на ребенка резко отрицательно. Дом перестает
быть для него опорой, он теряет чувство
безопасности, исчезает тот источник,
которым была для него семья, когда в ней
царила эмоциональная связь родителей,
когда они и мир их ценностей были примером
для подражания. Нарушение такой стабильности
семейной системы может привести ребенка,
особенно в младшем школьном и подростковом
возрасте, к поискам опоры вне дома. В таком
состоянии дети легче поддаются внешним
влияниям, так как стремятся к разрядке
внутреннего напряжения.
Надо помнить, что чем длительнее
по времени разногласия в семье, тем сильнее
их отрицательное влияние на ребенка.
Динамика семейной жизни и характер
эмоционального отношения родителей к
ребенку имеют существенное значение
для формирования его личности.
Характер
детско-родительских отношений, возникающих
в семье, во многом определяет формирование
личности и эмоциональное благополучие
ребенка [Бодалев, с. 82]. Для душевного состояния
детей чрезвычайно важно, чувствуют ли
они в семье, что их любят, значимы они
для родителей или нет, как они сами относятся
к родителям. Осмысление себя в семье хотя
и не полностью осознается ребенком, но
оно определяет его реакции на происходящее
и, более того, представляет собой фундамент
для существующих и будущих отношений
с людьми. Это своеобразные сценарии, на
основе которых ребенок предвосхищает,
как окружающие будут поступать с ним,
интерпретирует, что чувствуют другие
люди по отношению к нему. Сценарии очень
стабильны, часто человек несет их с собой
на протяжении всей жизни. На основе своего
жизненного опыта и обобщения его доступными
интеллектуальными средствами ребенок
может прийти к разным внутренним позициям.
Они в общей форме отражают, как ребенок
воспринимает отношение родителей к себе
и как он сам относится к себе.
Можно выделить четыре обобщенные установки
по отношению к родителям и к себе [Хоментаускас,
с. 29]:
1. Я нужен и любим, и я люблю
вас тоже.
2. Я нужен и любим, а вы существуете
ради меня.
3. Я не любим, но я от всей
души желаю приблизиться к
вам.
4. Я не нужен и нелюбим. Оставьте
меня в покое.
Ребенок, живя в семье, накапливает большой
опыт межличностных отношений. Он воспринимает,
правильно или искаженно, как родители
относятся к нему - избегают его, недовольны
им, признают его автономность или ущемляют
ее, доброжелательно относятся к нему
или нет. Со временем он осмысляет, любят
его родители или нет, нужен ли он им, значим
ли для них. Ребенок также формирует и
свое отношение: любит ли он сам родителей
такими, какие они есть, чувствует ли их
эмоциональную отдаленность и стремится
ее уменьшить, избегает ли он травмирующих
отношений с родителями. Содержание его
осмысления взаимоотношений с родителями
проявляется в его высказываниях, поступках,
настроениях.
Наблюдая за детьми,
можно распознать их внутренние позиции,
установки. Критериями развития желательной
позиции являются:
а) выраженное переживание удовольствия
от общения с близкими людьми;
б) ощущение свободы, автономности при
общении с родителями;
в) уверенность в своих силах, самодостаточность;
г) умение видеть свои недостатки и способность
просить помощь у окружающих;
д) способность разграничить ошибку,
плохой поступок и свою личность как нечто,
не сводящееся к отдельному акту поведения.
Определенным
образом сложившиеся отношения могут
помочь ребенку осознать, что он любим,
и в то же время способствовать развитию
пренебрежительного отношения к родителям
и другим лицам. Такая позиция не благоприятствует
приспособлению ребенка к более широкой
социальной среде, мешает созданию нормальной
атмосферы в семье. Чувство, что он нелюбим,
может постепенно развиваться у ребенка
вследствие эмоциональной холодности,
авторитаризма родителей, их неспособности
включить детей в общие дела семьи.
Дефицит любви,
внимания со стороны родителей вызывает
у ребенка сильное желание «приблизиться»
к отцу и матери. Сначала ребенок своим
поведением провоцирует, чтобы родители
обращали на него внимание. Если ему это
не удается, ребенок стремится принудить
родителей считаться с ним. В результате
он включается в «силовую борьбу», которая
нагнетает в семье эмоциональное напряжение.
Если отношения в семье и дальше не меняются
и ребенок все больше удостоверяется в
своей нелюбимости, он может прибегнуть
к актам своеобразной детской «мести».
Полностью обескураженный, ребенок может
осмыслить себя как нелюбимого, бездарного
и стремиться полностью, отгородиться
от родителей, других взрослых [Бодалев,
с. 41; Гиппенрейтер, с. 12; Киреева, с. 6; Хоментаускас,
с. 18].
Таким образом, мы
рассмотрели обобщенные установки (внутренние
позиции) ребенка по отношению к родителям
и к себе, к которым он приходит на основе
своего жизненного опыта: «Я нужен и любим,
и я люблю вас тоже». «Я нужен и любим, а
вы существуете ради меня». «Я не любим,
но я от всей души желаю приблизиться к
вам». «Я не нужен и не любим. Оставьте
меня в покое».
Для того, чтобы ребёнок пришёл
на основе своего жизненного опыта к установке
(внутренней позиции) по отношению к родителям
и к себе - «Я нужен и любим, и я люблю вас
тоже», необходимы гармонизированные
детско-родительские отношения, это позволяет
говорить о необходимости организации
экспериментального исследования с целью
практического изучения детско-родительских
отношений, с последующим развитием и
гармонизацией этих отношений в семье.
Типы семейных взаимоотношений
Рассматривая основные типы
семейных отношений, необходимо иметь
в виду влияние каждого из них на формирование
поведения и определенных черт личности
ребенка.
В каждой семье объективно складывается
определенная, далеко не всегда осознанная,
система воспитания. Здесь имеется в виду
и понимание целей воспитания, и формулировка
его задач, и более или менее целенаправленное
применение методов и приемов воспитания,
учет того, что можно и чего нельзя допустить
в отношении ребенка. Психологами выделены
4 тактики воспитания в семье и отвечающие
им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся
и предпосылкой и результатом их возникновения:
диктат, опека, "невмешательство"
и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется
в систематическом поведении одними членами
семейства (преимущественно взрослыми)
инициативы и чувства собственного достоинства
у других его членов.
Родители, разумеется, могут
и должны предъявлять требования к своему
ребенку, исходя из целей воспитания, норм
морали, конкретных ситуаций, в которых
необходимо принимать педагогически и
нравственно оправданные решения. Однако
те из них, которые предпочитают всем видам
воздействия приказ и насилие, сталкиваются
с сопротивлением ребенка, который отвечает
на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами:
лицемерием, обманом, вспышками грубости,
а иногда откровенной ненавистью. Но даже
если сопротивление оказывается сломленным,
вместе с ним оказываются сломленными
и многие ценные качества личности: самостоятельность,
чувство собственного достоинства, инициативность,
вера в себя и в свои возможности. Безоглядная
авторитарность родителей, игнорирование
интересов и мнений ребенка, систематическое
лишение его права голоса при решении
вопросов, к нему относящихся, - все это
гарантия серьезных неудач формирование
его личности.
Гиперопека в семье - это система
отношений, при которых родители, обеспечивая
своим трудом, удовлетворение всех потребностей
ребенка, ограждают его от каких-либо забот,
усилий и трудностей, принимая их на себя.
Вопрос об активном формировании личности
отходит на второй план. В центре воспитательных
воздействий оказывается другая проблема
- удовлетворение потребностей ребенка
и ограждение его от трудностей. Родители,
по сути, блокируют процесс серьезной
подготовки их детей к столкновению с
реальностью за порогом родного дома.
Именно эти дети оказываются наиболее
неприспособленными к жизни в коллективе.
Как раз эти дети, которым, казалось
бы, не на что жаловаться, начинают восставать
против чрезмерной родительской опеки.
Если диктат предполагает насилие, приказ,
жесткий авторитаризм, то опека - заботу,
ограждение от трудностей. Однако результат
во многом совпадает: у детей отсутствует
самостоятельность, инициатива, они так
или иначе отстранены от решения вопросов,
лично их касающихся, а тем более, общих
проблем семьи.
На признании возможности и
даже целесообразности независимого существования
взрослых от детей, строиться тактика
"невмешательства". При этом предполагается,
что могут сосуществовать два мира: взрослые
и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить
намеченную таким образом линию. Чаще
всего в основе этого типа взаимоотношений
лежит пассивность родителей как воспитателей.
Сотрудничество как тип взаимоотношений
в семье предполагает опосредованность
межличностных отношений в семье общими
целями и задачами совместной деятельности,
ее организацией и высокими нравственными
ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается
эгоистический индивидуализм ребенка.
Семья, где ведущим типом взаимоотношений
является сотрудничество, обретает особое
качество, становится группой высокого
уровня развития – коллективом.
Большое значение в становлении
самооценки и личности ребенка имеет стиль
семейного воспитания, принятые в семье
ценности.
Можно выделить три стиля семейного
воспитания: - демократический - авторитарный
– попустительский (либеральный).
При демократическом стиле,
прежде всего, учитываются интересы ребенка.
Это стиль "согласия"; при авторитарном
стиле родителями навязывается свое мнение
ребенку – стиль "подавления"; при
попустительском стиле ребенок предоставляется
сам себе.
Младший школьник видит себя
глазами близких взрослых, воспитывающих
его. Если оценки и ожидания в семье не
соответствуют возрастным и индивидуальным
особенностям ребенка, его представление
о себе кажутся искаженными.
М.И. Лисина проследила развитие
самосознания и личности младших школьников
в зависимости от особенностей семейного
воспитания. Дети с точным представлением
о себе воспитываются в семьях, где родители
уделяют им достаточно много времени;
положительно оценивают их физические
и умственные данные, но не считают уровень
их развития выше, чем у большинства сверстников,
прогнозируют хорошую успеваемость в
школе. Этих детей часто положительно
поощряют, а наказывают, в основном, отказом
от общения.
Дети с заниженным представлением
о себе растут в семьях, в которых с ними
не занимаются, но требуют послушания;
низко оценивают их способности, часто
упрекают, наказывают, иногда - при посторонних,
что является очень болезненным для ребенка.
Родители не ожидают от них успехов в школе
и значительных достижений в дальнейшей
жизни. Они не уверены в силах своего чада.
Дети чувствуют это и принимают как должное,
это становится установкой их дальнейшей
жизни. Что является преградой в общении
с окружающими людьми (родителями, учителями
и сверстниками) и в постановке и достижении
каких-либо целей.
От условий воспитания в семье
зависит адекватное и неадекватное поведение
ребенка. Дети, у которых занижена самооценка,
недовольны собой. Это происходит в семье,
где родители постоянно порицают ребенка,
или ставят перед ним завышенные задачи.
Ребенок чувствует, что он не соответствует
требованиям родителей. (Не говорите ребенку,
что он некрасив, от этого возникают комплексы,
от которых потом практически невозможно
избавиться.)
Неадекватность также может
проявляться с завышенной самооценкой.
Это происходит в семье, где ребенка часто
хвалят, и за мелочи и достижения дарят
подарки (ребенок привыкает к материальному
вознаграждению). Ребенка наказывают очень
редко, система требования очень мягкая.
Адекватное представление –
здесь нужна гибкая система наказания
и похвалы. Исключается восхищение и похвала
при нем. Редко дарятся подарки за поступки.
Не используются крайние жесткие наказания.
В семьях, где растут дети с высокой, но
не с завышенной самооценкой, внимание
к личности ребенка (его интересам, вкусам,
отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной
требовательностью. Здесь не прибегают
к унизительным наказаниям и охотно хвалят,
когда ребенок этого заслуживает. Дети
с пониженной самооценкой (не обязательно
очень низкой) пользуются дома большей
свободой, но эта свобода, по сути, – бесконтрольность,
следствие равнодушия родителям к детям
и друг к другу.
Школьная успеваемость является
важным критерием оценки ребенка как личности
со стороны взрослых и сверстников. Отношение
к себе как к ученику в значительной мере
определяется семейными ценностями. У
ребенка на первый план выходят те качества,
которые больше всего заботят его родителей
– поддержание престижа (дома задаются
вопросы: «А кто еще получил пятерку?»),
послушание («Тебя сегодня не ругали?»)
и т.д.
В самосознании маленького
школьника смещаются акценты, когда родителей
волнуют не учебные, а бытовые моменты
в его школьной жизни («В классе из окон
не дует?», «Что вам давали на завтрак?»),
или вообще мало что волнует – школьная
жизнь не обсуждается или обсуждается
формально. Достаточно равнодушные вопросы
родителей, например, «Что было сегодня
в школе?», рано или поздно приведет к соответствующему
ответу: «Ничего особенного», «Все нормально».
Родители задают и исходный
уровень притязаний ребенка - то, на что
он претендует в учебной деятельности
и межличностных отношениях. Дети с высоким
уровнем притязаний, завышенной самооценкой
и престижной мотивацией рассчитывают
только на успех. Их представления о будущем
столь же высоки и оптимистичны. Но, когда
такие дети сталкиваются с преградами
и трудностями на своем пути, реакция их
может быть непредсказуемой – от депрессии
до нервного срыва. Такие дети часто переоценивают
свои возможности и пытаются достичь недостижимого.
Дети с низким уровнем притязаний
и низкой самооценкой не претендуют на
многое ни в будущем, ни в настоящем. Они
не ставят перед собой высоких целей и
постоянно сомневаются в своих возможностях,
быстро смиряются с тем уровнем успеваемости,
который складывается в начале обучения.
Они не уверенны в себе – это мешает их
социализации и достижению поставленных
целей. Такие дети часто замыкаются в себе,
у них появляется множество комплексов,
от которых им очень сложно избавляться,
а самостоятельно, практически невозможно.