Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 22:31, курсовая работа
Описание работы
Актуальность данной работы определяет сложная ситуация в современном обществе, которое отнюдь не идеально. В мире много жестокости, зла, безразличия людей к окружающим, а порой даже к своим родным и близким. Преступность растет с каждым днем. И все это, зачастую, результат неправильного воспитания, результат насилия в семье, результат проявления агрессии родителей по отношению к детям, или просто безразличие.
Содержание работы
Введение……………………………………………………….………………..…3 1. Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка …….7 1.1. Личность ребёнка…………………………………………………….….…..7 1.2. Семейные отношения как показатель формирования личности ребенка…………………………………………………………….………….....…9 1.3. Нарушения детско-родительских отношений. Влияние на личность ребенка………………………………………………………………………..…..24 2. Исследование детско-родительских отношений с помощью различных методик…………………………………………………………………………....31 2. 1. Методики исследования детско-родительских отношений………….......31 2.2. Результаты проведенного исследования………………………………..…36 Заключение……………………………………………………………………..…39 Список литературы………………
Считают, что идея использования
рисунка семьи для диагностики внутрисемейных
отношений возникла у ряда исследователей,
среди которых упоминают работы В. Хьюлса,
А.И. Захарова, Л. Кормана и др.
Целью выявление особенностей
внутрисемейных отношений.
На основе выполнения изображения,
ответов на вопросы необходимо оценить
особенности восприятия и переживаний
ребенком отношений в семье.
Для исследования необходимы:
лист белой бумаги формата А4, шесть цветных
карандашей (черный, красный, синий, зеленый,
желтый, коричневый), резинка. Ребенку
дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста,
свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять,
что обозначает слово «семья», так как
этим искажается сама суть исследования.
Если ребенок спрашивает, что ему рисовать,
психолог должен просто повторить инструкцию.
Время выполнения задания не ограничивается
(в большинстве случаев оно длится не более
35 минут).
При выполнении задания следует
отмечать в протоколе:
а) последовательность рисования
деталей;
б) паузы более 15 секунд;
в) стирание деталей;
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции и
их связь с изображаемым содержанием.
После того, как ребенок выполнит
задание, надо стремиться получить максимум
информации вербальным путем. Обычно задают
следующие вопросы:
Скажи, кто тут нарисован?
Где они находятся?
Что они делают? Кто это придумал?
Им весело или скучно? Почему?
Кто из нарисованных людей самый
счастливый? Почему?
Кто из них самый несчастный?
Почему?
Последние два вопроса провоцируют
ребенка на открытое обсуждение чувств,
что склонен делать не каждый ребенок.
Поэтому, если ребенок не отвечает на них
или отвечает формально, не следует настаивать
на ответе. При опросе психолог должен
пытаться выяснить смысл нарисованного
ребенком:
– чувства к отдельным членам
семьи;
– почему ребенок не нарисовал
кого-нибудь из членов семьи (если так
произошло);
– что значат для ребенка определенные
детали рисунка (птицы, зверушки и т. д.)
При этом по возможности следует избегать
прямых вопросов, настаивать на ответе,
так как это может индуцировать тревогу,
защитные реакции. Часто продуктивными
оказываются проективные вопросы, например:
– Если вместо птички был бы
нарисован человек, то кто бы это был?
– Кто бы выиграл в соревнованиях
между братом и тобой?
– Кого мама позовет идти с
собой?
– и т. п.
Схема обработки теста (см. Приложение
6).
При выполнении задания по данным
инструкциям оценивается наличие или
отсутствие совместных усилий в тех или
иных ситуациях, которые изображены, какое
место уделяет им ребенок, выполняющий
тест и т.д.
Методика диагностики
родительского отношения А.Я. Варга, В.В.
Столина
Тест-опросник родительского
отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический
инструмент, ориентированный на выявление
родительского отношения у лиц, обращающихся
за психологической помощью по вопросам
воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается
как система разнообразных чувств по отношению
к ребенку, поведенческих стереотипов,
практикуемых в общении с ним, особенностей
восприятия и понимания характера и личности
ребенка, его поступков.
Опросник состоит из 5 шкал:
1. «Принятие-отвержение».
2. «Кооперация».
3. «Симбиоз».
4. «Авторитарная гиперсоциализация».
5. «Маленький неудачник».
Текст опросника состоит из
61 утверждения, с которыми родитель может
либо согласиться ( поставить «верно»
или «+»), либо не согласиться (поставить
«неверно» или «–»).
При подсчете тестовых баллов
по всем шкалам учитывается «верно». Высокий
тестовый балл по соответствующим шкалам
интерпретируется как:
– отвержение;
– социальная желательность;
– симбиоз;
– гиперсоциализация;
– инфантилизация (инвалидизация).
Тестовые нормы проводятся
в виде таблиц процентильных рангов тестовых
баллов по соответствующим шкалам равна
160.
Таблица шкал (см. Приложение
8)
2.2. Результаты проведенного
исследования
В исследовании приняли участие
дети МАДОУ № 4 г. Нурлат.
Воспитанники детского сада
подготовительной группы (10 человек),
а также, их родители (мамы) (10
человек).
В качестве методов исследования
для старших дошкольников , использовался
опросник для родителей - ОРО (Опросник
родительского отношения А.Я. ВАРГА, В.В.
СТОЛИНА) и методика «Рисунок семьи» для
детей.
Опросник родительского
отношения А.Я. ВАРГА, В.В. СТОЛИНА
По результатам методики «ОРО»
были сделаны следующие выводы:
Высокий процентный балл по
шкале «симбиоз» – 90 и более % – достаточен
для того, чтобы сделать вывод о том, что
здесь устанавливается психологическая
дистанция между взрослым и ребенком,
родитель всегда старается быть ближе
к нему, удовлетворять все его потребности,
ограждать от трудностей и неприятностей
жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу
за ребенка, ребенок кажется ему маленьким
и беззащитным. Такой результат был выявлен
у 100% опрошенных родителей.
Высокий процентный балл по
шкале «отношение к неудачам ребенка»
(или «маленький неудачник») – от 85% и выше
– являются признаком того, что родитель
считает ребенка маленьким неудачником
и относится к нему как к несмышленому
существу. Интересы, увлечения, мысли и
чувства ребенка кажутся взрослому человеку
несерьезными, и он игнорирует их. Такие
родители считают своего ребенка не приспособленным,
не способным к самостоятельности и открытыми
для дурных влияний. В связи с этим родитель
старается оградить ребенка от трудностей
жизни и строго контролировать его действия.
Вряд ли такой взрослый может стать хорошим
учителем и воспитателем для ребенка.
Методика «Рисунок
семьи»
По результатам методики «Рисунок
семьи», можно сделать следующий вывод:
у семи детей из десяти проявляются такие
особенности как снижение самооценки
– дети рисуют себя либо дальше от семьи,
чем других ее членов (3 ребенка), либо не
рисуют вообще (1 ребенок). Причиной отсутствия
автора на рисунке могут быть трудности
самовыражения при общении с близкими
людьми, отсутствие чувства общности с
семьей: «меня здесь не замечают», «мне
трудно найти свое место». Автор может
пропустить себя и в знак протеста, считая,
что его забыли: «все уже распределено
в этой структуре, меня мало это волнует,
мне нет здесь места» или «я не стремлюсь
найти здесь свое место или способ выражения».
Два ребенка выражают большую
потребность в общении – в свои рисунки
они добавляют животных, родственников,
не проживающих с ними (дядя, тетя). Также
из результатов методики видно, что в семьях
у большинства детей нарушен эмоциональный
контакт с родителями – на восьми рисунках
из десяти члены семьи не касаются друг
друга (не держатся за руки или стоят далеко
друг от друга). На одном из рисунков изображены
четыре человека: мама, ребенок, дедушка
и папа. Каждый из них занят своим делом:
ребенок изображен анфас (в верхней части
листа), а остальные члены семьи в профиль.
Дедушка, при этом нарисован в танке, отвернут
от других членов семьи (в верхней части
листа), папа в машине, тоже отвернут от
семьи (в нижней части листа), а мама смотрит
телевизор (в нижней части листа). Все изображены
на одном рисунке, но при этом их ничего
не связывает. Из этого можно сделать вывод
о том, что в этой семье каждый предназначен
сам себе. Эмоциональный контакт, межличностные
отношения в семье нарушены.
Вывод: проведенный эксперимент
подтвердил теоретические предположения
и позволил конкретизировать внешние
проявления влияния семьи на личностно
- характерологическую среду ребёнка.
К последствиям дисгармонии внутрисемейных
отношений можно отнести следующие:
- занижение самооценки;
- неуверенность в себе;
- замкнутость;
- склонность к агрессии
как средству защиты;
- низкая успеваемость
как следствие проблемного осуществления
учебной деятельности;
- склонность к асоциальному
поведению.
Заключение
В настоящее время очень остро
стоит проблема влияния семьи на развитие
детей. Безнадзорность, девиантное поведение,
чрезмерная агрессия, жестокость у детей,
наркомания, алкоголизм, насилие… этот
список можно продолжать до бесконечности.
Наконец, просто замкнутость, частые депрессивные
состояния у детей, малообщительность
и неуверенность в себе – все это зачастую
результат нарушения семейных взаимоотношений.
Детям не хватает ласки, любви, внимания
и просто общения с родителями.
Сейчас есть Интернет, различные
компьютерные игры, и родители считают,
что детям этого достаточно. Мамы и папы
занимаются своими делами и на общение
с ребенком, после трудного рабочего дня,
у них не остается ни сил, ни времени, ни
желания. А ребенку необходимо общение!
Он должен чувствовать, что его любят,
ценят, уважают, ребенок должен видеть,
что в нем нуждаются, что с ним хотят общаться.
Каким станет ребенок, чего он добьется
и как устроит свою жизнь, зависит от его
семьи и от того, какую модель поведения
ему дадут его родители.
Ребёнку, испытывающему постоянный
эмоциональный дискомфорт и напряжение,
необходима помощь. Чем раньше родители
поймут, что отношения в семье складываются
неблагополучно и наносят ребёнку подчас
непоправимый вред, тем больше возможность
для коррекции. Но для этого нужна помощь
специалистов, в том числе педагогов и
психологов. Если же родители отказываются
от попытки изменить ситуацию, не хотят
видеть возникающие в семье проблемы,
вероятность благополучного исхода приближается
к нулю.
Гипотеза о том, что атмосфера
семейных отношений является решающим
фактором становления личности ребёнка,
полностью подтвердилась в данной работе.
Также, подтвердилось то, что от отношения
к ребенку родителей и других членов семьи,
от удовлетворения его психических потребностей
во многом зависит дальнейшее развитие
ребенка, его отношение к себе, к своей
семье и к окружающим людям.
Цель работы, изучение межличностных
отношений в семьях и то, каким образом
позиции родителей влияют на формирование
личности ребенка, также достигнута в
соответствии с обозначенными задачами.
В данной работе определены
основные понятия, необходимые для исследования,
изучены типы семейных взаимоотношений
и их влияние на формирование личности
младших школьников, рассмотрен комплекс
методик по этой теме и проведено экспериментальное
исследование по выявлению зависимости
личности ребёнка от условий внутрисемейного
воспитания. Полученные результаты еще
раз подчеркивают актуальность данной
темы.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная
психология: Учебник для студентов
вузов.- М.: Академический Проект, 2001.
2. Баркан А.И. Практическая
психология для родителей, или
Как научиться понимать своего ребенка.
– М., АСТ-ПРЕСС, 1999.
3. Безруких М.М., Ефимова С.П.
Ребенок идет в школу. - М., 1989.
4. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной
семьи. - М., 1988.
5. Детская психология: типы
семейных отношений [Электронный
ресурс] – режим доступа: http://azps.ru
6. Захаров А.И. Как предупредить
отклонения в поведении детей. - М., 1993.
8. Земская М. Семья и личность:
Пер. с польск. Васильева Л.В.: Из-во «Прогресс»,
1986.
9. Нартова-Бочавер С. Психология
личности и межличностных отношений. –
М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
10. Немов Р.С. Психология: Учеб.
для студ. высш. пед. учебн. заведений: В
3 кн. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
– Кн. 1: Общие основы психологии.
11. Немов Р.С. Психология: Учеб.
для студ. высш. пед. учебн. заведений: В
3 кн. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
– Кн. 2: Психология образования.
12. Немов Р.С. Психология: Учеб.
для студ. высш. пед. учебн. заведений: В
3 кн. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
– Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное
психологическое исследование с элементами
математической статистики.